1. Общие положения
Трудовые отношения или что надо знать при заключении трудового договора
Большое значение в деле укрепления законности и построения правового государства имеет единообразное применение законодательных норм. Законы должны иметь для всех одинаковый смысл говорил Шарль-Луи де Секонда Монтескье. Судебная и административная практика свидетельствует, что значительная часть конфликтов возникает по причине неверного понимания сторонами содержания норм Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства. Даже опытные «кадровики», проработавшие не один десяток лет, оказываются подчас в затруднении и задают массу вопросов о порядке применения современных норм трудового законодательства.
Подавляющее большинство из нас являются наемными работниками. Даже большинство руководителей предприятий являются наемными работниками собственников этих предприятий. Как правило, трудовой деятельностью человек занимается большую часть своей сознательной жизни и, не зная своих основных трудовых прав и обязанностей, прописанных в Трудовом кодексе, на долгие годы обрекает себя на конфликты и трудовые споры.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения между работниками и работодателями возникают на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ).
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор это личное соглашение между работодателем и работником. Заключение трудового договора через посредников не допускается и за его заключение работник не обязан никому ничего платить.
Если за заключение трудового договора деньги вымогает должностное лицо организации-работодателя – это является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 204 УК РФ. Если получение денег за заключение трудового договора связано с обманом или злоупотреблением доверием, то это расценивается как мошенничество, ответственность за которое предусмотрена ст. 159 УК РФ.
Обращение за содействием в трудоустройстве в государственную службу занятости населения не ограничивает права искать работу самостоятельно.
В объявлениях о вакантных должностях указания на пол, возраст, место жительства, цвет глаз и волос никакой правовой нагрузки не несут и рассчитаны на правовую безграмотность соискателей.
Согласно ст. 13.11.1 КоАП РФ распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение штрафа на граждан – от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Административные протоколы по данной статье составляют должностные лица органов исполнительной власть субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения.
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 указано: «Обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит ч. 2 ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию».
Не является основанием для отказа в заключении трудового договора истечение срока действия паспорта или иные обстоятельства, требующие его обязательной замены (например, в паспорте есть не предусмотренные отметки и записи), поскольку, как указал Пленум ВС РФ в постановлении от 31.03.2011 № 5, это не означает прекращение гражданства и утрату гражданских прав.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. За необоснованный отказ беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет, работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145 УК РФ. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. Незаконны также отказы типа: «не прошел собеседование», «не имеет опыта», если условие об определенном специальном опыте не содержится в трудовом законодательстве (ст. 19, 37 Конституции РФ, ст. 2, 3, 64 ТК РФ, ст. 1 Конвенции МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 г.).
Под дискриминацией в сфере труда следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В ст. 3 ТК РФ определено, что не является дискриминацией. Это такие ограничения, которые обусловлены свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. И что особенно важно, такие ограничения могут быть установлены только федеральными законами. Поэтому, отказывая работнику в работе, работодатель обязан указать норму федерального закона, положенную в обоснование отказа.
В предусмотренных законом случаях работодатель обязан отказаться от заключения трудового договора с лицами, не достигшими определенного возраста (ст. 63, 244, 265, 348.8 ТК РФ). Так, в соответствии со ст. 265 ТК РФ граждане моложе 18 лет не могут быть использованы на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
Граждане моложе 20 лет не могут быть использованы на работах с химическим оружием (ст. 2 Федерального закона от 07.112000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»).
Также запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253 ТК РФ).
Работников-совместителей, если они претендуют на работу в качестве руководителя организации при отсутствии разрешения уполномоченного органа или собственника организации по основному месту работы (ст. 276 ТК РФ).
Работников-совместителей, если они претендуют на работу, связанную (как и их основная деятельность) с управлением транспортными средствами, управлением движением транспортных средств или на работу с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда (ч. 1 ст. 329, ст. 283 ТК РФ).
Статьей 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Установление наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также ограничивает право граждан при приеме на работу.
Отсутствие у соискателя работы документов, которые он в соответствии со ст. 65 ТК РФ должен предъявить при заключении трудового договора, также является законным основанием для отказа в приеме на работу.
