Виртуальные государства
Помимо непризнанных государств существует ещё одна разновидность специфических территорий, активно претендующих на мировое признание. Таковыми являются виртуальные государства.
Виртуальное государство – образование, активно заявляющее о своей государственности, зачастую ей не обладая, а лишь имитируя некоторые её черты (как правило, второстепенные) и ведущее борьбу за привлечение к себе внимания со стороны международной общественности, итоговой целью которой декларируется всеобщее признание государственного статуса своего образования. Многие ставят виртуальные государства в один ряд с непризнанными, порой не выделяя между ними никаких различий, и это неправильно. Данные образования имеют принципиальные различия, не позволяющие считать их равными по статусу единицами. Различия возникают уже на стадии расшифровки понятий: если непризнанные государства фактически обладают всеми необходимыми признаками государственности, то виртуальные, как правило, не обладают и половиной из них. Зачастую непризнанные государства намеренно именуются виртуальными со стороны их противников, которые таким образом пытаются акцентировать внимание на фиктивности данного образования, что по факту не соответствует действительности. В большинстве случаев виртуальные государства не обладают ни реальной территорией, ни постоянным населением (если только не считать одного человека целым народом), ни уж тем более обороноспособностью. Безусловно, у них есть собственные флаги, гербы, гимны, порой даже марки, документы или валюта. Их декларации независимости могут быть безупречны в правовом аспекте, а должность их правителя может именоваться как угодно (хоть «Повелитель Вселенной»). Однако в условиях, когда у тебя нет главного, а именно фактического обладания территориальной единицей, всё остальное является лишь фикцией и носит исключительно декларативный характер. И именно поэтому к данному виду специфических территорий самостоятельное понятие государства и его составляющих употребляется только в кавычках (за исключением употребления устойчивого словосочетания – виртуальное государство, которое уже несёт в себе суть подобного образования). Хотя, если вдаваться в детали, можно прийти к выводу, что для большинства подобных «правителей» объявление собственного «государства» является лишь способом привлечения внимания к собственной персоне и угоды собственным амбициям. Так, мировое сообщество в лице общепризнанных государств и международных организаций практически полностью игнорирует любые виртуальные государства (для них подобных образований не существует в принципе). Непризнанные государства также не сотрудничают с ними, считая их несостоятельными участниками международных отношений (да что там, большинство виртуальных государств не имеет отношений даже друг с другом, связано это, прежде всего, с кардинальными разногласиями между ними в отношении принципов «государственного строительства»). Однако средства массовой информации, как правило, активно реагируют на известия о появлении новых образований. И чем более абсурдным и нестандартным оно будет, тем больший резонанс это вызовет со стороны СМИ. Этим и пользуются руководители виртуальных государств. Они активно используют информационный ресурс для продвижения информации о своём «государстве», попутно акцентируя внимание на собственной персоне «президента», «короля» или «верховного правителя» своих «владений», удовлетворяя при этом завышенное чувство собственной важности. Таких людей, по сути, можно назвать большими детьми с изощрённой фантазией. У взрослых есть свои игрушки. У кого то это машины, у кого то оружие, кто то коллекционирует марки, эти же взрослые решили поиграть в королей и императоров. Им уже не хватает стандартных жизненных развлечений, их даже не устраивают современные компьютерные игры (которые в наши дни стали настолько разнообразными, что могут даже предложить игроку почувствовать себя настоящим правителем своей страны), они играют по крупному, порой даже нарушая законодательства тех суверенных стран, в которых происходит данная «игра». Зачастую такие «правители» оправдывают свои действия событиями, происходящими вокруг их родных и близких и не зависящих напрямую от них самих. Оправдания могут быть самыми разнообразными: мечта дочери стать принцессой, желание жены стать императрицей, спор с братом, розыгрыш друга и многие другие. Но на самом деле, в большинстве случаев, подобные решения являются лишь попыткой организатора наделить свою персону специальными (пусть и фиктивными) полномочиями руководителя, исполнив при этом, в первую очередь свои, несбывшиеся мечты. Также достаточно часто появление виртуальных государств является особой формой протеста несогласных с теми или иными действиями общепризнанных государств (основная мысль подобных действий в таком случае представляется, как: «Ваше государство делает всё неправильно, поэтому я создам своё и буду делать так, как сам посчитаю нужным»). Однако ни о каком реальном сепаратизме (в отличие от случаев появления непризнанных государств) в подобных ситуациях говорить не приходится (оппонент не может оказать реальное сопротивление и, по сути, является лишь частью нестандартного протеста).
Становится понятно, что виртуальное государство – понятие расплывчатое. Для него не существует чётких границ. Единственным обязательным условием существования виртуального государства является объявление о его создании. Сделать это можно где угодно, как угодно и когда угодно, можно создать собственное «государство» хоть в своей комнате, попутно объявив себя президентом или королём (при этом объявить о создании можно и без привлечения средств массовой информации, однако тогда создатель окажется единственным, кто будет знать о его существовании). Только вряд ли страна, на территории которой провозглашают новое «государство», согласится с этим. В лучшем случае, общепризнанное государство просто проигнорирует этот факт (что в большинстве случаев представляется самым разумным решением). В худшем – новоиспечённый «правитель» может быть привлечён к ответственности за нарушение законов суверенного государства. Однако данный метод зачастую расценивается, как крайняя мера и не рекомендуется к применению (за исключением тех случаев, когда угроза потери части территорий становится реальной), потому как судебные тяжбы лишь придают больший резонанс при появлении виртуальных государств, тем самым расширяя информационное поле вокруг них (что только на руку руководителям этих образований, которые воспринимают суды, как фактическое признание своих позиций). Не говоря уже о ситуациях, когда виртуальные государства выигрывают эти суды (подобные прецеденты стали возможными благодаря существующим противоречиям в международном праве и конкретных законодательствах отдельных стран), такие случаи воспринимаются руководителями виртуальных государств, как безусловная победа и признание состоятельности своего образования.
Конец ознакомительного фрагмента.