Вы здесь

Справочник кадровика. Оформление пенсии. Глава 3. Порядок и условия назначения трудовых пенсий (В. Г. Юсупов, 2009)

Глава 3. Порядок и условия назначения трудовых пенсий

1. Общие положения

В соответствии со ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом «О пенсионном страховании» при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом «О трудовых пенсиях».

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в добровольном порядке в виде фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты которого устанавливаются Правительством РФ и который не может быть ниже 150 руб. в месяц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (п. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»).

В соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Закона право на обязательное страховое обеспечение, т. е. на страховую и накопительную части трудовых пенсий, реализуется только в случае уплаты страховых взносов за работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера либо в случае уплаты страховых взносов при добровольном страховании в случаях, предусмотренных ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (п. 2 ст. 6, ст. 29).

Следует отметить, что уплата страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не образует страховой стаж. Объем уплаченных страховых взносов влияет на сумму расчетного пенсионного капитала застрахованного лица при исчислении страховой части трудовой пенсии.

Законом «О трудовых пенсиях» установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой;

2) страховой;

3) накопительной.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой;

2) страховой.

Первая часть пенсии – базовая – гарантирована для граждан России, достигших пенсионного возраста. Базовая часть устанавливается государством и не зависит от заработной платы и стажа, при выходе на пенсию ее получают все граждане в равном объеме. Базовая часть пенсии постоянно индексируется, т. е. повышается. По своей сути базовая часть пенсии представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (мужчинами – 60, женщинами – 55 лет).

Вторая часть – страховая: это сумма средств, перечисленных на персональный счет пенсионера в период его трудовой деятельности. Источник финансирования страховой части пенсии – страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда РФ. Страховые платежи персонифицированы, осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии. Страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от ее получения.

Третья часть – накопительная: от 2 до 6 % (в зависимости от возраста) от фонда оплаты труда, которые работодатель перечисляет на персональный счет пенсионера. Накопительная часть пенсии по своей сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из страхового взноса. Но в отличие от страховой части средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий.

В соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховым случаем – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца (ст. 8). Трудовые пенсии предоставляются при наступлении страхового случая.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях»). В случаях, предусмотренных Законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

2. Назначение трудовой пенсии по старости

В настоящее время для установления пенсии по инвалидности к лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Порядок признания трудовой пенсии по старости может состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части (ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Условие назначения

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа (ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Определение размера трудовой пенсии по старости

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии по старости;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях»).

Базовая часть трудовой пенсии по старости (пп. 1–4 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях»)

1. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 руб. в месяц.

2. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1800 руб. в месяц.

3. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а именно: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Родственные отношения между родителями и детьми подтверждаются свидетельствами о рождении последних. Назначение пенсии по случаю потери кормильца-отца его детям возможно и при отсутствии брака между родителями в случае установления отцовства.

Согласно СК РФ (п. 4 ст. 51) родителями ребенка записываются и те лица, состоящие в браке между собой, которые дали согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона. В таких случаях муж матери может не иметь биологического отношения к происхождению ребенка. Однако в силу предварительно данного им согласия юридически он таковым является, что имеет значение при пенсионном обеспечении ребенка в случае смерти отца. Если же при применении названных медицинских технологий с письменного согласия супругов ребенок был рожден другой женщиной (суррогатной матерью), они могут быть записаны родителями ребенка только с согласия этой женщины (см. там же). Соответственно определяются и взаимные права и обязанности ребенка и его родителей.

Братья (сестры) и внуки в возрасте до 18 лет не могут быть признаны нетрудоспособными членами семьи брата (сестры) или дедушки (бабушки), если у них есть хотя бы один трудоспособный родитель (не достигший пенсионного возраста и не имеющий инвалидности). При этом не имеет значения, оказывают ли трудоспособные родители помощь своим детям и в состоянии ли они это делать.

Дети, братья, сестры и внуки могут быть признаны нетрудоспособными и в более позднем возрасте, если они до достижения 18 лет стали инвалидами. До 1 января 2004 г. право на пенсию признается за инвалидами I, II и III группы безотносительно к установлению у них ограничения способности к трудовой деятельности (п. 4 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях»). В справке об их инвалидности должна быть указана ее причина – «инвалидность с детства».

