Раздел третий
Социологические проблемы телесности человека и физической культуры
/89/ В данном разделе учебника рассматриваются те проблемы социологии ФКС, которые связаны с процессом «социализации», «окультуривания», социокультурной модификации тела человека, его телесности, телесного бытия.
Социология ФКС при анализе тела (телесного бытия) человека выясняет его место в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы: определяет те особенности, которые позволяют оценить его как социальный и культурный феномен, взаимоотношение телесности с другими социальными и культурными явлениями, ее социокультурные функции, субъективное и реальное отношение к ней социального субъекта. Данное исследование проводится на эмпирическом и теоретическом уровне, в синхроническом и диахроническом аспектах.
Глава 8. Социокультурная природа телесности человека
Исходный пункт социологического анализа телесности человека – выяснение вопроса о том, относится ли, в какой мере и какими своими параметрами тело человека к социуму, к миру социальных явлений.
8.1. Социальные особенности телесности человека
Сложность решения вопроса о социальной природе телесности человека состоит прежде всего в том, что применительно к человеку необходимо различать его органическое и неорганическое тело.
Органическое тело человека – это его естественное, природное тело. /90/ Для его характеристики в биологии, анатомии, физиологии человека, в теории физического и других науках используются понятия «организм» и «физическое состояние» человека (состояние его морфофункционального развития).
Физическое состояние человека (состояние его морфофункционального развития) обладает множеством разнообразных качеств, свойств, параметров.
При его характеристике обычно указывается прежде всего конституция организма (его строение), а также многообразные функции организма в целом и его отдельных органов. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относят прежде всего телосложение. Показателями последнего являются, в частности, рост, вес тела, окружность груди и др. Среди разнообразных функций человеческого организма выделяют двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных способностей. С двигательной активностью человека связаны разнообразные физические качества: «врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности» (Л.П. Матвеев, 1991). К ним относят такие качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость и т. п.1 В двигательной деятельности они проявляются как двигательные способности, умения и навыки человека.
К числу значимых показателей физического состояния человека относятся и такие параметры, которые фиксируются в понятиях «физическая подготовленность» и «фитнес». Еще одна его важная характеристика – физическое совершенство, т. е. такое разностороннее и гармоничное развитие в человеке анатомической и физиологической систем (как по отдельности, так и в отношении друг друга), которое обеспечивает оптимальное функционирование организма, позволяет ему эффективно выполнять социальные функции применительно к тем или иным конкретным условиям его деятельности. Особенно важным показателем физического состояния человека является физическое (соматическое) здоровье. Оно характеризует соответствие показателей морфофункционального развития норме и степень устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям, /91/ т. е. такой уровень развития физического состояния, который обеспечивает оптимальную адаптацию организма к факторам внешней среды, в первую очередь к социуму. Основным показателем здорового человеческого организма является универсальный характер развития всех его систем: динамичность функций, их взаимная дополняемость и заменяемость, наиболее высокая эффективность затрат психических, нервных и сенсорных ресурсов организма. В этом плане соматическое здоровье характеризует «позитивное» состояние организма человека, противоположное болезни, физическим дефектам и т. п.
Хотя все указанные выше параметры физического состояния человека тесно связаны с его психическими, нравственными, эстетическими и другими качествами, но вместе с тем они существенно отличаются от них.
Физическое состояние человека и разнообразные его свойства, параметры не остаются неизменными. Под воздействием разнообразных факторов – как биологических, так и социальных – они постоянно изменяются. Эти изменения характеризуют процесс физического развития человека.
Помимо естественного, органического, тела у человека (в отличие от других живых организмов) складывается и интенсивно развивается другое тело, которое К. Маркс образно характеризовал как «неорганическое тело человека». К неорганическому телу человека относится все то многообразие искусственно созданного человеком предметного мира (второй природы), которое функционально служит своеобразным продолжением и дополнением человеческого тела: орудия и средства, применяемые в производственной деятельности (станки, машины, компьютерные системы и т. д.), многообразные предметы бытовой техники от простейших (стол, стул, посуда) до самых сложных, возникших на современном этапе развития цивилизации (телевизор, холодильник и др.), заводы, дороги, транспортные средства и т. д.
