I. «Спартианские» средства организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи
Проект предусматривает целый комплекс «спартианских» (основанных на новых, предлагаемых проектом «СпАрт» формах и методах интеграции «одухотворенного» спорта с искусством) социально-педагогических и культурных акций, связанных с организацией досуга, образованием и воспитанием детей и молодежи. Важнейшими из них являются:
• организация и проведение Спартианских Игр;
• создание Спартианских Клубов, школ, лагерей, игротек;
• развертывание спартианского движения.
1.1. Спартианские Игры
Новые, «спартианские» средства организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи связаны прежде всего со Спартианскими играми (другие возможные их названия: Игры «СпАрт», «Турнир Рыцарей СпАртА», Игры «Спартианская семья» и др. – см. ниже).
Что представляют собой эти Игры? Чем они отличаются от других Игр, соревнований, турниров, фестивалей? Каковы их достоинства и сфера применения?
Ответим на эти и другие, связанные с ними, вопросы, опираясь на пятилетний опыт проведения Спартианских игр.
1.1.1. Общая характеристика Спартианских Игр
Название этих Игр – «Спартианские» – производно от указанного выше слова
«СпАрт» (а не от имени древнегреческого города Спарта, как нередко полагают) и указывает на то, что эта новая модель Игр предусматривает объединение спорта (в его гуманизированной, «одухотворенной» форме) с искусством и другими видами духовнотворческой деятельности.
Спартианские Игры, как и другие Игры, в первую очередь ориентированы на то, чтобы обеспечить активный, творческий отдых и общение участников.
Вместе с тем они имеют специфические цели и задачи:
– повышение ориентации участников Игр на гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, самосовершенствование;
– исключение грубости, насилия, агрессивности, национализма и т. п. из поведения участников соревнований, формирование у них стремления к красоте действий и поступков;
– создание условий для того, чтобы каждый участник мог попробовать свои силы и проявить свои способности в различных видах творческой деятельности – спорте, искусстве, техническом творчестве и др.;
– совместное и равноправное участие в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния и т. д., включая лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов);
– содействие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.
Эти специфические (основанные на идеалах и ценностях гуманизма) цели и задачи Спартианских Игр, определяют и другие их важные особенности.
К числу важнейших из них относятся следующие:
• уникальная соревновательная программа Игр, основным элементом которой являются «спартианские агоны», объединяющие спорт с искусством, с другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития, гармонии духовного и физического;
• новая, гуманистически ориентированная, «мягкая» система оценки и поощрения участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование;
• сочетание соревнований с не-соревновательными играми;
• равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами.
Одна из важнейших особенностей Спартианских Игр состоит в том, что их соревновательная программа включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны не только со спортом, но также с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности.
Определенный комплекс этих соревнований и конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить параметры как физического, так и духовного развития участников Игр: их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, творческие способности, юмор, знания и т. д., составляет спартианский агон (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир). Программа Игр может включать в себя один или несколько спартианских агонов.
Ниже указываются основные «спартианские агоны», которые придуманы автором проекта «СпАрт» (ему принадлежат, следовательно, авторские права на программу и название этих соревнований) и неоднократно использовались на практике в ходе организации и проведения Спартианских Игр.
«Спартианская визитка». В этом спартианском агоне каждый участник (команда или отдельное лицо) представляет свою «визитку» («визитную карточку»), но не обычную, а «спартианскую». Это представление включает в себя художественно-театрализованное выступление и художественно оформленный стенд, которые заранее (до Игр) готовятся участниками и выполняют для них функцию «визитной карточки» – с их помощью они должны представить себя другим участникам, жюри, зрителям, познакомить со своими интересами, идеалами, достижениями в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве, продемонстрировать свое понимание принципов спартианского (соответствующего критериям духовности, нравственности и красоты) поведения в соревнованиях, «спартианской» идеи объединения спорта и искусства и т. д.
Художественно-театрализованное выступление участника включает в себя:
а) приветствие других участников, судей, зрителей и демонстрацию своей атрибутики: названия или имени, эмблемы, талисмана, девиза, вымпела (флага), песни (гимна) и т. д.;
б) показ оригинальной «спартианской одежды» и «спартианских украшений» участника, которые символизируют идею единства спорта с искусством и предусматривают творческое использование в одежде и украшениях спортивного и художественного инвентаря (например, футбольного или теннисного мяча, музыкальных инструментов и т. д.);
в) спортивную художественную композицию (сценку), в которой средствами хореографии и пантомимы показывается мир спорта, соблюдение и нарушение спортсменами принципов спартианского поведения в соревнованиях, а вместе с тем демонстрируется физическая подготовленность и спортивное мастерство участника.
Продолжительность выступления уточняется организаторами с учетом общего числа участников и продолжительности Игр. По согласованию с организаторами выступление может быть целостным или расчлененным на несколько этапов.
Наряду с выступлением каждый участник выставляет художественно оформленный стенд, на котором он может представить любые материалы (рисунки, фотографии, карикатуры, модели, коллекции, рассказы и т. д.), которые содержат в себе какую-то интересную и важную информацию об участнике, о его жизни, интересах, идеалах, способностях и достижениях в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т. д.
Спартианское многоборье. Программа данного агона включает в себя традиционные спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы. Характер этих соревнований и конкурсов зависит от места и продолжительности проведения спартианского многоборья, возможностей организаторов, состава участников, их возраста, подготовленности, особенностей физического состояния, умственного развития и т. д. В принципе в программу спартианского многоборья могут быть включены любые спортивные соревнования и художественные (творческие) конкурсы, например, соревнования по легкой атлетике, плаванию, конкурсы певцов, танцоров, музыкантов и т. п.
Однако оптимальный вариант организации спартианского многоборья предусматривает включение в его программу таких спортивных соревнований и художественных (творческих) конкурсов, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам (всей «идеологии») Спартианских Игр.
