Вы здесь

Спецслужбы против НЛО. Глава 3. Секретные агенты и секретные проекты (А. И. Первушин)

Глава 3. Секретные агенты и секретные проекты

Уфологи запугивают мир

Лето и осень 1950 года стали важнейшим периодом в истории исследований феномена НЛО.

В июне того года была опубликована первая книга на эту тему – «Летающие тарелки существуют на самом деле» Дональда Кейхо. В ней автор утверждал, что командование ВВС скрывает вещественные доказательства внеземного происхождения «летающих тарелок», так как специалисты по психологии поведения опасаются, что их публикация может вызвать панику, сходную с массовой истерией, вызванной перед Второй мировой войной радиопостановкой Орсона Уэллса «Война миров».

Тем не менее, по утверждению Кейхо, определенная информация все же просачивается наружу. В качестве примера приводилась статья коммандера Маклахлина о появлении НЛО над полигоном Уайт Сандс (штат Нью-Мексико). Кейхо высказал гипотезу, что подобные утечки допускались для того, чтобы подготовить человечество к главной новости – о том, что мы не одиноки во Вселенной.

Кроме того, автор книги полагал, что появление «летающих тарелок» тесно связано с взрывами атомных бомб, которые впервые проходили испытания как раз в Уайт Сандс. Мол, инопланетяне специально прилетели на Землю для того, чтобы помешать нам уничтожить Землю с помощью ядерного оружия.

В этой странной книге, основанной по большей части на гипотезах и откровенных домыслах, содержатся почти все положения, из которых впоследствии выросло стройное здание конспирологической теории, ставшей общепринятой в среде уфологов – то есть тех, кто мнит себя серьезным исследователем феномена НЛО.

Появление книги Кейхо нельзя назвать случайным. В конце 1940-х страх перед мощнейшей коммунистической державой, сумевшей за несколько лет восстать из руин, создать атомную бомбу и заявить о своем праве решать геополитические вопросы, постепенно охватывала Западный мир. Холодная война разгорелась в полную силу. Советский Союз медленно, но верно покорял Европу, навязывая освобожденным от нацистов странам правительства, послушные Москве. А 25 июня 1950 года шестидесятитысячная армия Северной Кореи вторглась в Южную Корею. Южнокорейская армия, плохо подготовленная к нападению, дрогнула перед мощным натиском, и через два дня американский президент Гарри Трумэн направил в регион десантный корпус армии США. На следующий день северокорейцы захватили Сеул, а генерал Дуглас Макартур доложил, что южнокорейская армия совершенно деморализована и не может оказывать серьезного сопротивления противнику. Вскоре Трумэн распорядился о вводе в Корею сухопутных войск. Так начался первый крупный вооруженный конфликт после Второй мировой войны.

В конце января 1950 года президент Трумэн объявил о начале работ по созданию термоядерной «водородной» бомбы. «Гонка за супербомбой» началась.

Внезапно повсюду стали искать и разоблачать шпионов. В феврале 1950 года Клауса Фукса арестовали за передачу секретов атомной бомбы советским агентам. Шпионская деятельность Фукса во многом обеспечила успешное испытание атомной бомбы, проведенное Советским Союзом в 1949 году. Директор ФБР Гувер послал президенту Трумэну личный отчет о поимке Фукса в Великобритании.

Еще через несколько дней сенатор Маккарти объявил, что в Госдепартаменте работает более двухсот членов Коммунистической партии США. Еще через пять месяцев, почти одновременно с началом корейской войны, арестованные Гарри Годц и Дэвид Грингласс дали показания о шпионской организации, возглавляемой супругами Розенберг, которые якобы передавали советской разведке секретные материалы по атомной программе США еще во время Второй мировой войны.

