Вы здесь

Справочник по делопроизводству. Раздел 2 Организация службы документационного обеспечения управления предприятия (М. Ю. Рогожин, 2011)

Раздел 2 Организация службы документационного обеспечения управления предприятия

Глава 1 Служба документационного обеспечения управления (ДОУ) предприятия, ее назначение, задачи, структура и состав

В соответствии с положениями Государственной системы документационного обеспечения управления (далее – ГСДОУ)[17] документационное обеспечение управления на предприятиях должно осуществляться специально уполномоченным подразделением – службой документационного обеспечения управления (далее – службой ДОУ). Такая служба (отдел, группа и т. п.) функционирует на предприятии с численностью персонала свыше 250 работников в качестве самостоятельного структурного подразделения, возглавляемого руководителем службы и подчиненного непосредственно руководителю предприятия[18].

Назначение службы ДОУ заключается в организации, ведении и совершенствовании системы документационного обеспечения управления предприятия. Основные задачи службы (отдела, группы) ДОУ представлены на схеме 1.


Схема 1




Поскольку на предприятиях, наряду с традиционными (бумажными) документами, все более широко используются электронные документы, служба ДОУ – совместно с информационными подразделениями – участвует и в решении иных задач, так или иначе связанных с организацией, внедрением и совершенствованием так называемого электронного документооборота. К числу таких задач следует отнести следующие[19]:

1. Подготовка технического задания на разработку информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот.

2. Обоснование выбора состава и характеристик программно-технических средств обработки электронных документов.

3. Разработка, внедрение и поддержание режима доступа к электронным документам предприятия.

4. Формирование, актуализация, резервное копирование и ревизия банка электронных документов предприятия.

Повседневная деятельность службы ДОУ регламентируется в соответствии с:

положением о службе ДОУ;

положениями о структурных подразделениях[20];

инструкцией по ДОУ;

инструкциями по отдельным видам (направлениям) деятельности службы;

инструкцией по организации рабочих мест персонала службы; нормами времени на выполнение работ по ДОУ; документами планирования и отчетности; должностными инструкциями персонала службы.

В необходимых случаях службой ДОУ разрабатываются и другие документы – в частности, документы по совершенствованию деятельности службы ДОУ (см. далее)[21]. Для определения оптимальной организационной структуры службы ДОУ, в наибольшей степени отвечающей потребностям конкретного предприятия в документированной информации, представляется целесообразным обратиться к соответствующим положениям ГСДОУ. Данным документом предусмотрены нижеследующие типовые варианты организационной структуры службы ДОУ:

Вариант 1. Обеспечение потребностей в документированной информации министерств (ведомств) РФ и субъектов федерации, иных аналогичных организаций и учреждений – предписывается возлагать на управления делами в составе:

секретариат (в свою очередь, включает приемную, секретариат министра (руководителя ведомства, организации, учреждения), секретариаты заместителей министра (руководителя), секретариат коллегии, протокольное бюро);

инспекция при министре (руководителе ведомства, организации, учреждения) (в свою очередь, включает канцелярию (бюро переписки), бюро учета и регистрации документов, экспедицию, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпную);

отдел писем (жалоб) (отдел по работе с обращениями, поступающими в адрес министерства (ведомства, организации, учреждения);

отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (ТС) (средств автоматизации и механизации) делопроизводственных процессов; центральный архив (архив).

Примерная организационная структура управления делами министерства (ведомства, иной аналогичной организации, учреждения) представлена на схеме 2.

Вариант 2. Обеспечение потребностей в документированной информации государственных предприятий, научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций и вычислительных центров, высших учебных заведениях и других аналогичных организаций – предписывается возлагать на отделы (службы) документационного обеспечения управления (канцелярии) в составе: группа (отдел) учета и регистрации; группа (отдел) контроля;

группа (отдел) совершенствования работы с документами и внедрения технических средств (средств автоматизации и механизации);

группа (отдел) рассмотрения писем (жалоб) (рассмотрения обращений, поступающих в адрес предприятия (организации));

секретариат; экспедиция; машинописное бюро; копировально-множительное бюро; архив.

Примерная организационная структура отдела (службы) ДОУ (канцелярии) государственного предприятия (организации) представлена на схеме 3.

Вариант 3. Обеспечение потребностей в документированной информации негосударственных предприятий (организаций), в том числе ассоциаций, концернов, акционерных обществ (включая совместные), кооперативов и др. – предписывается возлагать на службу ДОУ, структура которой (иного аналогичного подразделения) определяется органами руководства предприятия (организации). Примерная организационная структура службы ДОУ негосударственного предприятия (организации) представлена на схеме 4.


