Вы здесь

Со мной хотят общаться. Часть I. Есть формула, и она работает! (Нина Зверева, 2017)

Часть I

Есть формула, и она работает!

Эту часть можно назвать теоретической: в ней приводится формула эффективной коммуникации. На конкретных примерах (а как иначе?) я докажу, что она работает в самых разных ситуациях.

Думаю, к этой главе вы должны подойти максимально ответственно: сразу после прочтения постарайтесь применить эту формулу в своей жизни. Она звучит очень просто: цель – аудитория – формат – момент.

Если вы учтете все эти факторы, то будете успешны в любой ситуации общения. Если что-то пошло не так, значит, какая-то часть формулы выпала из поля зрения.

В начале каждой главы этой и следующих частей даны три вопроса, на которые вам нужно будет ответить максимально честно и искренне. По каждому вы должны поставить себе оценку по 10-балльной шкале. Если вы наберете 15 баллов или больше, можно предположить, что у вас есть проблемы с темой, которую мы обсуждаем. Тогда вам нужно будет изучить ее максимально тщательно!

Если у вас нет проблем, то в принципе можете пропустить соответствующую главу. Хотя, мне кажется, всегда интересно узнать, совпадает ли ваша позиция с позицией автора. Тем из вас, кто наберет больше 15 баллов из 30 возможных, мой совет: меняйтесь. Если вы просто прочтете главу, сделаете выводы для себя и… назавтра станете действовать по старинке, как привыкли, вряд ли вам удастся достичь радостных перемен.

В конце каждой главы я даю советы. Отнеситесь к ним внимательно. Уже несколько тысяч моих учеников сообщили устно и письменно, что использовали формулу и мои советы и получили отличный результат! Пользуйтесь!

Сформулируйте цель

Тест

Оцените по 10-балльной шкале, насколько верны для вас следующие утверждения (0 баллов – абсолютно неверны, 10 баллов – полностью верны).

• Вы доверяете исключительно своей интуиции, когда пытаетесь определить цель общения с кем угодно.

• Вы надеетесь, что поймете цель общения в ходе беседы.

• Вам кажется нормальным, что интересующий вас собеседник ответит на несколько разных по сути вопросов: ведь общение с ним так важно для вас!


Если в совокупности вы набрали более 15 баллов, эта глава для вас!

Целеполагание – ключевое понятие в разных сферах. Если человеку самому не очень понятна цель, вряд ли он ее достигнет. В общении с людьми надо не только четко осознавать ее, но и привыкнуть к мысли, что цель у вас может быть только одна.

Например, во время важного мероприятия вы увидели человека, с которым давно хотели познакомиться. Не подходите к нему до тех пор, пока не ответите себе на простой вопрос: зачем?

Хотите просто представиться? Произвести хорошее впечатление и оставить визитную карточку? Это один вариант. Хотите рассказать о проекте, который может стать общим? Это уже другой вариант.

Время на то, чтобы важный для вас человек для себя определил, хочет ли он с вами общаться, ограничивается несколькими секундами. Уже по вашей первой фразе он должен понять, чего от него хотят. «Прыгать» с одной темы на другую, пытаясь определить, на какую из них «клюнет» человек, нельзя. Это немыслимо в наше время, когда каждый день на одного жителя мегаполиса приходится 3000 разных информационных сообщений. Мозг забит, внимание сосредоточено только тогда, когда у человека есть подлинный интерес и абсолютное понимание, зачем ему это надо.

Цели общения бывают разные: дать информацию (только когда слушатель в ней остро нуждается), произвести впечатление, доказать свою правоту, предложить сотрудничество и т. д. Бывает цель поддержать компанию (она тесно связана с целью произвести впечатление).

Конечно, мы можем общаться с близкими нам людьми без определенной цели. А если задуматься – так ли это? Наша цель – получить удовольствие от общения, либо поддержать близкого человека, либо, наоборот, получить от него поддержку. Бытовое общение дается нам гораздо легче. Оно происходит автоматически, да и правила сложились давно: все друг друга знают, многое готовы простить.