Вся эта шпионская шумиха не могла не повлиять на отношение американских спецслужб к проблеме НЛО. Разумеется, никто из серьезных экспертов, работавших на разведку, в бредни Кейхо об инопланетянах-пацифистах не поверил, однако в то же время ни один из них не мог точно сказать, как далеко продвинулись советские ученые на пути создания летательных аппаратов нового типа. Что если летающие диски и огненные шары, которые иногда появляются над атомными станциями и секретными полигонами, действительно являются разведывательными самолетами врага?

Как подтверждение самым худшим опасениям стало сообщение о том, что 5 августа 1950 года в районе Грейт-Фоллс (штат Монтана) «летающие тарелки» впервые были засняты на качественную кинопленку. Эксперты ВВС, разумеется, жаждали посмотреть эту запись, но не хотели давать ее владельцу Николасу Мариано какого-либо повода заподозрить их в особом интересе к этому предмету.

Как было сказано в отчете, агент, который вышел на связь с Мариано, «предпринял все меры предосторожности, чтобы не пробудить в нем интерес, подозрение или иную реакцию, которая могла бы привести его к выводу, будто ВВС пересмотрело свое ранее сформулированное отношение к неопознанным летающим объектам».

В последующие годы эта пленка вызвала много жарких дискуссий. Представители ВВС утверждали, что два объекта, изображенные на ней, являются реактивными истребителями, однако Николасу Мариано они вовсе не напоминали реактивные самолеты. Когда он впервые увидел их, объекты находились довольно близко – они показались ему круглыми и вращающимися. К сожалению, когда он достал свою камеру и приготовился к съемке, объекты значительно удалились, поэтому в записи они видны как два маленьких светлых пятнышка.

Следующей крупной публикацией, посвященной теме НЛО, стала книга некоего Фрэнка Скалли «Что стоит за летающими тарелками?». В то время как Дональд Кейхо опирался в своей работе на публикации в прессе и известные наблюдения очевидцев, Скалли построил книгу целиком на слухах о крушении «летающих тарелок». По его словам, целых три «тарелки» потерпели крушение и были обследованы учеными из правительственных лабораторий. Анализ якобы показал, что это поистине фантастические устройства, пилотируемые маленькими человекоподобными существами – «гуманоидами».

В книге Скалли утверждалось, что история о крушениях и секретных лабораториях была впервые поведана миру нефтепромышленником Сайласом Ньютоном во время его лекции в Денверском университете 8 марта 1950 года, а сам автор занимался расследованием обстоятельств этого дела.

Ко всему прочему Скалли жестко критиковал ВВС и многие правительственные учреждения, обвиняя их в некомпетентности, в проведении политики «двойных стандартов» и в сокрытии важнейшей информации.

История Скалли выглядела так фантастично, что подверглась осмеянию даже в падких на сенсации газетах. С другой стороны, теория Дональда Кейхо не столь интриговала, но зато убедила куда больше людей. В итоге в рамках уфологии появилось сразу две гипотезы, каждая из которых говорила в общем-то об одном и том же: НЛО существуют и являются кораблями пришельцев с других планет, однако правительства Земли и спецслужбы скрывают правду о них, чтобы избежать паники и сохранить власть.

С учетом того обстоятельства, что книги Кейхо и Скалли появились в самый разгар Холодной войны, не вызывает удивления, что Гувер проявил особый интерес к этим писаниям. Директор ФБР направил своему ответственному оперативному агенту в Лос-Анджелесе срочное телетайпное сообщение:

«13 ОКТЯБРЯ 1950 ГОДА

ТЕМА: ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ

ВАМ ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ ОСТОРОЖНО НАВЕСТИ СПРАВКИ ЧЕРЕЗ ВАШИХ ОСВЕДОМИТЕЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФРЭНК СКАЛЛИ АВТОР КНИГИ КАВЫЧКИ ОТКРЫВАЮТСЯ ЧТО СТОИТ ЗА ЛЕТАЮЩИМИ ТАРЕЛКАМИ КАВЫЧКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ ТЕМ ЖЕ САМЫМ ФРЭНКОМ СКАЛЛИ КОТОРЫЙ АКТИВНО УЧАСТВОВАЛ В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВАШЕГО ОКРУГА»

В архиве ФБР по «летающим тарелкам» нет документа, где упоминалось бы о реакции на запросы Гувера или о том, действительно ли Фрэнк Скалли симпатизировал коммунистам, но сама попытка связать НЛО с коммунистами весьма симптоматична для того времени.