Схема 2




Схема 3




Схема 4




Вариант 4. Обеспечение потребностей в документированной информации органов местного управления (власти) и аппаратов (правлений) общественных организаций – предписывается возлагать на общие отделы в составе:

секретариат;

канцелярия (группа делопроизводства);

группа контроля;

протокольная группа;

группа совершенствования работы с документами (внедрения технических средств);

группа рассмотрения писем (жалоб);

машинописное бюро;

копировально-множительное бюро;

архив.

Примерная организационная структура общего отдела органа местного управления (власти) (аппарата (правления) общественной организации представлена на схеме 5.

Определение численного состава службы ДОУ – по структурным подразделениям и в целом – рекомендуется производить на основе соответствующих расчетов. Выполнение таких расчетов следует производить исходя из реальных потребностей предприятия в документированной информации (учитывающих объем документооборота, основные виды управленческих документов, периодичность их применения в целях обеспечения повседневной деятельности предприятия и т. п.) на основе данных о нормативных затратах времени на выполнение тех или иных видов работ (действий).


Схема 5




Методика расчетов представлена в укрупненных межотраслевых нормативах времени на работы по ДОУ[22]. Кроме того, при определении численности работников подразделений архивного хранения в составе службы (отдела) ДОУ (архива предприятия) целесообразно использовать методику расчета штатной численности государственных архивов[23]. Пример расчета представлен в табл. 2.1.

Определение квалификационного состава службы ДОУ производится исходя из совокупных потребностей предприятия в видах работ по ДОУ, выполнение которых предполагает наличие у работников соответствующей квалификации[24].


Таблица 2.1




Примечание:

1. СЗВ с учетом затрат времени на организационно-техническое обслуживание рабочих мест и отдых персонала составляют: СЗВп = 12 651 × Ку (Учетный коэффициент со значением 1,1) = 13 916 чел. – часов.

2. Примерная численность специалистов (с учетом квалификационных требований, предъявляемых содержанием работ), исходя из значения показателя полезного фонда рабочего времени одного работника (Фпв), составит: СЗВп: Фпв = 13 916: 2006 = 7 ед.


Окончательные результаты расчетов после тщательной проверки на предмет достоверности берутся за основу при подготовке проектов документов, определяющих квалификационный и численный состав службы ДОУ[25]. Примерный квалификационный и численный состав службы ДОУ предприятия с численностью свыше 250 работников представлен в табл. 2.2.


Таблица 2.2


Глава 2 локальные нормативные акты, регламентирующие функционирование службы ДОУ

2.1. Штатное расписание предприятия

Штатное расписание – локальный нормативный акт, устанавливающий структуру и квалификационно-численный состав работников предприятия по структурным подразделениям (участкам работы, включая службу ДОУ) и в целом на предстоящий календарный год. Унифицированная форма документа утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

В документе указываются: наименование предприятия, его код по ОКПО, дата введения в действие штатного расписания, дата и номер документа, дата и номер приказа, в соответствии с которым утверждено штатное расписание, численность штата (в единицах) и размер фонда заработной платы (в рублях), наименование структурного подразделения, наименование профессии (должности) работника, количество штатных единиц и размер месячного фонда заработной платы по каждой должности (профессии). В необходимых случаях состав реквизитов документа, предусмотренный унифицированной формой, может быть уточнен. Порядок оформления документа определен Инструкцией по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты[26]. Проект штатного расписания (см. рис. 2.1) утверждается приказом руководителя предприятия. Об изменении действующего штатного расписания руководителем предприятия издается соответствующее распоряжение (см. в связи с этим рис. 2.2).

2.2. Положение о службе ДОУ

Положение о службе ДОУ – это локальный нормативный акт, регламентирующий его организационно-правовой статус в системе управления предприятия, порядок его повседневного функционирования, а также подчиненность данного подразделения и порядок его взаимодействия с другими подразделениями и должностными лицами предприятия.


Рис. 2.1.

Открытое акционерное общество «Фасет»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

«22» марта 2010 г. № 135

г. Екатеринбург


О внесении изменений в штатное расписание предприятия


В целях совершенствования организационной структуры, оптимизации численного состава предприятия


РАСПОРЯЖАЮСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ:

1. Создать с 01.07.2010 на предприятии службу документационного обеспечения управления – службу ДОУ. Установить предельную численность состава службы на 2010 год – 22 должностных единицы, в том числе:

1.1. Административная группа – 2 чел.

