Тема 2 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Основы социальной жизни
2. Социологические теории общества
3. Основные признаки общества
4. Типология обществ
Основные понятия: общество, социальная система, потребности, социальная структура, интегративность.
1 Основы социальной жизни
Что такое общество? Что явилось толчком к объединению людей в общество? На этот счет существует ряд интересных предположений, каждое из которых имеет теоретическую основу.
Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная концепция происхождения общества ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей людей. Они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов питания. Используя орудия труда, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к делению общины на группы и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми. Возникла социальная организация.
Сексуальная концепция формирования социальной организации у людей базируется на таких особенностях человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному, неконтролируемому хаосу деторождения, которые выбивают жизнь группы из ритма. В результате через формирование семей и возникновение норм, регулирующих сексуальные отношения между членами общины, устанавливается контроль над рождаемостью. Именно регламент воспроизводства, который дает возможность планировать хозяйственную жизнь, создает социальную организацию.
Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем. Сила и ум, присущие людям, распределены между ними неравномерно. Поэтому приоритет по значимому признаку (физическая сила, ловкость, наблюдательность) позволяет тому или иному человеку занять позицию лидера. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации.
Гендерная концепция, развиваемая в русле феминистской социологии, основана на анализе распределения ролей между полами. Женщине, согласно этому подходу, принадлежит биологическая монополия на воспроизводство рода. Мужчина незначителен и используется лишь для обслуживания процесса воспроизводства, обеспечивая зачатие, защиту, тепло, кров и питание. В результате, мужчины, неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, создают искусственный противовес в виде мужской монополии на установление порядка. Отсюда теоретики феминизма делают вывод, что в момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, в которой мужчины не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами и властью.
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания толкает индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела». Возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных групповых функций. Формируется общество.
Однако, несмотря на кажущуюся обоснованность каждой из вышеизложенных теорий, процесс самоорганизации индивидов в социальную систему был значительно сложнее и включал, повидимому, все перечисленные процессы, в основе которых заложены различные потребности человека как биологического существа. Вспомните, что такое потребность. Стремление к удовлетворению потребности побуждает индивида к объединению усилий с другими людьми, т. е. к скоординированному, упорядоченному взаимодействию внутри сообщества. Однако только наличие сознания придает этим свойствам человека социальный характер. Сознание выступает способом социальной ориентации человека в окружающей среде, благодаря которому становится возможным особый тип регулирования отношений в обществе. Именно сознательная регуляция поведения людей на базе социальных обязательств является основой жизни общества.
2 Социологические теории общества
В современной социологии существуют три основных направления в определении понятия «общество»: функционализм, конфликтная парадигма и интеракционизм.
Функционалисты (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон) основывают свой подход на утверждении, что общество – это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям. Таким образом, с точки зрения данной теории, общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы.
Теория конфликта тоже основана на идеях о роли и влиянии общественных структур, но она не признает солидарность и сотрудничество в качестве способа достижения социальных перемен и общественного прогресса. Именно конфликт, а не сплоченность, по мнению сторонников этой теории (Ч. Миллса, Р. Дарендорфа) олицетворяет отношения между различными группами в обществе. Все сложные организации основываются на перераспределении власти, и люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.
Интеракционизм (концепция действия) изучает не макросистемы и структуры общества, а те способы, посредством которых связаны индивиды и небольшие группы в обществе. В центре внимания ученых данного направления оказываются межличностные отношения между отдельными индивидами, то, как к ним относятся другие, как они воспринимают и оценивают поведение друг друга. Эти взгляды основаны на убеждении, что человеку нужно определить, что происходит в жизни, а затем решить, как действовать.
Таким образом, теоретики интеракционистской ориентации сосредоточивают свое внимание на микроуровне общественной жизни, на выяснении роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Среди множества микротеорий, выработанных социологической наукой, наиболее известными являются теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау, а также концепция символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и Герберта Блумера.
