Вы здесь

Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности. II. Цели, задачи, «проблемное поле» спартианской социально-педагогической технологии (В. И. Столяров, 2006)

II. Цели, задачи, «проблемное поле» спартианской социально-педагогической технологии

Цели и задачи спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности тесно связаны с комплексом важных социокультурных и педагогических проблем, решению которых она призвана содействовать. Эти проблемы, составляющие «проблемное поле» спартианской технологии, хотя тесно связаны между собой, но имеют разный характер. Некоторые касаются всего современного общества, другие – только современной России. Определенная группа проблем охватывает лишь такие отдельные аспекты функционирования и развития современного общества (России в том числе), как здоровье детей и молодежи, физкультурно-спортивная активность населения, соперничество как социокультурный феномен и др.

Дадим краткую характеристику целей, задач и связанных с ними проблем спартианской социально-педагогической технологии.

2.1. Главная цель спартианской технологии

В ходе развития общества, особенно в ХХ столетии и в настоящее время, обнаружились серьезные трудности в практической реализации провозглашаемых идей, идеалов и ценностей гуманизма фактически во всех областях социальной жизни, в том числе в сфере образования, воспитания, оздоровления детей и молодежи, социальных отношений, организации досуга населения и т. д.

Такая ситуация вызывает у ученых и практических специалистов как минимум две ответные реакции. Во-первых, все чаще встречаются попытки принципиального отказа от идей гуманизма как якобы устаревших, не соответствующих современным социокультурным и экономическим условиям, замена идеалов и ценностей гуманизма, с одной стороны, идеями постмодернистской идеологии[26], которая «нацелена на радикальное изменение сознания и на культурную революцию» [Rapp-Wagner, 1997, S. 169–170], а с другой – прагматическими, технократическими принципами. Во-вторых, продолжаются и активизируются поиски инновационных, эффективных и адекватных новым условиям путей средств, форм и методов реализации идеалов и ценностей гуманизма.

Анализируя причины отказа от идей, идеалов и ценностей гуманизма, критики их роли и значения в современных условиях, В.А. Лекторский (1994) отмечает, что рассуждения на эту тему часто воспринимаются либо как прекраснодушие, утопизм, не имеющий отношения к реальной жизни, либо как сознательное вуалирование не-гуманной и анти-гуманной действительности, либо как оправдание той или иной системы идей, которая несет ответственность за какие-либо негативные социальные явления. Так, распространено мнение о том, что гуманистические слова, которыми оперировала официальная идеология в нашей стране в течение многих десятилетий, использовались с целью сознательного обмана, прикрытия антигуманной репрессивной практики тоталитарного режима. Полагают, что принцип и идеалы гуманизма не имеют никакого отношения и к тому, что сегодня имеет место в нашей жизни: рост утилитаризма в его самых эгоистических формах, аморализм, коррупция, агрессивность, жестокость, насилие, всплеск воинствующего национализма в большинстве республик бывшего Советского Союза и даже локальные войны. Рассуждения о гуманизме являются либо прекраснодушием, полным непониманием реальной жестокой действительности, либо же сознательным лицемерием. По мнению некоторых критиков гуманизма, крушение социализма в ХХ столетии свидетельствует о крахе не только марксова гуманистического проекта, но идеала гуманизма вообще, как он сложился в европейской культуре и философии Нового Времени.

Полагают, что «гуманизм как идеал и ориентир жизнедеятельности потерпел поражение везде, так как привел к разрыву между человеком и бытием, к отчуждению от человека созданной им и закабалившей его научно-технической реальности, к потере жизненных и культурных корней, к обессмысливанию мира». С такого рода критикой выступил, например, Хайдеггер в его знаменитом «Письме о гуманизме».

Критики гуманизма любят приводить и высказывание русского философа С. Франка, сделанное в 30-е годы, в котором крах гуманизма прямо связывается с крахом социализма. «Именно крушение социализма в самом его торжестве, – писал С. Франк, – образует какой-то многозначительный поворотный пункт в духовной жизни человечества, ибо вместе с социализмом рушатся и его предпосылки – та гуманистическая вера в естественную доброту человека, в вечные права человека, в возможности устроения, земными человеческими средствами, земного рая, которая в течение последних веков владела все европейской мыслью» [Франк, 1992. Цит. по: Лекторский, 1994, С. 23]. На этом основании высказывается мнение о том, что следует не только отказаться от гуманистической фразеологии как затемняющий реалии жизни, но и подвергнуть критике сам идеал гуманизма, поскольку его принятие приводит к негативным последствиям.

Разговоры о гуманизме действительно нередко играли, да, и сейчас иногда выполняют роль идеологического прикрытия антигуманной реальности[27]. Нуждается в критическом переосмыслении не только марксово понимание гуманизма, но и современный идеал гуманизма в целом. Так, например, в настоящее время, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, гуманистический идеал предусматривает отказ от идеи овладения, подавления и господства над природой.

«Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н.Н. Моисеевым идея ко-эволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношения равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге… Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и “непрозрачными” процессами моей собственной психики» [Лекторский, 1994, С. 27].

Но, как справедливо отмечает В.А. Лекторский, на этом основании ни в коем случае нельзя делать вывод о необходимости отказа от социально-культурных идеалов вообще и от идеала гуманизма в частности: «дело обстоит как раз наоборот: именно трезвый и реалистический анализ человека, его культурного и социального мира свидетельствует о неустранимой роли идеалов, ценностных систем и нравственно-мировоззренческих ориентиров, вне которых и без которых вся человеческая деятельность теряет смысл и критерии оценки и потому становится невозможной» [Лекторский, 1994, С. 24]

Во-первых, глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество уже на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общечеловеческие гуманистические ценности [cм. Моисеев, 1998; Раймерс, 1992; Рерих, 1990; Степин, 1994; Субетто, 1999 и др.]. «Измениться или исчезнуть» – так сформулировал эту альтернативу основатель Римского клуба А. Печчеи. Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти ценности. Однако крепнет убеждение в том, что любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно.

Во-вторых, те изменения, которые происходят в рамках современной цивилизации и которые означают переход от ее односторонне технологического характера к какому-то иному качеству, предполагают возрастание возможностей отдельного индивида, что «создает предпосылки для реальной гуманизации человеческого мира» [Лекторский, 1994, С. 25].

Практическая реализация идеалов и ценностей гуманизма необходима во всех сферах жизни общества, применительно ко всем социальным явлениям и процессам. Особенно важное значение решение этой задачи имеет, как будет показано ниже, по отношению к здоровью и развитию личности детей и молодежи, а также к организации их досуга, рекреации[28], отдыха в свободное время.

В самой общей и краткой формулировке главная цель спартианской социально-педагогической системы как раз и состоит в том, чтобы содействовать практической реализации гуманистических идей, идеалов и ценностей в отношении оздоровления, рекреации и развития личности.

Как было показано выше, в комплексе основных идеалов гуманизма, гуманистической системы социализации и воспитания важнейшее место занимает идеал целостного развития личности. На реализацию этого идеала (в той его трактовке, которая предусматривает гармоничность и всесторонность развития личности) применительно к оздоровлению, рекреации и развитию личности в первую очередь и ориентирована спартианская система.

Такая целевая установка этой социально-педагогической системы имеет важное значение в современных условиях.

В связи с этим прежде всего укажем на то, что проблема достижения гармонии физического (соматического), психического и духовного (нравственного) здоровья детей и молодежи относится к числу основных современных проблем практической реализации идей, идеалов и ценностей гуманизма.

В настоящее время для социальной практике, как на обыденном уровне, так и во многих профессиональных сферах деятельности, в том числе в системе образования и воспитания, характерно отсутствие ориентации на гармоничное развитие физического и духовного в человеке, противопоставленность «человека телесного» и «человека духовного».