1.2. Отдел делопроизводства – 10 чел.

1.3. Отдел хранения документов – 5 чел.

1.4. Отдел технического исполнения документов – 10 чел.

1.5. Отдел обеспечения – 5 чел.

2. Начальнику отдела кадров к 01.04.2010 во взаимодействии с председателем аттестационной комиссии предприятия представить предложения по укомплектованию службы ДОУ, а также кандидатуры на должности начальника службы и его заместителя.

До 01.06.2010 во взаимодействии с заместителем генерального директора по управлению и главным бухгалтером обеспечить внесение необходимых изменений в действующее штатное расписание предприятия, утвержденное приказом от 00.00.0000 № 000.

3. Ввести в действие с 01.07.2010 уточненное расписание предприятия (приложение 1 к настоящему распоряжению).

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора предприятия.

Приложение: по тексту, всего – на 1 л.


Генеральный директор личная подпись А.А. Агеев

Начальник юридического отдела личная подпись Б.В. Горина

Начальник отдела кадров личная подпись Д.Е. Жур

Рис. 2.2.


Оформление документа производится на общем бланке предприятия. Реквизитами документа являются:

1. Наименование вида документа.

2. Дата документа.

3. Регистрационный номер документа.

4. Место составления или издания документа.

5. Гриф утверждения.

6. Заголовок к тексту.

7. Текст.

8. Подпись.

9. Визы согласования[27].

10. Отметка о наличии приложения[28].

Проект положения о подразделении подписывает его руководитель (начальник), а утверждает, как правило, руководитель предприятия.

При подготовке текста положения о службе ДОУ представляется целесообразным использовать в качестве основы примерное положение (см. приложение 2 к настоящему пособию) и Методические рекомендации ВНИИДАД (2007 г.).

2.3. Положение о подразделении (самостоятельном участке работы) в составе службы ДОУ

Положение о подразделении в составе службы ДОУ – это локальный нормативный акт, регламентирующий организационно-правовой статус данного подразделения (отдела, группы) в системе управления службой ДОУ, порядок его повседневного функционирования, а также подчиненность данного подразделения и порядок его взаимодействия с другими подразделениями и должностными лицами службы ДОУ.

Оформление документа производится с соблюдением правил, изложенных в предыдущем параграфе. При подготовке текста положения о подразделении в составе службы ДОУ представляется целесообразным использовать в качестве основы соответствующие примерные положения – например, примерное положение об архивном отделе (см. приложение 3 к настоящему пособию)[29].

2.4. Инструкция по документационному обеспечению управления

Инструкция по документационному обеспечению управления – локальный нормативный акт, устанавливающий единый порядок осуществления[30] ДОУ предприятием и применения в процессе его осуществления положений законодательных, нормативных правовых актов, других локальных нормативных актов по вопросам данного вида обеспечения. Проект инструкции по документационному обеспечению управления предприятием целесообразно разрабатывать на основе соответствующих нормативно-методических документов[31], и с учетом особенностей организационно-правовых условий осуществления предприятием своей деятельности.

Оформление документа производится на общем бланке предприятия. Реквизитами документа являются:

1. Наименование вида документа.

2. Дата документа.

3. Регистрационный номер документа.

4. Место составления или издания документа.

5. Гриф утверждения.

6. Заголовок к тексту.

7. Текст.

8. Подпись.

9. Визы согласования[32].

10. Отметка о наличии приложения[33].

Проект инструкции подписывает его ответственный исполнитель и руководитель (начальник) службы ДОУ либо заместитель руководителя предприятия по соответствующему направлению деятельности, а утверждает – руководитель предприятия.

Пример документа представлен в приложении 4 к настоящему пособию.

2.5. Локальные нормативные акты по отдельным составляющим деятельности службы ДОУ

В целях регламентации отдельных составляющих (видов, направлений) деятельности службы ДОУ могут разрабатываться, внедряться и применяться иные локальные нормативные акты. Так, регламентация электронного документооборота между структурными подразделениями предприятия может осуществляться на основании соответствующего положения.

Проект документа целесообразно разрабатывать на основе соответствующего примерного (типового) положения (правил и т. п.) и с учетом Положения о системе межведомственного электронного документооборота[34]. Пример документа представлен в приложении 5 к настоящему пособию.

