Тема 2. Субъекты спортивных правовых отношений
2.1. Правовой статус государственных органов, осуществляющих регулирование в сфере физической культуры и спорта
Правовой статус субъектов в области физической культуры и спорта характеризуется следующими признаками:
• сочетанием централизованного и локального (договорного) метода регулирования;
• дифференциацией прав и обязанностей (ограничением прав и интересов субъектов) для достижения основной цели – обеспечения публичного интереса (так как спорт является зрелищным, массовым и популярным среди всего населения);
• юридической ответственностью субъектов.
Указанные признаки правового статуса субъектов в области физической культуры и спорта позволяют выявить его структуру. В полном объеме правовой статус можно рассматривать по следующим основным элементам:
• право- и дееспособность субъекта (правосубъектность);
• закрепленные законодательством права и обязанности субъекта;
• гарантии этих прав и обязанностей;
• ответственность за надлежащее исполнение возложенных на субъект обязанностей.
Правосубъектность как самостоятельный элемент содержания юридического статуса означает, что при наличии определенных условий (достижения конкретного возраста для гражданина, организационных предпосылок – для иных субъектов) они способны быть субъектами конкретных правоотношений в сфере физической культуры и спорта, обладать правами и обязанностями. Правосубъектность включает в себя два компонента – правоспособность (способность к правообладанию) и дееспособность (способность к правореализации). Применительно к спорту возникает вопрос, может ли лицо, ограниченное судом в дееспособности либо признанное недееспособным, быть субъектом спортивного права. Спортсмены, ограниченные судом в дееспособности либо признанные судом недееспособными, могут являться специальными субъектами спортивного права, однако данный вопрос должны решать федерации с учетом особенностей каждого вида спорта.
Права и обязанности субъектов спортивного права закреплены в общем виде в Законе о физической культуре и спорте, нормативных правовых актах Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, локальных нормативных актах союзов, федераций и других уполномоченных субъектов. Правовой статус государственных органов, осуществляющих регулирование в сфере физической культуры и спорта, установлен в статье 11 Закона о физической культуре и спорте, в соответствии с которой государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, Законом о физической культуре и спорте и иными законами.
Совет Министров Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта:
• обеспечивает проведение единой государственной политики;
• утверждает государственные программы развития физической культуры и спорта;
• обеспечивает развитие международного сотрудничества;
• осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом о физической культуре и спорте, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта:
• проводит единую государственную политику;
• осуществляет координацию деятельности иных республиканских органов государственного управления;
• разрабатывает проекты государственных программ развития физической культуры и спорта;
• осуществляет руководство подготовкой спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в том числе координирует деятельность по организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса в организациях различных типов (видов) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
• обеспечивает совместно с заинтересованными субъектами формирование, подготовку и участие национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта в официальных международных спортивных соревнованиях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
• координирует деятельность специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, устанавливает продолжительность, порядок организации, проведения и иные особенности учебно-тренировочного процесса в них;
• обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
• осуществляет общее руководство по организации допинг-контроля;
• устанавливает порядок создания и деятельности клубов по физической культуре и спорту;
• развивает международное сотрудничество, представляет интересы Республики Беларусь в международных спортивных организациях, заключает в пределах своей компетенции международные договоры межведомственного характера;
• осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом о физической культуре и спорте и иными актами законодательства.
Иные республиканские органы государственного управления осуществляют государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта в пределах полномочий, предусмотренных актами законодательства. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы решают вопросы в сфере физической культуры и спорта в пределах своей компетенции. Исходя из вышеуказанных полномочий и вытекают права и обязанности государственных органов.
Общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта осуществляют Национальный олимпийский комитет, Паралимпийский комитет, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта, профессиональные союзы в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Организацией физической культуры и спорта признается юридическое лицо, целями деятельности которого могут являться:
• развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта);
• подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
• физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа;
• проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в том числе спортивная подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях;
• учебно-методическое обеспечение физической культуры и спорта;
• научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов);
• предотвращение допинга в спорте и борьба с ним, организация допинг-контроля.