Пенсия по достижении 18 лет назначается и выплачивается названным выше членам семьи также при их очном обучении в образовательных учреждениях. Это касается как общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, санаторно-лечебных школ и др.), так и профессиональных (профессиональных училищ, профессиональных лицеев, технических школ, техникумов, высших учебных заведений, аспирантуры и др.). Не имеет значения, являются ли учреждения государственными либо нет (например, они могут быть созданы общественными или религиозными организациями). Обучение в учреждениях дополнительного образования не дает основания для получения пенсии по достижении 18 лет. Согласно ст. 26 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к таким учреждениям относятся: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников и юных натуралистов, иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. Обучение по очной форме лиц в возрасте от 18 до 23 лет включительно подтверждается справками соответствующих образовательных учреждений.

Согласно ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Таким образом, хотя между усыновленными и усыновителями отсутствует кровное родство, юридические отношения между ними идентичны отношениям между родителями и детьми. Соответственно и при потере кормильца они имеют такое же право на пенсионное обеспечение, как дети или родители по происхождению. При этом следует иметь в виду, что правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от того, указаны ли усыновители в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 6 ст. 137 СК РФ). Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что пенсия усыновленному по случаю потери кормильца-усыновителя (и наоборот) может быть назначена не только в том случае, когда в записи о рождении ребенка усыновители значатся отцом и (или) матерью, но также и в случае, когда в свидетельстве о рождении указаны родители ребенка, но ребенок усыновлен в установленном законом порядке.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (п. 3 ст. 125 СК РФ).

Несовершеннолетние члены семьи умершего кормильца – дети, братья, сестры и внуки – сохраняют право на пенсию и при их усыновлении. Речь идет о сохранении не пенсии, а права на нее. Это означает, что пенсия указанным лицам может быть назначена и в том случае, если обращение за ней последовало после их усыновления[11].

Согласно семейному законодательству права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в ЗАГСе. Религиозный обряд вступления в брак юридического значения не имеет. Однако, как предусмотрено п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления ЗАГСов, приравниваются к актам гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством и не требуют последующей государственной регистрации.

Браки, заключенные по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 г., а также на вошедших в состав СССР территориях до того, как эти территории стали территорией СССР, и браки, заключенные за границей, приравниваются к зарегистрированным бракам безотносительно к форме, в которой они были заключены.

Фактические брачные отношения, возникшие в СССР до 8 июля 1944 г., имели такое же юридическое значение, как и зарегистрированный брак. Если фактические брачные отношения возникли до 8 июля 1944 г. и продолжались до смерти супруга, такие брачные отношения могут быть удостоверены решением суда и должны быть приняты во внимание при назначении пенсии по случаю потери кормильца-супруга.

Закон не предусматривает сохранения права на пенсию за супругой (супругом) умершего при вступлении его в новый брак. Однако если пенсия по случаю потери кормильца-супруга уже была назначена, то выплата ее при вступлении в новый брак сохраняется (п. 7 ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях»).

Если брак был расторгнут до смерти супруга, пенсия за него не может быть назначена.

Брачные отношения подтверждаются свидетельством о браке, копией записи акта гражданского состояния, справками компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств[12].

Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать – в соответствии с положениями СК РФ обязанность по содержанию этих членов семьи возлагается на их трудоспособных совершеннолетних детей – при условии, если родители нуждаются в помощи (ст. 87); супруга (в некоторых случаях – бывшего), обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89, 90). При определенных условиях обязанности по содержанию возлагаются также на фактических воспитанников, пасынков и падчериц (ст. 96, 97).

На практике к лицам, обязанным содержать дедушку и бабушку, относят совершеннолетних трудоспособных детей и супруга. При этом трудоспособными они считаются до достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 либо 55 лет) при отсутствии у них инвалидности любой группы. Учитывая, что обязанности внуков, воспитанников, пасынков и падчериц по содержанию соответствующих членов семьи раскрываются законодателем как право требовать от них в судебном порядке получения алиментов (как правило, лишь при условии, что эти лица обладают необходимыми средствами), приведенная выше позиция может быть поддержана. Коль скоро внуки при отсутствии у дедушки и бабушки обязанных содержать их детей и супруга могут быть принуждены судом к содержанию указанных лиц, нет оснований для отказа и в назначении им пенсии за внука, учитывая, что обязательным условием назначения пенсии по случаю потери кормильца-внука является факт нахождения дедушки и бабушки на его иждивении[13].