2.6. Нормы времени на выполнение работ по ДОУ

Нормы времени – нормативно-технический акт, содержащий, наряду с правовыми нормами, технические показатели осуществления определенной деятельности (в рассматриваемом нами случае – документационного обеспечения управления). Так, в целях надлежащего нормирования времени на выполнение работ по

ДОУ на предприятиях (в организациях, учреждениях) применяются Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ДОУ, утвержденные постановлением Минтруда России от 25 ноября 1994 г. № 72, а в управленческих структурах федеральных органов исполнительной власти – нормы времени на работы по документационному обеспечению, утвержденные постановлением Минтруда и социального развития от 26 марта 2002 г. № 23. На основе нормативов (норм) времени:

1) определяется и обосновывается численность работников служб ДОУ;

2) устанавливаются должностные обязанности работников служб ДОУ;

3) распределяются работы между работниками (категории «технический исполнитель»).

В необходимых случаях на основе указанных документов предприятиями (организациями, учреждениями) разрабатываются уточненные нормы времени. В таких нормах, как правило, фиксируются:

временные затраты на выполнение отдельных видов работ, не предусмотренных укрупненными нормативами (нормами);

временные затраты на выполнение отдельных видов работ – в случае, если в связи со спецификой ДОУ в условиях конкретного предприятия (организации, учреждения) фактические временные затраты на их выполнение существенно отличаются от установленных укрупненными нормативами (нормами).

Расчет уточненных норм, как правило, производится методом технического нормирования, основанного на фиксации (хронометрировании с последующей записью) затрат рабочего времени на выполнение соответствующих видов работ. При этом должны, кроме того, приниматься во внимание затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочих мест, отдых и личные потребности работников.

Значения норм времени устанавливаются в часах (долях часа) на единицу измерения каждого конкретного вида работы – например, лист, коробка, папка, дело. Нормы времени на выполнение наиболее распространенных операций по ДОУ представлены в приложении 6 к настоящему пособию.

2.7. Документы планирования и отчетности службы ДОУ

Обеспечение планирования и отчетности, а также своевременной и правильной подготовки соответствующих документов – планов, отчетов – является одной из основных обязанностей руководителя службы ДОУ предприятия. К подготовке документов планирования и отчетности привлекаются начальники структурных подразделений, а в необходимых случаях – специалисты службы ДОУ с соответствующей квалификацией.

Отметим, что планирование работы осуществляется службой ДОУ самостоятельно, на основе анализа результатов предшествующей деятельности (например, за истекший календарный год) и в соответствии с планируемыми показателями деятельности предприятия на предстоящий период (наступающий календарный год). Уточним, что в общем случае план работы – это документ, определяющий состав и содержание основных мероприятий (задач), выполнение которых возлагается на работника (руководимое им подразделение), сроки, места и ответственных за их проведение (выполнение) в пределах определенного периода времени (в течение дня, недели, месяца, квартала и т. д.).

Исходными данными для планирования деятельности службы ДОУ на предстоящий календарный год являются:

показатели финансового и экономического развития предприятия на планируемый период;

основные итоги деятельности службы ДОУ за истекший (предшествующий периоду планирования) период;

цели и задачи службы ДОУ, вытекающие из содержания соответствующих разделов документов долгосрочного и среднесрочного планирования (в том числе бизнес-планов, программ организационного развития предприятия и т. п.).

Разработку проекта годового плана работы службы ДОУ целесообразно завершить к началу заключительного квартала года, предшествующего планируемому периоду.

В проекте плана определяются приоритетные направления работы службы ДОУ в предстоящем периоде, а также виды, объемы, сроки и исполнители работ по документационному обеспечению управления[35]. Проект плана, как правило, включает пояснительную записку и приложения, в том числе необходимые расчеты (основные показатели работы службы ДОУ).

Пояснительная записка в составе проекта плана состоит из введения, разделов, соответствующих направлениям развития повседневной деятельности архива предприятия, и заключения. В разделах пояснительной записки коротко обосновывается необходимость выполнения видов работ по документационному обеспечению управления, определяются их конечные результаты и т. п.

Основные показатели плана работы на предстоящий период содержат перечень показателей и их значения; при этом, помимо итоговых (годовых) значений показателей, допускается отражать в документе их полугодовые и квартальные значения. Проект плана (см. рис. 2.3) обсуждается руководством службы ДОУ, в необходимых случаях согласовывается с другими структурными подразделениями (должностными лицами), после чего утверждается руководителем предприятия.


Рис. 2.3.


Планирование работы структурных подразделений службы ДОУ предприятия осуществляется под руководством начальников соответствующих подразделений, как правило, на предстоящее полугодие или квартал. Порядок планирования – в том числе сроки, отводимые на разработку проекта плана, формы планирующих документов и др. – определяются руководителем службы ДОУ.

