28. Социальное действие – первичный элемент социальной жизни
Понятие социального действия ввел М. Вебер со следующим определением: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей, хотя опосредованное взаимодействие между индивидами тоже нельзя исключать.
По мнению Вебера, социальному действию присущи два признака:
· оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;
· совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, ожидая ее.
Следующие признаки социального действия выделял Т. Парсонс:
· нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);
· волюнтаристичность (связана с волей субъекта, в некоторой степени независимой от окружающей среды);
· знаковые механизмы регуляции.
Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода: 1) действие рассматривается как единичный акт и связано с выделением автора и среды, включающей физические объекты, культурные образы и других индивидов; 2) действие – открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой и связанная с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций, каждой из которых соответствует определенная подсистема: адаптивная – ей соответствует биологический организм; личностная – ей соответствует усвоение ценностей и норм; социальная, т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения); культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, позволяющие создать объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия не имеют живого организма и не обладают мышлением, волей и мотивами. Понятия «коллективное сознание», «воля государства» нельзя рассматривать как реальные вещи, а только в метафорическом смысле. Их необходимо изучать иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог должен начинать с индивида, изучая совершаемые им действия, а не душу и эмоции. Действия следует считать социальными, если они имеют осознанную цель и мотивацию.