К организациям физической культуры и спорта в соответствии со статьей 16 Закона о физической культуре и спорте относятся:
1) Национальный олимпийский комитет;
2) Паралимпийский комитет, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси;
3) Национальное антидопинговое агентство;
4) федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта;
5) республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта;
6) специализирован ные учебно-спортивные учреждения;
7) клубы по виду (видам) спорта;
8) физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы, центры физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивные клубы;
9) учебно-методические центры физического воспитания населения;
10) центры физического воспитания и спорта учащихся и студентов;
11) спортивно-оздоровительные лагеря (в случае государственной регистрации в качестве юридического лица);
12) иные юридические лица, деятельность которых преследует одну из вышеуказанных целей.
Каждый из данных субъектов обладает своим правовым статусом.
Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь (НОК) – общественная организация, признанная Международным олимпийским комитетом. Он возглавляет олимпийское движение Беларуси, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма единой государственной политики развития спорта высших достижений, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.
НОК – это многопрофильное общественное объединение, членами которого являются 74 организации, в том числе: 30 федераций по летним, 5 федераций по зимним олимпийским видам программы, 21 федерация по видам спорта, не входящим в Олимпийские игры, 18 территориальных и ведомственных физкультурно-спортивных организаций. НОК является самостоятельным, независимым субъектом, статус и роль которого определяются и полностью соответствуют Олимпийской хартии и Закону о физической культуре и спорте.
Структура НОК включает исполком НОК в составе 13 человек, бюро исполкома и 10 постоянных комиссий, которые определяют основные направления работы. По решению Олимпийского собрания (высшего органа управления НОК) с 26 января 1993 г. во всех областных центрах страны и г. Минске созданы представительства НОК, занимающиеся в своих регионах пропагандой и развитием олимпийского движения, оказывающие содействие государственным и общественным спортивным организациям в подготовке резерва в национальные сборные страны.
Функции НОК:
• пропагандирует принципы олимпийского движения, содействует развитию спорта;
• популяризирует занятия физической культурой и спортом;
• способствует укреплению международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта;
• участвует в проведении совместно с Министерством спорта и туризма единой государственной политики в сфере спорта высших достижений;
• представляет интересы Республики Беларусь в Международном олимпийском комитете, иных международных спортивных организациях;
• представляет Республику Беларусь на Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета;
• утверждает состав олимпийской делегации Республики Беларусь и направляет ее для участия в Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, возглавляет эту делегацию;
• утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Республики Беларусь.
НОК вправе:
• участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов) к участию в Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, в том числе участвовать в разработке программ спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов) к очередным Олимпийским играм;
• вносить в Министерство спорта и туризма предложения по вопросам заключения международных договоров Республики Беларусь с иностранными государствами в сфере физической культуры и спорта, олимпийского движения;
• оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, включенным в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в том числе за счет средств, выделяемых в рамках программ Олимпийской солидарности Международного олимпийского комитета;
• содействовать спортивной подготовке спортсменов (команд спортсменов), подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта в рамках программ Олимпийской солидарности Международного олимпийского комитета;
• награждать за спортивные достижения на Олимпийских играх и иных международных спортивных соревнованиях, а также за успешную работу в сфере физической культуры и спорта наградами, учреждаемыми Национальным олимпийским комитетом;
• ходатайствовать о награждении спортсменов, тренеров и иных специалистов в сфере физической культуры и спорта наградами Международного олимпийского комитета, иных международных спортивных организаций;
• признавать федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, входящие в состав (являющиеся членами) международных спортивных организаций;
• направлять своих представителей для участия в проводимых федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта, включенными в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, спортивных мероприятиях и заседаниях руководящих органов.