В проекте плана структурного подразделения отражаются основные показатели по видам работ, выполняемых соответствующими подразделениями, в том числе их наименования, объемы, сроки и исполнители. Проект плана структурного подразделения в необходимых случаях согласуется с заинтересованными сторонами, после чего утверждается руководителем службы ДОУ.

Индивидуальное планирование осуществляется работниками службы ДОУ в соответствии с указаниями ее руководителя и начальников соответствующих подразделений (в составе службы ДОУ). Проект индивидуального плана составляется работником, как правило, на предстоящий месяц на основе плана работы подразделения.

Проекты планов работников подразделений службы ДОУ из числа технических исполнителей и специалистов утверждаются начальниками соответствующих подразделений. Проекты планов работы начальников подразделений службы ДОУ утверждаются ее руководителем, а проект плана работы последнего – руководителем предприятия (либо заместителем руководителя, курирующего вопросы документационного обеспечения управления).

За ходом и результатами выполнения планов работы руководством службы ДОУ осуществляется систематический контроль. Данные контроля учитываются, обобщаются, анализируются и регулярно доводятся до сведения руководства предприятия. Обобщенные данные контроля используются при разработке отчетных документов службы ДОУ (в общем случае – отчетов)[36].

Отчет – это документ, в развернутой форме отражающий итоговые результаты обработки (систематизации, подсчета и сверки) и анализа статистических данных, характеризующих выполнение какого-либо вида работ (какой-либо деятельности) за продолжительный период времени (месяц, квартал и более). Отчетность по вопросам деятельности службы ДОУ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами предприятия.

Так, отчеты о работе службы ДОУ, как правило, разрабатываются за год, полугодие и квартал в соответствии со структурой и номенклатурой показателей планов работы[37]. В качестве приложений к годовому отчету службы ДОУ прилагаются основные показатели выполнения плана работы, другие необходимые документы.

Порядок, сроки представления отчетов, а также состав приложений к ним устанавливаются руководителем предприятия (заместителем руководителя, курирующим вопросы документационного обеспечения управления). Отчеты о работе подразделений службы ДОУ готовятся ежемесячно. Пример справки-отчета представлен на рис. 2.4. Помимо значений показателей, фактически достигнутых в течение соответствующих отчетных периодов по видам работ, в отчетах, кроме того, отражаются основные показатели труда работников подразделений[38].

2.8. Должностные инструкции работников службы ДОУ

Должностная инструкция – локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы осуществления деятельности конкретного должностного лица (категории должностных лиц (работников) – руководящего состава, специалистов, технических исполнителей и т. п.) предприятия и устанавливающий порядок применения указанными лицами (работниками) в процессе осуществления своей деятельности положений соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов предприятия. Структура должностной инструкции, пример ее оформления и квалификационные характеристики наиболее востребованных должностей работников службы ДОУ представлены в приложении 7к настоящему пособию.


Рис. 2.4.

Глава 3 Организация труда работников службы ДОУ

3.1. Требования к помещениям службы ДОУ

Работники службы ДОУ должны выполнять порученную им работу в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, т. е., говоря несколько иначе, в условиях, безопасных для их жизни и здоровья. В свою очередь, одной из главных обязанностей работодателя (его полномочного представителя в лице руководителя предприятия и соответствующего структурного подразделения, включая службу ДОУ) является поддержание в каждом помещении (на каждом рабочем месте) условий, полностью соответствующих требованиям охраны труда[39].

3.1.1. Требования к площади и объему помещений

Площадь помещений, предназначенных для выполнения работ по документационному обеспечению управления, рассчитывается в зависимости от количества располагаемых в них рабочих мест, оборудованных соответствующими видами техники. При этом:

а) для рабочего места, оборудованного персональным компьютером (далее – ПК) с плоским экраном, должно отводиться не менее 4,5 кв. м;

б) для рабочего места, оборудованного копировально-множительным устройством, – не менее 6 кв. м (при объеме воздуха на одного работника не менее 15 куб. м)[40].

Все помещения, в которых размещаются рабочие места с ПК, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Тем не менее рабочие места с ПК не следует располагать в непосредственной близости от технологического оборудования, создающего помехи в работе. Для внутренней отделки интерьера помещений должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения:

для потолка – 0,7–0,8;

для стен – 0,5–0,6;

для пола – 0,3–0,5.