Деловое общение, или, как сейчас принято говорить, деловые коммуникации, – совсем иная история. Тут ошибки не прощаются. А если прощаются, то не забываются. Главная и очень распространенная ошибка – начать общение без четкой цели.

Я всегда советую своим ученикам не только продумать цель общения, но и проговорить ее про себя, а еще лучше – написать на листе бумаги (или в компьютере), чтобы увидеть ее наглядно и еще раз подумать: то ли это, чего они хотят добиться.

Представим ситуацию: конец года, все устали, люди ждали премии и уже догадываются, что не получат ее, так как показатели совсем не радуют, а перспективы туманны. Вы лидер и были уверены, что получите финансирование под новый серьезный проект, но сверху поддержки не нашли. И вы собираете подчиненных в конце четвертого квартала… зачем? Есть несколько вариантов, все трудные, но они могут оказаться эффективными только в одном случае: если вы сами сначала ответили себе на вопрос «зачем», а потом уже собрали коллектив. Например, вы твердо решили добиваться поддержки нового проекта и ищете понимания и одобрения. Вы открыты сомнениям и вопросам, даже критике, хотя она всегда болезненна. «Что мы сделали не так? И как надо изменить ситуацию, чтобы следующий год стал успешным?» Если вы твердо решили построить собрание вокруг этого тезиса, то уже не можете позволить себе обвинять кого-то или говорить об успехах на фоне серьезной проблемы, которая требует коллективного анализа и дискуссии.

А если вы считаете, что у вашей компании нет шансов переломить ситуацию в свою пользу, можно построить разговор вокруг важности серьезных реформ и предложить несколько вариантов, не скрывая от сотрудников необходимости принимать жесткие решения, в том числе по системе оплаты труда. Конечно, я бы не советовала проводить такие собрания накануне Нового года. Но если вы точно знаете, что это будет правильно воспринято и все давно ждут такого разговора, можно поступить и так.

Главное, что вы должны понять и усвоить: нельзя выходить к людям и рассказывать о том, и об этом, и о другом тоже! Такой разговор, «кудрявое» собрание, даже может показаться им интересным и разнообразным, но уйдут они с разными выводами. А этот результат для вас как для менеджера означает провал.

Меня спрашивают: но почему в конце года нельзя поговорить об итогах – и о хорошем, и о грустном? Соглашусь: можно, а иногда даже нужно. Но какова ваша основная цель – похвалить? Мотивировать? Предупредить о серьезной проблеме? Если вы спросите себя: «У меня минута, только одна минута. Что я должен сказать?» – и не сможете найти ответ, значит, вы не готовы выйти к людям.

Есть в американских бизнес-школах такое упражнение (кейс), называется «презентация для лифта» (elevator pitch). Представьте, что вы едете с руководителем в лифте. У вас есть полминуты-минута, чтобы сказать что-то важное. Вы должны использовать этот шанс – другого может и не быть. Вам нужно добиться, чтобы руководитель пригласил вас в кабинет для продолжения беседы.

Мы много раз делали это упражнение на тренингах с участием молодых и перспективных топ-менеджеров российских компаний. Как правило, они терялись и говорили о несущественном. Потом просматривали видеозапись и хватались за голову, будто в реальной жизни упустили свой шанс. Мы обсуждали: почему так произошло? Люди ссылались на наличие камеры, внезапность задания, малый хронометраж «беседы». И все же постепенно группа приходила к выводу, что причина совсем иная: нет ясной и четкой идеи. Нет сформулированной цели. А без нее ничего не получится.

Ваша цель может быть высокой (вывести организацию на новый уровень, помочь старикам или детям) или более прагматичной (получить надбавку к зарплате, доказать руководителю, что проект требует дополнительных инвестиций), но вы должны уметь ее правильно и точно сформулировать. При этом очень важно быть честным с самим собой и с теми, с кем вы общаетесь. Ваша цель на этапе ее формулирования – это всего-навсего ваша мечта. Вам придется найти точные слова и сделать так, чтобы человек или много людей, с которыми вы вступаете в общение, разделили ваши устремления и помогли реализовать их.

