Вы здесь

Социология и политология. РАЗДЕЛ I СОЦИОЛОГИЯ (О. И. Уланова, 2010)

РАЗДЕЛ I СОЦИОЛОГИЯ

Тема 1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Основные понятия: социология; объект социологии; гражданское общество; предмет социологии; фундаментальная социология; социальное; теории среднего уровня; макросоциология; прикладная социология; микросоциология; общество.

1.1 Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах. Конституирование социологии как науки предполагает четкое выделение объекта и предмета социологии. В качестве объекта социологии рассматривается общество. Так как социология возникает одновременно с формированием гражданского общества, то прежде всего в качестве объекта социологии рассматривается гражданское общество в широком смысле этого понятия.

Гражданское общество – это совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества: экономической, социальной, политической и духовной.

Задача социологии – нахождение и выявление таких показателей жизнедеятельности людей, которые их объединяют, и только затем на базе этого исследование специфических особенностей каждого общества.

Долгое время не делалось больших различий между объектом и предметом социологии. Однако вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать в данной области знания. Предметом социологии является система социальных взаимодействий, широкий комплекс человеческих отношений, универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Специфика социальности определяется следующими признаками:

– наличием взаимного положения индивидов и групп, которое зависит от экономических и политических отношений в обществе, снимаемого ими места и выполняемой ролью в различных структурах общества;

– наличием общих черт, присущих различным группам индивидов, являющихся результатом усвоения ими определенных норм;

– рефлекторным отношением различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе;

– наличием результата совместной деятельности индивидов и групп.

Что касается строгого определения понятия «социальное», то трудно добавить что-либо к формулировке немецкого социолога Макса Вебера, который квалифицировал как «социальную» такую ситуацию, при которой люди в своих действиях ориентируются на других. Переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации, составляет предмет социологического анализа. Таким образом, социология – это наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

1.2 Социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает в себя:

– фундаментальные, общесоциологические теории;

– специальные социологические теории (теории среднего уровня);

– конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Первый уровень – теории наиболее высокого уровня общности и структуре социологии. В социологии, как и в других науках существует множество конкурирующих между собой общих теорий. Это, например, теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования.

Второй уровень – специальные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Р. Мертоном. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания: экономики, образования, армии, политики, культуры, религии и т. д.

Третий уровень – конкретные социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий. Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания.

Наряду с указанными уровнями выделят макро- и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Главный интерес для них представляет изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношений между основными элементами общественных отношений и изменениями этих отношений.

Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия и которые, в свою очередь, влияют на процесс возникновения и развития общества.

По цели исследования социологию можно также разделить еще на два уровня – на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы: «что познается» (определение объекта, предмета науки) и «как познается» (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня, в ее рамках существуют различные социальные и частные социологические теории. Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития; разработку концептуальной социологической модели исследования.

Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Доминирующую роль в прикладном исследовании играют конкретные рекомендации, а не теоретические знания.

Социология выполняет в обществе ряд функций, среди которых выделяют следующие.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития.

Управленческая функция социологии связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях.

Прогностическая функция вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы (например, перспективы развития цивилизации) и более обыденные проблемы (например, поведение избирателей). В кризисные, переходные периоды развития общества социология может:

• представить альтернативные сценарии будущих процессов;

• определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе;

• рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.

При помощи организационно-технологической функции создаются социальные технологии и внедряются в практику. Создание и внедрение социальных технологий – составной элемент прикладной социологии.

Гуманистическая функция заключается в том, что социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений. Социологи стремятся использовать накопленные знания в целях улучшения условий человеческого существования, пытаясь снизить уровень предрассудков, уменьшить взаимное неуважение, нетерпимость, агрессию и повысить уровень сотрудничества между людьми.

1.3 Место социологии в системе общественных наук определяется прежде всего путем сопоставления объекта и предмета социологии с объектом и предметом социальной философии. Социальная философия при этом ориентирована на установление закономерностей развития человеческого общества вообще, тогда как социология на основании знания этих закономерностей осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества.

По некоторым срезам своей предметной области социология пересекается с экономическими науками, в функциональной структуре социологии выделяется экономическая социология. При этом социология рассматривает не экономику, не товарное производство, процессы потребления и обмена, а экономическую сферу жизнедеятельности общества. Также существуют точки соприкосновения объекта и предметной области социологии, с одной стороны, и права, истории, этики, эстетики, экологии, медицины – с другой. Сложились прочные взаимосвязи социологии с естественными и точными науками, прежде всего, математикой и статистикой. Математические методы в социологии обеспечивают объективность и достоверность получаемой эмпирической информации.

Тесно переплетена социология с социальной психологией, которая тоже изучает закономерности поведения и деятельности людей. Для наблюдения и объяснения групп фактов социология также использует психологический подход.

Социологи интересуются результатами исследований антропологов, этнологов, этнографов, историков, историков культуры.

Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Из философии в социологию пришли такие понятия, как: «человек», «общество», «прогресс» и др. Из психологии – «ценностные ориентации», «интерес», «мотив», из права – «статус», «институт». Сегодня интенсивно развиваются междисциплинарные связи гуманитарных наук.

Темы рефератов

1. Значение социологии в современной жизни общества.

2. Социальные законы и категории.

3. Методология и методы социологических исследований.

4. Роль компьютерных технологий в социологии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социологии.

2. Что понимается под объектом и предметом социологии как науки?

3. Какими признаками определяется специфика социальности?

4. Раскройте структуру социологического знания.

5. Перечислите и раскройте функции социологии.

6. Как можно определить место социологии в системе общественных наук?

Тест

1. Социология – это наука…

а) о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации;

б) о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями;

в) изучающая закономерности механизма психики.

2. Социология является продуктом развития…

а) психологии;

б) социальной философии;

в) педагогики;

г) этики.

3. Предметом социологии являются…

а) социальные отношения;

б) социальное поведение;

в) человек;

г) природа.

4. В структуру социологии входят следующие уровни:

а) теоретическая социология;

б) конкретные социологические исследования;

в) специальные социологические теории;

г) социальная философия.

5. К категориям социологии относятся…

а) социализация;

б) удовлетворенность трудом;

в) респондент;

г) индивид;

д) чувства.

Основная литература


Дополнительная литература

1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра-Системс, 2004. – 345 с.

2. Добреньков, В.И. Социология: в 3 т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Елсуков, А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: Тетра-Системс, 2001.

4. Илле, М.Е. К вопросу о предмете социологии / М.Е. Илле // Социально-политический журнал. – 1994. – № 11-12.

5. Кирдина, С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? / С.Г. Кирдина // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 18-29.

6. Левашов, В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 26-36.

7. Осипов, Г.В. Отечественная социология: история и современность / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 15-27.

8. Прямикова, Е.В. Социальные науки в современном образовании: обоснование нового подхода / Е.В. Прямикова // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 196-209.

9. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для вузов / Ж.Т. Тощенко. – М.: Мысль, 2005.

Тема 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

Основные понятия: социальная статика; структурация; социальная динамика; антипозитивизм; позитивизм; феноменология; символический интеракционизм; этнометодология; марксизм; структурный функционализм.

2.1 Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества. В определенной мере можно утверждать, что точкой отсчета для социологии как самостоятельной науки стало введение в научный оборот термина «общество» и его теоретическое обоснование. Учение об общественной жизни встречается еще в работах Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения проблемы человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии требовали не абстрактного, а позитивного объяснения этих социальных процессов. Так, в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Анри Сен-Симона (1760-1825) был проведен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, было отмечено изменение роли человека как активного субъекта исторического и социально-политического процессов.

Таким образом, социология является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии социология стала сама воздействовать на социальную действительность.

2.2 Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе», или «учение об обществе». Впервые его ввел в употребление в 1839 г. французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Конт заменил термин «социальная физика» на термин «социология».

Социологическая теория Конта состоит из «социальной статики» и «социальной динамики». Основным фактором социальной динамики он считал духовное развитие. Конт пытался уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, как это делают естествоиспытатели. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. В своей работе «Курс позитивной философии» он сформулировал три стадии истории познания, которые последовательно должно пройти человечество.

1. Теологическая, или фиктивная.

2. Метафизическая, или абстрактная.

3. Научная, или позитивная.

Конт считал, что после того, как человечество пройдет первые две стадии, оно перейдет к концепции позитивной науки. Критерии позитивности: познание законов, предвидение, практическое применение. Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству.

Вместе с тем наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие концепции, стремящиеся объяснить процессы, происходящие в обществе.

Одна из таких концепций – биологическая. Ее автор, английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д.

Географическое направление в социологии XIX в. представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844-1904). Это направление связано с попытками доказать, что ведущим фактором социальных изменений служит географическая среда. Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в различных географических условиях, что затем было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом).

В XIX в. возникла и марксистская ветвь социологии, которая существует уже более 150 лет. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сформулировали ряд идей на основе разработанного ими материалистического понимания истории. Они ввели понимание формационного (стадийного) развития общества, структурного построения каждого общества, состоящего из базиса (производственных отношений) и надстройки (политических, юридических, религиозных и философских взглядов). Кроме того, Марксом и Энгельсом была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества – пролетариат, буржуазия – и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса стало то, что он отказался от абстрактных рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину общества и прогресса – капиталистического.

2.3 Одним из наиболее ярких представителей классической западной социологии стал французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. И так как социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. В 1895 г. Дюркгейм издал книгу «Метод социологии», где объявил, что социальные факты следует рассматривать как вещи, которые подобны вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.

Дюркгейм исследовал социальные группы, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию, по его мнению, существует социальная интеграция – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.

Классиком немецкой социологии также считается Макс Вебер (1864-1920). Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основании анализа поведения индивидов. Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Вебер признавал огромную роль ценностей, считая их катализатором социальных процессов. Он обосновал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». Вебер также посвятил ряд работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии; он же ввел в оборот понятие «легитимность власти».

Основа социологической теории Вебера – это концепция «понимания», согласно которой социальное действие есть действие, сознательно осуществленное индивидом и при осуществлении которого принимается во внимание возможное ответное поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием (например, крик от боли).

Для Вебера социология является наукой, задача которой заключается в том, чтобы понять социальное поведение, объяснив его, и тем самым вскрыть его причины и следствия. Категории такого понимания Вебер изложил в своей книге «Объективность социальнонаучного и социально-политического познания» (1904).

2.4 Современная зарубежная социология – это многообразие концепций и теорий. Они делятся на две большие группы: первую образуют макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого, вторые – это микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия. К основным макросоцологическим парадигмам относятся функционализм и конфликтная социология. Наиболее известные современные микросоциологические парадигмы – символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология. Мы рассмотрим только некоторые из них, наиболее известные и теоретически оформленные.

Структурный функционализм. Наиболее полно основы этой концепции изложили американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1971) и Р. Мертон (р. 1910). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и т. д.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Базовой идеей Парсонса является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой ее различные элементы, добиться согласия между ними. По мнению Парсонса, есть два пути достижения равновесия в обществе: 1) социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому; 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Теории социального конфликта возникли как критика структурного функционализма. В основе развития, как утверждал Ч.Р. Миллс (1916-1962), лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет борьба между различными социальными группами. Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Символический интеракционизм. Понятие «символический интеракционизм» ввел Г. Блумер (1900-1987), который развил теорию, созданную Дж. Г. Мидом (1863-1931), и продолжил традиции Чикагской школы социологов.

Согласно Блумеру, символический интеракционизм основывается на трех предпосылках:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2. Эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами;

3. Названные значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представителями – Дж. Хоманс (1910-1989) и П. Блау (р. 1918) – исходят из приоритета человека, а не системы. Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение. Первый постулат успеха состоит в том, что действия подчинены основному правилу: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат стимула состоит в утверждении, что если стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат ценности заключается в том, что чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. Четвертый постулат насыщения: чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат агрессии-одобрения утверждает, что если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И наоборот, когда действие человека получает ожидаемое одобрение или не приводит к ожидаемому наказанию, то он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным. Эти пять положений Хоманс перенес на объяснение всех социальных процессов. Многие положения теории Хоманса разделяет П. Блау, тоже подчеркивающий важность психологии при объяснении социального мира.

Феноменологическая социология. Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредотачивают на внутренней работе человеческого сознания. В сферу их исследований не входит анализ социального действия как такового, поэтому он не объясняет причины человеческого поведения. Эта парадигма берет свое начало от философской концепции феноменологического направления Э. Гуссерля (1859-1938). На основании этой теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца (1899-1959).

В рамках феноменологической концепции сложились две крупнейшие школы – социология знания и этнометодология. Социология знания представлена работами П. Бергера и Т. Лукмана. Термин «этнометодология» ввел в 1967 г. Г. Гарфинкель. Он означает методы, которые используют люди, конструируя социальный мир. Гарфинкель полагает, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид уже имеет представление о том, как будет или должно протекать это конкретное взаимодействие. При этом подчеркивается уникальность каждой ситуации повседневного общения, а вся социокультурная реальность рассматривается как поток неповторимых ситуаций. Этнометодологи не согласны с социологами, рассматривающими мир как объективный, существующий независимо от сознания людей. Они утверждают, что социальный мир состоит только из конструкций и интерпретаций самих людей.

2.5 Процесс самоопределения социологии в России завершился, как и на Западе, к началу 20-х гг. XX в. Можно выделить три этапа развития социологии в России.

Первый этап – 1860-1890-е гг. В 1859 г. выходят две работы П.Л. Лаврова (1823-1900): «Механическая теория мира» и «Очерки теории личности», написанные в русле позитивизма. На рубеже 1860-1870-х гг. появляются первые собственно социологические работы Н.К. Михайловского (1824-1904), написанные в рамках методологии позитивизма. В 1897 г. вышел в свет первый обзор по социологии на русском языке (Н.И. Кареев. «Введение в изучение социологии»).

Второй этап – 1890-1900 гг. Складывается ряд направлений в русской социологии:

– географическое представлено Л.И. Мечниковым (1833–1888) и А.П. Щаповым (1831 – 1876);

– органическая школа, которая представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829-1903), Я.А. Новиковым (1830-1912);

– социолого-юридическое. Его представители: Н.М. Коркунов (1853-1904), Л.И. Петражицкий (1867-1931), П.И. Новгородцев (1866-1924), Б.А. Кистяновский (1868-1920), Б.Н. Чичерин (1828-1904);

– субъективная школа, самое заметное явление в российской социологии, которую создали П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и Н.И. Кареев;

– марксистская школа в социологии. К ней относятся М.И. ТуганБарановский (1865-1919), А.А. Богданов (1873-1928), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924) и до определенного времени, П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаков (1871-1944) и Н.А. Бердяев (1874-1948), хотя каждый из них по-своему излагал собственные взгляды.

Два первые десятилетия XX в. – третий этап в развитии русской социологии. Ведущей школой этого этапа становится неопозитивизм (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). И рамках марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).

В конце 1960-х гг. позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Второе наступление на социологию началось с идеологической кампании, развернутой вокруг вышедших в 1968 г. «Лекций по социологии» Левады. По мнению «экспертов», в «Лекциях» отсутствовал партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности. Конкретные социологические исследования в 1970-1980-е гг. проводились, но подвергались жесткой цензуре.

Наконец, во второй половине 1980-х гг. вместе с реформами в стране начался современный этап развития социологии.

Темы рефератов

1. Социологический проект О. Конта.

2. Основные этапы и направления развития социологии в США.

3. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Какие основные направления западноевропейской социологии XIX – начала XX вв. вы можете отметить?

3. Какова роль О. Конта в становлении и развитии социологии?

4. Назовите наиболее известных представителей классической западной социологии начала ХХ в. и раскройте их взгляды на общество.

5. Раскройте концепции и теории современной зарубежной социологии.

6. Расскажите о российской и советской социологии: становление и основные этапы развития.

Тест

1. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества:

а) Э. Дюркгейм;

б) Г. Спенсер;

в) К. Маркс;

д) О. Конт?

2. Предметом «понимающей социологии» М. Вебера являются…

а) социальные факты;

б) социальные закономерности;

в) социальное действие;

г) социальная реальность.

3. Г. Лебон был сторонником…

а) биологической концепции общества;

б) социально-психологической концепции общества;

в) географической концепции общества.

4. Географическое направление социологии XIX в. представлено…

а) Э. Реклю и Ф. Ратцелем;

б) К. Марксом и Ф. Энгельсом;

в) Л. Гумпловичем и Г. Тардом.

5. У истоков социологии конфликта стоял…

а) Ф. Ратцель;

б) Г. Зиммель;

в) К. Маркс;

г) М. Вебер?

6. Какое теоретическое направление продолжило развивать идею структурного функционализма…

а) теория конфликта;

б) неофункционализм;

в) теория социального обмена;

г) бихевиоризм?

7. Согласно теории социального обмена…

а) важен приоритет человека, а не системы;

б) важен приоритет системы, а не человека;

в) первостепенны для объяснения поведения людей биологические качества человека;

г) первостепенны для объяснения поведения людей психические качества человека.

8. Понятие, предложенное Р. Мертоном для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества. Это – …

а) функция;

б) дисфункция;

в) девиация;

г) аномия.

9. В какой теории предпринимается попытка ликвидировать различия между макро- и микроподходами в социологии?

а) В теории индустриального общества У. Ростоу;

б) в теории структурации Э. Гидденса;

в) в постструктурализме М. Фуко.

Основная литература


Дополнительная литература

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Прогресс, 1993. – 256 с.

2. Давей, Пад К истории социологии в Китае / Пад Давей // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 130-137.

3. Ерекешева, Л.Б. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма / Л.Б. Ерекешева // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 117-126.

4. История социологии: учебное пособие / под ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997. – 138 с.

5. Кодзима, С. Восприятие работ М. Вебера в России в начале ХХ в. и «веберовский ренессанс» конца ХХ в. / С. Кодзима // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 121-132.

6. Кошарный, В.П. Из истории социально-политичекой мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала ХХ века / В.П. Кошарный // Социально-политический журнал. – 1992. – № 6-7.

7. Осипов, Г.В. Отечественная социология: история и современность / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 15-27.

8. Современная американская социология. – М., 1994.

9. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – 378 с.

10. Тощенко, Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы) / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 3-16.

11. Тощенко, Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы) / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 3-16.

Тема 3 ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ И КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Основные понятия: природа; общество; социальный организм; автономность и саморегулятивность; интегрированность; целостность общества; потребности; открытая система; социотехническая система; производство; материальное производство; духовное производство; способ производства; производительные силы; производственные отношения.

3.1 Социология изучает общество как социальный организм, как самокультурную систему, подвергая анализу его связи с природой, его структурные элементы и т. д.

В широком смысле общество – это специфическая часть природы, материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле его можно рассматривать как определенную ступень человеческой истории (общественно-экономические формации, межформационные и внутриформационные исторические стадии и т. д.) или отдельное, индивидуальное (конкретное) общество. Социология исследует общество на различных уровнях его организации (от человеческого общества в целом вплоть до малых групп), а также в различных пространственных и временных рамках.

Природа в широком смысле – все существующее, весь мир в многообразии его форм, синоним понятий «материя», «универсум», «вселенная». В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества, т. е. созданные человеком материальные условия его существования.

По мере развития производительных сил человек, общество все более подчиняли себе природу, использовали ее в своих интересах, не задумываясь о пагубных последствиях этого использования, например, о том, что вырубка леса для пашни может привести к ее опустыниванию, к потере гумуса в почве и в итоге ухудшению плодородия земли. Хищническим отношением человека к природе обусловлено наличие таких глобальных проблем, как: невозобновляемость природных ресурсов, катастрофическое загрязнение окружающей среды и др.

3.2 В процессе становления социологии особенно важно было показать отличие общества как социального организма от биологического, ибо общество представлено специфическим своим компонентом – личностью как органическим биопсихосоциальным целым.

В наследии классиков социологии мы находим немало рассуждений на эту тему. Особенно интересными и полезными представляются суждения английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820-1903). Выдвинутый (им и другими классиками) тезис о том, что общество представляет собой особый, социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ на протяжении многих веков и тысячелетий своего существования.

В качестве основных признаков общества можно отметить автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями.

Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей означает, что общество может нормально функционировать, когда в нем воспроизводится весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями). При этом главными здесь выступают отношения по воспроизводству процессов общественного производства в самом широком его толковании (как материальных, так и духовных), а также воспроизводство самого человека.

Интегрированность и целостность общества означает органическое объединение всех его частей (элементов, компонентов) в нечто единое, целое, единый социальный организм, внутреннее единство общества, относительную автономность, независимость от окружающей среды.

Целеполагание предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности.

Функциональность применительно к обществу (и в социологическом плане) означает определение и реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к целому – обществу, например, функции государства, семьи и т. д. в обществе.

Для характеристики общества как сообщества людей и их взаимосвязей, отношений очень важной является категория потребностей, отражающая фундаментальные жизненные устои общества.

Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Задачей социологии является изучение прежде всего социальных потребностей людей (потребностей в общении, самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении). В то же время социология изучает и социальные аспекты вторичных потребностей, их взаимосвязи с социальными потребностями. Выявление сущности и разновидности потребностей в социологии, их знание и учет являются важнейшим фактором в реализации задач социальной работы. Это объясняется тем, что главная цель ее социальной работы – удовлетворение потребностей, интересов людей, решение их социальных проблем.