НОК обязан:
• обеспечивать соблюдение Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета в Республике Беларусь;
• содействовать предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним;
• противодействовать проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;
• осуществлять постоянный контакт с Международным олимпийским комитетом, Европейским олимпийским комитетом и Ассоциацией национальных олимпийских комитетов, организационными комитетами Олимпийских игр и другими субъектами олимпийского движения;
• информировать федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенные в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, об установленных Международным олимпийским комитетом критериях отбора спортсменов для участия в Олимпийских играх и иных международных спортивных соревнованиях;
• информировать Министерство спорта и туризма, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенные в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, обо всех изменениях и дополнениях в документах международных спортивных организаций, которые регламентируют вопросы олимпийского движения;
• обеспечивать совместно с Министерством спорта и туризма, федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта, включенными в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, участие спортсменов в Олимпийских играх и иных международных спортивных соревнованиях;
• оказывать содействие федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, включенным в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в осуществлении их деятельности;
• включать представителей Министерства спорта и туризма и федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, включенных в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в состав постоянных комиссий Национального олимпийского комитета;
• информировать федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, включенные в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, о протоколах заседаний и решениях, вынесенных постоянными комиссиями Национального олимпийского комитета.
НОК в соответствии с Олимпийской хартией МОК принимает меры по защите принадлежащих МОК прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований «Олимпийские игры», «Игры Олимпиады» на территории Республики Беларусь, обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему НОК, девиз, флаг и иную национальную олимпийскую символику. НОК осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, иными решениями Международного олимпийского комитета и своим Уставом.
НОК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством спорта и туризма, федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта, включенными в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, иными организациями физической культуры и спорта. НОК тесно взаимодействует с Паралимпийским комитетом Республики Беларусь и оказывает ему поддержку.
При НОК работает республиканское государственно-общественное объединение по поддержке юных перспективных атлетов и молодых тренеров «Президентский спортивный клуб». Эта организация проводит ежегодные конкурсы по определению 10 лучших спортсменов года в стране, назначает персональные стипендии лучшим молодым тренерам (до 37 лет) и юным талантам (до 25 лет) в спорте. «Президентский спортивный клуб» также поддерживает организацию и проведение крупнейших национальных и международных соревнований и товарищеских встреч, занимается благотворительной деятельностью. Огромную воспитательную функцию несет в себе и Музей олимпийской славы, открытый в г. Минске, в котором собраны уникальные спортивные экспонаты выдающихся спортсменов Беларуси.
Одним из важнейших направлений деятельности НОК является строительство и реконструкция спортивных объектов. При активном содействии НОК открыты спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский», два спортивных зала, школа по тяжелой атлетике им. Валерия Шария, школа по художественной гимнастике им. Марины Лобач, бильярдный клуб, восстановительный центр с бассейном и сауной в спортивно-оздоровительном центре «Олимп», футбольный стадион, Дворец водного спорта и ряд других объектов.
НОК развивает в стране не только спорт высших достижений. Так, республиканское государственно-общественное объединение «Президентский спортивный клуб» участвует в организации и проведении республиканских соревнований для детей по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», по гандболу «Стремительный мяч», а также соревнований по биатлону, лыжным гонкам и стрельбе «Снежный снайпер». Массовый характер носят спортивные праздники и фестивали, проводимые НОК, такие как «Олимпийский день бега», «Олимпийцы среди нас», в которых принимают участие десятки тысяч граждан страны различного возраста. Представительствами НОК в областях проводятся разнообразные мероприятия, посвященные Международному олимпийскому дню, среди которых олимпийские уроки в Музее олимпийской славы для учащихся СДЮШОР «Атлет» (Минск), туристические слеты среди коллективов физической культуры и фестивали здорового образа жизни «Олимпия» (Минская обл.), международный турнир по волейболу на призы губернатора и олимпийский день бега, праздничное мероприятие для ветеранов спорта «Олимпийская гостиная» (Могилевская обл.), фестиваль здоровья (Брестская обл.), международный турнир СНГ и стран Балтии по футболу среди женских команд и творческий конкурс «Витебщина олимпийская» среди учащихся школ (Витебская обл.), семинар по олимпийскому образованию и акция «Олимпизм и молодежь» (Гомельская обл.), турнир по мини-футболу (Гродненская обл.).
Следует отметить организацию и проведение в преддверии Олимпийских игр интеллектуальных конкурсов и викторин знатоков спорта среди молодежи, победители которых отправляются в Международный молодежный олимпийский лагерь. К каждой Олимпиаде НОК организует республиканский конкурс «Спорт и искусство» среди профессиональных художников и скульпторов.
