Вы здесь

Сравнительная педагогика. Взгляд из России. Введение (А. Н. Джуринский, 2013)

© А. Н. Джуринский, 2013

© Издательство «Прометей», 2013


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Введение

В монографии в сопоставительном плане анализируется педагогика в России и в мире на пороге третьего тысячелетия. Это требует осознания процессов, происходящих в педагогике в условиях глобализации и мультикультурализма, при становлении нетрадиционных парадигм в теории воспитания и обучения, реформах всех уровней образования, модернизации учебно-воспитательного процесса.

В мировой педагогике происходят важные общие процессы. Маяками и двигателями развития наряду со странами европейской цивилизации становятся государства цивилизаций азиатского типа. Рождается новое понимание смысла воспитания и обучения личности не только как носителя и пользователя знаний, но и вершителя судеб окружающего мира. Наряду с общемировыми трендами в педагогике в отдельных регионах и странах получают выражение особенности педагогической мысли, которые явились следствием воздействия специфических социальных, культурных, идеологических факторов. В педагогике отражены общность и различия цивилизаций, в том числе рационализм, дихотомия, индивидуализм Запада и патернализм, холизм, коллективизм Востока.

На рубеже XX–XXI вв. движение мировой педагогики выглядит как многосторонний, масштабный процесс. Происходит существенное приращение педагогических знаний, сделано немало педагогически целесообразного и перспективного для развития дидактики, теории и методики воспитания. Педагогика приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Этот процесс пронизан идеями, пафос которых во многом определен критикой сложившихся философских, социальных и педагогических воззрений. Поколеблена вера во всевластие человека над природой. Подвергнут сомнению беспредельный рационализм. Очевидны стремления к максимальному плюрализму, вариативности, множественности мнений и суждений, предельно возможной индивидуализации воспитания. Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры, ответить на вызовы многокультурного социума.

Мировое педагогическое сообщество определяет новые общие для человечества ориентиры реформирования образования. «Общество будущего будет обучающимся обществом», – сквозная идея таких ориентиров. Они сформулированы в принятой ООН «Конвенции о правах ребенка» (1989), декларациях ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997), «Образование для всех» (1990) и других подобных документах. Важным путем гармоничного развития личности определено семейное воспитание «в атмосфере счастья, любви и понимания». Провозглашена необходимость подготовки юных поколений к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Декларируются права человека на образование, индивидуальное развитие, необходимость, «чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования». Указывается, что в третьем тысячелетии людям надлежит учиться познавать (овладеть умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими). Педагоги предостерегают от энциклопедизма в образовании, говорят о необходимости воспитания культуры ассоциативного мышления, формировании компетентности как суммы навыков, квалификации и социального поведения, воспитания осознания сходства и взаимозависимости народов. В мировой педагогике сформулированы несколько стратегических целей: решение проблем предшкольного воспитания, начального образования, обучения молодежи и взрослого населения, равенства полов в обучении, неграмотности, качества образования.

Актуализирована необходимость непрерывного образования (life long learning), идеи которого уходят в древность и зафиксированы в народной педагогике («век живи, век учись»). Пожизненное образование означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Школа рассматривается как стартовая площадка образования в течение дальнейшей жизни. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно. Предусматривается исчезновение монополии учебных заведений в образовании и его продолжение по окончании формального обучения, гибкость и диверсификация программ, методов и сроков обучения, развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Ставится стратегическая цель – формировать способность и мотивацию к самообразованию. Стратегия пожизненного образования сформулирована в виде ряда принципов: всеобщий характер; преемственность ступеней образования; интеграция институционных и неинституционных факторов; взаимосвязь общего и профессионального образования; открытость и гибкость; доступ к любым типам образования; свобода выбора профиля, средств, методов и форм образования; возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте и другое.

Перед мировой педагогикой стоит стратегическая цель – определить иерархию приоритетов, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят толерантное отношение к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; персональные высоконравственные качества; чувства сострадания и готовности помочь другим людям. Формулируются идеи через воспитание и обучение содействовать гуманизации общества. Происходит отказ от авторитарной педагогики, провозглашено индивидуальное внимание к личности. Определена необходимость посредством образования приобщать к духовным ценностям, соответствующим идеалам гражданского общества – демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Педагогика занята выработкой установок высокой нравственной, гражданской ответственности и самостоятельности, подготовкой к разнообразной деятельности в своей стране и за ее пределами.

Мир сталкивается с серьезными трудностями и проблемами в воспитании и обучении. Современная цивилизация порождает в подрастающем поколении пессимизм, антигуманизм, снижение этического и нравственного уровня. Человечество переживает вспышку молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, преступности. Жизнь учащихся все более регламентируется рутиной учебных занятий. Изъяны в духовном развитии молодежи – результат множества слагаемых. Среди них – и проблемы воспитания и обучения.

Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и обучении происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового. Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен как современный мир. В России и в других индустриально развитых странах педагогическая наука занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и прочее), непрерывное образование, мультикультурное образование и прочее. В странах «третьего мира» речь идет чаще о проблемах, которые потеряли актуальность для высокоразвитых государств: ликвидация неграмотности, всеобщность образования и т. д.

В современной России происходят важные изменения педагогики и образования в контексте общемировых тенденций. В образовательном сообществе появилось множество новых подходов к решению проблем воспитания и дидактики, над которыми уже не тяготеет пресс официальной, в марксистском духе, педагогики. Российская педагогика утверждает свободу совести, предусматривает право человека обращаться к культурным ценностям, которые он находит верными и привлекательными, выбирать моральные идеи в демократическом спектре. Предлагаются идеи светского, далекого от воинствующего атеизма воспитания. В педагогике провозглашены идейный плюрализм и многообразие. Новые теоретические установки декларируют идейную толерантность, запрет политической деятельности в сфере образования.

Популярность приобретают педагогические идеи сотрудничества и партнерства. Воспитанники рассматриваются как полноправные участники педагогического субъект-субъектного процесса, где возникают доверительные, непринужденные отношения между педагогами и воспитанниками, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учащихся и преподавателей. Возрождается понимание того, что семья – главный партнер школы по воспитанию, важнейший источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей.

В российской педагогике существенно изменилась трактовка принципов и условий образования. Предусматривается, что образование должно выполнять две функции: собственно обучения и социальной диверсификации (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие). В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором – о распределении по различным профессиональным и общественным слоям.

Российская педагогика должна учитывать все лучшее, что досталось в наследство от советской педагогической науки и школы, и одновременно видеть перспективы продвижения по пути демократизации образования. Сохранены идеи при понимании необходимости приобретения образования ориентироваться на ряд условий, в первую очередь – равенство граждан независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; открытость и преемственность в системе обучения. В то же время провозглашены плюрализм, вариативность, диверсификация образования. Открыт путь к формированию многозначных по целям, содержанию, типам учебных заведений. Декларируются децентрализация управления школьным делом, право выбора типов и способов приобретения образования. Предлагается организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать. В соответствии с этими условиями провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия местных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности; перехода к системе сотрудничества педагогов с учащимися.

Взгляд на мировую педагогику из России позволяет лучше осмысливать национальные проблемы воспитания и обучения, повышать эффективность отечественных образовательных институтов, определять место и возможности России в мировом педагогическом пространстве. Понятно, что не следует безоглядно подражать мировому опыту образования, но извлечь рациональное зерно из него необходимо. В зарубежной педагогике и школе есть немало, чему стоит поучиться и что можно перенять. При этом важно удержаться как от соблазна бездумного копирования, так и слепого отрицания.