Как отмечает И.М. Быховская, это противопоставление выступает в двух формах. С одной стороны, наблюдается «девальвация ценности, культурного смысла телесности, социального статуса и престижа физического имиджа человека; отсутствие реальной массовой ориентации на культивирование (от слова культура, но не культ) своих телесных, двигательных качеств; утвердившийся “соматический негативизм”, который проявляет себя в самых разных сферах и областях – начиная от равнодушия к собственному физическому здоровью (до момента его потери!), недоверия к своему телесному опыту, “голосу тела”, который немногие умеют услышать и понять, и до пуританского взгляда на любые варианты “ню”-искусства, которое отнюдь не всегда “порнуха”, но нередко и то, что Бодлер назвал воспеванием “величья наготы”. Другой формой противопоставления телесности и духовности является «своего рода соматизация человека, возведение в абсолют его “мускульно-мышечных” или “бюстово-ягодичных” достоинств [Быховская, 1998, С. 11, 12].

На решение проблемы физического и духовного совершенствования детей и молодежи направляются усилия специалистов многих стран мира. Но особенно актуальной эта проблема является для современной России. Об этом свидетельствуют материалы ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, другие материалы и многочисленные исследования.

Около 75 % детей дошкольного возраста нашей страны имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10–12 %, а среди старших – всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. По данным различных исследований, лишь около 10 % молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50 % юношей и девушек выходят из школы уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению и психического здоровья детей и подростков. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается и в старших классах составляет 10–15 %. Наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни детей и подростков: незрелость сознания и узость представлений, заниженная либо гиперзавышенная самооценка; ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества, развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение детей в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров, тотальное одиночество; психосоматическое нездоровье.

За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14–29 лет) совершили преступления, из них почти 200 тыс. преступников в возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тыс. детей, а в учреждениях уголовно-исправительной системы содержится около 30 тыс. несовершеннолетних [См.: Вишневский, 2002; Гостев Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина, 2004; Демографическая ситуация…, 2000; Журавлева, 2002; Материалы заседания…, 2002; Материалы к заседанию…, 2002; Рожков, 2002].

Таким образом, сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России диктуют необходимость физического, психического и духовного оздоровления детей и молодежи, формирования жизнеспособной личности[29].

Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [Материалы к заседанию…, 2002, С. 7].

Содействовать физическому, психическому и духовно-нравственному оздоровлению и совершенствованию детей и молодежи, формированию жизнеспособной личности, т. е. гармоничному развитию как важному фактору целостной личности – одна из важнейших задач спартианской гуманистической систем ы.

В современный период на первый план выходят глобальные проблемы человечества, связанные с экологией, войнами, терроризмом и т. п. [Казначеев, 1997; Моисеев, 1994, 1998; Раймерс, 1992; Рерих, 1990; Субетто, 1992, 1999 и др.]. Особенно важное значение придается тому, чтобы культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, заменить на культуру мира, центральное место в которой занимает отказ от насилия и такое качество личности, как толерантность (терпимость), взаимное уважение представителей различных культур, идеологий, верований.

Гармоничное развитие личности, как отмечено выше, предусматривает ее приобщение к ценностям культуры мира. Поэтому воспитание культуры мира у детей и молодежи – важная задача педагогической деятельности в рамках спартианской гуманистической системы оздоровления, рекреации и целостного развития личности. Решение этой задачи предусматривает воспитание у детей и молодежи, с одной стороны, ориентации на такие общечеловеческие ценности, как дружба, сотрудничество, взаимоуважение детей и молодежи различных наций и регионов, а, с другой стороны, интереса к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, что содействует их патриотическому воспитанию. К числу важных задач воспитания культуры мира у детей и молодежи в рамках спартианской социально-педагогической системы относится и воспитание у них культуры соперничества, в том числе спартианской культуры игрового соперничества.

Как отмечено выше, согласно спартианской концепции, целостное развитие личности предусматривает не только гармоничность, но и всесторонность этого развития.

Многие ученые, писатели и другие деятели культуры прошлого предостерегали против одностороннего развития человека и подчеркивали необходимость его всестороннего развития.

Вот две иллюстрации:

– «Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности» (Маркс);

– «Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло – в литературе, на службе, в семье, в свете, словом – везде. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком… Словом, храни вас Бог от односторонности!» (Гоголь).

История прошлого дает множество примеров тех людей, которые добивались успеха не в какой-то одной, а во многих видах творческой деятельности.

Так, Ибн Сина (Авиценна) – философ, врач, естествоиспытатель, поэт, автор трактата по теории музыки. А.С. Грибоедов – дипломат, драматург, поэт, композитор. П. Швейцер – философ, теолог, миссионер, врач, музыковед и органист, лауреат Нобелевской премии мира. У А.П. Бородина научная деятельность в области химии сочеталась с деятельностью композитора; у зоолога Н.А. Холодковского – с деятельностью поэта-переводчика; у Д.И. Менделеева – с работой по истории живописи. Известно, что разносторонними способностями обладали такие гении, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, И. Ньютон, В.А. Гете, М.В. Ломоносов, Г. Галилей, Р. Декарт, А. Дюрер, Ж.Л.Д’Аламбер, Г.В.Лейбниц. Из современных ученых можно назвать: выдающегося советского физика Я.И. Френкеля, профессионально владевшего скрипкой; американского физика Ф. Хойла, автора литературных произведений; канадского нейрофизиолога и писателя У. Пенфилда; гениального физика и любителя-музыканта А.Эйнштейна.

Множество исторических фактов свидетельствует о возможности совмещения активных и успешных занятий спортом с творчеством в сфере науки, искусства и т. д. Древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель Пифагор был победителем на Олимпийских играх и тренером. Древнегреческий философ Платон успешно выступал в соревнованиях борцов на Истмийских играх, а Милон – наиболее известный атлет древности написал философский трактат о природе. Первым победителем современных Олимпийских игр 1896 г. был американец Джеймс Коннолли. Он выиграл турнир прыгунов тройным – 13 м 71 см, был вторым в прыжках в высоту и третьим – в длину, а вместе с тем стал знаменитым журналистом, военным корреспондентом, написал 25 романов. Winaus (США) в 1900 и 1908 гг. был олимпийским чемпионом по стрельбе, а в 1912 г. выиграл золотую медаль в одном из художественных конкурсов. Hajos (Венгрия) в 1896 г. был олимпийским чемпионом по плаванию, а в 1924 г. получил серебряную медаль за архитектурный проект стадиона. На художественной тематической выставке, посвященной спорту, в Париже в 1957 г. из 100 известных художников и скульпторов, представивших свои работы на эту выставку, 25 активно занимались спортом, а большинство других участвовали в спортивных соревнованиях.

Нельзя не отметить уникальную гармоничность и разносторонность личности основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. Активно пропагандируя те ценности, в которые он верил: гармоничное развитие личности, «брачный союз» духа и тела, эвритмия, спорт как школа воли, соединение спорта и искусства, стремление к совершенству, Кубертен и практически следовал этим ценностям в своей личной жизни. Еще молодым человеком он пришел к выводу о том, что если тишина читального зала открывает перспективы интеллектуального богатства, умственной работы, эстетического наслаждения, то спорт помогает выявить скрытые возможности организма. Поэтому где бы ни находился Кубертен, всё своё свободное время он отдает занятиям спортом. Его, например, можно было встретить в Морском клубе в Барселоне сразу после лекции, прочитанной во Французском институте. Даже в возрасте 72 лет Кубертен на практике применял в своей жизни то, чему учил других, и его можно было встретить на Женевском озере сидящим на веслах. Кубертен был одним из первых членов Французского туристического клуба, написал трактат о фехтовании в конном строю, сам ездил верхом. Он играл на фортепиано, прекрасно рисовал. Это подтверждается зарисовками, сделанными в его путешествиях, а также рисунками, которые он делал для своих работ. Кубертена можно было встретить в Альпах собирающим растения для гербария. Поразительно разнообразна сфера научных интересов Кубертена: педагогика, психология, искусство, спортивное воспитание, история, астрономия и др.

По мнению многих философов, социологов, педагогов и психологов, задача реализации гуманистического идеала целостного развития человека, предусматривающего не только гармоничность, но также всесторонность (универсальность) его развития, является актуальной и в настоящее время.