ФБР завершает расследование

В последующие несколько лет ФБР получало в среднем одно-два сообщения о наблюдениях НЛО в год – при том, что в разведку ВВС США поступало до нескольких сотен таких сообщений. Два отчета того периода обращают на себя внимание.

Ричард Рассел видел две «летающие тарелки», когда ехал в поезде. Само по себе это не имело большого значения, ведь были и другие свидетельства о наблюдениях НЛО из вагона поезда. Однако другие очевидцы в отличие от Ричарда Рассела не возглавляли Сенатскую комиссию по делам вооруженных сил. И в отличие от него они не ехали в поезде по территории... Советского Союза.

Когда другие очевидцы рассказывали свои истории, мало кто обращал на них внимание. Но когда сенатор Рассел решил рассказать свою историю, ФБР и ЦРУ выслушали его очень внимательно.

Вечером 4 октября 1955 года сенатор Рассел, полковник Хэтуэй из штаба армии США, прикомандированный к Сенатской комиссии по делам вооруженных сил, консультант Рюбен Эфрон, который вел записи и выполнял обязанности переводчика, а также некий бизнесмен (возможно, тайный агент ЦРУ) ехали в поезде неподалеку от Баку. Сенатор Рассел, который не очень хорошо себя чувствовал, находился один в своем купе, выключив свет. Остальные трое беседовали в соседнем купе при включенном свете. Рассел случайно посмотрел в окно и увидел луч желтовато-зеленого света, вертикально поднимающийся к небу из какого-то отдаленного места, расположенного к югу от поезда. Через секунду луч превратился в светящийся объект, который двигался вверх с умеренной скоростью, затем вдруг изменил направление и устремился на север, пройдя непосредственно над поездом.

Рассел сразу же вскочил, ворвался в соседнее купе и крикнул:

– Посмотрите в окно! Я только что видел «летающую тарелку»!

Его спутники, сидевшие в купе, ничего не видели, но теперь они выключили свет, и все четверо стали смотреть наружу.

– Я видел, как она появилась оттуда, – пояснил Рассел.– А вот и еще одна!

Второй светящийся объект в точности повторил маневр первого. Когда он исчез над поездом, сенатор Рассел сказал:

– Мы видели «летающую тарелку»... Я хотел, чтобы вы, парни, тоже ее увидели, чтобы у меня были свидетели.

Словесные описания и рисунки, десять дней спустя представленные полковником Хэтуэем и консультантом Эфроном военно-воздушному атташе в Праге, свидетельствуют о том, что они видели круглый вращающийся аппарат с двумя огнями. Атташе написал отчет об услышанном и направил его в ВВС. К отчету приложили рисунок, на котором был изображен объект с плоским дном и куполом наверху.

ФБР впервые узнало об этом инциденте во время совещания Консультативного комитета по разведке, состоявшегося 18 октября 1955 года. На этом совещании директор ЦРУ Аллен Даллес сообщил основные подробности наблюдения сенатора Рассела и других очевидцев. Помощник директора по связям с разведывательными учреждениями ФБР Мефферт Куртц написал, что большинство членов Консультативного комитета по разведке считают неопознанные объекты вертолетами или реактивными летательными аппаратами, но для окончательного вывода нужна более подробная информация.