Паралимпийский комитет Республики Беларусь – общественная организация, признанная Международным и Европейским паралимпийскими комитетами. Паралимпийский комитет возглавляет паралимпийское движение Беларуси, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством образования, а также общественными объединениями инвалидов единой государственной политики развития физической культуры и спорта среди инвалидов, в том числе среди детей с особенностями психофизического развития, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, уставами Международного и Европейского паралимпийских комитетов и своим Уставом.
Паралимпийцы активно участвуют в олимпийском движении Беларуси. В Республике Беларусь сложилась структура поддержки спорта инвалидов. Созданы три реабилитационные федерации: для спортсменов с нарушением слуха, с нарушением зрения и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Паралимпийское движение в Республике Беларусь активно развивается с 1996 г., когда был создан Паралимпийский комитет Республики Беларусь. В нашей стране свыше 500 тыс. человек имеют физические и психологические отклонения в состоянии здоровья. Из них свыше 10 % занимаются спортом и относятся по квалификационным показателям к адаптивному спорту высших достижений, представители которого успешно выступают на чемпионатах мира и Европы среди плохо слышащих и плохо видящих спортсменов, а также среди спортсменов-колясочников.
Государство оказывает содействие Паралимпийскому комитету, организациям, возглавляющим дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, в реализации их уставных целей.
Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта – некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития вида (видов) спорта в Республике Беларусь, организации и проведения спортивных соревнований по отдельным видам спорта. Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма, Национальным олимпийским комитетом, Паралимпийским комитетом единой государственной политики развития вида (видов) спорта и осуществляет иную деятельность в соответствии с Законом о физической культуре и спорте и иными актами законодательства.
В Республике Беларусь с первых дней суверенитета физическая культура и спорт заняли ведущие позиции в государственной и социальной политике страны. Свыше 15 % населения современной Беларуси активно занимаются физическими и спортивными упражнениями. Спорт высших достижений охватывает такие важные аспекты, как организация и подготовка спортивного резерва через функционирование национальных центров олимпийской подготовки, училищ олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва; подготовка и формирование национальных олимпийских сборных по летним и зимним видам программы, обеспечение мест проживания и питания олимпийцев, проведение учебно-тренировочных сборов; проведение республиканских и международных соревнований и матчевых встреч; участие спортсменов высокого класса в чемпионатах мира и Европы.
Под спортивными резервами понимается тот контингент занимающихся спортом, который способен через некоторое время прийти на смену действующим спортсменам национальной команды страны по видам спорта. Сюда относят молодых и талантливых спортсменов, добившихся определенных успехов в избранных видах спорта и входящих в так называемый резервный состав основной национальной сборной страны и в основной состав своей возрастной группы.
В целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса создается система специализированных учебно-спортивных учреждений, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Право на бесплатную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, имеют граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, прошедшие конкурсный отбор и не имеющие противопоказаний для занятий избранными видами спорта.
Специализированное учебно-спортивное учреждение – некоммерческая организация, предметом деятельности которой является подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса. Специализированные учебно-спортивные учреждения действуют на основании уставов, разрабатываемых в соответствии с общими положениями о специализированных учебно-спортивных учреждениях, утверждаемыми Советом Министров или уполномоченным им государственным органом.
Специализированные учебно-спортивные учреждения могут быть следующих типов:
• детско-юношеские спортивные школы;
• детско-юношеские спортивно-технические школы;
• специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва;
• специализированные детско-юношеские спортивно-технические школы;
• школы высшего спортивного мастерства;
• центры олимпийского резерва;
• центры олимпийской подготовки.
Специализированные учебно-спортивные учреждения могут создавать филиалы, отделения по виду (видам) спорта, в том числе обособленные, а также иные обособленные подразделения и структурные подразделения в порядке, установленном законодательством. Положение о филиале, обособленном отделении по виду (видам) спорта специализированного учебно-спортивного учреждения утверждается Министерством спорта и туризма. В специализированных учебно-спортивных учреждениях создаются органы самоуправления в виде советов специализированных учебно-спортивных учреждений и тренерских советов и могут создаваться иные органы самоуправления (попечительский совет, родительский комитет), действующие на основании положений о них, утверждаемых Министерством спорта и туризма.