Для этого надо суметь подать вашу мечту как… их мечту. Ваша идея может стать их способом уйти от страхов (лишних рисков, лишних затрат), а может погреть их амбиции (о нас будут писать газеты, мой учредитель будет доволен). В любом случае опираться можно только на их интерес, а не на ваш. Это самая большая трудность, самая распространенная ошибка. Человек говорит: ну я хочу! ну дайте мне! ну это же нам всем надо! А люди не верят. Не слышат. Если внутри их разума не щелкнула кнопка on, они мгновенно включают кнопку off.

Однако эту ситуацию действительно можно взять под контроль и научиться не только ставить реалистичные цели, но и добиваться их воплощения. В следующих трех главах вы узнаете, какими реальными инструментами надо пользоваться.

Кто из известных вам людей четко ставит цель и идет к ней?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Как они это делают?

1. Опытный коммуникатор успевает за несколько секунд перебрать в голове варианты: какие общие темы можно обсудить с этим человеком (с выгодой для себя и своего проекта).

2. Люди, которые готовятся к коммуникации, прежде всего расставляют приоритеты, выбирая одну, главную задачу.

3. Они не только знают свою цель. В ходе общения они стараются направлять беседу в нужное русло, причем незаметно для собеседника.

Задаете ли вы себе заранее вопрос о цели общения?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

С какой целью вы начинаете общение чаще всего?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Согласны ли вы с утверждением, что в общении с близкими вы тоже имеете конкретную цель?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

* * *

Иногда общение требует не одного, а двух-трех шагов. И если в вашу голову ничего важного не приходит, а вы непременно хотите познакомиться с каким-то человеком, то подойдите, представьтесь (можно назвать общих знакомых) и сделайте краткий комплимент. Скажите, что давно хотели познакомиться, потому что… (ваш вариант). Будьте искренними в этот момент.

Вас запомнят. И это первый, важный шаг к следующему этапу общения. Ваша цель в этот момент – познакомиться, другой нет. Отлично!

* * *

Представьте себя на месте человека/людей, к которому(ым) вы хотите обратиться. Хорошо бы добиться, чтобы ваши цели совпадали с их целями. Например, люди устали от критики и неудач, они искренне хотят получить поддержку. Дайте им ее! Или, наоборот, удивите их своим новым подходом к решению задачи. Но тогда ваша цель – поразить, заставить мыслить в новой плоскости! Главное – понимать, что это ваша цель, и следовать ей.

* * *

Не забывайте: в какой бы организации вы ни работали, вы неотъемлемая часть этого коллектива. И пиар своей организации – это правильная, хорошая цель. Особенно во внешней среде. Но и среди молодых сотрудников тоже.

Людей мотивирует причастность к сильному коллективу, где есть корпоративные ценности, сильная корпоративная культура. Непременная часть этой культуры – умение в разных ситуациях представлять свою организацию в самом выгодном свете. Это достойная цель.

«Попадите» в целевую аудиторию

Тест

Оцените по 10-балльной шкале, насколько верны для вас следующие утверждения (0 баллов – если абсолютно неверны, 10 баллов – если полностью верны).

• Для вас главное – то, что вы хотите сказать. Кто сидит перед вами – уже не столь важно.

• Вы заранее уверены, что знаете аудиторию, тем более что в большинстве случаев это ваши коллеги.

• Вы надеетесь, что аудитория или собеседник сами проявят интерес к вам: уделят вам внимание, будут задавать вопросы.


Если в совокупности вы набрали более 15 баллов, эта глава для вас!

Недавно я проводила занятия с замечательным человеком – профессором, директором успешного научного института (что само по себе уже вызывает симпатию и уважение). Он гордо показал мне свою последнюю презентацию, с которой выступал перед соратниками по отрасли на заседании в министерстве. Я мало что поняла в содержании этой презентации, но что-то мне показалось неверным, и я уточнила: «Перед кем вы выступали?» Профессор радостно подтвердил: перед коллегами и заместителем министра. Я спросила: «А кто для вас в этой ситуации был важнее – коллеги или заместитель министра?» Мой ученик сразу ответил: «Заместитель министра, конечно, потому что именно от него зависит, получит проект государственное финансирование или нет». Тогда я предложила посмотреть презентацию еще раз глазами этого человека, но сначала рассказать о нем: насколько он «в теме», как относится к научным достижениям, каковы личные отношения.

