Сталин – антикульт
Обмана столько в этом мире,
Что быть умнее мы должны,
Но вопреки чужим советам
Мы верим, черт нас побери.
Культ Сталина, как известно, развенчал «кровавый человек и шут» Никита Хрущев, как его назвали потом некоторые сослуживцы и журналисты. Сегодня уже ни для кого не секрет, сколько тысяч наших простых граждан, военных и политиков, занимавших партийные должности в Москве и на Украине, он включил в расстрельные списки. Что творил Хрущев, уже писано многими людьми, знающими его служебные зигзаги и волюнтаристские выходки. Это было кровавое сумасшествие у исполнительных, состоящих при служебных портфелях чиновников. И вот что удивительно – Хрущев всю кровь своих невинных жертв легко сбросил на Сталина.
Но своими действиями с уходом из жизни Хозяина, он бил уже мертвого человека. Не понимая того, что убивает, выжигает неправдой живые клетки в душах граждан и разрушает крепи самого государства, руководить которым пробрался преступным путем – через репрессии 30-х – 40-х и даже 50-х годов. Потом на него падет подозрение в прямом или косвенном убийстве двоих: одного, которому служил – Сталина, и другого, с которым дружил – Берии, о чем будет сказано ниже.
Прошерстив архивы, убрав важных свидетелей своего кровавого безумия – Берию и Абакумова, и спрятав на 15 лет
главного разведчика страны генерал-лейтенанта Судопла-това и многих других людей сталинской эпохи, он пытался протиснуться в приоткрытую дверь истории. Проскользнуть этаким простачком, принципиальным коммунистом, ошельмовав своего хозяина – Сталина, которому чуть ли не целовал сапоги при острой нужде и необходимости.
Культ не бывает без личности. Без личности бывают только нули. Как говорится, был культ, но была и личность. Эти слова приписывают Шолохову. Поверим и мы. Пусть затасканное словосочетание, но оно по существу верное.
Но с другой стороны, культ во многом создавался снизу. Массы, только что освободившиеся от царя, никак не могли привыкнуть к череде «красных князьков». Они устали от болтливых революционных лидеров, желали державно сильного и не болтливого вождя.
Сегодня некоторые чересчур «свободолюбивые» либералы любят поиздеваться над тягой русского народа к монарху или вождю. Однако без этой тяги мы бы не выжили в сложнейших исторических условиях Средневековья, когда нашим предкам приходилось противостоять жесточайшему напору Степи и одновременно оборонятся от западной экспансии – тевтонских рыцарей, гоноровых ляхов, воинственных шведов и прочих ворогов.
Не смогли бы мы выжить и после двух революций и Гражданской войны, когда страна, истерзанная боевыми столкновениями, впала в послевоенный нигилизм. Надо было решать в короткое время громадные стратегические задачи: накормить страну через коллективизацию и технически вооружить ее путем индустриализации.
Сталин это понял. Только ему оказалось под силу создать сверхдержаву. Как писал советский литератор и писатель Л.И. Лиходеев в статье «Личность и ее культ»:
«И понадобился ватажный на всю державу, чтобы был он не велик и не мал, скорый на расправу и тороватый на ласку, чтобы он был родом посадский, прямодушный без лукавства, ученый в меру, без господской завиральности, чтобы не завирался гордостью, чтобы ел от небогатой хлеб-соли и чтобы охранял народ от скверны.
Понадобился вождь невзрачный, как пехотный солдат, без барского витийства, без заумного блудословия, без сокрытой кривды.
Понадобился старшой на всю ватагу – свой в доску от корней до листьев, правильный по самому своему естеству, чтобы казнить – казнил, а миловать – миловал, чтобы разобрался, что к чему в державе, чтобы сказал заветное слово, как быть.
Понадобился вождь ликом рябоватый, ходом угловатый, десницей суховатый, словами небогатый, чуток убогий для верности, однако без юродства. Долгожданный набольший всех, кто был ничем.
Понадобился великодержавный муж во многоязычной державе, но чтобы не иудей, не дай Бог, ибо продаст за тридцать сребреников, да и не русак, ибо пропьет государство».
Что удивительно, Леонида Израилевича Лиходеева (настоящая его фамилия Лидес) не заподозришь в русском шовинизме. Родился он в Донецке (Юзовке) в 1921 году. Учился в Одесском университете. В 1941 году невоеннообязанный Лиходеев добровольно ушел на фронт, где работал газетчиком. В 1944 году его демобилизовали по болезни. Всю свою жизнь он посвятил исторической прозе.
Вождь говорил о себе на тему культа иногда в третьем лице. Однажды, костеря своего нерадивого сына Василия, носящего тоже фамилию отца, Сталин спросил его:
– Ты думаешь, ты – Сталин? Ты думаешь, я – Сталин?