Полимерные материалы для внутренней отделки интерьера офисных помещений могут использоваться при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

3.1.2. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений

В помещениях, в которых работа с использованием ПК является основной (т. е. составляет более половины всей выполняемой в данном офисном помещении работы) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата, предусмотренные для категории работ 1а и 16[41]. В помещениях, в которых работа с использованием ПК является вспомогательной (см. выше), температура, относительная влажность и скорость движения воздуха должны соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений.

Содержание вредных химических веществ в помещениях, в которых работа с использованием ПК является основной, не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест[42]. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений, в которых работа с использованием ПК является вспомогательной, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с действующими гигиеническими нормативами.

Параметры микроклимата в помещениях, оборудованных копировально-множительной техникой, должны соответствовать действующим гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений. Конкретные значения показателей микроклимата на соответствующих рабочих местах рассчитываются с учетом требований для категории работ 16 по уровню энерготрат 140–174 Вт (в холодный и теплый периоды года).

Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам. В целях поддержания установленных параметров микроклимата в помещениях проводятся ежедневная влажная уборка и систематическое (после каждого часа работы на ПК) проветривание.

3.1.3. Требования к отоплению, вентиляции и воздушной среде помещений

Помещения оборудуются системами центрального отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Естественная вентиляция помещений обеспечивается через оконные и дверные проемы.

Отопление помещений осуществляется от центральной системы отопления здания. В качестве стационарных нагревательных приборов принимаются радиаторы или конвекторы.

В дополнение к стационарным могут использоваться мобильные (передвижные) автономные электронагревательные приборы. Воздухообмен, необходимый для обеспечения оптимальных условий труда, рассчитывается с учетом неравномерности распределения в воздухе помещения вредных веществ, тепла, влаги:

1) для помещений с тепловыделениями – по избыткам явного тепла;

2) для помещений с тепло– и влаговыделениями – по избыткам явного тепла и скрытого тепла (с проверкой на предупреждение конденсации влаги на поверхности строительных конструкций и оборудования);

3) для помещений с газовыделениями – исходя из выделяющихся вредных веществ и условий обеспечения ПДК.

Количество выделяющихся в помещение вредных веществ, тепла и влаги принимается по данным технологической части проекта или нормам технологического проектирования[43]. Места (участки) выделения вредных веществ, тепла и влаги оборудуются местными отсосами[44].

3.1.4. Требования к уровням шума и вибрации в помещениях

Уровни шума в помещениях, оборудованных ПК (независимо от того, является выполняемая в них на ПК работа основной или вспомогательной), не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для соответствующих видов работ действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т. п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПК.

Оптимальные уровни шума в офисных помещениях, оборудованных копировально-множительной техникой, нормируются с учетом категории тяжести и напряженности выполняемых работ. Соответствующие сведения представлены на рис. 2.5[45]. В помещениях, в которых размещается оборудование (в том числе вспомогательное), генерирующее шум, осуществляются мероприятия по защите работников от его вредного воздействия, в том числе:

1) отделка помещений звукопоглощающими материалами;

2) использование в помещениях подвесных потолков;

3) установка оборудования на вибропоглощающие фундаменты;

4) своевременная профилактика и ремонт технологического оборудования и вентиляционных систем;

5) снабжение вентиляционных систем шумоглушителями и звукоизолирование воздуховодов.


Оптимальные уровни шума на рабочих местах, оборудованных копировально-множительной техникой (дБА)




Рис. 2.5.


Уровень вибрации при выполнении работ на ПК и копировально-множительной технике не должен превышать допустимых значений вибрации для рабочих мест (категория 3, тип «в») в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.

3.1.5. Требования к освещению помещений

Эксплуатация ПК в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работников. Оконные проемы в помещениях должны быть преимущественно ориентированы на север (северо-восток) и оборудованы светорегулирующими устройствами: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др.

Отметим, что ПК (в составе оборудованных в помещениях рабочих мест) следует размещать таким образом, чтобы их экраны (видеотерминалы) были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет – падал преимущественно слева. Обычно в помещениях применяется система общего равномерного искусственного освещения.

В помещениях, где преимущественно производится работа с документами, следует применять системы так называемого комбинированного освещения: в дополнение к потолочным светильникам устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для использования непосредственно в зоне расположения документов. Для общего освещения помещений следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Допускается также использование многоламповых светильников с электромагнитными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА), состоящими из равного числа опережающих и отстающих ветвей[46]. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя ПК (при рядном расположении экранов)[47].