Несколько недель спустя, 8 ноября, агент ФБР подытожил информацию, полученную от ЦРУ после опроса всех свидетелей. Сотрудники ЦРУ пришли к выводу, что единственным свидетельством, которое «поддерживает версию существования летающих тарелок или крайне необычных летательных аппаратов, являются показания полковника Хэтуэя». Было объявлено, что:

«Все остальные свидетельства можно объяснить наблюдением взлетающего реактивного самолета необычной конструкции, ракеты или обычного реактивного самолета в крутом пике, за которым последовал резкий подъем под таким углом, что наблюдатели в поезде не могли видеть ничего, кроме выхлопа. Возможно, летательный аппарат принадлежал к разновидности с очень коротким или почти вертикальным взлетом».

Следующее сообщение, представлявшее интерес для нашего расследования, было сделано примерно год спустя сотрудником ФБР:

«[Имя вычеркнуто] 9 апреля 1956 года сообщила о следующем необычном происшествии, попадающем в категорию летающих тарелок. 5 апреля 1956 года [Имя вычеркнуто] уехала из Вашингтона на автомобиле вместе со своим женихом [имя вычеркнуто], сотрудником Агентства национальной безопасности, для встречи со своей семьей в Морвене, штат Северная Каролина. Около пяти утра 6 мая, проезжая по шоссе № 1 к северу от Хендерсона, штат Северная Каролина, они увидели круглый объект, летевший на низкой высоте и приближавшийся к машине. Когда объект пролетел над машиной, они повернулись и успели заметить, как он набрал скорость и исчез в отдалении. Оба очевидца сознавали, что они видели нечто необычное, труднообъяснимое и не принадлежащее к категории оптических иллюзий. [Имя вычеркнуто] утверждала, что круглый объект, который она видела, вращался и светился таким образом, как будто содержал внутри серию огней, образовывавших зигзагообразный узор. Приближавшийся объект летел очень низко, на большой скорости и не издавал никаких звуков. По ее мнению, ширина объекта была по меньшей мере такой же, как ширина шоссе, а его толщина составляла от 2 до 4 футов. [Имя вычеркнуто], которая считается одной из наших лучших сотрудников, утверждает, что до этого случая она не верила историям о летающих тарелках, и если бы ее жених не видел то же самое, она бы склонилась к мнению, что у нее была галлюцинация. Она признает, что объект мог представлять собой некую оптическую иллюзию, однако наблюдателям он показался вполне реальным».

ФБР решило, что сотрудницу нужно расспросить еще раз, прежде чем передавать информацию разведке ВВС.

12 апреля она повторила все сказанное в беседе от 9 апреля и добавила следующую информацию: «Она сообщила, что видела объект в течение лишь нескольких секунд и что было еще довольно темно, хотя уже начало светать. Когда рассвело, небо было облачным, и примерно через полчаса после наблюдения пошел дождь. По ее словам, объект приблизился к автомобилю со стороны водителя на высоте не более 25 футов. Она не смогла оценить скорость объекта. Согласно описанию, объект имел овальную форму, голубоватый оттенок и был очень ярким. Он не издавал звуков, которые можно было бы услышать. Она сообщила, что ее жених может точно указать место наблюдения, поскольку он хорошо знаком с местностью в Северной Каролине, где они проезжали».

16 августа в разведку ВВС поступило письмо из ФБР, в котором содержалась вышеизложенная информация, – на этом участие Бюро в расследовании инцидентов, связанных с НЛО, завершилось.

В июне 1977 года Джоди Поуэлл из администрации президента Картера инициировал поиск по линии исполнительной власти с целью выяснить, существует ли какая-то группа, координирующая поток информации о НЛО. В результате этого запроса Стэнли Шнейдер из отдела науки и технологии при Белом доме связался с ФБР, где ему сообщили следующее:

«Что касается ФБР, то в сферу наших полномочий не входит проведение каких-либо расследований в связи с получением информации о наблюдении неопознанных летающих объектов. В силу отсутствия следственной юрисдикции, любая подобная информация направляется в распоряжение ВВС без каких-либо дополнительных действий со стороны Бюро».