Из спортивных соревнований к числу таковых относятся:
– спортивные соревнования в традиционных видах спорта (например, в спортивных играх – футбол, волейбол, баскетбол и др.), но с измененными правилами для того, чтобы сделать эти соревнования более демократичными, гуманными, доступными для любого человека независимо от уровня его физической или спортивной подготовленности, инвалидности и т. д. (например, в волейболе вводится правило, что игроки должны сидеть – "сидячий волейбол", каждой команде разрешается бить по мячу более трех раз, игроки могут принимать мяч не только руками, но также телом, головой и т. д.);
– наиболее "эстетичные" спортивные соревнования, т. е. такие, которые проходят под музыку, требуют от спортсменов красоты телосложения и движений (например, соревнования в таких видах спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл, спортивная аэробика, спортивные танцы, джазовая гимнастика, Джун-до балет и др.);
– соревнования в эстетической демонстрации спортивного мастерства (например, соревнования среди баскетболистов по умению красиво забивать мяч в корзину или среди футболистов – на самый красивый гол и т. п.);
– эстафеты типа "веселые старты";
– народные игры и забавы, национальные виды спорта, способствующие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;
– соревнования, в ходе которых перед отдельным участником, командой или всеми участниками Игр ставится задача «превзойти (победить) самих себя» (показать результат лучше того, который они показывали раньше – в период проведения данных Игр или на предыдущих Играх);
– соревнования по туризму и в ориентировании (особенно в ориентировании по тропам, которое позволяет участвовать в этом виде соревнования лицам с ограниченными физическими возможностями).
Из художественных (творческих) конкурсов предпочтительны для включения в программу спартианского многоборья:
– те из них, которые связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями;
– художественные и творческие конкурсы (в области живописи, хореографии, пантомимы, пения, фотографии, кино, технического творчества и т. д.) спортивной тематики;
– конкурс знатоков и ораторов на темы, связанные с искусством, культурой, спортом, олимпизмом (возможные формы проведения: ответы на вопросы об искусстве, спорте, олимпизме; рассказ – с использованием картин, фотографий, коллекций и т. д. – об интересных событиях, фактах, связанных со спортом или искусством; рассказ о наиболее интересных событиях Спартианских Игр; реклама или критика определенного вида спорта; комментарий по поводу демонстрируемого спортивного соревнования и т. д.);
– спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое «изобретение»: соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений). Модификация соревнования или игры может затрагивать их правила, используемый инвентарь и т. д. Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов). Особо поощряется изобретение «спартианских» соревнований и игр, в программе которых спорт объединяется с искусством. Обычно конкурс проходит в 2 этапа. На первом этапе участники представляют свои «изобретения«, сделанные дома, а на втором – изобретают соревнование, игру или приспособление, выполняя задание организаторов (указываются предметы, которые должны быть использованы, число участников, место проведения соревнования или игры и т. д.).
С учетом указанных выше видов соревнований и конкурсов спартианское многоборье может выступать как двоеборье: Спорт + Арт» (спортивные соревнования + художественные конкурсы), троеборье: Спорт + Арт + Знания» (спортивные соревнования + художественные конкурсы + конкурсы знатоков), четырехборье: Спорт + Туризм + Арт + Знания и т. д.
Во всех этих случаях возможно несколько вариантов проведения агона.
1-й вариант. Каждый участник обязан выступить во всех соревнованиях и конкурсах, включенных в его программу.
2-й вариант. В рамках каждой группы соревнований и конкурсов (спортивных, художественных и т. д.) участник может выбирать те или иные соревнования и конкурсы (например, в спортивных соревнованиях он выбирает соревнования по бегу или плаванию, в художественных конкурсах – конкурс музыкантов или танцоров и т. д.).
3-й вариант. К соревнованиям в спорте (искусстве и т. д.) допускается лишь определенная (по договоренности) группа участников, показавших наилучшие результаты в искусстве (спорте). Например, спартианское многоборье среди юных спортсменов может проводиться в два этапа. В программе первого этапа – спортивные соревнования, а второго – художественные (творческие) конкурсы (в хореографии, музыкальном искусстве, живописи и т. д.). К этим конкурсам допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в спортивных соревнованиях. Аналогичным образом и спартианское многоборье среди лиц, увлекающихся искусством, может быть проведено в два этапа: на первом этапе – художественные конкурсы, на втором – спортивные соревнования. Причем, ко второму этапу допускается лишь определенная часть (например, одна треть) участников, показавших лучшие результаты в художественных конкурсах.
Спартианское многоборье может проводиться как «Спартианская тропа испытаний». Участники должны пройти «спартианскую тропу»: преодолеть специально созданную полосу препятствий, выполнить ряд заданий, связанных со спортом, искусством и т. д. В спартианскую тропу может быть включена и так называемая «экологическая тропа» [см. Организация работы… 1990].
Другой формой организации спартианского многоборья являются «спартианские» эстафеты, программа которых требует от участников не только физической подготовленности и спортивного мастерства, но и выполнения заданий, связанных с искусством или другими видами творческой деятельности (например: соревнования по бегу, при проведении которого перед спортсменами ставится задача как можно быстрее перенести перемешанные буквы из одного места в другое и расставить их так, чтобы получился правильный ответ на поставленную организаторами задачу, загадку и т. п.; эстафета, на различных этапах которой участники должны демонстрировать физическую подготовленность, спортивное или художественное мастерство, интеллект, знания в различных областях искусства, спорта, олимпизма и т. д.).
Еще одна разновидность организации спартианского многоборья – создание «спартианских станций» («контрольных пунктов»), на которых участники могут выполнить какое-то упражнение (напр., подтягивание, бросок мячом в баскетбольное кольцо, сбивание мячом кеглей, поднимание гантелей и т. д.) или задание, связанное с искусством (например, исполнить песню, рассказать стихотворение и т. п.), продемонстрировать знания в области искусства, спорта, олимпизма и т. д. За успешное выполнение упражнения (задания) участник получает жетон. При этом опять-таки возможны два варианта: либо участник в обязательном порядке проходит все эти станции, либо он выбирает те, которые ему нравятся, и стремится набрать как можно больше жетонов. Может быть установлено контрольное время для прохождения «станций». Соревнование может проводиться как личное или как командное [ср. Бойко, Виноградов, 1994, с. 251–253].
Возможна и такая организация спартианского многоборья, которая строится на основе увлекательного сюжета (примерно такого, как в телеиграх «Форт Баярд», «Украденные жены» и т. п.).
Как бы ни строилась программа спартианского многоборья важно, чтобы в ней (как и в программе Спартианских Игр в целом) были сбалансированы (в равной мере представлены) соревнования и конкурсы, требующие физической и спортивной подготовки, художественного мастерства и определенных знаний. Это делается для того, чтобы исключить возможность достижения победы в спартианском многоборье (на Спартианских Играх в целом) за счет одностороннего развития лишь физических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний.
«Гармония» («Культура личности»). Программа соревнований этого спартианского агона включает в себя специализированные упражнения, тесты, задания, которые позволяют оценить у каждого участника: его физическую подготовленность и двигательную культуру; психические способности – память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональную устойчивость и др.; эстетическую и художественную культуру; творческие способности; экологическую культуру; культуру общения и т. д. В своей совокупности эти качества, способности, элементы культуры характеризуют общую культуру, разносторонность и гармоничность развития личности. Спартианский агон «Гармония» призван определить тех участников, которые имеют наибольшие достижения по этим параметрам своего духовного и физического развития.