Директор задумался, потом честно ответил на эти вопросы и сам сделал вывод: «Неправильная у меня презентация! Она для него не подходит!»

Мы стали думать вместе: почему он совершил эту ошибку? И легко нашли ответ. Презентацию он готовил по шаблону и думал прежде всего о коллегах, которым интересны его проекты. Но для этих людей гораздо важнее был бы другой результат – решение министерства о выделении средств на развитие отрасли. А вот этого не получилось.

Правило звучит очень просто: общение будет эффективным только в том случае, если у вашей аудитории (неважно, один это человек, или десять, или триста) возникнет интерес к сказанному вами. Иначе вы просто теряете время – и свое, и чужое. Процесс общения становится эффективным, только если он двусторонний. Трудно ли это?

Нет, не трудно. Надо изучить аудиторию, понять ее интересы и далее «играть» только на той «площадке», где находятся эти интересы.

Советую каждый раз ставить себя на место человека, которому вы хотите сообщить что-то важное. Конечно, прежде чем вы можете это сделать, придется изучить вопрос. Вернемся к истории моего ученика-профессора. Надо найти выступления заместителя министра, изучить ключевые задачи министерства, разобраться в актуальных проблемах, которые явно волнуют этих людей. Мне легко давать такие советы: много лет я работала в журналистике, брала интервью у разных известных политиков, в том числе Черномырдина, Ельцина, Клинтона, Арафата. Я точно понимала, что у меня есть единственный шанс продлить мою беседу сверх назначенного лимита. И чтобы сделать полноценный эксклюзив, нужно задать такие вопросы, на которые собеседники будут отвечать с энтузиазмом. Эти вопросы всегда связаны с тем, что интересно им самим!

На занятиях мы успешно используем простой кейс. Нужно рассказать о своей работе за две минуты, предварительно выбрав любую аудиторию: руководитель, старшеклассники, иностранная делегация, журналисты, экскурсия с участием ваших коллег с другого предприятия отрасли и т. д.

Как правило, люди выбирают разных адресатов. Очень полезно и интересно сравнить, как по-разному может звучать рассказ об одном и том же предприятии для разных аудиторий.

Те участники семинара, кто делает это лучше других, затем делятся алгоритмом успеха. Он выглядит примерно так.

1. Сначала я подумал, что может быть известно журналистам о нашем банке, какой информацией они точно владеют.

2. Затем подумал, какие последние новости о российских банках им известны, какая проблема их сейчас интересует больше других (из тех, что в нашей компетенции).

3. Я вспомнил, что больше всего вопросов в последнее время было посвящено кредитам для малого бизнеса, и решил описать наш последний проект в этом направлении!

На самом деле все очень просто: надо всегда искать точку пересечения, хотя бы для начала. Если вы сумеете заинтересовать аудиторию и явно продемонстрируете, что имеете представление о том, что ее волнует, дальше – «смело, товарищи, в ногу!»

Как быть со школьниками? Алгоритм тот же: какие из ваших проектов могут их заинтересовать? Что их может удивить – тоже хороший вариант, особенно для молодежи. Как ваша информация может им помочь в жизни – тоже хороший вопрос. Например, информация о вузах, которые имеют договор с вашей компанией (это дает грамотным ребятам возможность получить хорошую стипендию и пройти стажировку еще до окончания учебы). Но школьники – особая, очень трудная аудитория. Они устали от нотаций и призывов, лучше всего реагируют на юмор и легкий стиль общения.

Один из наших слушателей прекрасно «рассказал школьникам» о своей консалтинговой компании, используя бейсболку, маркер и речь в стиле рэп! Его выступление признали лучшим. А почему? Было очевидно, что человек «попал» в аудиторию. Причем ему удалось это с первой секунды: он использовал простые предметы и неожиданный прием.

Но не переборщите! Нельзя приседать перед аудиторией, лебезить перед нею, захваливать. Это вызывает реакцию, прямо противоположную желаемой. Лучше подготовить как можно больше интересных фактов и выбрать из них самые подходящие – с точки зрения не вашей, а слушателей. И еще одно, очень важное соображение. Иногда под целевой аудиторией люди понимают только тех людей, к которым они хотят обратиться, не замечая, что есть другие, и они тоже становятся невольными участниками вашего общения.