Требования к профессионально-квалификационным качествам работника устанавливаются правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны иметь высшее профессиональное образование; иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет; не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Решением ВС РФ от 22.10.2014 № АКПИ14–965 признаны недействующими нормы п. 5 Положения о главных бухгалтерах утв. постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 № 59, требующие наличия у главного бухгалтера высшего «специального» образования. Суд указал, что действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете» требование о наличии высшего образования установлено для тех бухгалтеров, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в открытых акционерных обществах, страховых организациях и пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. При этом закон не требует обязательного высшего специального образования в области бухгалтерского учета и аудита. В связи с этим положения пункта 5 «Положения о главных бухгалтерах» признаны недействующими, как противоречащие действующему федеральному законодательству. Другими словами высшее профессиональное образование может быть любым, а не исключительно специальным.
Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами, как это сделано, например, в Федеральном законе «О Центральном Банке (Банке России)», Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 устанавливает следующие квалификационные требования в зависимости от категории бухгалтера:
Главный бухгалтер:
– высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет;
Бухгалтер I категории:
– высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее трех лет;
Бухгалтер II категории:
– высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее трех лет;
Бухгалтер:
– среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.
Однако, согласно п. 2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер.
Рекомендательный характер Квалификационного справочника подтверждается и тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за невыполнение положений Квалификационного справочника (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27.09.2013 по делу № 33–6128/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 05.09.2013 по делу № 33–2604/2013, кассационное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 29.02.2012 по делу № 33–543/2012).
Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать работникам такие виды квалификации, как категории, классы, разряды и прочие. В случае если работодатель для установления уровня квалификации работника посчитает необходимым установить такую оценку уровня сложности выполняемой работы, она должна быть отображена в локальных нормативных актах, штатном расписании и, в силу ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре.
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. Стандартом установлены следующие требования к образованию для данной профессии: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена; дополнительное профессиональное образование по специальным программам. Требования к опыту практической работы: при специальной подготовке по учету и контролю – не менее трех лет. Ответственная организация – разработчик данного профессионального стандарта – НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (НП «ИПБ России»).
Учредителям кредитных организаций следует учитывать ограничения, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности», в отношении кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей. Нарушение этих ограничений влечет отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.
Капитан бассейна внутренних водных путей должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна внутреннего плавания с главным двигателем мощностью более 550 киловатт или морского судна валовой вместимостью более 1500 (Приказ Минтранса России от 17.08.2012 № 314).
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 № 394 утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 339н утверждены Разъяснения по применению Перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, утвержденного этим постановлением. При поступлении лица на работу по тем видам деятельности, которые указаны в Перечне, а также в процессе трудовой деятельности работника работодатель обязан направить такое лицо (работника) на предварительный (периодический) медицинский осмотр. Порядок проведения медицинских осмотров работников установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. С лицом, предполагающим осуществлять виды деятельности, указанные в Перечне, при выявлении у него заболевания наркоманией не может быть заключен трудовой договор, а заключенный подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. ст. 83 ТК РФ.
Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации установлены Федеральными авиационными правилами утв. приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147.
Квалификационные требования к кадастровым инженерам определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Чтобы получить статус кадастрового инженера, требуется высшее образование по специальности или направлению, перечень которых утверждается уполномоченным органом, или любой другой вузовский диплом, но при условии прохождения профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений. Кроме того, предусмотрено дополнительное требование о наличии опыта работы не менее 2 лет, в течение которых под руководством кадастрового инженера кандидат участвовал в подготовке и проведении кадастровых работ.
Основными обязательными условиями трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ являются место работы, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); условия труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации). Как предложение работодателем вакансий рассматриваются также сообщения о вакансиях, переданные в органы службы занятости, объявленные по радио, оглашенные во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещенные на доске объявлений (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Бремя доказывания обоснованности обстоятельств, препятствующих заключению трудового договора, лежит на работодателе. По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования, и отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ч. 5, 6 ст. 64 ТК РФ).