«Орхестрика» (Искусство движения)[2]. В данном агоне участники соревнуются в искусстве движений, показателями которого являются: 1) гибкость, ловкость, координация движений, сила, меткость и другие физические качества и двигательные способности; 2) умение творческой и эстетической демонстрации этих качеств и способностей; 3) чувство ритма и музыки в движениях, красота и пластика "одухотворенного" движения (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой, картинами природы и т. д.); 4) искусство создания в движениях художественных образов.
Участники по заданию организаторов, а также по произвольной (выбираемой ими самими) программе выполняют акробатические и другие упражнения, танцуют под музыку, разыгрывают пантомимы или балетные сценки (прежде всего на спортивную тему) и т. д.
Соревнование обычно проводится в несколько этапов.
1-й этап. Участники демонстрируют уровень развития своей гибкости и/или других физических качеств и двигательных способностей (координации движений, силы, меткости и т. д.): а) выполняя предложенные организаторами физические упражнения; б) произвольным способом.
2-й этап. Участники показывают придуманные ими оригинальные физические упражнения (это могут быть: прыжки; броски; попадание в цель; удары; жонглирование; удержание на голове, носу и т. д. различных спортивных предметов – мяча, ракетки и т. д.; езда на велосипеде, самокате и т. д.) и/или новые, оригинальные и соответствующие эстетическим критериям способы демонстрации силы, меткости, других физических качеств: а) используя предложенные организаторами предметы (приспособления), б) используя любые другие предметы и приспособления.
Примечание. Данный этап проводится на "спартодроме". Так называется зал или площадка, приспособленные для спартианской демонстрации физических качеств и двигательных способностей (здесь размещаются различные предметы и приспособления, которые участники используют для демонстрации физических качеств, выполнения физических упражнений).
3-й этап. Участники демонстрируют чувство музыки и ритма в движениях, красоту и пластику «одухотворенного движения» (способность выражать в движениях чувства и переживания, вызванные музыкой): а) под фонограмму организаторов и выполняя их задания; б) под собственную фонограмму.
4-й этап. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ: а) выполняя задания организаторов; б) разыгрывая заранее подготовленную пантомиму, клоунаду или балетную сценку на спортивную тему).
Данный агон может проводиться и не поэтапно, а в виде разового целостного выступления каждого участника.
«Спартианская дуэль». Каждый участник (в командных соревнованиях в этом агоне чаще всего участвуют капитаны команд или определенное число представителей от команды) вызывает других участников на «дуэль». В этой дуэли он использует свое, заранее подготовленное спартианское» оружие»: 1) задает вопросы, касающиеся спорта, олимпизма, искусства, культуры, народных обычаев, традиций (количество вопросов уточняется организаторами); 2) демонстрирует уникальный трюк, связанный с искусством или спортом (это может быть, например: игра на необычных музыкальных инструментах или необычным способом; необычный способ рисования, письма; уникальная способность к счету, запоминанию; оригинальный фокус, прыжок, бросок и т. д.) и 3) предлагает придуманное им оригинальное соревнование (лимит времени на проведение данного соревнования уточняется организаторами).
Другие участники должны попытаться ответить на заданные им вопросы, повторить демонстрируемый трюк и выиграть предложенное соревнование (в нем может выступить любой участник; при наличии нескольких желающих соперник участника, предложившего соревнование, определяется по жребию). К участию в агоне могут допускаться и зрители.
Примечание. Возможен и другой вариант организации этого агона. Каждый участник поочередно вызывает других участников на «дуэль» и определяет вид «оружия» дуэли. Оно должно включать в себя два соревнования, одно из которых связано со спортом, а другое – с искусством. Оговаривается лимит времени на проведение каждого соревнования. Если разные участники предлагают одно и то же соревнование, оно проводится лишь один раз (когда его предлагают впервые).
Таковы основные спартианские соревнования (агоны), которые включались и включаются в программу Спартианских Игр. В будущем, безусловно, будут придуманы и новые спартианские агоны.
Первоначально при организации и проведении Спартианских Игр, как и на обычных спортивных соревнованиях, определялись и поощрялись победители отдельных соревнований (конкурсов) и Игр в целом.
Победители отдельных соревнований и конкурсов определялись традиционным способом: учитывались результаты участников, выраженные в сантиметрах, секундах, баллах и т. п.
Для определения победителей Игр использовалась система, основанная на подсчете суммы мест, занятых каждым участником (командой) в различных соревнованиях и конкурсах, или тех баллов, которые начисляются за эти места. Такая система применялась, в частности, на Спартианских играх 1991 г. под названием «Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта» [см. Приложение 2], при проведении в 1993 г. в Новосибирске Спартианских игр под названием «Сибириада» [см. Приложение 7] и т. д.
Такая «жесткая» система в ограниченных пределах может использоваться на Спартианских Играх (например, при проведении этих Игр для спортсменов). Однако она может приводить к необъективной оценке, поскольку не учитывает разницы между победой в соревновании с небольшим числом участников и победой в соревновании, где много участников, а также между победой с очень высоким результатом и победой с посредственным (или даже низким) результатом. Чтобы избежать необъективности можно: 1) обеспечить выступление всех участников во всех проводимых на Играх соревнованиях и конкурсах; 2) ввести в каждом соревновании (конкурсе) нормы, при достижении и превышении которых участникам начисляются определенные баллы.
Однако иногда это трудно сделать, особенно для Игр с участием инвалидов. А кроме того даже при такой коррекции указанной выше системы оценок сохраняется ее весьма существенный недостаток – она слишком разъединяет участников, противопоставляет победителей и проигравших, формирует желание победить любой ценой. Это не соответствует «идеологии» Спартианских игр, которые призваны изменить традиционную ориентацию участников соревнований (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ) на более гуманную – преодоление самого себя, разностороннее проявление способностей, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т. д. К этому призывает и девиз Спартианских Игр: «Красота действий и поступков дороже успеха!» На этих Играх ставится также задача создать такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог проявить свои способности и стать «победителем».
Поэтому организаторы Спартианских Игр по рекомендации автора данной работы стали использовать указанную систему для подведения лишь предварительных итогов. При окончательном подведении итогов, выявлении отдельных участников и команд, заслуживающих поощрения, учитывались лишь существенные (значительные) различия в их результатах (баллах, очках, секундах, сантиметрах и т. д.), используя для оценки результатов участников небольшое число (3–4) качественных оценок. При этом рекомендовалось избегать ярко выраженных негативных оценок (например, 0, 1, 2 балла в 5 или 10 балльной системе) и использовать такие оценки, в каждой из которых отмечаются определенные достижения – например, "высшая", "высокая" и "не очень высокая" (оценка "высокая" уступает "высшей", но фиксирует существенные достижения; "не очень высокая" в отличие от "неудовлетворительная" также отмечает определенные успехи). Использование небольшого числа оценок при окончательном подведении итогов позволяет сократить и различие в местах, занимаемых участниками (при указанной системе оценок они могут быть только на 1, 2 или 3 месте).