Помните: вашей целевой аудиторией могут стать все люди, которые находятся поблизости. Нельзя игнорировать их, и если вы не хотите или не умеете сделать их вашими слушателями, лучше не вступать в контакты.

Мне доводилось не раз бывать в кабинете одного большого начальника, который при нашей съемочной группе устраивал полный разнос своим подчиненным. Естественно, потом очень трудно было наладить доверительные отношения с этими людьми.

Если вы попросились на важную встречу с руководителем, а он пригласил по своему почину еще кого-то, вам придется менять ход общения в расчете на понимание и интерес всех людей, находящихся на совещании, нравится вам это или нет.

Интересно, что самым сложным заданием для моих учеников всегда было такое: расскажите о своей работе пятилетнему ребенку. Какие слова вы найдете? Как будете объяснять? Я с грустью наблюдаю, как взрослые люди употребляют много уменьшительно-ласкательных слов и словечек, но само содержание выступлений остается туманным.

Я спрашиваю: что любят делать дети в пять лет? Аудитория радостно отзывается: играть! И сразу понятно, что надо давать информацию именно через игру, рисунки на доске, соревнования…

Сделайте интересы аудитории приоритетом. Иначе ваше общение пройдет впустую.

Кто из известных вам людей умеет чувствовать аудиторию?

______________________________

______________________________

______________________________

Как они это делают?

1. Опытный коммуникатор досконально изучает аудиторию, с которой предстоит взаимодействовать, еще до формулировки цели общения. Хорошего результата можно добиться только на пересечении интересов. Значит, интересы аудитории надо знать заранее и не ошибиться!

2. Мастера общения не только изучают аудиторию в целом. Они знают некоторых людей по именам, в курсе подробностей жизни целого коллектива или его лидеров и легко оперируют этими фактами.

3. Они постоянно обращаются к аудитории и следят за реакцией, меняя текст своего сообщения в зависимости от нее.

Какая аудитория для вас самая сложная?

______________________________

______________________________

______________________________

Многие эксперты считают, что труднее всего объяснить, чем вы занимаетесь, вашему пятилетнему ребенку или пожилой маме. Попробуйте это сделать.

______________________________

______________________________

______________________________

Какими способами вы заранее собираете сведения о людях, с которыми предстоит общаться?

______________________________

______________________________

______________________________

* * *

Всегда есть эксперты, которые хорошо знают тех, с кем вам предстоит общаться. Обратитесь к ним, проявите настойчивость, но не забудьте поблагодарить.

* * *

Найдите как можно больше сведений в интернете, но не доверяйтесь одному источнику. Сравните несколько, так будет надежнее.

* * *

Подумайте, кто из ваших близких и/или друзей может стать фокус-группой, чтобы заранее проверить эффект вашей речи и, возможно, скорректировать ее и сильно улучшить. Например, вам предстоит выступать перед студентами, а у вас есть племянник (или младший брат), обучающийся в вузе. Позвоните или назначьте встречу, порепетируйте. Вам сразу станет ясно, что надо изменить.

Определите формат

Тест

Оцените по 10-балльной шкале, насколько верны для вас следующие утверждения (0 баллов – если абсолютно неверны, 10 баллов – если полностью верны).

• Вам неважно, в какое время дня и в каком месте состоится встреча с важным для вас человеком. Главное – чтобы она состоялась!

• Вы всегда занимаете в переговорной или в своем кабинете один и тот же излюбленный стул: вам так комфортнее.

• Вы не любите экспериментировать с модными форматами: мозговыми штурмами или «собраниями в ратуше» (town hall meeting[1]). Вам привычнее проводить оперативки и совещания, тем более что они всегда эффективны.

Если в совокупности вы набрали более 15 баллов, эта глава для вас!

Не буду скрывать – мне очень нравится понятие «формат». Это не только регламент, но и стиль и приемы дискуссии, установление жестких единых стандартов, которые никто не должен нарушать. Формат – это жанр, по законам которого должны играть все участники. Он касается места, где проходит общение, вашей одежды, установления и принятия единых правил игры для всех субъектов общения.