Неисполнение работодателем обязанности письменно сообщить о причине отказа заключить трудовой договор, являясь нарушением трудового законодательства, само по себе не свидетельствует о неправомерности отказа в приеме на работу и не является основанием для понуждения работодателя заключить трудовой договор, если отказано правомерно (см. апелляционное определение Московского областного суда от 24.07.2012 № 33–14605, определение Забайкальского краевого суда от 25.06.2013 № 33–2157–2013).
Отсутствие соответствующего письменного документа с письменной мотивировкой причин отказа в приеме на работу не может выступать основанием для отказа в рассмотрении трудового спора. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству истца вправе истребовать у ответчика письменный отказ в заключении трудового договора. В суде может возникнуть вопрос о том, как распределить бремя доказывания, в случае если работодатель утверждает, что работник не просил у него письменной мотивировки причин отказа в заключении трудового договора, либо никогда не обращался к нему по поводу заключения трудового договора. В этом случае, если работодатель не отрицает сам факт ведения переговоров и последующего отказа в заключении трудового договора, то сам спор об отсутствии соответствующего письменного документа не имеет значения, так как налицо факт отказа работодателя от заключения трудового договора. В случае если работодатель отрицает факт ведения переговоров о приеме на работу, то обязанность по доказыванию такого факта возлагается на работника.
Федеральным законом от 5.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года упорядочена работа, установлены особенности и введены ограничения для работы аутстаффинговых организаций – организаций, предоставляющих в аренду или лизинг своих работников в распоряжение заказчика, так называемый заемный труд – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника, при котором заказчик по отношению к таким работникам освобождается от обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом, поскольку юридически он имеет дело не с работниками, которые фактически трудятся у него, а с их нанимателем – аутстаффинговой организацией.
С 1 января 2016 года заемный труд запрещен и введено такое понятие, как осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала). Частные агентства занятости, осуществляющие такую деятельность, должны быть зарегистрированы на территории РФ и получить специальную аккредитацию, а на работников распространяются нормы трудового законодательства с особенностями, установленными введенной в Трудовой кодекс РФ главой 53.1. Установлены и определенные ограничения по направлению работников. Так, в частности, это запрещено в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности, рабочих мест с вредными условиями труда 3-й или 4-й степени либо опасными условиями труда. Оформляются такие отношения договором о предоставлении труда работников (персонала) по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем. Согласно ГК РФ договор должен соответствовать нормам, которые действуют при его заключении. Если эти положения затем меняются, условия договора сохраняют силу. Исключения могут быть предусмотрены самим новым законом. При введении запрета заемного труда обратная сила новых правил не устанавливалась. Соответственно условия договоров аутстаффинга, заключенных до 2016 года, менять не нужно. Однако продлить такой договор после истечения срока его действия либо заключить новый после 31 декабря 2015 года нельзя.
Что касается аутсорсинговых услуг – услуг (определенных действий или деятельности), выполняемых работниками исполнителя под его управлением и контролем в интересах заказчика, как на территории исполнителя, так и заказчика, то они по-прежнему осуществляются на основании договоров возмездного оказания услуг в порядке главы 39 Гражданского кодекса РФ.
Регулирование трудовых отношений (ст. 5–9 ТК РФ)
Трудовые отношения регулируются четырьмя группами документов:
1) ратифицированными Российской Федерацией международными договорами, федеральными законами и законами субъектов РФ, которые обобщенно называют законодательством. Значительную часть основных норм трудового права содержат ратифицированные РФ конвенции Международной организации труда (МОТ), Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996, ратифицированная Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ и Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ);
2) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (подзаконными актами). К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
Перечень действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права размещен в свободном доступе на информационном портале Роструда: онлайнинспекция. рф
3) в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений может осуществляться в договорном порядке – путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров и соглашений, а также индивидуальных трудовых договоров. В настоящее время это основной вид регулирования трудовых отношений;
4) локальными нормативными актами, издаваемыми работодателями.