На основе дальнейшего совершенствования этой системы автором данной работы разработана новая система оценки и поощрения участников соревнований Спартианских Игр, которая базируется на следующих основных положениях (принципах).
1. Спартианские Игры – не гладиаторская битва насмерть до победного конца, а прежде всего игра и, если воспользоваться словами, которые были сказаны на II Ватиканском соборе, «fraterna aemulatio», «братское соревнование». На этих Играх результат участника соревнований имеет важное значение. Но еще более важным является его поведение. Об этом свидетельствует девиз Игр: «Красота действий и поступков дороже успеха!».
2. На Играх должны поощряться достижения (успехи) участников, но не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных.
В связи с этим необходимо:
а) выявлять и поощрять самые разнообразные (но соответствующие критериям духовности, нравственности и красоты) достижения участников Игр, связанные с их успехами в том или ином виде творческой деятельности, в каком-то отдельном соревновании, конкурсе, с их поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями, красотой телосложения и т. д., чтобы как можно больше участников могли почувствовать себя «победителями»;
б) учитывать лишь существенные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок и тем самым сокращать число промежуточных звеньев между первым и последующими местами участников соревнования;
в) добиваться порицания, осуждения и наказания участников за любые действия, наносящие вред их здоровью, чести и достоинству, за любые проявления грубости, насилия, агрессивности, национализма, за стремление победить любой ценой и т. д.
3. Основная цель Спартианских Игр – содействовать формированию и развитию таких гуманистических качеств человеческой личности, как духовность, нравственность, красота, разностороннее и гармоничное развитие.
Поэтому наиболее престижные награды на Играх должны получать те участники, кто демонстрирует красоту действий и поступков, добивается успеха в различных видах творческой деятельности, требующих проявления разнообразных духовных и физических способностей, знаний, культуры во всех ее проявлениях – нравственной, эстетической, художественной, физической, коммуникативной, экологической и т. д.
С учетом этих принципов выявление участников Игр, заслуживающих определенного поощрения и наград, осуществляется в несколько этапов.
Первый этап. Сначала оцениваются выступления участников в отдельных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу агонов. Для этой цели используется небольшое число качественных оценок, например, «наивысшая», «очень высокая», «высокая» и «низкая». Вместо словесных оценок могут быть использованы заменяющие их цветные карточки или карточки с какими-то символами, рисунками (например, с изображением букета, ягодки, цветочка или колючки). Оценкам может быть придан некоторый юмористический оттенок (например, оценка «наивысшая» заменяется на «Высший класс!», "очень высокая" – на «Высокий класс!», "высокая" – на «Класс!» и "низкая" – на «Фу!») и т. д.
Критерии для выставления оценок. Прежде всего учитывается поведение участников. Учет духовно-нравственных и эстетических аспектов поведения участников (команд или отдельных лиц) при оценке их выступления в соревнованиях (конкурсах) и определении победителей – одна из наиболее важных особенностей Спартианских Игр.
Поведение участника может быть оценено как позитивное (спартианское) или как негативное (не-спартианское). Та или другая оценка дается с учетом принципов «Спарт плэй» ("играть и соревноваться по-спартиански") Спартианского Кодекса [см. Приложение 15].
В соответствии с этими принципами основаниями для позитивной оценки поведения являются:
• воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревновании;
• благородные поступки;
• доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, победой и т. п.; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т. д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителям;
• точное соблюдение правил игры даже в сложных ситуациях;
• беспрекословное выполнение даже неприятных для участника судейских решений;
• скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства, критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражения;
• красота, элегантность, эстетика в действиях, одежде и т. д.;
• яркое проявление творчества и юмора, удовлетворяющее требованиям эстетики;
• бережное отношение к окружающей среде, природе, инвентарю;
• не только личная демонстрация высокой нравственности, эстетической и экологической культуры, но и активное побуждение к этому других.
Основания для негативной оценки поведения:
• безнравственные поступки;
• пассивность, безволие;
• шум, разговоры, выкрики и т. п., мешающие выступлению соперников, и тем более грубость, насмешки, оскорбительные выражения и т. п. по отношению к ним, а также к судьям и другим официальным лицам, к зрителям;
• чрезмерное выражение радости по поводу победы над соперниками, оскорбительное для них, или утрата достоинства после поражения;
• отсутствие красоты, элегантности, эстетики, творчества в действиях, поступках, неряшливость в одежде и т. п.;
• грубый, пошлый, безнравственный юмор;
• нанесение вреда окружающей среде, природе, инвентарю;
• чрезмерная демонстрация интереса к призам и наградам;
• провоцирование других участников или зрителей на поступки, противоречащие принципам спартианского поведения.
Примечание. При незначительном нарушении спартианских принципов игры и соревнования поведению участника может быть дана позитивная оценка. Но ему делается замечание. Наличие нескольких таких замечаний может служить основанием для негативной оценки.
Участнику, поведение которого оценивается негативно, выставляется оценка «низкая» – независимо от показанного им результата.
Каким образом выставляется оценка другим участникам, поведение которых оценено позитивно?
Прежде всего результат, показанный каждым таким участником, сравнивается, сопоставляется с общепризнанными нормами, образцами результатов в том виде деятельности (беге, плавании, рисовании, пении, пантомиме и т. п.), который лежит в основе проводимого соревнования, с результатами других участников соревнования, а также (если есть возможность) с тем наивысшим результатом, который сам участник показывал ранее, и с задачей, поставленной организаторами соревнования. Учитывается степень превышения («очень большое, значительное», «большое, значительное», «не очень большое») участником в данном соревновании (конкурсе) нормы, результатов других лиц или того наивысшего результата, который он сам показывал ранее, а также успешность выполнения им указанной задачи.
При выставлении участникам той или иной оценки обязательно принимается во внимание их возраст, пол, наличие и характер инвалидности, а также уровень подготовленности. Например, на Играх, участники которых слабо подготовлены к соревнованиям и конкурсам программы, при выставлении оценок основное внимание обращается на сопоставление, сравнение результатов разных участников, и сами оценки носят не абсолютный, а относительный характер (например, оценка «наивысшая», выставленная участнику за выступление в определенном виде деятельности, не означает, что показанный им результат является максимально высоким. Такая оценка выставлена потому, что его выступление относится к числу самых лучших по сравнению с другими участниками).