В 1968 г. был создан Римский клуб – международная общественная организация, которая включает в свой состав около ста известных ученых, деятелей культуры, политических деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран. Деятели этого Клуба ставят перед собой цель донести до человечества тревогу относительно той критической ситуации, которая сложилась в мире в связи с ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими «принципиальными пределами роста», а также подсказать обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь «глобального равновесия» [см. Социология…, 2003, С. 859]. По мнению А. Печчеи – президента Римского клуба, для преодоления кризиса современной цивилизации все стратегии, политические программы и перспективные планы развития в национальных и глобальных масштабах должны быть подчинены цели полного и всестороннего развития возможностей и способностей всех людей планеты [Печчеи, 1985, С. 205].

Известная писательница И. Грекова (литературный псевдоним математика, доктора физико-математических наук Е.С. Вентцель) написала в одной из своих статей: «Когда-то, в очень далекие времена, существовал тип ученого-универсала, одновременно философа, геометра, художника, литератора, изобретателя. В дальнейшем история культуры пошла в направлении все более узкой специализации, четкого разграничения различных отраслей. По-видимому, сегодня мы возвращаемся (разумеется, на другом уровне) к некой синтетической культуре, объединяющей и сплавливающей ранее разобщенные ветви». Авторы работы «Культура и устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке», которая разработана и принята на заседании Международного круглого стола «Принципы и механизмы устойчивого развития мирового сообщества в XXI веке», приводят данное высказывание и замечают по этому поводу: «Думается, что синтетизм, о котором говорит И. Грекова, имеет все основания стать доминирующей особенностью образования при переходе к информационной цивилизации» [Культура и устойчивое развитие…, 2002, С. 61].

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов (этот центр включает в себя ведущих экспертов в области высшего образования нашей страны) на основе анализа данных проблем пришел к аналогичному выводу: «Образование становится образовательно-педагогическим производством “человека – цели” – всестороннего, гармонично развитого человека, готового взять на себя ответственность за будущее социоприродного развития. На смену образованию как производству образовательных услуг, как производству “человека – средства” для хозяйства, производства, экономики, приходит образование как производство социального человека, человека – творца, универсального человека, способного адекватно реагировать на изменения в быстро меняющемся мире» [Новое качество…, 1995, С.49].

В Дубне, в Центре ядерных исследований всегда ценили людей с многосторонними способностями, поскольку, как однажды выразился акад. Александров, настоящий талант проявляется всегда в нескольких областях сразу. Ректор Московского гуманитарного университета И.М. Ильинский подвергает критике существующую систему образования, в рамках которой во многом утрачен смысл образования. Лучшим объявляется то знание, которое приносит быструю и наиболее ощутимую практическую пользу. Современное образование ориентировано лишь на то, чтобы дать учащимся как можно больше «полезных знаний». Оно менее всего озабочено тем, чтобы развить личностные задатки, раскрыть огромный потенциал творчества, связать знание с нравственным ростом. Идеалом такого образования оказывается узкий специалист, страдающий, если воспользоваться выражением К. Маркса «профессиональным кретинизмом». По мнению И.М. Ильинского необходимо возродить идеал подлинного образования, связанного не с подготовкой специалистов, а с развитием личности, ее целостности и неисчерпаемого творческого потенциала. Нынешней России, полагает он, нужен именно интеллектуальный капитал, творчески разносторонние люди [см. Ильинский, 2004]. Аналогичного мнения придерживаются и многие другие ученые и педагоги. По мнению Ю.Н. Афанасьева, сферу массового производства узких специалистов вообще нельзя называть образованием в полном смысле этого слова [Афанасьев, 2000]. Не только философы, но и ряд представителей технической интеллигенции причиной кризисных явлений в современном образовании и в современной цивилизации в целом, считают подготовку узких специалистов, имеющих ограниченный кругозор, страдающих от дефицита целостной системы знаний и в силу этого принимающих решения которые, хотя и обладают высокой локальной эффективностью (здесь и теперь), в долгосрочной перспективе развития являются не оптимальными и зачастую опасными [Паронджанов, 1997].

Проведенный Н.П. Морозовой анализ практически всех созданных в последние годы (с 1993 г. по настоящее время) российских концепций воспитания показывает, что к числу наиболее общих, актуальных, положений в них относится положение о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности [см. Морозова, 2004, С. 204]. Во многих работах призывы к необходимости всестороннего (универсального) развития личности, особенно применительно к детям и подросткам, дополняются научным обоснованием важного значения такого развития личности для формирования и совершенствования творческих способностей, для достижения успеха в различных сферах деятельности и т. д. [см., например: Готсдинер, 1998; Зеленов, 1981, 1988; Зеленов, Кеда, 1966; Ильенков, 1968 и др.].

Множество фактов подтверждают реальную возможность и значимость всестороннего развития личности в современных условиях.

Так, среди современных спортсменов (в том числе самого высокого класса) немало таких, кто активно занимается искусством, наукой, другими видами творческой деятельности и добивается больших успехов в этих видах деятельности. Яркой иллюстрацией может служить Ю. Власов – всемирно известный штангист, писатель, политический деятель. Известный современный немецкий философ Г. Ленк является олимпийским чемпионом в гребле. В.Брумель – шестикратный рекордсмен мира по прыжкам в высоту, серебряный призер Олимпийских игр в Риме, чемпион Токийской Олимпиады. С 1961 по 1963 гг. он признавался лучшим спортсменом мира. В 1965 г., когда ему было 23 года, попал в автокатастрофу. В течение трех лет перенес более 30 операций и снова вышел в прыжковый сектор. Вместе с тем он написал книгу «Высота», пьесы «Доктор Назаров», «Олимпийская комедия», «Рев трибун», либретто к оперетте «Золотая каравелла», роман «Не измени себе» и т. д. С другой стороны, среди музыкантов, певцов, художников, писателей и других людей мира искусства есть такие, кто активно и успешно занимается (занимался спортом), Это, например, известные певцы Иглесиас и Соткилава, а также один из наиболее известных актеров, изображающих гонконгских кинобоевиков – Джеки Чан. Кроме того, он ведет программу на ТВ Гонконга, выступает как певец, имеет свою фирму, которая выпускает одежду и т. д. По его словам, он сознательно стремится к такой многогранности: «Я все в жизни устроил так – если сорвется одно, у меня остается про запас что-то другое» [см. Аргументы и факты, № 32, 2006, С. 47]. К числу разносторонне развитых людей, безусловно, относится Андрей Анаков. Он: самый известный в нашей стране умелец-ювелир; закончил физический факультет Ленинградского государственного университета; работал в театре актером и режиссером, а на заводе токарем; снимается в кино и т. д. Вот его мнение по обсуждаемому вопросу: «Я считаю себя человеком многогранным: романтик, идеалист, авантюрист, при этом прагматик и абсолютно деловой человек, способный как шахматист, просчитать комбинацию на шестнадцать ходов вперед. Ведь в природе встречается и простой стакан с 16 гранями, и редкий бриллиант, у которого более 200 граней. Так вот, чем больше граней у человека, тем он интереснее» [ж. «Караван истории», июль 2006, С. 165].

И тем не менее в настоящее время все более широкое распространение получает ошибочное мнение о том, что в современных условиях всестороннее развитие личности невозможно, что всякая попытка добиваться разносторонности способна якобы нанести лишь вред и мешает добиваться успеха. На первый план, начиная с раннего возраста детей, как правило, выдвигается идея их узкой специализации в развитии. При этом не только система образования, но и весь образ жизни современного человека вопреки лозунгам и призывам ученых формирует реальные стимулы не к всестороннему, а узко специализированному развитию, что противоречит гуманистическим идеалам и ценностям.

В этой ситуации в рамках спартианской социально-педагогической системы ставится и решается задача создания условий для повышения привлекательности, значимости, престижа всестороннего (универсального) развития личности в глазах детей и молодежи, для формирования у них мотивации именно на такое развитие личности, реальных стимулов, побуждающих к этому, и, наконец, для оказания всемерной помощи в практической реализации этого стремления.

Воплощение в жизнь спартианского идеала целостной личности имеет огромное значение для нашей страны. В процессе перехода России к новому типу экономических отношений прежние ориентиры лишились своей привлекательности и на первый план вышли другие: жажда обогащения, культ денег и успех любой ценой. В результате господства именно этой системы ценностей значительную часть детей и молодежи охватил чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [см. Лихачев, 1997; Порус, 2005; Федотова, 2005]. Поэтому для выхода из указанной выше кризисной ситуации в первую очередь необходимо формирование новой системы ценностей.