Определения понятия «локальный нормативный акт» законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов. По мнению Седьмого арбитражного апелляционного суда, изложенному в постановлении от 11.06.2008 № 07АП-2847/08, локальный нормативный правовой акт представляет собой нормативный акт в сфере трудовых отношений, действующий в пределах конкретной организации, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, распространяющийся на неиндивидуально определенный круг работников организации, направленный на возникновение, прекращение или изменение прав и обязанностей. В качестве признаков локального нормативного акта называются неоднократность применения, наличие волевого содержания, внутриорганизационный характер, распространение на неопределенный круг лиц. Суд Чукотского автономного округа в определении от 30.06.2011 № 33–154/11 указывает, что локальный нормативный акт – это принятый в установленном законом порядке письменный официальный документ, который распространяется на неопределенное количество работников и подлежит многократному применению.
Таким образом, к локальным нормативным актам работодателя, в первую очередь, следует отнести штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и материальном стимулировании, должностные инструкции.
В правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой приказ (распоряжение) работодателя также рассматривается в качестве локального нормативного акта, когда он содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение, и распространяется на всех работников или их группы (подразделения).
Законы определяют основы правового регулирования трудовых отношений и обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти издаются в развитие и уточнение законов, а основная масса вопросов трудовых отношений регулируется в договорном порядке, локальными нормативными актами и приказами (распоряжениями) работодателей.
Приоритетную силу имеют документы первой группы. Локальные нормативные акты, издаваемые работодателями, не должны противоречить первым трем группам документов. Договоры и соглашения не должны противоречить первым двум группам документов, а подзаконные акты не должны противоречить законам.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.
Трудовым законодательством регулируются только трудовые отношения.
Трудовое законодательство не регулирует отношения лиц, работающих нелегально – по устной договоренности (ст. 67 ТК РФ) и на основании договоров гражданско-правового характера. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. В тех случаях, когда инспектором труда или судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ). Например, заключение договора на выполнение работы по должности (профессии), подчинение правилам внутреннего трудового распорядка. Направление подрядчика в командировку и оформление приказа о направлении в командировку может свидетельствовать о фактически сложившихся между сторонами трудовых отношениях. В частности, издание в отношении подрядчика приказа может указывать на наличие отношений субординации. В гражданско-правовых отношениях «вертикального» подчинения нет, никакие приказы в отношении исполнителей заказчик издавать не вправе. Вправе только предусмотреть в условиях гражданско-правового договора возможность для подрядчика направлять заказчика в определенную местность в связи с исполнением обязательств по договору, с компенсацией расходов, связанных с такими поездками (п. 4 ст. 421 ГК РФ, п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 2 ст. 709 ГК РФ). Порядок оформления соответствующих документов стороны могут определить самостоятельно.
О признаках трудовых правоотношений, отмеченных в судебной практике, см. определение ВС РФ от 27.02.2017 № 302КГ17–382, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 № А33–4217/2006-Ф02–5620/06-С1, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2015 № Ф08–7269/15, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2015 № Ф03–2605/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 26.03.2014 по делу № 33–1807/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 15.08.2013 по делу № 33–7546/2013.
В случае признания гражданско-правовых отношений трудовыми они считаются возникшими со дня, когда гражданин был фактически допущен к исполнению обязанностей, предусмотренных гражданско-правовым договором (ч. 4 ст. 11, абзац восьмой ч. 2 ст. 16, ч. 4 ст. 19.1 ТК РФ; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 № 03АП-1777/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 № 05АП-14353/14, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 № 05АП-2524/15).
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 19.05.2009 № 597-О-О «Об отказе в принятии жалобы гражданки Р. на нарушение ее конституционных прав статьями 11, 15, 16, 22 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации», судебный порядок разрешения споров о признании заключенного между работодателем и лицом договора трудовым договором призван исключить неопределенность в характере отношений сторон такого договора и их правовое положение, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т. п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15 и 56 ТК РФ.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
– военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы;
– членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
– лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
– других лиц, если это установлено федеральным законом.
На лиц, проходящих службу по служебным контрактам, трудовое законодательство также не распространяется (служба в органах внутренних дел, МЧС России) либо распространяется только в части, не урегулированной законодательством о соответствующей службе (государственная гражданская служба).