При проведении спортивных соревнований организаторы до начала соревнований уточняют, какие результаты, показанные участниками в этих соревнованиях и выраженные в сантиметрах, секундах и т. д., будут оцениваться указанными выше оценками.
В художественных (творческих) конкурсах при выставлении указанных оценок помимо мастерства учитывается изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т. п. К проявлению этих качеств их призывает и лозунг Игр: "Больше творчества, юмора и красоты, соревнуясь в спорте и искусстве!"
В зависимости от особенностей соревнований и конкурсов, включаемых в программу агона, параметры и критерии оценки конкретизируются.
Так, например, в агоне «Спартианская визитка» у каждого участника оцениваются:
1) художественная сторона его «спартианской визитной карточки» – идейное содержание (соответствие гуманистическим идеалам и ценностям) и художественное оформление приветствия, атрибутики, костюмов, композиции, стенда, а также творчество, фантазия, изобретательность, юмор, проявленные в ходе выступления и в оформлении стенда;
2) спортивная сторона «спартианской визитки» участника – уровень его физической подготовленности и спортивного мастерства, проявленные в ходе выступления.
В «Спартианском многоборье» отдельно оцениваются все соревнования и конкурсы, связанные со спортом, туризмом, искусством, наукой, техническим творчеством и т. д., включенные в программу агона. При оценке выступления участников в спортивных соревнованиях учитываются показанные ими результаты, выраженные в сантиметрах, секундах и т. д. В художественных (творческих) конкурсах помимо мастерства учитывается изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т. п. Поощряется спортивная тематика выступления, связь с народной (национальной) культурой.
В агоне «Гармония» («Культура личности») у каждого участника оценивается: его физическая подготовленность и двигательная культура; психические способности – память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональная устойчивость и др.; эстетическая и художественная культура; творческие способности; экологическая культура; культура общения и т. д.
В выступлениях участников агона «Орхестрика» оцениваются: 1) уровень развития гибкости, ловкости, координации движений и других физических качеств и двигательных способностей (при этом учитывается успешность выполнения задания организаторов и сложность выполняемых упражнений); 2) оригинальность демонстрируемых физических упражнений и способов демонстрации силы, меткости, других физических качеств; 3) чувство музыки и ритма в движениях, красота и пластика «одухотворенного движения» (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой); 4) способность создавать в движениях художественный образ. Поощряются: изобретательность, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступлений участников и т. п.
В агоне «Спартианская дуэль» отдельно оцениваются: 1) задаваемые вопросы и ответы на них (при этом учитывается характер задаваемых вопросов – их оригинальность, юмор и т. п. – и правильность ответов на них); 2) демонстрация уникальных трюков (учитывается их уникальность, а также мастерство, творчество, фантазия, юмор, эстетика, зрелищность выступления исполнителя); 3) соревнование (учитывается творчество, фантазия, эстетика, юмор, проявленные при выборе соревнования, а также его результат).
Второй этап. С учетом оценок, полученных участниками за выступление в различных соревнованиях и конкурсах, выполнение различных тестов, включенных в программу того или иного агона, оценивается (с использованием указанных выше оценок) спортивная и художественная стороны их выступления, различные параметры их духовного и физического развития, а на основе этого – в целом их выступление в этом агоне. При этом определяются:
а) спартионики – участники, которые за все свои выступления в соревнованиях и конкурсах агона имеют высокие оценки и которые, следовательно, в честном и благородном соперничестве с друзьями продемонстрировали спартианское поведение, а также способности в области спорта и искусства, гармонию духовного и физического развития;
б) призеры агона: золотые – получившие за свое выступление в агоне оценку «наивысшая», серебряные – получившие оценку «очень высокая», и бронзовые – получившие оценку «высокая».
Если программа Игр предусматривает выступление каждого участника лишь в одном агоне, призеры агонов становятся и призерами Игр в целом. Если же программа Игр предусматривает возможность выступления участника во многих агонах, при определении призеров Игр учитываются (на основе тех же принципов, что и при определении призеров агона) те итоговые оценки, которые выставлены участнику за выступление в каждом агоне.
Третий этап. Кроме определения спартиоников и призеров отдельных соревнований и конкурсов, а также спартианских агонов и Игр в целом, выявляются и поощряются достижения участников (с учетом их выступлений в различных соревнованиях, конкурсах, агонах) по таким показателям, как творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид, симпатии зрителей и др.
Особенно важное значение на Спартианских играх придается поведению участников. Основной девиз этих Игр гласит: «Красота действий и поступков дороже успеха!» В связи с этим не только при оценке выступления участников, как уже отмечалось, учитывается их поведение, но проводится и специальный конкурс спартианского поведения. В ходе данного конкурса определяются те участники, их руководители и зрители, которые показывают образцы спартианского поведения на Играх. При этом используются указанные выше принципы «Спарт плэй» и показатели для позитивной (высокой) или негативной (низкой) оценки поведения участников, руководителей и зрителей. Для проведения конкурса создается специальное жюри, которое на протяжении всех Игр оценивает только поведение (а не результаты) участников. Учитывается также мнение самих участников и зрителей. Для этого, в частности, используются «жетоны симпатии или антипатии», которые участники (зрители) передают в жюри после каждого соревнования, отмечая в них тех участников, поведение которых вызвало у них восхищение или, напротив, возмущение.
Участники, их руководители и зрители – победители данного конкурса награждаются Знаком Спартианской Доблести («За благородство и возвышенность души, спартианское поведение в соревнованиях»). Команде-победительнице конкурса вручается Спартианский кубок (кубок спартианского поведения).
Указанная выше система определения и поощрения победителей на Спартианских Играх (отдельные элементы этой системы уже прошли практическую проверку) не только стимулирует высоконравственное поведение участников Игр, но вместе с тем создает условия для того, чтобы практически каждый из них получил определенную награду, причем не просто за участие в Играх, а за какие-то свои достижения.
Для повышения объективности в тех случаях, когда дается субъективная оценка результата выступления участников, их поведения и т. д., учитывается мнение не только жюри (в его состав включаются как взрослые, так и дети), но также зрителей и самих участников (для этого используются специальные жетоны, карточки и т. д.).
Среди участников Игр проводится также спартианский конкурс на самую точную и беспристрастную оценку. Конкурс организуется следующим образом. После каждого соревнования участники (команды или отдельные лица) оценивают выступления других участников, а также свое собственное выступление, используя одну из следующих оценок: «очень высокое достижение», «высокое достижение», «небольшое достижение», «нет достижения». В случае совпадения оценки участника с оценкой жюри он получает 2 балла, если его оценка расходится с оценкой жюри на один пункт – 1 балл, а если на два пункта – О. Баллы, полученные участником, суммируются и учитываются при определении победителей конкурса.
