Вы здесь

Спаниели. 1. Из истории происхождения спаниелей (М. В. Куропаткина)

1

Из истории происхождения спаниелей

Со времен Античности и Средневековья различные породы собак условно делились на четыре группы: сторожевые, охранные и рабочие, охотничьи, комнатные.

В 1570 г. Доктор Джохенес Кэаус и натуралист Конрад Геснер написали известную книгу под названием «De Canibus Britannicus», в которой среди прочего перечислили и разделили на 4 большие группы все породы собак, известные в то время. Они выделили следующие группы:

venatici (большие ищейки и гончие для охоты на крупную дичь);

aucupatorii (ищейки и собаки, поднимающие дичь на крыло);

rustici (собаки различного назначения, в том числе сторожевые);

delicatus (собаки карликовые и комнатные).

К группе собак aucupatorii с разделением на полевых и водоплавающих были отнесены спаниели.

Необходимо сказать, что относительно происхождения спаниелей известно многое, но достоверных сведений крайне мало. Большинство ученых считают, что предки этих собак – собаки из Малой Азии, которые впоследствии получили распространение на Балканском полуострове и в Северной Африке.

В 350 г. до н. э. царь Македонии и отец Александра Великого Филипп II велел отчеканить монету, на которой была изображена собака, похожая на спаниеля. Но это не подтверждает существование породы в те времена. Поэтому при рассмотрении истории возникновения спаниелей рекомендуется уделить внимание ссылкам на кодекс короля Уэлса 948 г., а также заметкам «Кентерберийской истории» XIV в.


Некоторые утверждают, что спаниели – очень древняя порода


Здесь, как и в других первоисточниках, повторяются описания собак для охоты на птицу в поле или на воде, в них встречаются разные названия – такие, как «спанелл», «спанейл», «спайнел», «спаниель», что, однако, не позволяет отказаться от предположения, будто имя или порода имеет испанские корни.

Согласно одной из версий, название «Spaniel» порода получила в XI в. по инициативе крестоносцев, среди которых было много испанских рыцарей, любителей охоты на пернатую дичь, и их повсюду сопровождали небольшие длинноухие собаки.

К сожалению, нет возможности выяснить точное происхождение породы и ее названия. Ясно только то, что в Средние века спаниели получили широкое распространение в европейских странах, что было засвидетельствовано Вильямом Шекспиром в его произведениях.

Первое деление спаниелей на разновидности произошло в VIII в. на территории Великобритании. В основу классификации были положены признаки, определяющие назначение собак, иначе говоря, рост и вес. Через некоторое время европейский спаниель начал терять свои специфические особенности. Однако порода становилась все более распространенной, этих собак использовали преимущественно для охоты. В результате в конце XIX в. спаниели стали известны как ценная охотничья английская порода собак.

В 1800 г. было проведено разделение спаниелей на две группы по объективным показателям массы тела. Собаки, имеющие большую массу тела – до 45 фунтов (1 фунт равен 453,6 г), были названы полевыми (field), или английскими, спаниелями, а животные весом до 25 фунтов были отнесены к породе коккинг-спаниель, или просто кокер.

В 1880 г. родился знаменитый Обо. Это животное официально считается родоначальником рода кокер-спаниелей.

В 1892 г. был определен и описан первый стандарт кокер-спаниеля. С этого времени появилась возможность последовательно выводить племенных животных этой породы.


На охоте спаниели чувствуют себя превосходно


В 1875 г. Джеймс Фарроу и Рихард Ллойд основали поныне существующую псарню «Of Ware». В 1902 г. они стали учредителями Клуба кокер-спаниелей в Великобритании, оказав большое влияние на развитие собаководства.

26 мая 1907 г. в Ганновере был основан Клуб охотничьих спаниелей. В то же время начал свою деятельность Австрийский клуб охотничьих спаниелей. Оба эти клуба со времени их образования тесно сотрудничают.

Собаки породы спаниель во все времена были охотничьими. Они и по сей день являются таковыми, несмотря на то что число собак, постоянно используемых на охоте, в наше время очень ограничено. Такое положение, конечно, обусловлено непрерывным сокращением площадей охотничьих угодий.