В последние десятилетия активно ведутся поиски национальной идеи, основанной на таких ценностях, которые могли бы содействовать развитию и процветанию нашей страны. Предложено много вариантов этой идеи. Должно быть очевидно, что она не может быть оторвана от тех традиций и ценностей, которые испокон веков свойственны российскому народу.

На основе такого подхода можно сделать вывод о том, что искомая национальная идея должна быть ориентирована на построение общества, в основе которого лежит не жажда обогащения, не культ денег и успеха любой ценой, а такие лучшие черты, издавна присущие россиянину, как доброта, великодушие, милосердие, высокая духовность в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности.

Современной России в новых социокультурных условиях для достижения поставленных целей и преодоления трудностей, конечно, нужны огромные материальные ресурсы и решение экономических проблем. И все же в первую очередь необходимы здоровые, активные, творчески одаренные, разносторонне развитые люди, выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.

Таким образом, спартианская социально-педагогическая технология, ориентируясь на главную цель – содействовать практической реализации гуманистических идей, идеалов и ценностей в отношении оздоровления, рекреации и развития личности, учитывает, что в комплексе основных идеалов гуманизма, гуманистической системы социализации и воспитания важнейшее место занимает идеал целостного развития личности.

Поэтому эта цель конкретизируется следующим образом: содействовать не только декларативному признанию важного значения гуманистического идеала целостного развития личности, но и его практической реализации на основе разработки и применения эффективной педагогической технологии, создания педагогических условий для формирования гармонично и всесторонне развитой личности, которой свойственна спартианская культура и другие отмеченные выше черты спартианца.

2.2. Основные задачи спартианской технологии

Указанные выше целевые установки спартианской социально-педагогической системы конкретизируются на основе постановки и решения комплекса важных социокультурных и педагогических задач. Дадим их краткую характеристику.

2.2.1. Создание гуманистической системы воспитания и организации досуга детей и молодежи

Известно, что приобщение людей к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры осуществляется в процессе социализации и прежде всего в процессе воспитания. Поэтому для реального воплощения в жизнь идей гуманизма применительно к личности и социальным отношениям особенно важно создание современной эффективной гуманистически ориентированной системы воспитания.

Глубокий исследователь, авторитетный педагог-новатор О.С. Газман так писал о задачах воспитательной работы в современной России: «Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [Газман, 1997, С. 45].

К сожалению, в течение определенного времени в нашей стране наблюдалось пренебрежительное отношение к воспитательной работе – в связи с резкой критикой существовавшей ранее жестко идеологизированной системы планирования духовной жизни народа и плановой «воспитательной работы с массами» на основе сведения морали к моральной педагогике, понимания ее как идеологического средства «вбивания правильных» и «выхолащивания неправильных» идей и мотивов поведения.

В последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Воспитание подрастающего поколения начинает рассматриваться как одна из главных стратегических задач развития современного общества, составляющих основу безопасности страны [см. Зимняя и др., 1998]. Развитие воспитания в системе образования России в настоящее время становится одним из приоритетных направлений в деятельности Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.

Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» [Концепция модернизации…, 2002, С. 10].

Социальный заказ государства на воспитание образованного, нравственного, предприимчивого человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах – Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Программе развития воспитания в системе образования России в 2002–2004 гг., проекте Государственной программы развития воспитания детей в Российской Федерации до 2010 г., Государственной программе патриотического воспитания граждан России. В этих и других документах предусматривается повышение ответственности социальных институтов за воспитание подрастающих поколений в российском обществе, дальнейшее укрепление системы воспитания детей, определение приоритетных направлений воспитания в контексте нового этапа ре-формирования страны, обеспечение комплекса неотложных практических мер федерального масштаба в целях кардинального поворота государства и общества к решению проблем воспитания подрастающего поколения.

Научно обоснованы идейные основания и принципы этой новой системы воспитания, адекватной современным условиям [см.: Стратегия воспитания…, 2004]. Общепризнано, что это должна быть система, ориентированная на принципы гуманистической педагогики и психологии. Общая стратегия ее формирования – переход от автократических установок на формирование людей как «исполнителей» к созданию условий для развития личности, способной не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и способной ее изменять, свободной в своем выборе, самостоятельной в суждениях и в то же время терпимой к чужому мнению, т. е. воспринимающей мир и людей в контексте человеческих ценностей. Требуется воспитание личности, «которая должна быть жизнеспособна и социально активна в условиях демократизации общества и либерализации экономики. Личность нового социокультурного типа должна быть гуманистически ориентирована по отношению к самой себе, к обществу, обладать гражданскими качествами, чувством патриотизма и российским менталитетом» [Бабочкин, 2004, С.383].

Но в настоящее время уже недостаточно признания важного значения и общей характеристики новой гуманистически ориентированной системы воспитания подрастающего поколения в современной ситуации развития российского общества. На первый план выходит задача определения конкретных путей, форм, средств и методов создания этой системы. Предпринимаются некоторые реальные шаги в этом направлении. Широкую известность получили, например, гуманистически ориентированные воспитательные системы, нашедшие яркое воплощение в деятельности таких известных отечественных «педагогов-новаторов», как В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.

Разработка и внедрение в практику гуманистической системы воспитания, ориентированной на воплощение в жизнь идеала целостного развития личности в той его трактовке, которая предусматривает гармоничность и всесторонность (универсальность) этого развития, – одна из главных задач спартианской социально-педагогической системы.

Огромную роль в приобщении людей к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры играет в процессе социализации не только педагогическая деятельность, но и воздействие социальной среды, в том числе в рамках досуга, рекреации, свободного времени людей [см. Орлов, 1974; Грушин, 1980].

Характер влияния этой сферы жизнедеятельности людей на личность и социальные отношения существенным образом зависит от того, чем они занимаются, какой характер носит их деятельность в свободное время.

К сожалению, в настоящее время, как известно, в структуре досуга населения широко распространены пассивные виды отдыха, негативно влияющие на физическую подготовленность человека. Встречаются и такие виды рекреации, которые отрицательно влияют на нравственность, эстетическую культуру, культуру подлинно человеческого общения и т. д. В свободное время, как правило, имеет место и ярко выраженное предпочтение людей к таким видам деятельности, которые в большей степени требуют от них либо только физической и спортивной подготовленности, либо художественного (технического и т. д.) мастерства, т. е. определенной специализации. Все это, естественно, противодействует реализации в сфере досуга идеала целостного развития личности.

Спартианская социально-педагогическая система имеет своей задачей изменить эту ситуацию: придать гуманистическую направленность сфере досуга, свободного времени, рекреации, т. е. наполнить ее такими видами деятельности, таким образом ее организовать, чтобы она обеспечивала не только интересный, увлекательный отдых, развлечение, общение детей и молодежи, но также содействовала их гармоничному и всестороннему развитию.

2.2.2. Повышение физкультурно-спортивной активности населения и ее гуманистической ценности

Как известно, огромные возможности для решения широкого круга гуманистически ориентированных задач оздоровления, физического и духовного совершенствования, развития личности, организации досуга детей и молодежи заключены в физкультурно-спортивной деятельности.

Поэтому в современных условиях все более важной становится задача приобщения людей разного пола и возраста, в первую очередь детей и молодежи, к активным занятиям физкультурой и спортом, особенно в свободное время, когда человек сам выбирает те или иные формы деятельности.

Однако исследования, проведенные в разных странах, показывают, что значительная часть населения, в том числе детей и молодежи, остается не приобщенной к этим занятиям. Актуальной эта проблема является для нашей страны. По данным официальной статистики и социологических исследований, лишь около 10–12 % населения занимается физкультурой и спортом в свободное время.

В ходе социологических опросов подавляющее большинство респондентов в качестве основных причин своей физкультурно-спортивной пассивности указывает отсутствие свободного времени и условий для занятий. На основе этого и многие исследователи делают вывод о том, что именно эти причины являются основными барьерами на пути включения населения в активные занятия физкультурой и спортом в свое свободное время.

Разумеется, для этих занятий в свободное время нужно его иметь. Столь же очевидно, что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной активности нужны определенные условия (трудно представить, например, как можно заниматься плаванием, не имея бассейна или какого-то водоема). Но вместе с тем не следует преувеличивать роль указанных факторов. И дело даже не в том, что свободное время имеют практически все люди и что для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности (например, чтобы делать зарядку) не нужны какие-то особые условия. Важно учесть другое.