«Синяя книга» и разведчик «У-2»

Если ФБР вышло из расследования, то экспертам ВВС работы прибавлялось год от года. Положение осложнялось тем, что сами Военно-воздушные силы занимались разработкой секретных аппаратов, о существовании которых до поры до времени не должны были знать обычные граждане. Одним из аппаратов, создание которого осуществлялось в глубокой тайне, стал новый самолет-разведчик «У-2».

«У-2» – самый известный разведывательный самолет в истории шпионажа. Он был создан американскими инженерами специально для ведения фото– и электронной разведки над территорией Советского Союза.

Работы по конструированию «У-2» начались в 1953 году и финансировались ЦРУ. Руководителем работ был назначен Ричард Биссель, а главным конструктором – Кларенс Джонсон, возглавлявший в то время Конструкторское бюро корпорации «Локхид». Президент Эйзенхауэр лично одобрил начальный заказ на тридцать машин.

«У-2» должен был совершать облеты территории Советского Союза на высотах свыше 18 километров, что делало его, по мнению американцев, неуязвимым для систем советской ПВО. По своей конструкции он был, по существу, планером, снабженным турбореактивным двигателем. Помимо фотокамер первые модели «У-2» оснащались новейшей аппаратурой для ведения электронной разведки с целью обнаружения излучения советских радаров.

Первый испытательный полет «У-2» состоялся 1 августа 1955 года, а первый полет над советской территорией – 4 июля 1956 года. Перед летчиком была поставлена основная задача – сфотографировать Москву. С июля 1956 по май 1960 года самолеты этого типа совершали регулярные разведывательные облеты Советского Союза.

Проектируя «У-2», американцы не только стремились сделать его недосягаемым для советской ПВО, но и рассчитывали, что первое время его полеты над СССР останутся незамеченными. Эти предположения в целом подтверждались испытаниями, проведенными в 1955 году.

Тренировочные полеты «У-2» над территорией США показали, что этот самолет очень трудно обнаружить при помощи радиолокации. В течение каждого полета американским радиолокационным станциям удавалось это сделать лишь один или два раза. При этом, однако, выяснилось, что новейший самолет-разведчик можно увидеть невооруженным глазом, даже когда он летит на большой высоте.

Большинство сообщений о наблюдении неопознанного объекта поступало от пилотов авиалайнеров. «У-2» замечали обычно после захода солнца с самолетов, летящих с востока на запад. Реактивные авиалайнеры середины 1950-х годов, такие как «DS-3», «DS-6» и «Констеллейшн», летали на высоте 6000 метров. В сумерках низколетящий лайнер оказывался в зоне темноты, тогда как «У-2», находящийся на высоте 21 километра, все еще освещался солнцем. Его плоскости отражали солнечные лучи; он появлялся как быстро движущийся сверкающий объект и исчезал из поля зрения пилотов – феерическое зрелище!

Большинство пилотов американской гражданской авиации служили когда-то военными летчиками и точно знали, что не бывает самолетов, летающих выше 14 километров. А поскольку объект шел гораздо выше этого уровня, он мог быть только «летающей тарелкой». Пилоты докладывали об увиденном диспетчерам.

В идеальных погодных условиях «У-2» можно было заметить даже с земли – в голубом небе. В исследовательский отдел ВВС, созданный для работ по теме «Знак», а затем известный под названием «Синяя книга», полетели взволнованные письма.

Сотрудники «Синей книги», которые были поставлены в известность о существовании «У-2», стали собирать и изучать эти сообщения. Людям, работавшим над «У-2», следовало знать, когда, где и при каких обстоятельствах был замечен их самолет. Они сверяли поступившие сообщения с расписанием своих полетов. Это была трудоемкая работа – требовалось учесть массу деталей и сообщить в «Синюю книгу», действительно ли «У-2» находился в таком-то месте такого-то числа или его там не могло быть.

Конец ознакомительного фрагмента.