Опираясь на введенные понятия и разграничения, перейдем к обсуждению вопроса об отношении тела человека к миру социальных явлений.
Вопрос о социальной природе неорганического тела человека не вызывает особых затруднений. Вполне логично относить его к миру социальных явлений. Против этого трудно что-либо возразить, ибо технические устройства и другие аналогичные явления, /92/ составляющие неорганическое тело человека, – сугубо социальные образования, значительно расширяющие возможности и способности человека, его «сущностные силы».
Более сложным является вопрос о социальной природе органического тела, которое ниже будем называть просто «телом» человека. Организм человека, особенно его морфофизиологию и моторику – в отличие от психических, нравственных, эстетических и других явлений духовного мира человека, которые носят ярко выраженный социальный характер, – чаще всего относят к сфере «чистой» биологии.
Конечно, тело человека, рассматриваемое само по себе и в той мере, в какой оно биологически детерминировано, дано ему от природы, не принадлежит к миру социальных явлений. В случае изоляции человека от общества, как показывают случаи «диких детей», тело человека так и остается «чистым организмом», биологическим феноменом.
Совсем иначе обстоит дело, когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность. Его тело начинает выполнять важные социальные функции в жизни людей.
Вместе с тем, под воздействием социальной среды – как стихийного, так и сознательного, целенаправленного (в соответствии с определенными образцами, нормами, традициями, идеалами, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) оно определенным образом видоизменяется, модифицируется. На социальную модификацию телесности человека указывал еще Гегель. Он писал о том, что свою собственную природную форму человек не оставляет такой, какой он ее находит, а намеренно изменяет. В этом причина всех украшений и уборов, всех мод, какими бы варварскими и безвкусными они ни были. В качестве примера он ссылался на крошечные ножки китаянок и процедуру прокалывания ушей и губ.
Значит, тело человека, с одной стороны, выступает как средство социальной жизнедеятельности людей, выполняет социальные функции в ней, а, с другой стороны, является результатом этой деятельности (по крайней мере в определенных своих аспектах). Тем самым «оно является выражением общественных ситуаций, которые определяют, как мы воспринимаем физическую сторону нашего тела и контролируем ее, /93/ как мы используем тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с телом и владеем им, как мы пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему» (К. Heinemann, 1980).
Включаясь в систему социальных отношений, выполняя определенные социальные функции и подвергаясь воздействию социальных факторов, телесность человека становится тем самым социальной по своему содержанию, характеру и значению.
Все это свидетельствует о том, что телесное бытие человека имеет «общественно-исторический характер» (Анцыферова, 1982).
При определенных условиях происходит процесс преобразования телесности человека в культурный феномен. Для разъяснения этого положения прежде всего уточним понятие культуры.
8.2. Понятие культуры
Понятие культуры является сложным и дискуссионным. Специалисты насчитывают более 250 его определений.
Используемое в данном учебнике понятие культуры связано с ценностным отношением социального субъекта, которое выступает прежде всего как оценка социальным субъектом определенных объектов с точки зрения их значимости, важности, полезности.
Оценка проявляется в различных формах: в виде различных компонентов сознания человека (таких, например, как мнения, выражаемые в определенных высказываниях, суждениях о данном объекте, связанные с ним различные эмоциональные реакции, наличие или отсутствие интереса к нему, ориентации на него, потребности в нем и т. д.), а также в реальных действиях, поступках, поведении, которые являются индикаторами, объективными интегральными показателями реального (а не просто желаемого, декларируемого) ценностного отношения человека к явлениям окружающей его действительности. В качестве субъекта ценностного отношения может выступать индивид, социальная группа, общество в целом. При оценке объекта может учитываться его значимость для определенного индивида, для других лиц, для той или иной социальной группы, страны, народа, общества, человечества и т. д.