При выборе в свободное время тех или иных занятий (по расчетам социологов, у жителей крупных городов на выбор есть как минимум сто занятий) каждый человек в первую очередь исходит из своих интересов, потребностей, из сложившейся у него системы ценностных ориентаций. Важнейшую роль в выборе человеком тех или иных видов занятий в свободное время играет сформированность у него сильной мотивации на эти занятия. Даже при крайнем дефиците времени и отсутствии надлежащих условий человек будет заниматься теми видами деятельности, которые считает наиболее интересными и важными для себя, от которых он ожидает наиболее значимых результатов, положительных эмоций и т. д. И наоборот, даже при наличии времени и условий он не будет заниматься теми видами деятельности, которые не представляют для него ценность, вызывают у него негативные эмоции и т. д.

Значит, главная причина низкой физкультурно-спортивной активности – отсутствие достаточно сильной мотивации на занятия физкультурой и спортом. А это, в свою очередь, обусловлено тем, что в силу ряда причин эти занятия оказываются для человека менее значимыми, привлекательными по сравнению с другими [подробней см.: Столяров, 1990а, 1991б, 2004 г].

Найти пути повышения значимости, привлекательности физкультурно-спортивной деятельности для различных групп населения – одна из важных задач спартианской гуманистической системы.

Еще одна ее важная задача связана с тем, что, как показывает научный анализ, огромный гуманистический социокультурный потенциал физкультур-но-спортивной деятельности реализуется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Занятия физкультурой имеют важное значение для укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Разработаны многочисленные средства спортивной тренировки, эффективно содействующие физическому совершенствованию человека. В ряде случаев спорт выступал в качестве «посла мира», помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт (особенно такие его виды, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) оказывает на эстетическую культуру людей. В истории современного спорта имеются яркие примеры демонстрации спортсменами и тренерами духа Фэйр Плэй (Честной игры).

Однако продолжает оставаться незначительной роль физкультурно-спортивной деятельности в формировании и развитии нравственного поведения, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Особенно наглядно это видно на примере спорта. Всесторонний анализ выявляет существенные проблемы и трудности, связанные с выполнением им социокультурных и педагогических функций.

Эти проблемы и трудности касаются даже оздоровительного эффекта спортивной активности.

В настоящее время представляется обоснованным тезис Э. Дойзера [Дойзер, 1980] о том, что современный спорт высших достижений имеет мало общего со здоровьем спортсмена.

Это подтверждает спортивно-медицинская практика. Как отмечает Г.Л. Апанасенко, «за последние 1,5–2 десятилетия заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, те больше и выраженнее отклонения в состоянии здоровья спортсменов» [Апанасенко, 2006, С. 19]. По данным медицинских обследований спортсменов сборных команд России в разные годы, хорошее здоровье имели только 15–28 %, остальные признаны практически здоровыми или больными [Гладков, 2004, С. 7]. Неуклонно возрастающие физические и психические нагрузки в современном спорте вызывают тенденцию и к росту нервно-психических отклонений у спортсменов. Так, по данным Фанагорской Т.П., перед Олимпиадой 1952 года те или иные отклонения от психической нормы были выявлены у 8,4 % участников сборных команд; перед Олимпиадой 1960 года у 14,8 %, перед Олимпиадой 1968 года таковых было уже около 30 %. Результаты обследования сборных команд страны, проведенные в 1991 году, дали цифру 47 %! [см. Гладков, 2004, С. 11].

Современная спортивная деятельность, имея ярко выраженную соревновательную направленность конкурентного типа, протекает в условиях максимального напряжения физических и духовных сил как во время соревнований, так и во время подготовки к ним. Поэтому она практически всегда протекает в зоне риска, пусть даже отставленного во времени. Одно из последствий этого риска – проблема спортивного травматизма.

Особое беспокойство у ученых и общественных деятелей вызывают некоторые виды спорта. Одним из них самых травмоопасных видов спорта считается спортивная гимнастика, которая, по статистике ЦИТО, намного опережает все остальные виды спорта. Так, на Олимпиадах в Сеуле и Атланте в команде нашей страны не было ни одного гимнаста или гимнастки, которые не перенесли хотя бы одной операции. Яркой иллюстрацией в этом плане является С. Харьков – единственный в истории гимнастики спортсмен, который в 17 лет стал олимпийским чемпионом. Первый раз он попал в Центр со стрессовым переломом большой берцовой кости голени (эта травма в гимнастике распространена как нигде – кость просто расслаивается от непомерных нагрузок). Тем не менее он выступил в Сеуле и выиграл две медали. Сразу же после Олимпийских игр ему имплантировали в голень металлическую пластину длиной 20 см, с которой он тренировался и выступал целый год. Затем случилась новая беда: разрыв и омертвение бицепса, а затем у С. Харькова отрывается большая грудная мышца. Следующая травма – тяжелейший вывих стопы, которую вправили и закрепили с помощью специальных спиц. Вскоре он разорвал ахилл – тяжелейшая травма для любого спортсмена. Другой пример – чемпионка мира Е. Мухина. Во время Спартакиады народов СССР у нее после неудачного приземления произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. При такой травме человек не может поворачивать голову. Эта травма была далеко не первой по счету: переломы ребер, ног, неоднократные сотрясения мозга, больные из-за чрезмерных нагрузок голеностопы, колени, воспаления суставов. В 1980 г., выполняя сложнейший элемент, она разбилась. Произошел перелом шейного отдела позвоночника. Многочисленные операции не помогли, и вот уже 21 год она практически полностью парализована. Как отмечает И.А. Григорянц, «приведенные выше примеры травматизма касаются только некоторых гимнастов – членов сборной команды, а сколько их у других, не членов сборной? В 13–14 лет – мастер спорта, в 15 – ЗМС, и очень часто вместе с медалью чемпионы получают страшную болезнь. И то, и другое навсегда! Победы раньше 14 лет – инвалидность раньше пенсии» [Григорьянц, 2002, С. 35–36].

Крайне травмоопасным является и бокс. М. Мзали в докладе на 23-й сессии МОА [Mzali, 1985] сообщил о том, что ассоциация врачей США обратилась к организаторам боксерских матчей с призывом «более серьезно относиться» к этим матчам и «принять меры к очищению этого вида спорта». По данным ассоциации, 15 % профессиональных боксеров страдают такими нарушениями, как потеря памяти, расстройство речи, дефекты двигательного аппарата и тремор. Эти нарушения – следствие мозговых травм, часто остающихся незамеченными после матчей. Исследование рентгеновских снимков мозга 38 боксеров показало, что более чем у половины из них наблюдаются признаки атрофии мозговой ткани. 17 % боксеров, занимавшихся своим видом спорта от 6 до 9 лет, страдают болезнями мозга, а у трети этих боксеров наблюдаются трудности с речью, памятью и передвижением. Согласно данным, которые привел М. Мзали, с 1945 по 1979 г. 335 боксеров – профессионалов и любителей – погибли в разных странах мира в результате своей спортивной деятельности[30]. Однако, отметил он, этот уровень смертности, сам по себе высокий (0,13 %), значительно ниже, чем в некоторых других видах спорта, таких, как подводное плавание (1,1 %), альпинизм (5,1 %) или конные скачки (12,8 %) [Mzali, 1985, РР. 48–49].

Данная проблема актуальна и для других видов спорта. Статистика свидетельствует о том, что из ста спортсменов, занимавших призовые места на крупнейших международных турнирах, 98 наряду с «золотом» и «серебром» получили тяжелейшие травмы: сложные переломы костей, разрывы мышечных и сухожильных тканей, хронические заболевания сердца и нервной системы [Красненков, 1998, С. 17–20]. До 1995 г. в Центральном институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова (ЦИТО) за последние 45 лет прооперировано 16 300 спортсменов, 278 из которых – победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы [Григорьянц, 2002, С. 35].

Эти и другие данные служат исследователям основанием для общего вывода о том, что «спорт вреден для здоровья и служит источником болезней и травм занимающихся» [См.: Бауэр, 2002, С. 50–51; Ким и др., 2001, С. 18].