Спортсменом – учащимся специализированного учебно-спортивного учреждения является физическое лицо, зачисленное в это специализированное учебно-спортивное учреждение для спортивной подготовки на основе учебных программ по отдельным видам спорта. Лицо, прошедшее спортивную подготовку не менее двух лет в качестве спортсмена-учащегося и направленное для повышения спортивного мастерства в высшее звено подготовки, является спортсменом-воспитанником данного учреждения. Специализированные учебно-спортивные учреждения могут создавать условия для проживания и питания лиц, проходящих на их базе спортивную подготовку.
Права и обязанности конкретных видов специализированных учебно-спортивных учреждений установлены постановлением Министерства спорта и туризма от 28 декабря 2004 г. № 11 «Об утверждении положений о специализированных учебно-спортивных учреждениях». В качестве примера рассмотрим права, обязанности и ответственность спортивной школы.
Спортивная школа имеет право:
• в установленном порядке открывать отделения по общей и специальной физической подготовке в детско-юношеской спортивной школе общей физической подготовки и по виду (видам) спорта в детско-юношеской спортивной и спортивно-технической школах;
• проводить подготовку детей-инвалидов по виду (видам) спорта, включенному в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр, по программам подготовки детей-инвалидов, утверждаемым Министерством спорта и туризма;
• оказывать в соответствии с направлениями своей деятельности и для реализации задач, определенных Положением о спортивной школе, платные услуги в области физической культуры и спорта юридическим и физическим лицам, устанавливать размер оплаты за оказываемые услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Спортивная школа обязана:
• осуществлять учебно-тренировочный и воспитательный процесс в соответствии с требованиями программ по видам спорта и учебных планов;
• обеспечивать создание надлежащих условий для проведения учебно-тренировочного и воспитательного процесса, выполнения работниками и учащимися своих обязанностей, учебных программ и заданий;
• осуществлять текущий контроль за проведением учебно-тренировочного и воспитательного процесса, тестирование учащихся.
Спортивная школа несет ответственность:
• за невыполнение задач, возложенных на спортивную школу ее уставом;
• нереализацию в полном объеме программ по видам спорта и учебных планов;
• безопасность учащихся и работников спортивной школы в период проведения учебно-тренировочного процесса;
• необеспечение сохранности и рационального использования имущества спортивной школы.
Государственные органы создают необходимые условия для спортсменов, тренеров, которые достигли высоких спортивных результатов или содействуют повышению международного авторитета Республики Беларусь, формируют из этих спортсменов и тренеров национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта. Спортсменам, добившимся выдающихся результатов на спортивных соревнованиях, а также тренерам, обеспечившим их подготовку, могут выплачиваться вознаграждения, установленные законодательством.
Национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта – коллективы спортсменов, тренеров и иных специалистов, формируемые для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них под государственными символами Республики Беларусь. Национальные и сборные команды по видам спорта формируются с учетом тенденций развития спорта, пола, возраста спортсменов, их спортивных результатов по представлению национальных федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта иными организациями на конкурсной основе. Национальные команды Республики Беларусь по видам спорта формируются в пределах численности, установленной Правительством Республики Беларусь.
Члены национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, не выполняющие установленные нормативы и (или) систематически нарушающие свои обязанности, могут быть отчислены из национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта по представлению соответствующей национальной федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта. Материально-техническое обеспечение национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, финансирование их подготовки к международным спортивным мероприятиям и участия в них осуществляются за счет средств республиканского бюджета, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
В целях обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением на территории города, района, района в городе по решению местных исполнительных и распорядительных органов создаются городские, районные физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы, центры физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивные клубы, которые действуют в соответствии с законодательством и своими уставами. Положение о городском, районном физкультурно-оздоровительном, спортивном центре (комбинате, комплексе, центре физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивном клубе утверждается Министерством спорта и туризма.
В целях обеспечения физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы с населением, организации и проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, учебно-методического обеспечения физической культуры создаются учебно-методические центры физического воспитания населения.
Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения создается по решению Министерства спорта и туризма, областные (Минский городской) центры физического воспитания населения создаются по решению соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Положение об учебно-методическом центре физического воспитания населения утверждается Министерством спорта и туризма.