При организации и проведении Спартианских игр используются и другие акции, чтобы не разжигать у участников желание победить, получить призы любой ценой, зависть к победителям, да и вообще изменить их ориентацию с внешних ценностей (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ и т. п.) на внутренние, духовно-нравственные и эстетические – преодоление самого себя, разностороннее проявление способностей, демонстрация рыцарского поведения, воли и мужества, красоты действий и поступков, творчества, юмора и т. д.
Так например, в рамках спартианской увертюры (процедуры открытия Игр) участникам напоминают и разъясняют принципы «Спарт плэй» (спартианского поведения на Играх), а также другие положения Спартианского кодекса. Все участники произносят «спартианскую клятву»: «Мы, участники Спартианских Игр, торжественно обещаем, что на протяжении всех Игр независимо от успеха или неудачи будем строго соблюдать принципы «Спарт плэй», играть и соревноваться по-спартиански!»
Для рассмотрения спорных вопросов на Играх из числа участников создается Спартианский суд чести.
В системе поощрения участников Игр – как отдельных лиц, так и команд – важное (а иногда и главное) значение придается превышению ими своих прежних результатов, а не результатов других участников или каких-то норм.
Организаторы Игр стремятся к тому, чтобы не было существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых победителям и тем, кто занял последующие места в соревновании, и чтобы вообще награды имели здесь в большей степени символическое значение, а не материальную ценность. Один из вариантов решения этой проблемы – использование лотереи для распределения призов; место, занятое в соревнованиях на Играх, определяет лишь количество билетов этой лотереи.
При проведении командных соревнований организаторы стремятся придерживаться такого принципа комплектования команд, чтобы каждая из них была «смешанной» – включала в себя представителей различных клубов, городов, регионов, учебных заведений, наций и т. д.
Организуются а также так называемые «кооперативные игры" – спортивные соревнования, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду [см. Blumental, 1987; Deacove, 1981].
Иногда используется и такой вариант организации Игр, когда после каждого этапа соревнований (за исключением последнего) участнику предоставляется право перейти из своей команды в другую, которая занимает более низкое место, с целью оказать ей помощь и всемерно поощряются такие рыцарские поступки.
Организаторы Игр всемерно содействуют также активному участию зрителей в Играх – не только в качестве «экспертов», судей, но – при желании – и непосредственно в качестве участников.
Важная особенность Спартианских Игр состоит и в том, что помимо обычных соревновательных игр, основанных на таких принципах как выявление среди участников победителей и побежденных, соперничество, конкуренция, превосходство, максимальная результативность, измерение и сравнимость результатов и т. д., в их программу включаются и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т. д.
К числу таких не-соревновательных игр, «игр без побежденных» относятся, например, так называемые «новые игры», получившие в последние десятилетия широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах. Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: «творческие игры», «игры доверия», «кооперативные игры», «игры сотрудничества» и др. [см. Blumental, 1987; Deacove, 1981; Mitterbauer, Kornexi, 1988; Orlick, 1978; The New Games Book…, 1976 и др.].
Эти игры строятся на следующих основных принципах:
а) отсутствие победителей и побежденных[3];
б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставится задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т. д.);
в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре;
г) ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;
е) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.
В «новых играх» – в отличие от обычных спортивных соревнований —, как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т. д., а кроме того любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т. е. выступать в функции руководителя игры. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Как показывает практика, наиболее интересным моментом в организации «новых игр» является их придумывание. Для этого существует определенная методика [см. Kraft, 1987; The New Games Book…, 1976 и др.]..
Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия.
Ниже в качестве иллюстрации приводятся некоторые не-соревновательные игры, которые проводились с участниками Спартианских Игр.
Необычный волейбол. Перед игроками обеих команд ставится задача продержать мяч в воздухе как можно дольше.
Большой мяч. Все игроки пытаются как можно выше подбросить вверх огромный мяч (диаметром до 2 м.), не давая ему упасть на землю.
Необычные прыжки. Все игроки образуют круг, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего партнера и взяв правой рукой правую ногу того, кто стоит сзади; после этого все пытаются совместно прыгать по кругу на своей левой ноге.
Музыкальные стулья. Широко известна традиционная соревновательная игра под таким названием. Игроки сидят на стульях, которые образуют круг, Когда начинает играть музыка, игроки встают и передвигаются вокруг стульев, Когда музыка перестает играть, каждый игрок старается сесть на стул, Одному из них стула не хватает, поскольку во время музыки его убирают, Игрок, которому не удалось сесть на стул, исключается из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, который и провозглашается победителем.
В отличие от традиционной игры в "новой игре" под указанным названием при прекращении музыки игроки должны сесть или на стул или на колени другому игроку, и игра продолжается до тех пор, пока не будут убраны все стулья за исключением одного, и все игроки будут сидеть на одном стуле.
Обмен палкой. Два игрока занимают позицию: на коленях и лицом друг к другу. Один игрок размещает палку на правом плече, а другой кладет второй конец палки на свое левое плечо. Не используя своих рук, они должны попытаться помочь друг другу двигать палку в направлении другого плеча, постепенно перемещая ее к средней позиции. После достижения средней позиции они должны попытаться изменить направление движения и вернуть палку в первоначальное положение. Если игрок использует руки или палка падает с плеча любого из игроков, они должны начать снова с исходной позиции.
Слепой полет. Группа игроков встает друг за другом и одевает на голову бумажные пакеты. Еще один игрок (ведущий) устанавливает 4 кегли и обучает группу трем командам: а) натяжение веревки вправо – значит, колонна должна повернуть за первым игроком вправо; б) натяжение веревки влево – значит, движение колонны за первым игроком влево; в) натяжение обеих концов веревки справа и слева означает необходимость движения колонны прямо вперед. Ведущий пытается подвести колонну к первой кегли. Когда первый игрок дотрагивается до нее, он ставит кеглю на другое место и заменяет ведущего. Прежний ведущий одевает бумажный пакет на голову, встает сзади группы в качестве последнего игрока в колонне, а второй игрок теперь становится первым. Группа продолжает играть, игроки опять меняются местами. Таким образом игра продолжается до последнего игрока.
Катание. Участники садятся на пол, образуя тесный круг так, чтобы касаться соседей с каждой стороны. Затем берется мяч (футбольный, баскетбольный и т. п.) или глобус и кладется на колено одного из игроков. Цель игры – перекатить мяч по кругу, с колена на колено, но без использования рук. У каждого игрока есть возможность изменения направления движения. В течение игры один раз он может сказать: "в обратную сторону". После этих слов мяч надо катить в обратном направлении.