Ради победы, достижения успеха спортсмены готовы и сознательно жертвовать своим здоровьем. Недавно ученые обратились с вопросами довольно необычного теста к малоизвестным, но перспективным молодым спортсменам – как те расценивают для себя возможность принимать какой-то сильный допинг, вскоре стать олимпийским чемпионом, но через 10–15 лет превратиться в инвалида? Результаты ошеломили исследователей: 8 опрошенных из 10 отвечали – да, согласен! [См. Марков, 1998, С. 8].

Еще более значительные проблемы и трудности выявляются при анализе роли современного спорта в формировании и развитии просоциального поведения, нравственных и других духовных качеств детей и молодежи[31].

С целью выяснить влияние активных занятий спортом, спортивных (в том числе олимпийских) соревнований на нравственное поведение детей и молодежи проведены в разное время, в разных странах, применительно к различным видам спорта многочисленные социологические исследования[32], в том числе международные[33]. В нашей стране они проводились с 1988 по 2005 г.г.: по программе и под руководством автора пособия изучались ценностные ориентации школьников, студентов, учащихся детско-юношеских спортивных школ, спортсменов высокого класса, уровень их знаний о принципах «честной игры» и ориентация на эти принципы[34].

Все эти исследования приводят к одному общему выводу: активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спортивном соперничестве. Те, кто не участвует регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем постоянные участники состязаний. Причем, как показывают исследования, снижение ориентации на нравственные ценности становится характерным не только для профессиональных спортсменов, но и для совсем юных спортсменов.

Все большее число людей, даже детей и подростков, спорт привлекает отнюдь не как сфера проявления нравственности, эстетики, культуры, человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт и спортивные соревнования (как их непосредственные участники, зрители и т. д.) прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж. В последние годы такая ориентация значительно усилилась в связи с коммерциализацией спорта и олимпийского движения. Она затрагивает не только спорт высших достижений, но и «спорт для всех»[35].

Характеризуя кризис нравственных ценностей в современном спорте, Карин Фольквайн-Каплан пишет: «Кризис современного спорта налицо – мы каждый день слышим об этом из средств массовой информации. Профессионализм и индустриализация стали главными характеристиками спорта, особенно на высшем уровне, все отчетливее отказываясь от концепции спорта как игры на открытом воздухе. Спорт высшего уровня стал “большим бизнесом”, важной отраслью современной индустрии. Цель спорта сместилась; теперь она не заложена внутри спорта; отныне спорт высшего уровня в основном определяется внешними мотивациями, такими как награды, контракты о зарплатах, освещение в прессе. Таким образом, мы встаем перед фактом так называемых “неэтических действий” в спорте высшего уровня – таких, например, как насилие, обман, авантюры, допинг и многое другое. По мнению многих, эти проблемы являются результатом морально разрушенного мира спорта, “где моральные ценности перепутались с долларовыми ценностями”[36]. Понятие “победа любой ценой” стало выше так называемого “спортивного духа”, т. е. игры по правилам» [Volkwein-Caplan, 2004b, Р. 54].

Победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Она приносит престиж самому атлету, тренеру, клубу и спортивной организации, наконец, стране, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами – значительными материальными поощрениями тоже. Неудивительно поэтому, что среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей все чаще наблюдается стремление любой ценой добиться победы.

По мнению вице – президента НОК Украины В. Платонова, «система спортивной подготовки сегодня сплошь и рядом находится в руках тренеров, работающих под девизом “результат любой ценой”» [Цит. по: Бугреев, 1997, С. 21]. А вот что пишет по этому поводу член МОК М. Мзали: «В спортивные соревнования вкладываются миллионы долларов. В этих условиях победа любой ценой стала для многих навязчивой идеей. А для того, чтобы количество публики возрастало, чтобы она наполняла до краев стадионы и спортивные залы, мы готовы взвинтить какие угодно страсти. Именно поэтому фанатизм и шовинизм публики, жажда популярности и титулов среди спортсменов, всяческие проявления “чемпионской болезни” представляются многим малоприятными, но необходимыми условиями финансового успеха. любых спортивных соревнований. Зрители чувствуют себя почти что обязанными перестать быть просто заинтересованными наблюдателями и требуют от “своих” победы за победой, особенно если соревнования проходят “дома”. Если же “свои” терпят неудачу, от которой никто в спорте не застрахован, то разочарование публики бывает так велико, что фрустрация превращается в гнев, а гнев выливается в насилие» [Mzali, 1985, P. 49].

Многие страны сталкиваются с волной насилия, грубости, агрессивности с побоищами между болельщиками во время и после футбольных, хоккейных и других матчей [см.: Dunning, 1988; Lang, 1981; Seppänen, 1984с и др.]. Отмечается возрастание агрессивности, физического насилия, жестокости, грубой игры и среди самих спортсменов.

Игроки-профессионалы, например, в хоккее, обычно воспринимают насилие и грубую игру как важные функциональные стороны спортивного состязания, позволяющие: 1) вести своего рода разведку, получая информацию об игровых возможностях команды противника в целом и каждого из ее игроков; 2) воздействовать на боевой дух команды противника с помощью прямого запугивания, для чего во многих командах существуют специальные игроки («игроки-полицейские»). «С того момента, как игрок выходит на лед и вступает в игру, вокруг него возникает особый мир, в котором сила и жестокость имеют значение и смысл» [Social problems, 1976, Р. 108].

Конечно, в разных видах спорта насилие и агрессивность проявляются по-разному и в разной степени: «нельзя, например, плавание, которое является испытанием возможностей тела в водной среде, ставить в один ряд с профессиональным боксом, представляющим собой контролируемую и кодифицированную форму насилия» [Mzali, 1985, Р. 48].

Ряд симптомов свидетельствует, однако, о том, что агрессия и насилие все более широко проявляются в современном спорте:

– они наблюдаются сегодня как среди спортсменов, так и зрителей уже не только в спорте высших достижений, но также в профессиональном спорте и уже не только в так называемых видах спортивной борьбы. Более того, обучение умению агрессивно нарушать правила входит в программу тренировки даже юных спортсменов;

– физические манипуляции составляют важную и очевидную предпосылку достижения спортивного успеха;

– увеличивается продолжительность и интенсивность тренировки, физические нагрузки становятся все более тяжелыми;

– все чаще в подготовке спортсменов используются психические манипуляции [Pilz, Fisher, 1984, S. 191–192].

Негативные явления, связанные с насилием, агрессивностью и т. п., приобрели в современном спорте столь широкий размах, что они привлекают все большее внимание ученых, которые пытаются найти пути их преодоления или хотя бы смягчения[37].

Обсуждению данной актуальной проблемы специально посвящен ряд конференций и симпозиумов. Так, 23-я сессия Международной Олимпийской академии (1983 г.) была посвящена обсуждению темы «Олимпизм перед лицом насилия и Фэйр Плэй». В 1998 г. в Афинах (Греция) под патронажем Ассоциации Европейских олимпийских комитетов были проведены IV конгресс и Генеральная ассамблея Европейского движения Фэйр Плэй. Тема: «Поведение зрителей и понятие Фэйр Плэй». Проблема насилия в спорте обсуждалась на 5-й сессии Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту (1986 г.). Здесь был принят документ под названием «Насилие и спорт». Серьезное беспокойство в связи с указанными негативными явлениями в сфере современного спорта выражено и во многих других официальных документах[38].

Ряд исследователей высказывает опасение по поводу того, что агрессивность и насилие будут занимать все более видное место в спорте. Э. Данниг еще в 80-е гг. писал о том, что если баланс между серьезностью и игрой в спорте сдвинется в сторону серьезности (а тенденция именно такова), то спорт «станет трансформироваться из “пародии” на борьбу в действительную борьбу и грязная игра увеличится в спорте» [Dunnig, 1979, 1988]. Ф. Хаккер (F. Hacker) также указал на тенденцию к все большему проявлению агрессивности в спорте и заявил, что «скоро спорт из средства контроля за агрессивностью превратится в средство ее узаконивания» [Цит. по: Pilz, Fisher, 1984, S. 194]. Отмечается возможность превращения спорта в современную разновидность гладиаторства [Бестужев-Лада, 1996; Пономарев, 1974а; Штейнбах, 1970; Lanowski, 1985].