3.3 Общество может быть рассмотрено прежде всего как вид больших систем, поскольку оно включает подсистемы меньшего уровня. Как большая система оно органически сочетает в себе сферы общественной деятельности как подсистемы общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. В свою очередь каждая из них структурна, так как состоит из взаимосвязанных компонентов. Общество может рассматриваться, с одной стороны, и как статичная система (характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени), с другой – как динамичная система, ибо претерпевает со временем качественные изменения, порой достаточно скоротечные (во время революционных и других преобразований). Естественно, что общество является и системой информационной, поскольку в нем циркулирует информация.

Как открытая система общество постоянно взаимодействует с внешней средой, особенно со «второй природой».

Существуют и другие подходы в структурализации общества. Один из них связан с выделением «гражданского» общества в качестве составной части человеческого общества в целом.

Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его техникотехнологической базой. В связи с этим важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

Производство в самом широком смысле представляет всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования человека, медицинского и бытового обслуживания и т. д.).

В свою очередь, как подсистему общества в целом производство чаще всего делят на материальное и нематериальное (хотя, как отмечено выше, следует иметь в виду и производство самого человека).

Способ производства представляет собой органическое единство производительных сил и производственных отношений, основу общества. Смена способа производства происходит в результате развития и той и другой стороны его, отставания их друг от друга, усиливающейся неадекватности, несоответствия одной из сторон. В результате назревает необходимость изменения такого неадекватного соотношения, как правило, революционным путем в разных формах.

В зависимости от системы классификации обществ выделяют различные виды способов производства. Наиболее распространенной в отечественном обществоведении является классификация способов производства на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Производительные силы как сторона способа производства представляет собой совокупность людей с их навыками и опытом, квалификацией, а также предметов и орудий труда.

Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства.

Анализ общества как системы позволяет не только интерпретировать понятия, отражающие содержание общества и его структур, но и операционализировать процедуру выделения отдельных компонентов как более конкретных образований, которые можно сравнивать, а тем самым и измерять.

Измерение – это способ изучения социальных явлений, процессов, систем разного уровня, их свойств и отношений с помощью количественных оценок; оно применимо ко всему обществу и к различным его структурам, элементам. Ибо в самом общем виде оно может рассматриваться как процедура извлечения информации из того, что наблюдает исследователь. Измерение предполагает: а) наличие объекта измерения (индивиды, группы, процессы, явления); б) измерение свойств объектов, их характеристик; в) отношения между объектами измерения относительно изучаемых свойств.

Все интересующие исследователя свойства объекта в социологии называются социальными показателями. Это качественные и количественные характеристики свойств и состояний социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства, количественные – меру его выраженности, развития.

Однако существуют объективные и субъективные трудности измерения. Они обусловлены сложностью объектов общественной жизни, тернистостью путей их изучения, выявлением их признаков и свойств, степенью развития наук о человеке и обществе, интересами людей науки, не всегда совпадающими с потребностями получения истины, соответствующей социальной информации.

Последнее представляет собой совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе различными субъектами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и отношений между человеком, обществом и природой. Составной частью ее является социологическая информация, получаемая с помощью методов социологии и интерпретируемая в рамках социологической науки.

Темы рефератов

1. Социальные изменения и пути развития общества.

2. Основные элементы социальной структуры.

3. Социальная стратификация и мобильность.

4. Социальные связи и социальные отношения.

5. Общество и процессы глобализации.

6. Концепции возникновения обществ.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество?

2. Что такое природа?

3. Как связаны между собой общество и природа?

4. Каковы признаки общества как социального организма?

5. Какие типы общества вам известны?

6. Почему общество можно рассматривать как систему?

7. Почему необходимо измерять общество?

8. В чем заключается процесс измерения?

Тест

1. Выберите правильное суждение о традиционном обществе.

а) Оно может быть также названо открытым обществом;

б) имеет однородную культуру;

в) находится в зависимости от других обществ;

г) имеет более простые системы родства, чем современные общества.

2. Какое из определений гражданского общества наиболее точно отражает его специфику?

а) Общество граждан одного государства;

б) экономический базис государства;

в) часть общества, наиболее активно участвующая в политической жизни?