И вдруг, повернувшись к висевшему на стене собственному портрету, он ткнул указательным пальцем в его сторону: «Сталин – это он!»
Сталин был безразличен к культу, как к таковому – ему он был не нужен. Власти хватало. Но он, как государственник, знал, что культ в портрете – это то, что нужно стране для мобилизации народа на трудовые и ратные подвиги.
В 1925 году он выступил категорически против переименования Царицына в Сталинград. Не желая ликвидировать понятие культ, он противился его непомерному раздуванию.
В Российском государственном архиве социально-политической истории хранится письмо Сталина секретарю Цари-цынскогого губкома ВКП(б) П.Б. Шеболдаеву.
Есть смысл привести его полностью:
«Я узнал, что Царицын хотят переименовать в Сталинград. Узнал также, что Минин (один из активных участников обороны Царицына в Гражданскую войну. – Авт.) добивается его переименования в Мининград. Знаю также, что Вы отложили съезд Советов из-за моего не приезда, причем думаете произвести процедуру переименования в моем присутствии. Все это создает неловкое положение и для Вас, и особенно для меня. Очень прошу иметь в виду, что:
1) Я не добивался и не добиваюсь переименования Царицына в Сталинград;
2) Дело это начато без меня и помимо меня;
3) Если уж так необходимо переименовать Царицын, назовите его Мининградом или как-нибудь иначе;
4) Если уж слишком раззвонили насчет Сталинграда, и теперь трудно Вам отказаться от начатого дела, не втягивайте меня в это дело и не требуйте моего присутствия на съезде Советов – иначе может сложиться впечатление, что я добиваюсь переименования;
5) Поверьте, товарищи, что я не добиваюсь ни славы, ни почета и не хотел, чтобы сложилось обратное впечатление».
А что же получилось в дальнейшем? Как и предполагал Сталин, Шеболдаев раззвонил о переименовании города, протолкнув это решение через городские и уездные съезды, а также заручился поддержкой им же и организованных «беспартийных рабочих собраний».
И все же этот партбоярин переименовал Царицын в Сталинград, надеясь, что он и сам со временем заимеет право наречь своим именем какой-нибудь город и появится на карте Шеболдаевград или Шеболдаево.
Но пройдет девять лет и этот блюдолиз и подхалим станет активным участником заговора региональных князьков против Сталина на XVII съезде партии.
Приведу еще несколько фактов.
Вот отрывок из письма Сталина в издательство детской литературы «Детиздат»:
«Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»…
Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культы личности вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ, – говорят эсеры… Народ делает героев, – отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров…
Советую сжечь книжку».
То, что делал и сделал Сталин для страны, покоится на послевоенном реальном подиуме – СВЕРХДЕРЖАВА, на равных конкурирующая с другой такой же страной – США, на территории которой не прошел такой опустошающий ураган войны, какой увидел наш многострадальный народ и его промышленный потенциал…
Но коль мы заговорили об антикульте, автору вспомнился рассказ родственницы покойной супруги Людмилы – Анны Ефимовны Котовой, которая с конца 20-х до начала 30-х годов работала в Кремле у Сталина.
Прибыв из Рязанской области в поисках работы, она записалась на биржу труда. Там ее каким-то образом отобрали для стажировки в ведомство Кремля по охране вождя.
В 1927 году специальную охрану Кремля возглавлял генерал-лейтенант Николай Сидорович Власик, он же был фактическим начальником охраны Сталина.
– Когда вы впервые увидели Сталина? – спросил автор Котову.
– В первый день, когда была допущена к коридору, по которому ходили все небожители. Однажды я направлялась в кабинет к своему начальнику. Навстречу мне вышел Сталин. Я была низенькая росточком, и он мне показался высоким.
Потом я стала сравнивать его с другими, он был ниже их. Он остановил меня и спрашивает:
– Новенькая?
– Да! – я закивала головой.
– Как тебя зовут, новенькая? – задал очередной вопрос Сталин.
– Аня…
– Аня, Анечка, красивое у тебя имя. Нравится тебе работа у нас?
– Да! – опять коротко отвечаю ему.
– Если нравится работать, значит, будем долго с тобой работать, – последовал ответ.
– Анна Ефимовна, – помню, спросил я ее, – а чем конкретно занимались?
– Носила и бумаги, и даже судки со щами в большую комнату, перегороженную шторой. Ставила на стол судок и уходила. Удивляло то, что он любил вчерашние щи – повариха Матрена мне об этом говорила.
Потом Анну Ефимовну перевели в Коминтерн, а после его закрытия ушла рязанская девчушка «на вольные хлеба», окончила водительские курсы и проработала до пенсии водителем троллейбуса.