Спортивно-оздоровительный лагерь создается как организация физической культуры и спорта или структурное подразделение организации физической культуры и спорта, средней школы, УОР, иного юридического лица в соответствии с законодательством для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса и оздоровления спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Порядок создания и деятельности спортивно-оздоровительного лагеря, его структура, порядок организации и проведения учебно-тренировочного процесса и иные особенности устанавливаются Положением о спортивно-оздоровительном лагере, утверждаемым Министерством спорта и туризма.
2.2. Правовой статус федераций по различным видам спорта
Среди общественных физкулыурно-спортивных объединений важное место в развитии массового спорта и спорта высших достижений занимают федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта. Основными целями таких объединений, действующих в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом о физической культуре и спорте, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», согласно Уставу федерации, являются развитие конкретного вида спорта и укрепление здоровья граждан Беларуси.
Основные цели определяют всю деятельность федераций (ассоциаций, союзов) по видам спорта. Высшим органом данного общественного объединения являются конференции, проводимые не реже одного раза в год, а также отчетно-выборные конференции, которые проводятся один раз в четыре года (олимпийский цикл).
Федерацией по виду (видам) спорта является некоммерческая организация, представляющая собой общественное объединение либо союз (ассоциацию).
Федерации (союзу, ассоциации) по виду (видам) спорта, входящей в состав (являющейся членом) международных спортивных объединений, может быть присвоен статус национальной федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта Министерством спорта и туризма в порядке, устанавливаемом Правительством.
Функции федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта:
• осуществляют развитие и популяризацию вида (видов) спорта;
• участвуют в подготовке спортивного резерва, спортсменов высокого класса;
• организуют и проводят спортивные соревнования в порядке, установленном законодательством, осуществляют организацию судейства таких спортивных соревнований;
• разрабатывают и утверждают программы развития вида (видов) спорта;
• способствуют укреплению международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта по развитию вида (видов) спорта;
• осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством и своими уставами.
Федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта имеют право:
• разрабатывать и принимать свои акты (регламенты, правила, инструкции и др.) в пределах своей компетенции и с учетом актов Международного олимпийского комитета, международных спортивных организаций. Акты, направленные на регулирование вопросов перехода (трансфера) спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта, тренеров, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта, из одной организации физической культуры и спорта в другую, согласовываются с Министерством спорта и туризма;
• вступать в международные спортивные организации, поддерживать с ними контакты и связи в соответствии с законодательством;
• создавать условия для осуществления тренерами профессиональной деятельности и повышения уровня профессионального мастерства с учетом актов международных спортивных организаций, в состав которых входят (членами которых являются) федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта;
• осуществлять иные права в соответствии с законодательством и своими уставами.
Федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта обязаны:
• принимать меры, направленные на развитие вида (видов) спорта;
• обеспечивать защиту прав и интересов субъектов профессионального спорта;
• содействовать предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним;
• противодействовать проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;
• участвовать в материально-техническом, медицинском, научно-методическом и (или) ином обеспечении спортсменов, тренеров;
• участвовать в развитии инфраструктуры и материально-технической базы соответствующего вида (видов) спорта;
• осуществлять иные обязанности в соответствии с законодательством и своими уставами.
Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта, входящая в состав (являющаяся членом) международной спортивной организации, признанная Национальным олимпийским комитетом, может быть включена в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, ведение которого осуществляется Министерством спорта и туризма. Порядок ведения реестра федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, условия и порядок включения в него (исключения из него) федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта устанавливаются Советом Министров.
Форма свидетельства о включении федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта устанавливается Министерством спорта и туризма. По каждому из видов спорта только одна федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта может быть включена в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта.
Федерации по видам спорта имеют следующую классификацию: республиканские, областные, городские. На конференции избирается президиум федерации, члены которого собираются на совещания не реже одного раза в квартал. Для оперативного управления федерацией по видам спорта формируется исполнительный комитет, который реализует решения конференции, президиум, который рассматривает и решает вопросы текущей деятельности. Исполком федерации проводит свои заседания по необходимости, но не реже одного раза в месяц. Деятельностью исполкома федерации по виду спорта руководит исполнительный директор.
Конец ознакомительного фрагмента.