Существует много вариантов разнообразить эту игру. Например, можно добавить сигналы: "стоп", "медленно" и др.
Летучий голландец. В игре участвуют 10 человек. Все берутся за руки по кругу, кроме двух человек. Эти двое – "затерявшийся в море корабль". Взяв друг друга за руки, они ходят вокруг круга в поисках "порта". Когда они находят подходящее место, расцепляют руки двух участников, стоящих в круге в этом месте и продолжают "плыть" вокруг круга. Два игрока, чьи руки были расцеплены, должны, взявшись за руки, побежать с внешней стороны круга в противоположную сторону и постараться возвратиться в "порт" до "летучего голландца". Та пара, которая первой достигнет "порта", встает в круг. Двум другим партнерам приходится вновь искать пристанища.
Для разнообразия можно договориться, что во время "плавания" нужно скакать на одной ноге или прыгать, бежать спиной вперед, нести партнера на спине, бежать к "порту", закрыв глаза и т. д.
Плетеная сеть. Сначала игроки образуют широкий круг, держась руками за скакалки, которые соединяют их друг с другом. Из этого круга игроки должны образовать как можно более запутанную сеть, меняясь местами, перешагивая через скакалку и т. д. и не выпуская концы скакалок из рук. Цель игры состоит в том, чтобы потом попытаться распутать сеть, не выпуская скакалок из рук. Эту игру можно проводить и без скакалок. Сначала игроки, закрыв глаза, образуют запутанную сеть (своеобразный "гордиев узел"), а затем, открыв глаза, пытаются распутать его, не распуская рук.
Вампириего жертвы. Игроки с закрытыми глазами передвигаются по кругу (во избежание травм они держат руки перед собой). Один игрок считается "вампиром". Он ищет свои "жертвы". Игроки могут облегчать вампиру поиски, издавая какие-то звуки. При соприкосновении с другим игроком вампир громко произносит слово "вампир" (или какой-то другой условленный звук). Игрок становится вампиром и тоже идет искать свои жертвы. Эта игра может длиться до бесконечности, так как если вампиры схватывают друг друга, они вновь превращаются в обычных игроков.
Аура. Партнеры стоят лицом друг к другу (если участников много, они могут образовать круг) и вытягивают руки вперед, пока их ладони не коснутся друг друга. Затем они закрывают глаза, опускают руки и поворачиваются вокруг себя три раза. Не открывая глаз, партнеры пытаются восстановить контакт ладоней одной или обеими руками [см. The New Games Book…, 1976 и др.]..
Такие игры чаще всего проводятся в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами, чтобы объединить, сблизить участников Игр. К участию в них привлекаются не только зрители, но также судьи и т. д.
Организаторы Спартианских игр стремятся создать условия для совместного и равноправного участия в них людей разного возраста, пола, физического состояния и т. д. с тем, чтобы объединить их в единую» Спартианскую семью».
Яркой иллюстрацией такого подхода к подбору участников Спартианских игр могут служить Игры команд, в состав каждой из которых входят родители со своими детьми-инвалидами, а также дети-сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов [см. например, Приложение 6].
Особенно важное значение при организации Спартианских игр придается тому, чтобы на этих Играх лица с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями могли совместно с другими участвовать в соревнованиях и самое главное на равных соревноваться с ними. Создание таких условий – одна из важнейших особенностей Спартианских игр.
Большое внимание на Играх уделяется и тому, чтобы объединить лиц различных национальностей, регионов и т. д., не давать никакого повода для возникновения каких-либо «трений», вражды между ними. Именно поэтому, как уже отмечалось, организаторы Игр стремятся обязательно включить в их программу игры и соревнования «смешанных» команд, включающих в свой состав представителей различных наций, регионов и т. д.
1.1.2. Формы организации Спартианских игр и их типология
Форма организации и проведения Спартианских игр существенно зависит от состава участников, продолжительности и условий проведения Игр, их уровня (районные, городские, региональные, межрегиональные, международные), целей и задач, которые ставят перед собой организаторы Игр, и т. д.
С учетом этих факторов Спартианские игры могут проводиться, например, по полной (с включением всех указанных выше спартианских агонов) или по сокращенной программе.
Теоретически за основу программы Спартианских игр, проводимых по сокращенной программе, может быть взят любой из указанных выше агонов. Поэтому они могут проводиться как Игры «Спартианская визитка» (в программу включается лишь агон «спартианская визитка»), как Турнир по спартианскому многоборью (за основу программы берется «спартианское многоборье»), как Спартианские игры «Орхестрика» (спартианское соревнование в искусстве движений), как Спартианские игры «Гармония» (в основе программы – агон «Гармония»), как Игры «Спартианская дуэль» (в основе программы соответствующий агон), как Фестиваль Спартианских игр без побежденных (основной элемент программы – подвижные игры с элементами искусства, не предполагающие выявление победителей и побежденных).
Практически чаще всего за основу программы Спартианских игр берется агон «спартианское многоборье» как самый простой с точки зрения его организации[4].
Более интересной и оригинальной формой проведения Спартианских игр является Турнир Рыцарей СпАрта [для обозначения данного Турнира используются и другие названия, например, «Турнир Спартианских Рыцарей и Граций» – см. Приложения 12].
Рыцари СпАрта – поклонники новых и более гармоничных (по сравнению со «спартианским многоборьем») соревновательных форм объединения спорта и искусства, представленных в агонах «Спартианская визитная карточка», «Орхестрика» и «Спартианская дуэль». Поэтому именно эти агоны лежат в основе программы Турнира Рыцарей СпАрта.
В первом агоне выступают все участники Турнира. Они представляют свои спартианские «визитные карточки». Это представление включает в себя художественно-театрализованное выступление и художественно оформленный стенд. В ходе своего выступления (его продолжительность уточняется организаторами с учетом числа участников и общей продолжительности Турнира) Спартианский Рыцарь приветствует других участников, жюри, зрителей, гостей Турнира, представляется им, знакомит со своей атрибутикой. Рыцарь обязательно должен продемонстрировать свои физические способности (например, силу или меткость, координацию движений и т. д.). Поощряется также исполнение песни и танца, декламация стихов, демонстрация моделей одежды и т. д., которые выражают идею союза спорта с искусством и другие спартианские идеи. В танце желательно использование спортивных предметов (например, футбольного или волейбольного мяча, теннисной ракетки и др.). Наряду с выступлением каждый Рыцарь выставляет художественно оформленный стенд, на котором он представляет свою атрибутику (эмблему, талисман, девиз и т. д.), а также свои художественные работы (рисунки, фотографии, карикатуры, модели, коллекции, рассказы и т. д.) на две темы: 1) о себе (о своем клубе, городе и т. д.); 2) на тему, определенную организаторами Турнира. Из двух других указанных выше агонов («Орхестрика» и «Спартианская дуэль») каждый участник может выбрать один агон, в котором он будет выступать.