/94/ Отношение социального субъекта к тем или иным объектам с учетом их значимости (выявляемой в ходе оценки) может быть различным. К некоторым из них он безразличен, индифферентен, нейтрален. К другим относится негативно, рассматривает их как незначимые (не имеющие существенного значения); они вызывают у него негативные эмоциональные реакции; он старается избежать данных объектов, воспрепятствовать их распространению и т. д. Наконец, существуют такие объекты, которые субъект оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные; они вызывают у него положительные эмоциональные реакции. Поэтому и в своей деятельности он проявляет положительное отношение к этим объектам: сохраняет их, передает из поколения в поколение и т. д.
Социальные явления, которые социальный субъект (индивид, социальная группа или общество в целом) оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передает из поколения в поколение, выступают для него как ценности.
Ценности выступают для людей как принципы, цели или средства деятельности, как «образцы» и модели поведения, которым они стремятся подражать, как идеалы, на которые они ориентируется в своей деятельности и т. д.
Особенно важное место в системе компонентов сознания социального субъекта, определяющих его субъективное отношение к тому или иному явлению, занимают такие тесно связанные друг с другом состояния готовности личности к определенному способу действий, для обозначения которых в социологии используют термины «жизненная позиция», «направленность интересов», «социальная установка», «доминирующая мотивация», «ориентация» и т. п.
Ориентации (установки) людей на определенные ценности называют ценностными ориентациями (франц. orientation: установка).
Эти ориентации, господствующие в той или иной социально-культурной системе, не всегда осознаются ее членами и нередко проявляются лишь как предрасположения. Они оказывают огромное влияние на социальное поведение людей, обеспечивают наиболее высокий уровень регуляции этого поведения.
/95/ Ценности и связанные с ними ценностные ориентации, а также уровни ценностного отношения, многообразны. Например, в зависимости от того, какие социальные явления (политические, экономические, эстетические, нравственные и т. д.) оцениваются, выделяются соответствующие политические, экономические, эстетические, нравственные ценности. В рамках ценностного отношения может оцениваться утилитарная польза тех или иных явлений, а также их символическое значение. С этим связано различие утилитарных и символических ценностей.
Особенно важно различать три вида ценностных ориентации (и соответственно три уровня ценностного отношения):
1) декларативные, о которых можно судить по высказываемым суждениям, мнениям, отзывам, характеристикам и т. п. (когнитивный уровень ценностного отношения);
2) эмоциональные, показателями которых являются чувства, переживания, положительные или отрицательные эмоции (эмоциональный уровень ценностного отношения);
3) реальные, индикатором которых является реальное поведение, реальные поступки (поведенческий уровень ценностного отношения).
С учетом отмеченного выше уточним понятие культуры.
В рамках той системы понятий, которая используется в данном учебнике для описания социальной реальности, понятие культуры вводится для характеристики деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей.
Она выступает, следовательно, как регулятивное основание жизнедеятельности человека, определяющее характер и направленность форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности, в которых находит свое выражение определенная система ценностей и образцов поведения, социальных норм и идеалов, символов и смыслов.
В зависимости от того, о культуре какого социального субъекта идет речь, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом.
Культура может включать в себя разнообразные социальные явления: качества и способности человека; определенные формы деятельности; /96/ ее средства и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др. Однако все эти социальные явления становятся элементами культуры лишь том случае, если для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение.
Те социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры. Для характеристики набора ценностей отдельного индивида или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделяемых и поддерживаемых той более широкой социальной системой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), в социологии используют понятие «субкультура».
Для обозначения процесса приобщения человека к культуре, к системе составляющих ее ценностей чаще всего используют термины «инкультурация», «культурация» и «окультуривание». В ходе этого процесса индивид трансформирует ценности культуры в содержание своего внутреннего мира.
