Вы здесь

Социология социальной защиты населения. Предисловие (К. Н. Новикова, 2013)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Рекомендовано

УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа» (бакалавр)


Учебное пособие «Социология социальной защиты населения» подготовлено и издано в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова


«РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА»


Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Российского государственного социального университета


Рецензенты:

Г.И. Осадная – заведующая кафедрой социологии социальной работы Российского государственного социального университета, доктор социологических наук, профессор,

Е.И. Холостова – директор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, доктор исторических наук, профессор

Новикова К.Н.

Предисловие

Социальная защита населения до 90-х годов прошлого столетия толковалась как удовлетворение потребностей населения в услугах государственного здравоохранения, образования, культуры, торговли, транспорта, отдыха и оздоровления, т. е. как экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека[1]. Принцип предоставления указанных услуг являлся патерналистским, многие их виды полностью субсидировались государством. Это соответствовало его идеалам и социально-экономическим возможностям. Соответствующие времени коррективы внесли 90-е годы прошлого столетия.

Начало постсоветского периода, определяемое многими учеными как период «хаоса», «стихийного рынка», «шоковых реформ», неолиберального подхода в социальной политике, характеризуется значительной дифференциацией доходов населения, снижением покупательной способности заработной платы и пенсии, массовой безработицей, ростом детской беспризорности и безнадзорности, инвалидизацией, дестабилизацией социального самочувствия в целом.

Значительно изменилась демографическая ситуация, сопровождаемая ежегодным ростом числа пожилых людей. Возросла нагрузка на бюджет в части содержания социальной сферы в связи с ее передачей с баланса предприятий в государственную собственность. Многие виды социальных услуг перестали быть бесплатными, а значит, доступными для всех.

Сложившаяся ситуация потребовала создания нового общественного института, первостепенными задачами которого стали социальная поддержка лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, предоставление социальных услуг пожилым людям, потерявшим способность к самообслуживанию, социальная поддержка детей и семей с детьми, оказание доступных социально-бытовых услуг людям с ограниченными возможностями и т. д.

Этот институт – отрасль социальной защиты населения. Важно только учитывать, что термин «защита населения» трактуется при этом в новом понимании как социальная поддержка людей, попавших в трудную или перешедших в особую жизненную ситуацию, и принятие профилактических мер по недопущению создания кризисных ситуаций либо их нейтрализации. Полная реализация принципа адресности (нуждаемости) становилась первостепенной. Переход от массовых подходов к индивидуальной работе потребовал поиска новых форм деятельности социальных служб. При недостатке финансовых и материальных ресурсов необходимо было развиваться количественно и качественно. Это потребовало перманентной трансформации социальной защиты населения, поиска новых ресурсов и резервов, оптимальных механизмов их использования для достижения максимальной результативности.

Благодаря ряду удачных управленческих действий на федеральном уровне были приняты законы, регламентирующие создание социальных механизмов формирования социальной службы, определяющие ее основные направления и уровень государственных гарантий.

Одновременно с этим продекларированные государственные преференции не имеют, к сожалению, финансового обеспечения, до сих пор отсутствует механизм реализации многих норм законов, что, несомненно, является препятствием для их осуществления. Формирование системы социальной защиты населения в регионах не всегда согласуется с социальной средой. Отставание нормативно-правового и недостаточность ресурсного обеспечения сдерживает инновационное развитие отрасли. На стыке тысячелетий отрасль социальной защиты населения вошла в новую социальную среду со слабо подготовленными к инновационной деятельности кадрами, с утратившими актуальность видами социальных услуг, функционированием сети государственных социальных учреждений в соответствии со сметным финансированием, а не с ориентацией на конечный социальный результат. В крайнее противоречие пришли подходы к предоставлению социальной помощи и поддержки исходя из нуждаемости и принадлежности к какой-либо определенной категории населения. Децентрализация управления службой, разделение полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также между органами местного самоуправления не способствуют укреплению институционализации социальной защиты населения, размывают ответственность за управленческую деятельность.

Главной причиной этой проблемной ситуации является несоответствие сложившейся модели управления системой социальной защиты населения современному социально-экономическому контексту Практика социального управления как относительно молодая отрасль остро нуждается в научно обоснованных подходах по управлению социальной защитой населения, разработке и внедрении новых методов, моделей и социальных механизмов повышения эффективности управления в соответствии с инновационным социально-экономическим развитием общества.

Социология социальной защиты населения нацелена на раскрытие сущности социальной защиты, решение конкретных социальных проблем, применяет системный взгляд на формирование отрасли с использованием исторического подхода, создает теоретическую основу фундаментального исследования системы социальной защиты.

Социологическая теория социальной защиты населения обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой знание со сложной внутренней структурой, дает представление о социальной защите населения как социологической категории, реальном объекте социологического анализа и социального управления, методах ее социологического исследования. Эта теория способствует преодолению недооценки роли социальной защиты в обеспечении социальной стабильности. Как специальная социологическая теория социология социальной защиты населения дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, углубленной интерпретации наблюдаемых явлений и процессов. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития системы социальной защиты населения, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, механизмами управления, и позволяет выделить основные ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей социума, оказания помощи нуждающимся слоям населения, конструирования новых социальных механизмов социальной защиты населения в целом, определения истинного места и роли социальной защиты как части социальной политики государства.