В трудовых отношениях большое значение имеет взаимное признание, уважение и соблюдение прав и обязанностей работника и работодателя. Основные права и обязанности работника и работодателя содержатся в ст. 21, 22 ТК РФ.
Основные права и обязанности работника (ст. 21 ТК РФ)
Права и обязанности работников и работодателей неразрывно взаимосвязаны между собой, так как правам работника корреспондируют обязанности работодателя.
В числе основных прав работников данная статья закрепляет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
Работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, т. е. по конкретной трудовой функции (специальность, квалификация, должность). Это является важной гарантией, трудовая функция может быть изменена лишь по согласию сторон.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными нормативными требованиями охраны труда и коллективным договором, а также право на здоровые и безопасные условия труда.
К основным правам работника относится и право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом источник финансового обеспечения расходов на выплату заработной платы не может влиять на право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Государство гарантирует минимальный размер заработной платы федеральным законом.
К числу основных прав работника относится право на отпуск, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ. В трудовом законодательстве РФ имеется большая группа норм, регулирующих право граждан на отдых после заключения трудового договора.
В современный период большое значение имеет право работника на повышение квалификации, профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование.
В числе основных прав работника – право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. Данное право находит свое развитие в Федеральном законе от 08.12.1995 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право вступить в профсоюз.
Участие в управлении организацией является одной из форм социального партнерства, оно осуществляется, как правило, представительными органами работников. Трудовой кодекс РФ устанавливает различные формы участия работников в управлении организацией (ст. 53).
К числу основных прав работников относятся:
– право ведения коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
– право защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми способами, не запрещенными законом;
– право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В ст. 21 ТК РФ указывается наряду с другими правами право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обязательное социальное страхование – это принудительное социальное страхование. Такому страхованию подлежит каждый работник, выполняющий работу по трудовому договору, независимо от его желания.
Обязательному социальному страхованию подлежат все граждане, работающие по трудовому договору, без какого-либо исключения, в частности внештатные работники, работники, выполняющие временные и даже кратковременные работы. Не имеют значения ни место, ни характер работы, ни система, ни порядок оплаты труда.
В настоящее время в России существует три вида обязательного социального страхования, которым соответствуют государственные внебюджетные фонды, где аккумулируются средства социального страхования. Это Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания главным образом работающих), Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Все эти фонды организационно обособлены и предоставляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств – взимание страховых взносов в обязательном порядке в размерах, установленных законом (размеры страховых взносов различны, не всегда совпадают и правила формирования фондов). Все эти фонды централизованные, их средства являются федеральной собственностью.
Понятие «обязательное социальное страхование» охватывает все три вида страхования и соответствующие фонды.
Основы обязательного социального страхования установлены Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Этот закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В ТК РФ указываются лишь некоторые виды обеспечения за счет средств обязательного социального страхования. Это пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при усыновлении ребенка, пособие по уходу за ребенком (ст. 183, 255, 256, 257 ТК РФ), а также обеспечение при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ст. 184 ТК РФ).
За счет средств обязательного социального страхования предоставляются и другие виды пособий (пособия при рождении ребенка, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности – до 12 недель), а также трудовые пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) и некоторые иные виды обеспечения и обслуживания.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который начал действовать с 1 января 2010 г.
Порядок предоставления страхователем сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд РФ определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования утв. приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
Кроме обязательного пенсионного страхования существует система добровольного пенсионного страхования, позволяющая гражданам увеличить свои пенсионные накопления, а, соответственно, и пенсию. Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» утв. приказом Минтруда России от 17.01.2017 № 43н. Госуслугой можно воспользоваться лично, через представителя или работодателя. Заявление можно направить по почте, подать через МФЦ либо по Интернету (через «Личный кабинет» на Едином портале или сайте ПФР).