Приобщаясь к миру культуры, социальный объект приобретает культурный статус. Характеристика культурного статуса какого-либо социального объекта предполагает указание на следующие его аспекты:
• представляет ли он ценность для социального субъекта;
• способен ли данный объект в принципе, по своему потенциалу обеспечивать процесс производства, потребления, сохранения и развития ценностей культуры (вопрос о его культурном потенциале);
• насколько этот потенциал реализуется, какую роль данный социальный объект действительно играет в указанном процессе (вопрос о реальной культурной значимости объекта).
Для оценки какого-либо объекта как позитивного или негативного социальному субъекту необходим определенный критерий. Таким критерием для субъекта могут служить обыденные соображения, научные идеи и принципы, традиции, нормы, интересы, потребности и т. д. /97/ В рамках современной культуры социальная значимость тех или иных явлений, как правило, оценивается обществом с позиций гуманизма.
8.3. Гуманизм
Гуманизм – это этическое, научное и философское мировоззрение. Его истоки восходят к философии древних Греции и Рима, Китая времен Конфуция, к движению чарвака в классической Индии. Художники и писатели, ученые и мыслители, разделявшие гуманистические взгляды, во многом определяли духовный мир в течение более чем половины последнего тысячелетия.
Само понятие гуманизма нуждается в разъяснении и уточнении, так как на протяжении веков термин «гуманизм» имел массу значений и весьма неопределенно использовался во множестве контекстов философами, социологами, психологами в гуманитарных науках, в политике, в образовании.
Краткое и классическое определение концепции гуманизма дал Сократ: «человек является высшей ценностью». Значит, гуманизм выступает прежде всего как система воззрений, которая «альфой и омегой» общественного развития и вообще высшей социальной ценностью считает человека (а не технику, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не науку, не искусство и т. п.).
В соответствии с такой исходной парадигмой, человек рассматривается как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом. По И. Канту, и для других людей человек может быть только целью, но никогда не средством. В рамках этого подхода человек понимается не только как потребитель ценностей, производимых обществом, но, прежде всего как их потенциальный творец.
Еще одно важное положение концепции гуманизма – необходимость измерения социума «человеческой мерой». Оно связано с известным положением древнегреческого философа Протагора «Человек – мера всех вещей». Человек рассматривается не только как цель, но и как критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни. В соответствии с этим положением, гуманным признается все то, /98/ что в деятельности общества и личности «работает» на человека – на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. И в то же время даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека (его существования, его счастья, его самореализации), рассматривается как антигуманная – в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась – военной, производственной или досуговой.
В рамках такого подхода очень важным является решение вопроса о том, с каких позиций оценивается сам человек, а потому и позитивная роль того или иного явления для человека. В этом плане позиция гуманизма состоит не только в признании того, что гуманным является все, что служит человеку, но и в гуманистическом понимании самого человека. В связи с этим можно вспомнить о том, что еще в эпоху римской республики «человечный человек» (homo humanus) противопоставлялся «варварскому человеку» (homo barbams).
Исходя из этого, с позиций гуманизма позитивным для человека признается то, что служит «культивированию человечности» (studium humanitatis) в самом человеке, развитию «человечных качеств человека». К числу таких качеств человека гуманистическое воззрение издавна относит свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности, способность человека к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию – «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя». В плане взаимоотношений людей, стран, народов, наций фундаментальными в рамках гуманистической системы воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т. п.
Идеи гуманизма исторически менялись. В древности речь шла главным образом о концепции гармонично развитого человека, который живет в «идеальном» обществе и активно формирует это общество. В эпоху Возрождения несколько иные гуманистические идеи выходят на передний план – свободомыслие и индивидуализм в сфере сознания и реального поведения человека.
Французская революция принесла обновление гуманизма в виде таких лозунгов, как свобода, равенство и братство, а также идеи гражданского общества. /99/ Для XIX и XX вв. характерны проекты «совершенствования» общества, а значит, и человека, путем эволюции или революции – главным образом экономической, политической или моральной, а также появление таких гуманистических идей, как мир без войны, самоопределение национальных сообществ, международное взаимопонимание. Развиваются идеи «нового гуманизма».