Уточним, что освещенность на поверхности стола (в зоне размещения документа) должна составлять от 300 до 500 лк. Применяемое в помещении освещение не должно создавать бликов на поверхности экранов ПК, при этом освещенность поверхности экрана должна составлять не более 200 лк.

Яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения при работе на ПК, не должна превышать 200 кд/кв. м. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в помещениях должен составлять: не более 20 при эксплуатации ПК и не более 40 при эксплуатации копировально-множительной техники.

Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/кв. м (при значении защитного угла светильников не менее 40 градусов). Следует также ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПК, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1–5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования помещения – 10:1.

В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ)[48]. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в офисных помещениях следует не реже двух раз в год проводить чистку стекол оконных рам и светильников. Следует также своевременно заменять перегоревшие лампы.

3.1.6. Требования к уровням электромагнитных полей, напряженности электростатического поля, а также ограничению вредного воздействия ультрафиолетового и лазерного излучения в помещениях

Допустимые уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПК на рабочих местах, не должны превышать значений, указанных в приложении 2 к СанПин 2.2.2/2.4.1340-03. Напряженность электростатического поля в помещениях не должна превышать[49]:

при эксплуатации ПК – 15 кВ/м;

при эксплуатации копировально-множительной техники – 20 кВ/м.

Интенсивность ультрафиолетового излучения (УФИ) в помещениях при проведении копировально-множительных работ не должна превышать значений, установленных в соответствующих нормативных документах. Предельно допустимые уровни лазерного излучения при проведении копировально-множительных работ рассчитываются в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров.

3.2. Требования к организации рабочих мест работников службы ДОУ

3.2.1. Общие требования к организации рабочих мест

Расположение и оборудование рабочих мест должно обеспечивать оптимальные условия для выполнения работниками службы ДОУ соответствующих видов работ (трудовых функций), в частности их свободное перемещение при эксплуатации офисной техники. Площадь каждого рабочего места должна быть достаточной для рационального размещения используемых в работе офисной техники, инвентаря, инструментов, принадлежностей, документов.

Технологически связанные между собой рабочие места следует располагать по ходу процесса – с тем, чтобы, в частности, не создавать встречных потоков документов. Путь передаваемых по «технологической цепочке» документов должен быть возможно более коротким, а переходы работников в процессе работы – к примеру, от ПК к копировально-множительной технике и обратно – по возможности сведены к минимуму[50].

Рабочее место должно обеспечивать выполнение работниками соответствующих видов работ в удобных рабочих позах. В зависимости от характера работы следует предусматривать возможность выполнения рабочих операций в положении сидя[51] или при чередовании положений сидя и стоя. Рекомендуемые параметры рабочего места при выполнении рабочих операций в положении сидя составляют: ширина – от 575 до 625 мм; длина – от 1500 до 1700 мм; высота рабочей поверхности – 725 (955[52]) мм; пространство для стоп – не менее 150 мм по глубине, 150 мм по высоте и 530 мм по ширине.

Все инструменты, принадлежности, документы должны храниться в ящиках рабочего стола либо на полках входящих в состав рабочего места шкафов (стеллажей). Во время работы на рабочей поверхности стола должны находиться только необходимые для ее выполнения инструменты, принадлежности, документы и др.[53] Взаимное расположение и компоновка рабочих мест в пределах помещения должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место, а также возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной ситуации.

В этой связи подходы к рабочим местам, как и проходы в помещении не разрешается чем-либо загромождать. Входящие в состав рабочих мест офисная техника, мебель, вспомогательное оборудование и пр. должны располагаться на отведенных для них местах.

Скапливание на рабочих местах мусора не допускается, образующиеся в процессе работы отходы по мере необходимости удаляются работником в предназначенную для этой цели тару (урны), устанавливаемую в непосредственной близости от рабочего места. Листы писчей бумаги, не пригодные к дальнейшему употреблению – испорченные распечатки, черновики и пр., – могут в течение рабочего дня накапливаться в одном из ящиков рабочего стола, а по окончании работы – перекладываться в урну или уничтожаться в шредере.

3.2.2. Особенности организации рабочих мест, оборудованных ПК или копировально-множительной техникой

Организация рабочих мест, оборудованных ПК или копировально-множительной техникой, имеет ряд особенностей. Рассмотрим их ниже.

