Вы здесь

Специальная педагогика. Шпаргалка. 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (Роман Сиренко)

5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

За время существования специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных. Для интеграции этих данных и построения единой целостной системы привлекается философия со своими методами. Философия направлена на решение глобальных проблем, она представлена в виде некоторой основополагающей базы, предлагающей свои универсальные способы для рассмотрения важнейших проблем специальной педагогики.

Аналогично философскому знанию в специальной педагогике рассматриваются основополагающие мировоззренческие аспекты!: онтологический, который помогает выявить место специальной педагогики в структуре бытия; гносеологический – аспект, связывающий обучение и познание; аксиологический – устанавливающий педагогические приоритеты; философско-антропологический – обобщающий научные данные о личности, имеющей недостатки развития; историко-философский аспект изучает размышления философов прошлого; наиболее важным является социально-философский аспект, рассматривающий предмет специальной педагогики в социально-культурном контексте. Так как философский подход не дает полного решения интеграции специальной педагогики в связи со сложностью ее концептуальных проблем, в основе философского исследования зачастую лежит междисциплинарный подход, интерпретирующий и интегрирующий материал из разных наук.

Сегодня специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лиц с недостатками развития, что соответствует требованиям современной цивилизации. Основные направления поиска новой парадигмы – гуманизация, фундамента-лизация, интеграция.

Гуманизация подразумевает главной целью специального образования максимальное приближение человека, имеющего недостатки развития, к полноценному и достойному существованию, включение его в равноправные социальные отношения. В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики – фун-даментализация. Интеграция проявляется в разнообразных формах совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии.

Проблемы специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление. С накоплением знаний медицины и специальной педагогики потребовалось уточнение теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.