© Цветков А.Н., оформление, 2016
© Вифлеемский А.Б., текст, 2016
Введение
Дошкольное образование стало уровнем общего образования, а ключевым элементом, определяющим деятельность дошкольных образовательных организаций, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность обязательных требований к образованию данного уровня.
Первостепенное значение ФГОС ДО в деятельности детского сада многими еще не осознано. Даже некоторые заведующие ДОО не понимают, что же входит в понятие «обязательные требования».
Между тем, федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. А это означает, что именно стандарты определяют, какой должна быть образовательная программа. Кроме того, стандарты устанавливают требования к результатам освоения основных образовательных программ, что в случае с дошкольным образованием представляется крайней проблематичным.
Впрочем, чиновникам многие сложные вещи иногда кажутся слишком простыми и легко решаемыми. Не случайно первоначально предполагали, что окончание детского сада будет сопровождаться экзаменом, определяющим степень достижения запланированных результатов и возможность перехода на следующий уровень общего образования. От такого экзамена отказались, но надолго ли?
Однако самыми важными, на наш взгляд, исходя из содержания ФГОС, являются требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Напомним, что действующие требования, предъявляемые к заведующим ДОО, фактически означают, что руководитель должен быть прежде всего управленцем и обладать экономическими и правовыми знаниями. именно поэтому в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих говорится об обязательности высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшее профессиональное образование в сочетании с дополнительным профессиональным образованием в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
Поэтому и в рамках ФГОС ДО на первый план выходят именно экономические и правовые вопросы регламентации дошкольного образования.
По закону именно ФГОС ДО должен определять, сколько же денег необходимо выделять на дошкольное образование (реализацию программ дошкольного образования). Именно ФГОС ДО определяет, какой должна быть программа дошкольного образования (чтобы ее реализация означала выполнение ФГОС) и сколько денег необходимо на ее реализацию, какие при этом должны быть здания детских садов и каким требованиям должны отвечать воспитатели.
Впрочем, на практике, ФГОС ДО такие требования содержит, как правило, лишь в виде отсылочных норм – указаний на другие нормативные правовые акты, в том числе санитарные правила и нормы, приказы Минобрнауки России и др. Хотя присутствуют и вкрапления новых правовых норм, добавляющих те или иные требования.
В результате, если ранее речь шла, например, просто о нарушении СанПиН в детском соду, то теперь тоже самое нарушение может трактоваться и в качестве невыполнения ФГОС ДО. И ответственность может наступить уже по большему числу оснований, а контролировать выполнение фактически одного и того же требования могут разные контролирующие структуры.
В книге мы детально рассмотрим вопросы организации дошкольного образования с учетом установленных ФГОС ДО требований, в том числе к кадровому и финансовому обеспечению реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Особое внимание при этом уделим вопросам специфики реализации основной образовательной программы дошкольного образования – тесной взаимосвязи с присмотром и уходом за детьми.
С ФГОС ДО связаны и вопросы доступности дошкольного образования в связи с на наличием очередей желающих направить своих детей в государственный или муниципальный детский сад в большинстве регионов страны. Поэтому мы обрались и к судебной практике, которая уже начала касаться отдельных вопросов реализации стандартов.
К сожалению, принятые ФГОС ДО крайней слабо проработаны с юридической точки зрения, поэтому проблемы с их реализацией не удивляют. Минобрнауки России не может дать четкого ответа на вопросы: в полном ли объеме группы кратковременного пребывания реализуют стандарт дошкольного образования или нет; чем кроме продолжительности пребывания в дошкольной организации отличаются группы полного дня, если смотреть на достижение результатов дошкольного образования; имеет ли право гражданин потребовать для своего ребенка группы полного дня, или нахождение в группе кратковременного пребывания можно считать полноценным выполнением стандарта?
Эти и другие непростые вопросы мы и рассмотрим в настоящей книге.