При размещении в помещении двух и более рабочих мест, оборудованных ПК, рабочие столы (с установленными на них экранами) следует располагать на удалении не менее 2 м друг от друга. Рабочие места, предназначенные для выполнения творческой работы и требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5–2,0 м.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Так, экран ПК должен находиться от глаз работника на расстоянии от 600 до 700 мм, но не ближе 500 мм (с учетом размеров отображаемых в процессе работы алфавитно-цифровых знаков и символов).

Клавиатуру следует располагать на расстоянии 100–300 мм от края рабочего стола, обращенного к работнику или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Манипулятор типа «мышь» должен иметь длину соединительного кабеля, достаточную для незатрудненного выполнения работником управляющих движений в процессе работы.

Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7. Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах от 680 до 800 мм, а при отсутствии такой возможности – составлять 725 мм. Ширина рабочего стола (в зависимости от характера выполняемой работы и состава технических средств) может составлять 800, 1000, 1200 или 1400 мм, а глубина – 800 и 1000 мм. Рабочий стол должен также иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм и глубиной не менее 450 мм на уровне колен, а на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПК, а также позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) выбирается с учетом роста работника и характера выполняемой им работы.

В общем случае рабочий стул (кресло) должен быть подъемноповоротным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать:

ширину и глубину поверхности сиденья – не менее 400 мм[54];

регулировку высоты поверхности сиденья от 400 до 550 мм, а по углам наклона – вперед до 15 град., назад до 5 град.;

высоту опорной поверхности спинки – 300 ± 20 мм при ширине не менее 380 мм с радиусом кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;

угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;

регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах от 260 до 400 мм;

стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм при ширине от 50 до 70 мм;

регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 + 30 мм при внутреннем расстоянии между подлокотниками от 350 до 500 мм.

Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Рабочее место, оборудованное ПК, также оснащается подставкой для ног: шириной – не менее 300 мм; глубиной – не менее 400 мм;

с регулировкой по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град.

Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Допустимые уровни звукового давления и уровней звука, уровней электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПК в процессе работы, не должны превышать нормативных значений (см. ранее). Концентрации вредных веществ, выделяемых ПК в воздух офисных помещений, не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для атмосферного воздуха.

Конструкция ПК должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана. Допустимые визуальные параметры экрана должны соответствовать нормативным показателям яркости, контрастности, насыщенности и др., а мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана (при любых положениях регулировочных устройств) не должна превышать 1 мкЗв/час.

Дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус экрана, клавиатура и другие устройства ПК должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4–0,6 без блестящих деталей, способных создавать блики.

Копировально-множительная техника – принтеры, копиры, МФУ – как правило, располагается в обособленной рабочей зоне помещения[55]. Шумящая техника – в частности, матричные принтеры, плоттеры – размещается в отсеках, отгороженных шумопоглощающими перегородками.

В зависимости от особенностей организации технологического процесса средства копировально-множительной техники могут сосредоточиваться на специальном участке работ (участке копировально-множительного производства). Такой участок целесообразно располагать в трех соединяющихся друг с другом помещениях (смежных рабочих зонах):

производственное помещение (зона) – непосредственно для выполнения копировально-множительного процесса;

помещение (зона) приема-выдачи заказов на выполнение копировально-множительных работ;

помещение для хранения расходных материалов.

Расстановка копировально-множительной техники производится с учетом обеспечения свободного доступа ко всем частям механизмов для обслуживания. Расстояние от стены или колонны до краев копировально-множительного аппарата (с учетом конструкции вентсистем) должно составлять не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания – не менее 1,0 м.

Между аппаратами в составе участке копировально-множительного производства могут предусматриваться места для временного размещения расходных материалов (в частности, бумаги различных типов)[56] и тиражной продукции. Минимальная ширина проходов между аппаратом и материалами (продукцией) должна составлять 0,6 м.

Все помещения службы ДОУ должны содержаться в чистоте и порядке. Порядок уборки помещений определяется с учетом характера выполняемых в них видов работ.

Образующиеся в процессе повседневной деятельности отходы должны регулярно собираться и удаляться в отведенные для этого места. Оборудованные в помещении рабочие места (см. далее),

а также проходы (включая ведущие из помещения) не должны загромождаться.

3.3. Требования к пожарной безопасности помещений службы ДОУ

Выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности помещений службы ДОУ организуется в соответствии с нормативными актами и инструкцией по обеспечению пожарной безопасности предприятия. При обеспечении пожарной безопасности подразделений службы ДОУ (с учетом значимости возложенных на них полномочий и особенностей условий их реализации) следует, кроме того, руководствоваться специальными инструкциями (правилами) (см. приложение 8 к настоящему пособию).