В хорошо знакомой мне индустрии телевидения понятие формата давно стало привычным и даже жестким правилом для всех творческих работников. Отступление от принятого (зачастую купленного!) формата карается жестоко, а на серьезных каналах и вовсе не допускается. Можете себе представить, чтобы Дмитрий Дибров сам начал отвечать на свои вопросы в программе «Кто хочет стать миллионером?», а в другой программе этого цикла вообще перестал задавать вопросы и начал брать интервью у участников?

Так что такое формат? Это жесткая конструкция. Принятая раз и навсегда – во всяком случае, пока она интересна зрителям и участникам.

Иногда телевизионные форматы шагают с экрана в жизнь – как знаменитый КВН или «Что? Где? Когда?» И вот уже в детских лагерях и домах культуры по всей России звучат «приветствия команд» или «вопросы от телезрителей».

Я уверена: чем точнее и жестче устанавливается формат события, тем легче всем его участникам и тем эффективнее оно проходит. Однако, к великому сожалению, многие деловые люди вообще не задумываются о формате общения.

Словом «собрание» обозначают самые разные форматы, сваленные в одну кучу: тут и отчет, и мозговой штурм, и оперативное совещание.

Не надо жалеть драгоценного времени, чтобы уточнить формат беседы, встречи или собрания. Как только появляется общественный договор, всем становится легче работать. Вы подошли к руководителю высокого ранга, вы давно просили его о встрече, и вот настал этот заветный час. Но совершенно неожиданно для вас помощник сообщает руководителю, что тому надо срочно отправляться наверх, к президенту компании. Вы расстроены, но и он напряжен и расстроен. Этот вызов ему непонятен, к тому же он не любит отказываться от намеченных планов. И он предлагает вам сопроводить его в соседнее здание к президенту, а по дороге «обсудить вопросы». Что произошло? Полная смена формата! И если вы это не учтете и не перекроите весь подготовленный разговор в соответствии с новым сценарием, то вряд ли вас ждет успех.

Да, есть такой формат – разговор о работе в условиях ограниченного времени, когда вам надо суметь обратить на себя внимание, но при этом соблюсти интересы всех сторон (понятно, что руководителю тоже надо дать возможность сосредоточиться перед походом к высокому чину). Я бы советовала выбросить из намеченного плана все мелкие и неприятные вопросы, но оставить (или даже прямо по дороге вспомнить и добавить!) ваши успехи и новые идеи, особенно те, о которых можно доложить наверх. Надо уметь и устанавливать формат, и менять его, если того требует ситуация.

На семинарах в госкорпорации «Росатом» топ-менеджеры спрашивали меня, как правильно выступать на митингах и собраниях в моногородах, если заранее известно, что люди настроены против уже принятых болезненных решений: сокращения персонала, вывода непрофильных активов и пр. Они и слушать ничего не желают! Им ненавистен сам вид приезжего московского менеджера, который «понятия не имеет» об их проблемах.

Я попросила всю группу подготовить несколько вариантов таких выступлений. И мы все вместе выбрали один, предложенный самым опытным товарищем с огромным стажем так называемой партийно-хозяйственной работы. Этот человек сказал буквально следующее: «А я бы не стал выступать на таком митинге. Нет, я пришел бы туда, но сказал с трибуны всего несколько фраз: я такой-то и такой-то, приехал к вам по поручению руководства концерна с заданием – обсудить ситуацию и найти решение, которое было бы оптимальным. Найти вместе с вами! Но на митинге мы ничего решить не сможем. Поэтому выбирайте делегацию. Я буду ждать вас через час в таком-то кабинете. И пока мы не придем к согласию, я никуда не уеду!» Что сделал этот человек? Он поменял формат – и превратил неудобный и обреченный на провал митинг в удобную и гораздо более конструктивную беседу.

Если вам назначают встречу, обратите внимание, где она пройдет. В рабочем кабинете или в соседнем кафе? Очевидно, это разные форматы общения. В кафе можно вести себя более раскрепощенно. И вряд ли ваш(-и) собеседник(-и) рассчитывают на время менее часа-полутора, так что можно спокойно обсуждать вопросы, изредка затрагивая посторонние темы.