С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования переданы налоговым органам. Постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 № 357 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе» ФНС России уполномочена осуществлять функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет страховых взносов. О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам см. письмо ФНС России № БС-4–11/1304@, ПФ РФ № НП-30–26/947, ФСС РФ № 02–11–10/06–308-П от 26.01.2017. По вопросам уплаты страховых взносов и представления отчетности организациями по месту нахождения обособленных подразделений с 1 января 2017 года, а также порядка уведомления налоговых органов о наделении обособленных подразделений полномочиями (лишении полномочий) по начислению выплат физическим лицам см. письма ФНС от 23.01.2017 № БС-4–11/993@, от 06.03.2017 № БС-4–11/4047@. ФНС России подготовлена памятка для плательщиков страховых взносов (см. письмо ФНС России от 17.02.2017 №БС-4–11/3043@). Памятка включает в себя, в частности, информацию о порядке уплаты страховых взносов, о порядке оформления платежных поручений, сроках и формах представления отчетности по страховым взносам. Организация, перешедшая с 1 января 2017 года на централизованное исчисление и уплату страховых взносов, обязана уведомить налоговый орган о лишении обособленных подразделений полномочий по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников. Письмом ФНС России от 13.03.2017 № БС-4–11/4371@ опубликованы контрольные соотношения для проверки правильности заполнения расчета по страховым взносам. Контрольные соотношения применяются для проверки правильности отражения показателей в форме расчета сумм страховых взносов, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7–11/551@.
Граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии с первого дня работы на территории РФ являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования. Это основано на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, предусматривающих, в частности, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях, что и граждан государства трудоустройства. Плательщики страховых взносов (работодатели) обязаны уплачивать с выплат в пользу таких работников страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Статья 21 ТК РФ кроме основных прав закрепляет и основные обязанности работника.
К числу основных обязанностей работника относятся:
– добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором;
– соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации;
– соблюдение трудовой дисциплины и др.
Сформулированные в ст. 21 ТК РФ трудовые обязанности работников конкретизируются в правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях, в трудовом договоре.
Невыполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством, локальными нормативными актами и трудовым договором, может повлечь за собой применение как дисциплинарной, так и материальной ответственности.
Одна из основных обязанностей работника – это обеспечение сохранности имущества работодателя. В ст. 238 ТК РФ установлена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный непосредственно самому работодателю, а также возникший у него в результате возмещения ущерба иным лицам.
Основные права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК РФ)
Поскольку трудовой договор является двусторонним соглашением, то ТК РФ закрепляет основные права и обязанности не только работника, но и работодателя.
В ст. 22 ТК РФ сформулированы семь групп прав работодателя.
Одним из основных прав работодателя является право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
В ТК РФ предусмотрен общий порядок заключения (ст. 65–71), изменения (ст. 72–74) и расторжения (ст. 71, 81) трудового договора по инициативе работодателя.
К числу основных прав работодателя относится право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Так, работодатель имеет право выступать инициатором коллективных переговоров. В этом случае представитель работников обязан вступить в переговоры в семидневный срок. Широкие права у работодателя и на стадии заключения коллективного договора. Работодатель имеет право требовать от работников добросовестного исполнения ими своих трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации, бережного отношения к имуществу работодателя, в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, а нарушителей трудовой дисциплины привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности.
Одно из важных прав работодателя – право принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Они являются обязательными для работников. Право работодателя принимать локальные нормативные акты включает в себя право их отменять и изменять. В целях устранения правовой неопределенности работодатель систематически проводит ревизию своих локальных нормативных актов и признает недействующие и устаревшие документы утратившими силу или вносит в них изменения.
К основным правам относится право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации определяется Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Реализация этого права означает для работодателя возможность вести коллективные переговоры по поводу подготовки и реализации законов и иных нормативных правовых актов; осуществлять контроль хода выполнения коллективных договоров и соглашений, осуществлять содействие разрешению коллективных трудовых споров и др.
Создавать производственный совет (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) – совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации.
В целях защиты своих прав работодатели – субъекты предпринимательской деятельности вправе обращаться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в случаях и порядке, определенных Федеральным законом от 7.05.2013 № 78-ФЗ «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Помимо прав, ТК РФ закрепляет за работодателем комплекс определенных обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры, предоставлять всем работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно выполнять все предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и обязательно сообщать о принятых мерах соответствующим органам и представителям.