Стремление спортсменов и тренеров к достижению успеха любой ценой приводит к тому, что для них и эстетические ценности перестают быть приоритетными (по крайней мере там, где они не связаны явно и очевидно со спортивным результатом).

Показательна в этом плане позиция известного футбольного тренера Валерия Лобановского. Он неоднократно заявлял в своих интервью, что его абсолютно не интересует красота или какие – то другие эстетические ценности действий игроков, важен лишь результат. Вот лишь некоторые примеры таких заявлений: «…сборная должна играть не красиво, а эффективно»; «…я не оцениваю игру по эмоциональным признакам. Для меня нет понятия красивая или интересная игра. Оценка идет с точки зрения эффективности. Спорт – это не шоу, а, прежде всего борьба, где важен результат» [cм. газета "Правда", 22 и 26 июня 1988 г.].

Противоречивой является и роль современного спорта и в отношении культуры мира. С одной стороны, он содействует формированию и развитию этой культуры, выполняя интегративную, миротворческую и символическую функции. Вместе с тем, имеется немало фактов негативного влияния современного спорта на социальные отношения различных стран и народов, использования его в качестве средства одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства (иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя, одной нации и т. д. над другими, для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, что, естественно, противоречит ценностям культуры мира [подробнее см.: Варюшина, 2005; Варюшина, Сагалаков, 2002, 2003; Сагалаков, 2005; Столяров, 2005ж; Столяров, Сагалаков, 2003а, б, в, 2005б].

Вот лишь одна иллюстрация. На чемпионате Европы 1996 г. перед полуфинальной игрой Англия – Германия одна их самых популярных английских газет, «Daily Mirror», от имени английских болельщиков объявила Германии войну и сообщила об этом на своей первой полосе, сопроводив текст плакатом: Гаскойн и Пирс (два ведущих игрока сборной Англии) в военных касках. Рядом, как когда-то на пропагандистских листовках времен мировой войны, призыв: «Ахтунг! Сдавайся! Для тебя, Фриц, чемпионат уже закончен!». Редакции пришла в голову оригинальная идея: истребитель британских королевских ВВС должен пролететь над отелем, в котором остановилась английская сборная, для поддержания в ней боевого духа. Но хозяева газеты потребовали от ее главного редактора «войну» закончить, потому что немецкое посольство выразило официальный протест и попросило британское правительство прекратить оскорбления Германии (именно Германии, а не футбольной сборной) [Сулейманян, 1999, С. 13].

Особую тревогу ученых и специалистов вызывает ситуация в современном детском спорте [см.: Бауэр, 2002; Дети в спорте…, 1983; Детский спорт…, 1995; Ким и др., 2001; Спорт, духовные ценности, культура, 1998 е; Столяров, 1998д, 2000б; Grupe, 1998; Kinder und Jugendliche im Leistungssport…, 1998].

Тренеры вовлекают в большой спорт все более молодых людей, часто маленьких детей. Все чаще ставится задача вовлечения в спортивные секции (особенно в так называемых «молодеющих» видах спорта, к которым обычно относят спортивную гимнастику, фигурное катание и плавание) детей— дошкольников, способных за десятилетие достигнуть высокого спортивного мастерства [см. Бауэр, Петров, 2000].

Огромный годичный объем тренировочных и соревновательных нагрузок, жесткие тренировки провоцируют у юных спортсменов возникновение заболеваний. Так, например, лишь 5 % из числа тех учащихся спортшкол, кто прошел медосмотр, признаются здоровыми. 15–35 % имеют отклонения и противопоказания к тренировкам, а многие их болезни остаются нераспознанными. Каждый шестой из числа обследованных кандидатов юношеских и юниорских сборных команд России нуждается в лечении. По данным ряда исследований, у юных спортсменов в возрасте 10–17 лет чаще, чем у детей и подростков такого же пола и возраста, не занимающихся спортом, наблюдаются заболевания, связанные с простудными инфекциями (острые респираторные заболевания, ангины, бронхиты и др.) [см.: Бауэр, 2002, С. 50–51; Ким и др., 2001, С. 18].

Для подготовки из юных спортсменов рекордсменов нередко применяются не воспитательные технологии, а несовместимые с этикой методы дрессировки и другие методы, которые калечат детей и физически и духовно[39].

Прием допинга, ранее характерный лишь для взрослых спортсменов, в настоящее время наблюдается и у детей.

Недавно исследователи, поставившие своей целью выяснить распространение стероидов в спорте, провели анонимный опрос 965 американских школьников в средних классах четырех школ. Они пришли к поразительному открытию. Оказывается, американские дети, гонясь за лучшими спортивными результатами, начинают употреблять стероиды с десятилетнего возраста. Как подчеркивают авторы исследования, организовавшие анонимный опрос 965 школьников в средних классах четырех школ, 2,7 % опрошенных сообщили о том, что они принимают анаболические стероиды. Причем девочки, занимающиеся спортом, склонны прибегать к приему этих препаратов почти так же часто, как и мальчики. «Раньше мы полагали, что эта проблема касается только учеников старших классов и колледжей», – подчеркнул профессор Роберт Блюм, специалист по педиатрии университета Миннесоты. Он отметил, что данные нового исследования вызывают у врачей глубокую озабоченность, поскольку стероиды не только помогают наращиванию мышечной массы, но и могут отрицательно сказываться на состоянии печени, вызвать замедление роста и иметь целый ряд других побочных эффектов. «Курс приема стероидов стоит около двухсот долларов», – под-черкивает в этой связи сотрудница того же университета Эйвери Файгенбаум, высказавшая предположение, что препараты для детей могут покупать их братья и сестры, тренеры и даже родители, забывающие в погоне за будущими медалями и чемпионскими титулами о возможных последствиях для здоровья собственных детей [О разном, 1998, С. 21].

Во время тренировок и на соревнованиях отмечается дефицит положительных эмоций у спортсменов [см. Коджаспаров, 1994].

Опрос юных футболистов показал, например, что только 12,5 % из них не испытывает отрицательных эмоций во время занятий футболом; 20 % часто имеют такие эмоции; 12,5 % редко испытывает положительные эмоции, а 2,5 % – никогда. Менее половины (47,5 %) испытывают удовлетворение от общения с природой, только 55 % – эстетическое удовлетворение, связанное с созерцанием красоты, прекрасного, только 75 % – удовлетворение от общения с другими людьми и т. д. [Самусенков, 1989]. Из числа опрошенных студентов лишь 46 % часто испытывают положительные эмоции в ходе занятий спортом, 12 % постоянно имеют негативные эмоции, а более половины (52,3 %) – испытывают их время от времени. Более 60 % отметили, что они редко получают эстетическое удовольствие на занятиях, либо совсем не испытывают его и что эти занятия, как правило, не дают им возможности для общения с природой [Стопникова, 1992]. Аналогичные результаты получены и при опросе школьников [Сегал, 1989].

Таким образом, социокультурная ценность современного спорта значительно ниже тех возможностей, которыми вообще обладает спорт, а вместе с тем с ним связан широкий круг негативных антигуманных явлений.

В связи с этим в работах автора данного пособия [Столяров, 1984–2005] обоснована необходимость гуманизации современного спорта. Речь идет о том, чтобы повысить его духовную, культурную ценность, сделать более гуманным, ориентированным на человека, на полноценное развитие личности, ее способностей, и тем самым, в частности, практически реализовать идеалы и ценности олимпизма, провозглашенные основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном [см. Столяров, 2005и]. Одна из задач спартианской гуманистической системы – содействовать решению этой важной и сложной проблемы.

2.2.3. Интеграция спорта и искусства

Важное направление деятельности, направленной на повышение роли современного спорта в формировании эстетической и нравственной культуры личности, связано с поиском путей интеграции спорта с искусством [см. Духовность. Спорт. Культура, 1996б; Спорт, духовные ценности, культура, 1998в].