Иногда программа Спартианских игр предусматривает организацию нескольких разных спартианских турниров с учетом интересов и уровня подготовки различных участников Игр [см. Приложение 8].
В программе Игр могут быть личные и командные или только личные (командные) соревнования. Так например, на Спартианских играх, участниками которых являются родители со своими детьми-инвалидами, основное внимание, как правило, уделяется организации командных, а не личных соревнований, хотя и поощряются (за те или иные достижения) отдельные участники.
Программа Спартианских игр может быть сформирована таким образом, что включаемые в нее соревнования и конкурсы связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями. Яркой иллюстрацией такого подхода является программа Спартианской игры "Родом из России", разработанная Л.Н. Подколзиной. Эта Игра включает в себя: а) художественную викторину "Зри в корень", требующую знания: "великого и могучего" русского языка, устного народного творчества и творчества российских литераторов; летописей и летописцев земли Российской, исторических событий, судеб, деяний и заслуг выдающихся деятелей России; труда, быта, традиций, спорта и искусства народов России; б) конкурс искусных дел мастеров "Коробейники", участники которого представляют свои работы в области декоративно-прикладного народного творчества, блюда национальной кухни народов России и т. п.; в) народные гулянья и посиделки "Веселись, моя душа!"; г) конкурс юных литераторов "Глас Баяна"; д) спортивно-развлекательные "Молодецкие забавы", составленные на основе игр, забав и развлечений народов России. Аналогичная модель Спартианских игр под названием «Веселая ярмарка» (автор – Киприянова Н.В.) проводится в школе N 39 г. Смоленска.
Спартианские Игры могут быть связаны с определенными праздничными датами, посвящаться определенным событиям [см. например, Приложение 9]. Они могут ставить своей целью пропаганду духовной и физической культуры не только определенной нации, народа, но и страны, региона и т. д. Так например, уже дважды в Сибирском регионе РФ по программе Спартианских Игр проводились для школьников Игры «Сибириада» [см. Приложение 7].
Спартианские Игры, предусматривающие командные соревнования, по форме своей организации напоминают КВН и потому могут проводиться как Спартианский КВН.
Для участников олимпийского движения, т. е. для тех, кто активно занимается спортом и в соответствии с олимпийским девизом «Быстрее, выше, сильнее» направляет свои усилия на достижение высоких результатов, рекордов, побед в избранном виде спорта, добивается существенных успехов в этом, Спартианские Игры организуются как Спартианские Игры «Олимпия» (другое возможное их название – Олимпийский турнир «СпАрт»).
Эти Игры (турниры) могут проводиться по обычной программе Спартианских Игр. Вместе с тем в данную программу могут быть внесены и определенные изменения с учетом того, что участниками этих Игр и турниров являются школьники, активно и регулярно занимающиеся спортом. Так например, может быть принято положение, согласно которому для участия в них необходимо выполнить определенные квалификационные нормативы по видам спорта, включенным в программу соревнований, и сдать «зачет» по олимпизму – продемонстрировать знание идей олимпизма, истории олимпийского движения и т. д. [см. Приложение 8].
Участниками таких Спартианских Игр могут быть спортсмены, занимающиеся различными видами спорта. Вместе с тем могут проводиться и такие Спартианские игры, которые ориентированы на определенный вид спорта (легкую атлетику, борьбу и т. д.) [см. например, Столяров, 1991а, с. 42–48, с. 60–62].
Примером таких Спартианских игр могут служить Фестивали борцовского искусства «СпАрт». Программа этих фестивалей включает в себя показательные выступления борцов, спартианский турнир борцов и бьеннале «Борьба как предмет художественного творчества». В показательных выступлениях борцы всех стилей демонстрируют свое спортивное мастерство. В программе спартианского турнира борцов – командные и личные соревнования. Командные соревнования проводятся в трех спартианских агонах: спартианская «визитная карточка», спартианская эстафета и спартианская дуэль. Программа личных соревнований включает в себя два агона (на выбор участников): 1) спартианское многоборье (в него входят соревнования по борьбе и соревнование «Интеллект и творчество», которое включает в себя конкурс знатоков спорта, олимпизма, искусства, конкурс-выставку художественных работ и конкурс-концерт – на выбор участников) и 2) Орхестрика (искусство движения). В бьеннале «Борьба как предмет художественного творчества» могут принять участие спортсмены, художники, писатели, поэты, актеры и т. д. Участники конкурса могут (на свой выбор): представить свои художественные произведения (картины, плакаты, фотографии, кинофильмы, литературные и музыкальные произведения и т. п.), собранные коллекции (марок, значков и т. п.), изобретения и другие продукты творческой деятельности (например, модели спортивного оборудования, спортивной одежды и т. п.), связанные с борьбой как видом спорта; выступить в концерте с песнями, танцами, исполнением стихов, музыкальных произведений и т. д., посвященных борьбе.
Одна из популярных форм Спартианских игр – «СпАрт-туриады» или «Туристские Спартиады» [см. Приложение 13]. Они проводятся для туристов – участников туристских слетов, походов и т. д.
Спартианские игры для дошкольников чаще всего проводятся в форме сюжетноролевой игры, которая требует от участников проявления физических качеств, спортивного и художественного мастерства, знаний в области здорового образа жизни, физической культуры, спорта, искусства, а также высоконравственного поведения.
Спартианские Игры могут проводиться не только отдельно, но и в рамках других культурных или спортивных мероприятий, например, как элемент программы Олимпийского Дня, Спартианского Дня (фестиваля спорта и искусства) в школе или вузе и т. д. [см. Приложение 14].
Концепция Спартианских игр предусматривает возможность участия в них людей разного возраста, пола, разных интересов, занятий и т. д. Поэтому могут проводиться и проводятся Спартианские Игры детей дошкольного возраста, школьников, студентов, родителей со своими детьми, спортсменов, а также тех, кто увлекается искусством или техническим творчеством, наукой и т. д. Однако в наибольшей степени целям и задачам Спартианских Игр соответствует, как уже отмечалось выше, не раздельное, а совместное участие в Играх всех этих лиц, объединяющее их в единую» Спартианскую Cемью».
Конец ознакомительного фрагмента.