Работодатель обязан знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью. Соответственно, если приказ работодателя имеет характер локального нормативного акта, то работники должны быть с ним ознакомлены под роспись в силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Что касается приказов, изданных в отношении конкретных работников, то ТК РФ содержит требование об ознакомлении работника под роспись лишь с приказом (распоряжением) работодателя о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), приказом об увольнении (ст. 84.1 ТК РФ), приказом о применении к работнику дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Из содержания приведенных норм также следует, что должна быть указана и дата ознакомления с указанными приказами. В отношении иных приказов законодательство не содержит подобного требования. Однако во всех унифицированных формах утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусмотрен реквизит «С приказом (распоряжением) работник ознакомлен», где работник должен поставить свою подпись и указать дату ознакомления. Заполнение работником этого реквизита является обязательным. Наличие подписи работника и даты позволит работодателю подтвердить фактическую дату ознакомления работника с приказом и избежать споров (см. решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 11.01.2011 по делу № 2–3528/2010, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.12.2013 по делу № 33–5093/2013, апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 17.09.2015 по делу № 33–14361/2015).
Законодатель не предусмотрел действия работодателя в случае отказа работника от ознакомления (отказа поставить свою подпись и (или) дату ознакомления), например, с приказом о направлении в командировку. Однако ТК РФ установлены способы фиксации отказа работника от подписи в других ситуациях. Например, согласно ст. 84.1 ТК РФ, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) делается соответствующая запись, а ст. 193 ТК РФ в случае отказа работника ознакомиться с приказом о применении дисциплинарного взыскания предписывает составить соответствующий акт. В случаях отказа работника от подписи, удостоверяющей факт ознакомления с иными приказами, либо указания даты ознакомления работодатель также может составить соответствующий акт. Работодатель также вправе закрепить порядок ознакомления работников с приказами работодателя и фиксации случаев отказа от ознакомления в локальном нормативном акте.
Важно указать и на то, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией.
Кроме того, для исполнения работниками своих трудовых обязанностей работодатель обязан обеспечивать их необходимыми бытовыми предметами.
Следует отметить, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Закрепление такой обязанности обеспечивает создание, прежде всего справедливой системы оплаты труда. Этот принцип соответствует международным стандартам в области заработной платы.
Работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в установленные ТК РФ, коллективными договорами, правилами внутреннего распорядка и трудовым договором сроки.
Работодатель обязан возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред, причиненный работнику неправомерным действием или бездействием работодателя (ст. 234–237 ТК РФ).
В ст. 22 ТК РФ указывается, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральным законом. Работодатель является страхователем, а страхователь – это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).
Обязанности страхователя определены Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», другими федеральными законами. Главная обязанность страхователя – встать на соответствующий учет и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы. Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.09.2012 № 196н.
С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования переданы налоговым органам.
Перечень основных прав и обязанностей работодателя не является исчерпывающим. В ст. 22 ТК РФ говорится, что работодатель обязан исполнять также иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами. Так, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ). Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно.
Со своей стороны, граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны, при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Такие граждане имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ст. 64.1 ТК РФ).
Требования законодательства, предусматривающие обязанность работодателя сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту их службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются и в отношении совместителей, поскольку основанием для возникновения трудовых отношений при работе по совместительству, по смыслу ст. ст. 60.1 и 282 ТК РФ, является самостоятельный трудовой договор.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Эта обязанность возникает у работодателя вне зависимости от размера зарплаты по трудовому договору. А при заключении гражданско-правового договора – только если стоимость работ (услуг) превышает 100 тыс. руб. в месяц. За невыполнение указанного требования наступает административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем (уполномоченным лицом), подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (при ее наличии).
Если бывший служащий устроился в государственный (муниципальный) орган либо в казенное учреждение, то сообщать о заключении с ним трудового договора (служебного контракта) не нужно (см. обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).
Особенности направления сведений о приеме на работу бывших госслужащих разъяснены письмом Минтруда России от 01.07.2016 № 18–2/В-421. В частности разъяснения касаются ситуации, когда госорган, в котором гражданин ранее замещал должность, упразднен.