10. Социальная мысль Средневековья и Возрождения
Социология – наука об обществе или учение об обществе, а впервые этот термин употребил О. Конт, который большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления. Объектом и предметом социологии является общество и вся общественная жизнь.
Совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. В разные эпохи, когда развивалась социологическая мысль, на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О. Конта включала в себя «социальную статику» и «социальную динамику».
Биологическая концепция связана с именем Г. Спенсера, который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. По его мнению, процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Он поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни.
В теории подражания Г. Гард элементарным социальным отношением считал передачу верования или желания. Его концепция была использована в теории массовых коммуникаций.
Г. Лебон занимался феноменом «толпы», где разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, а она определяет сущность
и направление человеческого поведения. Поего мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.
Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю и Ф. Ратцелем. Они преувеличивали влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества.
В XIX в. возникла марксистская ветвь социологии. К. Маркс иф. Энгельс сформулировали совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории. Это послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций.
Э. Дюркгейм полагал, что социология не должна претендовать на «всезнайство» об обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые образуют социальную реальность.
Г. Зиммель предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе. Ее задачей он определил изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.
Взгляды М. Вебера противоречат точке зрения Э. Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. М. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа.