23. Социологическая теория марксизма
Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям: философскому, социологическому, экономическому и другим учениям. Все эти теории тесно взаимосвязаны. Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества развивал также Ф. Энгельс.
К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист, основной идеей которого было представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента: средства производства (орудия и материалы); работников; тех, кто присваивает продукт производства.
Данные элементы присутствуют во всякой экономике, а различия сводятся к тому, в каком соотношении они находятся:
· работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);
· присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет в собственности средства производства, труд или то и другое одновременно (отношения собственности).
По Марксу, работники делятся на тех, кто зарабатывает своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Производственные отношения отражают существующее разделение труда и определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации строятся на противопоставлении двух классов.
Кроме этих классов, общество включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества. Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Маркс считал, что такие социальные институты, как семья и государство, относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Характер надстройки в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.
Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, выполняющего работу по внешнему принуждению.
К. Маркс разработал концепцию социального изменения, согласно которой двигателем истории является классовая борьба и социальные изменения не могут произойти просто при трансформации экономической структуры, для этого необходимо активное вмешательство угнетенного класса.