Ее повествование неожиданно совпало с оценкой жизни Сталина в Кремле приемным сыном вождя Артемом Федоровичем Сергеевым в изложении Феликса Чуева:
«Квартира Сталина помещалась в двухэтажном доме у Троицких ворот Кремля. По нынешним понятиям неудобная была квартира. Это отмечал еще Ленин в одной из своих записок. Все комнаты проходные. В прихожей стояла кадка с солеными огурцами – любил. На вешалке висела его старая доха мехом наружу. Он часто ходил в ней. По-видимому, она появилась у него с гражданской войны, но многие считали, что привез он ее из ссылки, из Туруханского края. Тут же помещалась и фронтовая шинель, которую ему однажды пытались заменить, но он возмутился:
«Вы пользуетесь тем, что можете мне каждый день приносить новую шинель, а мне эта еще лет десять послужит!»
Тут же стояли старые подшитые валенки…
Частенько ел вчерашние щи, а на второе – мясо из этих щей. Дети радовались, когда приезжали гости, значит можно хорошо поесть. Работала у Сталина повариха Матрена, кричала на него, ругала, что плохо ест, не вовремя ложится спать…
Во время войны, когда выезжал на фронт, жил в избе с охранниками. Хозяйка поначалу пускать не хотела.
– Не ругайте ее, – сказал он утром сопровождающим, – она же не знала, кто у нее ночевал!
В конце жизни Сталин решил проверить, во что обходится государству его содержание. Посмотрел счета и ужаснулся:
– Это что? Я столько съел и выпил, столько износил обуви и костюмов?
Итогом этой проверки стало снятие верного помощника – Поскребышева, а начальник охраны генерал Власик угодил за решетку…
Погуляли ребята…»
Как известно, Сталин много работал. Режим был бесчеловечен. Даже повариха Матрена иногда ворчала:
– Все нормальные люди давно спят, а он все сидит и сидит по ночам!
Его дети были объектом редких забот, но все равно он раз в неделю интересовался оценками в школе, проверял дневники, требовал прилежно учиться и вести себя достойно. Когда однажды на Василия пожаловался учитель Мартышкин, Сталин написал ему письмо:
«Преподавателю тов. Мартышкину.
Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Спасибо за письмо. Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения.
Василий – избалованный юноша средних способностей, дикаренок (тип скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких «руководителей», нередко нахал, со слабой, или, вернее, неорганизованной волей.
Его избаловали всякие «кумы» и «кумушки», то и дело подчеркивающие, что он «сын Сталина».
Я рад, что в Вашем лице нашелся хоть один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от нахала подчинения общему режиму в школе. Василия портят директоры, вроде упомянутого Вами, люди-тряпки, которым не место в школе, и если наглец Василий не успел еще погубить себя, то это потому, что существуют в нашей стране кое-какие преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку.
Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых, шантажистских угроз капризника насчет «самоубийства»…
Будете иметь в этом мою поддержку.
К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот.
Привет!
В этом ответе на письмо сам Сталин – живой, заботливый отец, волей политической карьеры и семейных обстоятельств оставшийся один на один с тремя детьми. Действительно, при таких космических перегрузках были проблемы с общением.
Начнется война, и Сталин пошлет троих сыновей: Якова, Василия и Артема защищать Родину. И они будут геройски сражаться. Яков попадет в плен и погибнет в концлагере. А Василий и Артем вернутся с войны победителями.
Военный летчик-ас, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Виталий Иванович Попков впоследствии вспоминал об отношениях Сталина к Василию:
«Отец был с ним строг, только на двенадцатый раз подписал приказ о присвоении сыну генеральского звания, сам дописал его в конце списка. До этого всегда вычеркивал».
Культ Сталина вырос в обстановке трудностей тридцать третьего года. В марте, когда отмечалось 50-летие со дня смерти Карла Маркса, приближенные подсуетились – газеты впервые вышли с тремя равной величины профилями Маркса, Ленина и Сталина в верхней части газетной полосы.
Накануне этой даты на одном из торжественных заседаний в Москве Каганович в докладе нежданно стал фигурировать терминами: «Дело Ленина – Сталина», «Знамя Ленина – Сталина», «Ленин – Сталин». Скоро формулировки почитания вождя превратились в повседневные и преувеличенно восторженные.
Так начинаются, наверное, все культы – от Наполеона и до Гитлера.
В начале 1934 года в Москве открылся XVII съезд ВКП(б). С отчетным докладом о проделанной работе ЦК партии за истекшие три с половиной года выступил Сталин. Начал он свое выступление с оценки международного положения. Не преминул сослаться на стереотип – пролетарскую солидарность рабочего класса западных стран, в случае нападения на СССР. Вместе с тем, в докладе прозвучали и явно новые ноты. Характеризуя приход нацистов в Германии, он многозначительно заметил:
Конец ознакомительного фрагмента.