А в рабочем кабинете вам приходится ценить каждую минуту человека, к которому вы пришли на прием. Кстати, не забывайте уточнить, сколько времени он может уделить общению с вами, – и следить по часам, чтобы не затянуть встречу.

Совещание можно проводить в совершенно разных форматах. Это может быть новая важная «установка» от руководства, и тогда формат предполагает несколько уточняющих вопросов от участников, не более того. Но бывают и совещания в формате мозгового штурма, когда руководитель сидит и слушает версии подчиненных и держит интригу до последнего момента, чтобы подвести черту и высказать одобрение какому-то варианту.

Если вам доводилось выступать в роли модератора, то вы наверняка обратили внимание на то, как важно напоминать аудитории и всем участникам события параметры выбранного формата. Я советую делать это настойчиво и несколько раз. Наверняка кто-то слышал, кто-то нет, и вообще – полезно напоминать людям о «правилах игры». Тогда и нарушений будет меньше. Устанавливать формат надо уметь! Это делается четко, ясно, при помощи самых простых фраз и слов – и желательно максимально коротко! Это похоже на вступление к телешоу: ведущий произносит несколько фраз, но мы уже понимаем, какую передачу смотрим и что нас может ожидать впереди. Вы замечали, что даже в популярных шоу, которые идут много лет подряд, каждый раз ведущий заново повторяет: «Разыгрывается такая-то сумма, у вас есть три подсказки» и т. д.? Это правило существует для тех, кто случайно впервые включил программу. Но оно совершенно не мешает и тем, кто давно стал ее поклонником, – наоборот, человек готовится к просмотру, у него, как говорится, «слюна выделяется» на любимое зрелище.

То же самое с форматом любых встреч, совещаний, круглых столов, заседаний, митингов и пресс-конференций. Напоминайте участникам, что и как будет происходить, – и они будут работать и участвовать в событии более эффективно. Проверено временем. И не только на себе.

Кто из известных вам людей мастерски выбирает тип (формат) встречи?

_____________________

_____________________

_____________________

Как они это делают?

1. Опытные коммуникаторы всегда заранее заботятся о выборе формата под свою цель и аудиторию. Они внимательны ко всем новшествам в этой сфере, жадно следят за лидерами бизнес-элиты и их форматами.

2. Они пробуют себя в разных форматах, отыскивая свой собственный, подходящий под их харизму и задачу.

3. Определив формат общения, они всегда строго держатся избранного стиля, внимательно следят за «правилами игры» в качестве модератора общения.

Сообщаете ли вы людям, с которыми общаетесь, формат мероприятия?

_____________________

_____________________

_____________________

Где вам комфортнее общаться: в кафе, офисе, переговорной?

_____________________

_____________________

_____________________

Какие форматы общения вам удаются лучше других?

_____________________

_____________________

_____________________

* * *

Если вы подошли пообщаться с человеком на общем празднике или в перерыве на конференции – поздоровайтесь, представьтесь и сразу же спросите, есть ли у него возможность уделить вам минуту внимания. Потом говорите ровно минуту, не больше. Если вам удастся «зацепить» человека и вызвать его интерес, то он сам продолжит общение сверх лимита.

* * *

Если вы выступаете перед аудиторией, то в самом начале (лучше после яркого вступления в стиле «игр-ледоколов»[2], чтобы увлечь людей с первых же секунд!) надо обязательно сообщить, сколько времени вы будете говорить и какую роль отводите слушателям (например, «Я буду говорить в два раза меньше 10 минут, отпущенных регламентом, поскольку рассчитываю услышать ваши вопросы»).

* * *

Не забывайте, что ваша одежда, мимика и движения – тоже часть формата. Иногда люди нарушают формат и вызывают явное осуждение окружающих – цветом волос, глубоким декольте, свободным стилем поведения. Порой это делается специально, но тогда вы точно должны заранее представлять себе, с какой реакцией столкнетесь и какова ваша цель.

Конец ознакомительного фрагмента.