В современном обществе происходят фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только декларировать, но и практически реализовать идеи гуманизма, найти пути «очеловечивания» всех сфер общественной жизни, всех социальных явлений и процессов. В связи с этим особое внимание уделяется решению глобальных проблем человечества, связанных с экологией, войнами, терроризмом и т. п. В двадцатом веке было обнародовано несколько основных гуманистических документов: Гуманистический манифест I (1933 г.), Гуманистический манифест II (1973 г.), Декларация светского гуманизма (1980), Декларация взаимной зависимости (1988) и Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму (1999 г.). В них отражены современные подходы к трактовке основных идей гуманизма и путей их реализации.
Таким образом, гуманизм выступает как исторически изменяющаяся система воззрений, собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, свободу и достоинство, всестороннее и гармоничное развитие, проявление им своих способностей, а к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей.
С позиций гуманизма, как отмечено выше, в настоящее время принято решать вопрос о позитивном или негативном значении социальных явлений, об их отношении к миру культуры.
8.4. Культурный статус телесности человека
Включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его телесности. В дополнение к своим природным атрибутам она приобретает свойства и «окраску» не только социального, /100/ но и культурного толка – как объективного характера (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективного, проявляющегося в придаваемых телу смыслах, значениях, его символизации и т. п.
Даже такие естественные физиологические потребности человека, как сон, питание и др. удовлетворяются в определенных культурных формах. Самые элементарные двигательные акты также существенно модифицируются под влиянием той социально-культурной среды, в которой находится человек. Люди разных культур, профессий и поколений ходят по-разному. Они по-разному воспринимают физическую сторону своего существа, разными способами контролируют и используют тело, по-разному обращаются с ним.
Каждая культура создает определенные нормы «контроля за телом», которые выступают как регуляторы поведения человека. Социально принятые нормы указывают, например, как сидеть за столом, как держать руки во время и после еды и определяют, какие манеры поведения являются «хорошими», а какие – «плохими». В этих нормах учитываются пол, возраст и социальное положение людей. Например, что разрешено для мальчиков, запрещено или с трудом может быть допустимо для девочек.
В системе культурных норм «контроля за телом» одни положения тела считаются приличными, а другие не должны демонстрироваться. Определяется «порог стыдливости», т. е. ситуации, когда тело может быть обнаженным и когда, наоборот, оно должно быть скрыто от взора. Устанавливаются точные правила, когда, в каких ситуациях разрешены определенные рефлексы или спонтанные движения, такие, как чихание, кашель, вздох, смех или слезы. Считается важным и то расстояние, которое должно быть между двумя людьми. Это свидетельствует об их отношениях и их интимности. Уточняются приемлемые и неприемлемые способы поведения, связанные даже с тем, как люди должны смотреть друг на друга. В некоторых случаях рекомендуется смотреть человеку прямо в лицо, когда мы говорим с ним, в других наоборот – человек должен опускать глаза. Есть бесчисленное множество средств и путей ухода за телом для того, чтобы сделать его более красивым. Имеются в виду такие естественные способы, как загар (пребывание на солнце), а также искусственные средства. Прическа, припудривание, /101/ макияж лица, бровей, использование губной помады, особый уход за руками и ногами, элегантная или неряшливая одежда полностью покрывающая тело или соблазнительно показывающая особо красивые части тела и наконец полная нагота – все это относительно строго регулируется определенными условностями и зависит от традиций, от отношения к телу, от определенных установленных норм и прежде всего от возраста, пола и различных обстоятельств. Проблема контроля тела проявляется с особой остротой при определении состояния здоровья, болезней, необходимых профилактических действий, в половом (сексуальном) поведении, а также при решении вопросов об интенсивности рождаемости, плотности населения и т. д.
Даже отношение к человеку в обществе, его социальный престиж во многом определяются тем, в какой мере его тело позволяет наиболее полно реализовать ту культурную модель телесности, которая принята данным обществом.
