Вы здесь

Специфические территории. Международная классификация. Специфика сквозь века (В. Д. Жмилевский, 2017)

Специфика сквозь века

Может показаться странным, но первые территории, относящиеся сегодня к специфическим, отчасти, стали и первыми по настоящему государственными образованиями. Ими были античные полисы (или города-государства), появлявшиеся ещё в VIII веке до н. э. и фактически ставшие первыми территориальными единицами с полноценным государственным управлением. Хотя, если задуматься, это вполне закономерно. Ведь как показывает практика и исторические закономерности, всё начинается с малого, и вполне логично, что эффективное государственное управление большими территориями невозможно без успешного опыта государственных институтов в пределах единых и относительно небольших территориальных единиц (таких, как город и прилегающие территории, известные как хора).

Помимо известных нам из античности полисов на протяжении всей нашей истории существовали и другие образования, обладавшие своей спецификой территориального управления. Такими образованиями были вольные города и свободные территории. По сути, они создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения напряжённости в межгосударственных отношениях, возникающей по поводу принадлежности какой либо территории. История знает немало подобных образований. Такими, к примеру, были города Ганзейского союза в эпоху средневековья. Краков, который согласно Венскому трактату 1815 года был провозглашен вольным, независимым и совершенно нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский мирный договор 1919 года установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося «свободным государством» (до 1939 г.). Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН. Одним из последних таких образований был Западный Берлин, имевший по сути уникальный международно-правовой статус в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 года. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции нацистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии. В настоящее время подобным международно-правовым статусом в полной мере обладает лишь Ватикан, являющийся суверенной территорией и официальной резиденцией Святого Престола (Католической Церкви), а также полноправным членом Организации Объединённых Наций. Помимо Ватикана, некоторыми элементами данной специфики обладают и другие современные государства-члены ООН. Такие как Монако, Андорра, Сан-Марино, Лихтенштейн и некоторые другие страны, представляющие собой плотную агломерацию нескольких районов или даже целых городов.

Ещё одним исторически сложившимся территориальным образованием стал Мальтийский Орден (Суверенный военный орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты), образовавшийся в конце XI века, но получивший признание суверенитета лишь в XIX веке. Орден является уникальнейшим образованием, являясь единственным рыцарским орденом, принимающим участие в деятельности Организации Объединённых Наций на правах организации-наблюдателя при ООН. Практически каждое из уже упомянутых государств современности имеет свою специфику и по другим признакам, классификация которых будет приведена в дальнейшем.