21. «Понимающая» социология Макса Вебера
М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главная идея Вебера – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, – нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах. В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер рассматривает отдельного осмысленно действующего индивида.
Общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Однако в отличие от крайнего индивидуализма неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов», в чем тот получает свое признание и «социально общее». Ориентация на другого – один из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в них присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
Вебер выделяет четыре вида социального действия:
· ценностно-рациональное, подчиненное сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, вне зависимости от успеха;
· целерациональное, характеризующееся ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, с учетом возможных реакций окружающих; как и в какой мере их можно использовать в своих целях;
· аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта;
· традиционное – диктуется привычками, верованиями, обычаями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.