В рамках культуры тело человека выполняет и символические функции. Особо важную роль в этом плане играет язык жестов и взглядов. Для того, чтобы понять и истолковать определенным образом жесты и взгляды требуется знание определенного кода, который является частью данного типа культуры. Данная функция жестов и взглядов находит яркое выражение в таких видах искусства, как театр, пантомима, балет, танцы или фигурное катание.
Известны и другие аспекты такой модификации тела человека, в результате которой оно приобретает культурный статус (характер), становится элементом мира культуры.
Таким образом, тело человека при определенных условиях выступает как социальный, культурный и социокультурный феномен. Имеется в виду социальная и культурная сформированность того, как люди воспринимают физическую сторону своего существа, как контролируют ее, как используют тело, как обращаются с ним, как владеют телом, как к нему относятся.
Проведен ряд конкретно-социологических исследований с целью выяснить отношение различных групп населения к своей телесности, к различным ее параметрам и компонентам. /102/ В их числе: конкретно-социологические исследования на тему «Показатели, компоненты и факторы физической культуры и здорового образа жизни различных групп населения», которые проведены в 1983–1992 гг. по программе и под руководством автора данного учебника; эмпирическое социологическое исследование отношения различных групп населения к наготе в различных формах и при различных обстоятельствах, которое проведено в 1979–1980 гг. под руководством и по программе польского ученого 3. Кравчика, а также социологическое исследование на тему «Физическая культура в общественном сознании», проведенное в 1983–1984 гг. под руководством и по программе того же ученого; международное социологическое исследование ученых Финляндии и России, проведенное в 90-е годы, для получения сравнительных данных, касающихся субъективных показателей здоровья, образа жизни, отношения к здоровью и восприятия процесса старения, по полу, возрасту и социально-экономическим группам населения этих стран; проводимое в настоящее время сравнительное социологическое исследование, в котором принимают участие ученые Германии, России и Чехии.
Результаты исследований показывают, что отношение человека к телесности, к тем или иным ее социокультурным модификациям зависит от пола, возраста, профессии, особенностей культурных традиций того общества, в котором он живет и т. д. В современном обществе на представления о своей телесности, о том, какой она должна быть, влияет и вид физкультурно-спортивной деятельности, в которую включен индивид. Существенное влияние на все культурные образцы, связанные с телесностью, оказывает рели-
1. Какие задачи решаются в социологии ФКС при изучении телесности (телесного бытия) человека?
2. Что такое органическое и неорганическое тело человека?
3. Какие особенности телесности человека дают основание для отнесения ее к миру социальных явлений?
4. Что такое культура?
5. Каковы основные идеалы и ценности гуманизма?
6. Каковы основные особенности телесности человека как феномена культуры?
Глава 9. Физическая культура как элемент социума и культуры
/103/ С приобретением телом человека культурного статуса связано возникновение особого элемента культуры, который в отечественной литературе чаще всего обозначают термином «физическая культура».
Этот термин не совсем удачен. Не только в обыденном языке, но и в научной литературе он имеет очень широкий диапазон значений, которые к тому же недостаточно четко отличаются друг от друга, постоянно смешиваются между собой. Не случайно в зарубежной социологической литературе этот термин используется редко.
Поэтому как синонимы термина «физическая культура» (или вместо этого термина) нередко используются термины «соматическая культура», «телесная культура», «культура тела». Эти термины как синонимы используются и в данном учебнике.
9.1. Понятие физической культуры
Вопрос о том, что такое физическая (соматическая, телесная) культура, является предметом длительных и острых дискуссий.
В системе используемых в данном учебнике понятий физическая (телесная, соматическая) культура понимается как такой элемент культуры, основу которого составляет процесс и результаты социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека.
Указывая на связь физической культуры с телесностью человека и ее социокультурной коррекцией, важно иметь в виду два важных обстоятельства.
1. Телесность человека характеризует физическую культуру лишь в той мере и в том отношении, в какой она вплетена в систему социальных отношений, в сферу культурной деятельности, выполняет здесь определенные социокультурные функции, а, значит, модифицирована определенным образом в результате стихийного влияния социальной среды, /104/ а также сознательных, целенаправленных действий в соответствии с той или иной ориентацией социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом).
2. Процесс социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическому состоянию, использование особых средств для изменения их в нужном направлении, формирование соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентации, норм и правил поведения и т. п. На определенном этапе развития общества появляются также специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие человеческой телесности, физических качеств и способностей человека в соответствии с общественными и личными запросами. В ходе этой деятельности между ее участниками складываются определенные социальные отношения.
Поэтому физическая (телесная, соматическая) культура не сводится к одной лишь «социализированной» и «окультуренной» телесности. Она имеет сложную структуру, включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие элементы социальной реальности (средства деятельности, знания, нормы и правила поведения, интересы, ценностные ориентации, социальные институты и отношения и т. п.). Но речь идет лишь о тех из них, которые связаны со специальной деятельностью, направленной на социокультурную коррекцию телесности человека, его физического состояния, приспособление их к общественным и личным нуждам.
Значит, тело человека как социокультурный феномен – главный, но не единственный элемент физической культуры. Она включает в себя и другие социальные явления – знания, интересы, потребности, социальные отношения, социальные институты и т. д., которые связаны с телесностью человека как культурной ценностью, обеспечивая и регулируя ее производство, потребление, сохранение и развитие.
На основе этого в структуре физической культуры /105/ можно выделить следующие ее «блоки» (компоненты):
• социальных средств (педагогических, гигиенических, хирургических, медикаментозных, генной инженерии и др.), которые применяются в ходе сознательного, целенаправленного воздействия на тело человека, на его физическое состояние;
• способностей, умений и навыков, которые требуются для этой деятельности;
• знаний, на которые опираются в ходе формирования, коррекции, совершенствования физического состояния человека;
• результатов (социально сформированных физических качеств и способностей) данной деятельности;
• ценностей, ради реализации которых она осуществляется, мотивационную (аксиологическую) подсистему определенных норм и образцов поведения, интересов, потребностей, ценностных ориентации, которые ее стимулируют, вызывают;
• социальных институтов, осуществляющих деятельность по сохранению и развитию ценностей соматической культуры;
• социальных отношений, связанных с данной сферой куль туры.
Важно отметить, что к сфере физической культуры относятся не только педагогические и гигиенические средства воздействия на тело человека (физические упражнения, использование естественных сил природы, рациональный режим труда и отдыха и др.), но и другие социально выработанные средства такого рода – например, хирургические, медикаментозные, генной инженерии.
Такой подход, кажущийся на первый взгляд непривычным и даже парадоксальным, имеет под собой веские основания. Во-первых, он является прямым логическим следствием рассматриваемой концепции соматической (физической) культуры как сферы культуры, связанной с деятельностью социального субъекта (и используемыми при этом средствами) по целенаправленному формированию телесности человека. Во-вторых, указанный подход придает смысл, делает оправданным введение самого понятия «соматическая (физическая) культура», ибо в противном случае оно просто дублирует понятие «физическое воспитание». В-третьих, такой подход позволяет учесть, выделить, не смешивать и рассмотреть разнообразные средства социально-культурной модификации телесного бытия человека, выяснить их место в рамках соматической (физической) культуры отдельного человека, той или иной социальной группы или общества в целом на различных этапах исторического и культурного развития, а значит, /106/ и проследить изменение их роли и значения в ходе общественной эволюции. И, наконец, в-четвертых, данный подход имеет необычайно важное практическое значение, поскольку он ориентирует на сотрудничество, кооперацию, координацию усилий всех тех лиц, кто стремится оказать сознательное, целенаправленное воздействие на телесность человека – педагогов, медиков, диетологов, валеологов, экологов и т. д. А если обратиться к истории, то можно указать на то, что еще Платон в одном из своих диалогов вложил в уста Сократа такие слова: «… в общем служении телу я усматриваю две части: гимнастику и медицину. Они постоянно находятся во взаимном общении, хотя и отличаются одна от другой».
Конец ознакомительного фрагмента.