3. Социальный статус – это…

а) модель поведения, обусловленная положением личности в обществе;

б) характеристика положения личности в социальной иерархии;

в) оценка обществом социальной значимости личности.

4. К какому виду мобильности относятся социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса:

а) вертикальная мобильность;

б) внутрипоколенная мобильность;

в) горизонтальная мобильность?

5. Можно ли самой существенной чертой социальной группы считать характерный для нее тип лидерства?

а) Да;

б) нет.

6. Необходимость социализации обусловлена…

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) ни тем, ни другим;

г) и биологическими, и социальными причинами.

Основная литература


Дополнительная литература

1. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность: социологический анализ / М.К. Горшков. – М., 2003.

2. Гофман, А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности / А.Б. Гофман // Социологические исследования. – 2005. – № 1.

3. Давыдов, А.А. К вопросу об определении понятия «общество» / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2004. – № 2.

4. Еляков, А.Д. Российское общество в информационном измерении / А.Д. Еляков // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 85-95.

5. Козырева, П.М. К вопросу о доверии в трудовых коллективах / П.М. Козырева // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 24-34.

6. Левашов, В.К. Общество и глобализация / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2005. – № 4.

7. Левашов, В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 26-36.

8. Наумова, Т.В. Российская интеллигенция: миф или реальность? / Т.В. Наумова // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 48-60.

9. Социология: учебник / под ред. П.Д. Павленка. – М., 2002.

10. Социология. Наука об обществе: учебное пособие. – Харьков: Изд-во института востоковедения и международных отношений, 1996.

11. Тонконогов, А.В. Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества / А.В. Тонконогов // Социальногуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 104-116.

Тема 4 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Основные понятия: социальная структура общества; общность; социальная группа; общественные классы; интеллигенция; род; народность; нация; этнос; социальный статус; этнографические группы; трудовой коллектив, деклассированные элементы.

4.1 Строение общества как системы имеет определенную иерархию (структуру). Чаще она называется социальной структурой общества. При этом в научной и учебной литературе как в отечественной, так и зарубежной (главным образом западной) эта структура понимается и в широком, и узком смысле. В первом случае в нее включают практически все структурные компоненты (элементы) общества, во всяком случае социальные группы и социальные общности, а также социальные институты и взаимоотношения между ними. В узком смысле социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними.

Мы будем исходить из понимания социальной структуры общества в узком смысле. При этом надо иметь в виду, что понятие «общность» также трактуется неоднозначно (под ней понимается и общность как таковая, и группа, и т. д.). В данном случае целесообразно пользоваться понятием «элементы» социальной структуры во втором (узком значении), в качестве которых выступают социальные группы, слои и классы, трудовые коллективы (трудовые ассоциации), социально-этнические общности, социально-профессиональные, социально-демографические группы (молодежь, дети, престарелые, мужчины и женщины).

К понятию «социальные группы» можно отнести те, которые имеют «собственное», если можно так выразиться, социальное положение. Это – общественные классы, внутриклассовые слои, городское и сельское население, интеллигенция, люди умственного и физического труда. Их социальное положение, образ жизни определяется занимаемым особым местом в системе общественного производства, ролью в общественной организации труда.

4.2 Родовым понятием социальных и других групп является категория «группа» – совокупность людей, объединенных общими признаками: пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими и другими характеристиками. Такое понимание позволяет определить группу в том числе и как общность.

Общественные классы возникают на определенном этапе развития человеческого общества. В различных социологических школах, концепциях, направлениях они называются по-разному: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочий класс, высший, средний и низший классы и т. д. В них выделяются различные слои, страты. Между классами могут существовать (и существуют) как отношения эксплуатации, так и сотрудничества, справедливого (более или менее) обмена результатами их деятельности. Предопределяется это, главным образом, природой, системой социальнополитического и социально-экономического устройства общества.

Основные классовые признаки также называются разные. Так, в западных концепциях стратификации классы выделяются по таким признакам, как: состояние, доход, профессия, квалификация, образование, жилище и др. В марксистской и близкой ей концепциях в качестве таких признаков называются: место группы людей в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, объем и способы получения доходов, а также вторичные, производные признаки: условия, быт и образ жизни, интересы; их социальнополитическая роль в обществе, общественное поведение, активность;

степень социально-политической организованности, образования, культуры, сознания и т. д.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). К ним примыкают служащие: неспециалисты, занимающиеся неквалифицированным, несложным умственным трудом, не требующим высшего образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Интеллигенция выполняет ряд функций: научно-технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его структурами; развития духовной культуры, воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны.