Эта идея не нова. Она зародилась еще в Древней Греции [см.: Античная агонистика…, 2002; Дауме, 1998; Кривобоков, 1996; Столяров, 1998п; Bielski, 1996; Drees, 1967; Grys, 1994; Krasovec, 1986; Liponski, 2006; Zuchora, 1994]. Достаточно сослаться, например, на следующее известное высказывание Платона: «Поскольку есть два таких элемента в человеке, то хотелось бы сказать, что бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности к мудрости… чтобы они гармонировали друг с другом, и необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом, как и требуется» [цит. по Kunicki, 1986, P. 9]. В Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немейских играх проводились состязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, ораторов.

В последующие годы идея интеграции спорта и искусства на основе укрепления союза между ними высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями.

Глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Кубертен [см.: Кубертен, 1997; Coubertin, 1934; Landry, 1987; Nissiotis, 1987; Pierre de Coubertin and the Arts, 1994].

В своих работах он неоднократно указывал на необходимость взаимодополнения и укрепления связи спорта с искусством, подчеркивал, что «искусство должно соседствовать со спортом», «должно быть связано с практикой спорта», что «спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства» и что «между атлетами, людьми искусства и зрителями должен быть заключен союз» [Coubertin, 1966, р. 17].

В укреплении союза между спортом и искусством Кубертен усматривал одно из важнейших социально-педагогических средств гармоничного развития личности, преодоления все усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей.

Эту задачу он четко сформулировал, в частности, в своем выступлении в Париже 23 мая 1906 г. на открытии Консультативной конференции по вопросам изобразительного искусства, литературы и спорта: «Мы должны заново объединить узами законного брака давно разведенную пару – Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача – снова соединить их. Искусство должно участвовать в современных олимпиадах. Искусство должно быть связано с практикой спорта, чтобы из этого получилась взаимная выгода» [Кубертен, 1987, С. 24–25. Ср.: Хён, 1984, С. 62].

В качестве одной из важных конкретных форм интеграции спорта и искусства Кубертен считал художественные выставки, посвященные спорту: «Почему бы не сопровождать соревнования – выставки достижений спортивного мастерства – художественными выставками, посвященными спорту?» [Coubertin, 1919, Р. 147]. Кубертен подчеркивал, что «во взаимосвязи физического развития и разума разум, несомненно, доминирующий элемент, но при том, однако условии, что речь идет о наиболее совершенных формах художественного и литературного творчества, а не о незначительных произведениях, которые, благодаря все возрастающей в наше время невзыскательности, навязываются нам повсеместно, нанося ощутимый вред цивилизации, правде, человеческому достоинству и взаимоотношениям между народами» [Цит. по: Хён, 1984, С. 55].

Важную роль в укреплении связи спорта и искусства, по мнению Кубертена, должны играть Олимпийские игры. Он неоднократно подчеркивал их принципиальное отличие от других спортивных соревнований, в том числе чемпионатов мира.

В «Олимпийских мемуарах» он писал: «Я часто это повторяю, но лишь потому, что многие не понимают, что Олимпийские игры – это не чемпионат мира, а фестиваль молодежи всего мира, “юности человечества”, фестиваль предельных усилий, многочисленных амбиций и всех форм юношеской активности, фестиваль, который отмечает каждое последующее поколение, вступающее на порог жизни. Совсем не случайно в древние века писатели и художники собирались в Олимпии, чтобы отметить Олимпийские игры и тем самым повысить их престиж» [Кубертен, 1997, С. 71]. Именно поэтому Кубертен считал, что «искусство должно участвовать в современных Олимпиадах… Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Музы должны официально утвердиться на Играх»; «Олимпийские игры должны быть окружены ореолом поэзии и красоты» [цит. по: Пуре, 1980, С. 36]; «Олимпиады являются не только манифестацией мускульной силы, они также несут интеллектуальное и художественное начало, и роль этого начала будет неуклонно возрастать» [Coubertin, 1986, Р. 376]. По мнению Кубертена, «олимпийское движение… предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности. Вот идеальная программа» [цит. по: Дьюри, 1974, С. 125; ср. Mzali, 1979, Р. 64]. В послании спортсменам и участникам Олимпийских игр в Амстердаме (1928 г.) Кубертен выразил надежду на то, что эти Игры позволят «объединить красивую работу мускулов с работой ума, воодушевленного идеей спорта» [Coubertin, 1928, Р. 3]. В выступлении по радио в 1935 г., характеризуя «философские основы современного олимпийского движения», Кубертен сказал: «Наконец, последний элемент – чувство прекрасного, которое дает нам участие в Играх Искусств и Мысли» [Цит. по: Дьюри, 1974, С. 129].

Для практической реализации идеи интеграции спорта и искусства Кубертен в 1906 г. предложил включить в программу Олимпийских игр художественные конкурсы («Penthatlon of the Muses») в 5 видах искусства: архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе. Такие конкурсы проводились на Играх в период с 1912 по 1948 гг. В 1912 г. в художественных конкурсах приняли участие представители 31 страны. На Играх 1936 г. было проведено 15 художественных конкурсов.

Идея Кубертена о необходимости укрепления союза спорта с искусством находит широкую поддержку в настоящее время, в том числе со стороны ученых и видных деятелей современного олимпийского движения.

Активным сторонником этой идеи является президент МОК Хуан Антонио Самаранч [см. Самаранч, 1997].

В своем послании организаторам выставки «Спорт в искусстве Китая» он, в частности, написал: «В Древней Греции атлетика и спорт были тесно объединены, особенно в связи с Олимпийскими играми. Величайшие поэты, ораторы и артисты принимали участие в церемониях, связанных с этими Играми… Идея Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов олимпийского движения. Мы – участники этого движения верим в то, что его идеи будут реализованы в спортивной практике, построенной на принципах честной игры и в гармонии с искусством, культурой и интеллектуальными усилиями» [см. China: Sport in art, 1990, P. 7].

Неоднократно в поддержку идеи укрепления связи спорта и искусства высказывался и Федерико Майор – Генеральный директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Одна из основных задач проекта «СпАрт», разработанного автором в 1990 году, как уже было отмечено выше, как раз и состояла в том, чтобы содействовать практической реализации в современных условиях кубертеновской идеи: «приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т. е. органическому синтезу спорта и искусства» [Столяров, 1990в, С. 13; Столяров, 1991в, С. 5].

В многочисленных работах автора проекта и его учеников обоснована актуальность постановки такой задачи, значение ее решения для повышения привлекательности спорта, его духовно-нравственной и эстетической ценности, для решения на основе интеграции спорта и искусства комплекса социокультурных и педагогических задач [см. Самусенкова, 1996; Сараф, Столяров, 1984; Столяров, 1998п, р; Столяров, Сараф, 1982; Столяров, Самусенкова, 1996]

Последующие события подтвердили правильность этих выводов, их соответствие реальным тенденциям развития спорта и искусства [см. Духовность. Спорт. Культура, 1996б; Спорт, духовные ценности, культура, 1998 г].

Действительно, в последние десятилетия предпринимаются многочисленные практические шаги по укреплению союза спорта с искусством:

• искусство в различных его формах используется для художественного «оформления», театрализации, дополнения спортивных соревнований (речь идет, например, о торжественных церемониях открытия или закрытия этих соревнований, их музыкально-песенном оформлении, проведении их как «спортивно-художественных представлений» и т. п.);

• создаются театры (театральные коллективы) с участием спортсменов – например, театр ледовых миниатюр, театр спортивной пантомимы и т. п. (одна из последних инновационных акций такого рода по интеграции спорта и искусства – организация телевизионной передачи «Танцы на льду», в которой звезды кино и эстрады осваивают танцы на льду и выходят на лед в паре с суперпрофессионалами фигурного катания);

• проводятся выставки картин, скульптур и других произведений искусства, авторами которых являются спортсмены;

• организуются фестивали спорта и искусства, культурно-спортивные праздники и другие подобные мероприятия, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музыкантов и др.

В рамках спартианской социально-педагогической системы особый акцент делается на поиск новых, нетрадиционных форм и методов интеграции спорта c искусством в игровой соревновательной деятельности, а также путей объединения в систему отдельных, разрозненных акций, направленных на укрепление союза спорта и искусства [см.: Столяров, 1990в, 1991а, в, 1994, 1996–2005; Stolyarov, 1991a, b, 1993].

Конец ознакомительного фрагмента.