Члены семьи умершего кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию – в данном случае иждивением признается не только полное содержание членов семьи, но и такая помощь, оказывавшаяся им умершим застрахованным, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Следовательно, достаточно, чтобы в течение определенного времени регулярная помощь кормильца была не единственной, но большей по объему, чем иные доходы претендента на пенсию[14]. Например, наличие небольшого заработка, получение стипендии или алиментов не являются основанием для исключения факта иждивения, если при этом основным источником средств существования получающих эти выплаты лиц были высокие доходы кормильца.

Поскольку не оговорено иное, право на пенсию не зависит от продолжительности нахождения на иждивении (исключение составляют случаи, указанные в п. 9 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях»). Не требуется, чтобы этот факт имел место непосредственно перед потерей кормильца.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

1) при наличии одного такого члена семьи – 1200 руб. в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи – 1500 руб. в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи – 1800 руб. в месяц.

В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ «О пенсиях» лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, на иждивении которых находятся вышеперечисленные нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

1) при наличии одного такого члена семьи – 2100 руб. в месяц;

2) при наличии двух таких членов семьи – 2400 руб. в месяц;

3) при наличии трех и более таких членов семьи – 2700 руб. в месяц.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с п. 1–4 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 г. рождения и женщин старше 1957 г. рождения установлен в размере 14 % от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 г., и женщин – от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г., тариф платежа в период с 2002 по 2006 г. предусмотрено снижать по 1 % в год – с 11 % в 2002 г. до 8 % в 2006 г. Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет 14 % страховых взносов, перечисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ из 20 %, отчисляемых на пенсионное обеспечение (до 2005 г. сумма перечислений составляла 28 %). Это персонифицированные пенсионные права застрахованного лица[15].




Размер страховой части трудовой пенсии зависит исключительно от величины расчетного пенсионного капитала, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и ожидаемого периода выплаты пенсии, т. к. сумма страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, составляет пенсионный капитал, который индексируется так же, как и пенсии нынешних пенсионеров. А результат от его деления на период дожития пенсионера составляет ежемесячную страховую выплату.

Пенсионный капитал служит базой для исчисления размеров страховой части трудовой пенсии. Пенсионный капитал отражает общую сумму страховых взносов в Пенсионном фонде РФ, внесенных за застрахованное лицо после 1 января 2002 г. Но поскольку до указанной даты большинство застрахованных лиц занимались трудовой деятельностью, которая засчитывалась в трудовой стаж, и, следовательно, приобрели определенные пенсионные права, эти права переводятся в денежное выражение по установленным правилам (конвертация пенсионных прав) и также включаются в расчетный пенсионный капитал.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии (п. 5 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях»).

При определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 1 января 2002 г., ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 5 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях», устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на 1 год (с 1 января соответствующего года) до достижения к 2013 г. 19 лет (228 месяцев). Таким образом, величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости будет зависеть от года назначения данного вида пенсии.

При назначении страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г. в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п. 1 ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях», т. е. для мужчин старше 60 лет, а женщин – 55 лет, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев) (п. 6 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях»).

При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пп. 5 и 6 Закона «О трудовых пенсиях») сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии в случаях, когда:

1) лицо, осуществлявшее работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии (ч. 3 ст. 17 Закона «О трудовых пенсиях»);

2) пенсионер отказывается от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии (ч. 4 ст. 17 Закона «О трудовых пенсиях»).

При этом указанный период, в т. ч. с учетом его сокращения в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях», не может составлять менее 14 лет (168 месяцев) (п. 7 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях»).

При определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 6 и 7 Закона «О трудовых пенсиях», начиная с 1 января 2002 г., ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 г., указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).

Лицам, имеющим льготы на досрочное установление пенсии в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях», страховая часть трудовой пенсии по старости определяется исходя из установленного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 г., этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях» (для мужчин и женщин соответственно).

Конец ознакомительного фрагмента.