Выделяют несколько групп (слоев) интеллигенции: научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, по социально-демографическим признакам.

Люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой:

1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, в которых протекает их труд;

2) по культурно-техническому уровню физического и умственного труда (образованию, квалификации, профессиональному составу);

3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни.

В качестве различия между ними выступает и отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда.

Население города и деревни как социальные группы различаются по месту проживания.

Молодежь – это специфическая социально-демографическая группа. Таковой ее делают общность возрастных (примерно от 16 до 30 лет), социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей.

Молодежь, особенно отдельные ее группы (безработные, лица девиантного поведения и др.), – значимый объект социальной работы. Важнейшим элементом социальной структуры общества является семья. В отечественной и зарубежной литературе она рассматривается и как общность, и как группа, и как социальный институт общества с присущими каждому из них признаками.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

Помимо рассмотренных групп в социологических и особенно в социально-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа, под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются: а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика); в) классовые, национальные и другие группы; г) территориальные (город, государство).

К малой группе (контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Номинальная группа – это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под референтной группой понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Формальная группа (официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального института, организации, имеет целью достижение какого-то определенного результата на основе разделения труда и специализации функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации.

Общность – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающих рядом признаков (черт), которые придают им неповторимое своеобразие. Они возникают естественно-исторически. Первыми общностями, возникшими с образованием человеческого общества, были семья, род, племя, община. В более позднее время возникают народности, нации.

Род – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью рода (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Род распался с возникновением классового общества, но пережитки родо-племенного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это необходимо учитывать при урегулировании отношений между социально-этническими группами.

Племена представляли (и сейчас представляют в некоторых регионах Земли), как отмечено выше, объединение родов. Наряду с кровнородственными связями им присуще также наличие племенной территории, племенное самосознание, племенное самоуправление.

Следующей возникшей к периоду разложения первобытнообщинных отношений социально-этнической общностью является народность. Если для родо-племенных общностей главным признаком была кровнородственная связь, то для новой общности – территориальная связь. Народность характерна, прежде всего, для рабовладения и феодализма. Однако она существует и при капитализме, и при социализме. Причины этого – отставание в развитии, малочисленность.

Как историческая общность людей нация характеризуется устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера.

Следует отметить, что указанные общности имеют двойную основу – социальную (в широком смысле) и этническую. Понятием, которое, не отрицая социальных характеристик этих общностей, отражает прежде всего этническую, народную суть, является этнос, т. е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Основные признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки. Это компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.

Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных характеристик, которые проявляются, в частности, в социальном статусе человека практически всегда (за исключением случаев длительного пребывания в инонациональной среде, особенно в раннем и молодом возрасте) стремится сохранить свое этническое единство.

В научной литературе используется и такое понятия, как «национальные меньшинства» (точнее, социально-этнические «меньшинства», группы). Под ними подразумеваются национальные (социально-этнические) группы, проживающие за пределами территории своей страны.

Специфическими являются этнографические группы в составе той или иной этнической общности (нации, народности). Они отличаются от основной массы населения особенностями культуры, языка (говором, диалектами или наречиями).

В литературе используется также собирательное понятие «народ». Оно включает несколько значений: 1) все население страны; 2) народные массы (классы и группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества); 3) различные формы исторических общностей людей (род, племя, народность, нация); 4) интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социальноэтнических групп; 5) люди, скопление людей (народ на улице).

Для социальной работы важнейшей является первая интерпретация понятия «народ», особенно слабо защищенные, нуждающиеся в социальной поддержке группы и слои населения.

Не менее важным элементом социальной структуры является также трудовой коллектив (или трудовая ассоциация) – разновидность и социальной общности, и социальной организации, и социального института. Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определенную структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, необходимость органов управления и самоуправления. В коллективе сочетаются (должны сочетаться) общественные, групповые и индивидуальные интересы.

Наконец, в обществе существуют деклассированные элементы. Это лица, утратившие устойчивые связи с социальными и другими группами, опустившиеся на «дно» общественной жизни. Их обычные занятия – воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, бродяжничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание населения.

Конец ознакомительного фрагмента.