Исходное положение теории социального обмена состоит в том, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Индивиды вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждениями могут быть социальное одобрение, уважение, статус, авторитет и т. п., а также практическая и материальная помощь. Характерными чертами символического интеракционизма являются, во-первых, стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий. При этом особое значение придается языковой символике. Таким образом, в основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
В результате на основе различных концепций в современной социологии сложилось определение общества как относительно самостоятельного или самообеспечиваемого населения, характеризуемого внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.
3 Основные признаки общества
Социологи различных теоретических направлений поразному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. Он рассматривает общество как социальную реальность, которая функционирует по законам, отличным от законов природы. С его точки зрения, общество характеризуется нижеследующими признаками.
Во-первых, это общность территории, обычно совпадающей с государственными границами. Ведь территория – основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
Во-вторых, целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. Общество приобретает целостность благодаря наличию социальной структуры.
В-третьих, объединение людей является обществом в том случае, если оно обладает автономностью и высоким уровнем саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов.
И, наконец, четвертым признаком общества является интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Этот процесс обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество.
Таким образом, общество как социальная реальность представляет собой совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. Все вышеперечисленные признаки общества, выделенные Э. Дюркгеймом, являются системными характеристиками. Действительно, как и все сложные образования, общество представляет собой систему. Система – это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.
Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности, а ее элементами выступают люди, поведение которых определяется их социальными позициями (статусами), конкретными социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными социальными качествами.
Таким образом, общество – это совокупность взаимодействующих между собой индивидов и групп, которая постепенно приобретает системные качества, т. е. действует на основе определенных законов и структуры.
4. Типология обществ
Трудности определения понятия «общество» связаны с тем, что оно является очень широким и гибким. Существует множество способов классификации обществ.
Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются имеющиеся экономические ресурсы. В связи с этим различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества.
Современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств существования. Они выделили нижеследующие их типы.
1. Общества, живущие охотой и собирательством.
2. Садоводческие общества.
3. Аграрные общества.
4. Промышленные общества.
Рассмотрите данные классификации подробнее.
Другую классификацию обществ предложили американские социологи Д. Белл и А. Турен. Они выделяют три типа общества.
1. Доиндустриалъное (традиционное) – общество с аграрным укладом, с малоподвижными социальными структурами и основанном на традиции способом социокультурной регуляции. К данному типу общества, возникшему в процессе аграрной революции в эпоху неолита, Д. Белл относит все докапиталистические системы.
2. Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем технического развития. Переход от традиционного общества к индустриальному связан с разрушением традиционных наследственных привилегий, с провозглашением равных гражданских прав и демократизацией общественно-политической жизни. Формируется система национальных государств, в недрах которых и вырастает гражданское общество как сеть свободных ассоциаций, выражающих и защищающих интересы своих членов. Общинные связи заменяются гражданскими. Наблюдается быстрая урбанизация населения. Массовое производство стимулирует стандартизацию потребления и формирование «массовой» культуры. Западноевропейские общества первой половины XX века представляют собой пример индустриального типа общества.
3. В середине XX века развитые западные общества начинают переходить к третьей стадии – постиндустриальному обществу. Постиндустриальное общество имеет множество наименований. Его называют также «надиндустриальным» (Р. Арон), «информационным» (Д. Лион), «обществом риска» (У. Бек), «программируемым» (А. Турен), «электронным» (М. Морисима), «обществом третьей волны» (О. Тоффлер), «обществом постмодерна» (Ж. Лиотар).
Основными ресурсами в нем становятся знание и информация. Бурными темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и обрабатывать огромные массивы данных. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, металлургии и сельском хозяйстве. В свою очередь, опережающими темпами растет сфера услуг, в которой занято более половины работающего населения.
Данная концепция получила дальнейшее развитие в 70-е годы XX века и, в частности, в концепции общества «третьей волны» американского социолога Алвина Тоффлера. С его точки зрения, общество в своем развитии проходит три основных этапа.
1. Сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в.), для которой характерны следующие особенности: а) основой социальной жизни является земля; б) власть имеет авторитарный характер; в) классы и касты четко определены; г) социальное происхождение человека определяет его место в обществе и его судьбу.
2. Индустриальная цивилизация (XVIII-XIX вв.), отличающаяся: а) централизацией экономики; б) стандартизацией жизни; в) специалиацией в разделении труда.
3. Общество третьей волны, характеризующееся нижеследующими признаками. Изменяется структура производства. Ведущими становятся такие отрасли, как производство электронновычислительной техники, космическая индустрия, использование мирового океана, генная инженерия. На предприятиях преобладает гибкий график работы, непринужденные отношения между работниками и управленцами, чистота и тишина, мелкосерийное производство. Происходит возвращение к надомному труду. Дом, благодаря информационным технологиям, превращается в центр общественной жизни. Изменяются социокультурные стандарты, нормы и ценности. Домашний труд рассматривается как экономическая деятельность. Формируется новый образ жизни, который отвергает конформизм, пунктуальность, стандарт. Происходит индивидуализация культуры.
Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятия закрытого и открытого общества. Открытое общество, т. е. демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, противопоставляется закрытому – догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны догматизм, магическое мышление и коллективизм, для открытого – рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. Развитие современной цивилизации идет, по мнению К. Поппера, от закрытых к открытым общественным системам.
Вопросы
1. Что лежит в основе социальной жизни?
2. Определите характер взаимосвязи социального и биологического в человеке.
3. Охарактеризуйте роль функции ожидания в социальной жизни человека.
4. Какие теории происхождения общества вам известны?
5. Дайте три определения общества: с точки зрения функционализма, конфликтологии, интеракционистского направления.
6. В чем состоят различия понятий «общество», «государство», «страна», «народ»?
7. Назовите основные признаки общества.
8. Что обеспечивает целостность и устойчивость общества как системы?
9. Прокомментируйте высказывание Г. Спенсера: «Общество существовало раньше человека».
10. Охарактеризуйте различные типы обществ.
Тесты
1. Какое определение общества наиболее полно и корректно?
а) «Общество – это то же, что и государство»;
б) «Общество всегда совпадает с территорией определенной страны, поэтому основной признак – это географические границы»;
в) «Понятие «общество» совпадает с понятием «культура»»;
г) «Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру»;
д) «Общество – самая крупная группа людей».
2. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?
а) массовое общество;
б) индустриальное общество;
в) постиндустриальное общество;
г) постмодерное общество;
д) традиционное общество.
3. Что, по мнению Т. Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
а) дифференциация и интеграция;
б) органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности;
в) определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца;
г) социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны;
д) всевозрастающая рационализация общества.
4. Для какого типа общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?
а) для аграрного общества;
б) традиционного общества;
в) общества охотников и собирателей;
г) индустриального общества;
д) индустриального и постиндустриального общества.
5. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?
а) модернизация;
б) индустриализация;
в) информатизация;
г) глобализация;
д) интеграция.
6. Согласно теории структурно-функционального анализа, функции общества как системы определяются …
а) потребностями общества;
б) ведущими социальными институтами;
в) общественными деятелями;
г) отдельными группами людей.
7. Основное противоречие капиталистического общества по К. Марксу – это противоречие между …
а) производительными силами и производственными отношениями;
б) различными социально-политическими движениями;
в) центром и регионами;
г) государством и церковью.
8. Постулат функционального единства общества гласит:
а) «Функции общества возникают из его потребностей»;
б) «Все функции общества согласованы и взаимосвязаны»;
в) «Функциональность – это полезность социального явления»;
г) «Каждая функция общества имеет скрытые последствия».
9. Понятие общества в социологии…
а) изменяется в зависимости от подхода исследователя;
б) является неизменной общепризнанной категорией.
10. Отождествление общества и государства было характерно для взглядов…
а) Аристотеля;
б) Платона.
11. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?
а) Конфуцию;
б) И. Канту;
в) Т. Гоббсу.
12. В чем специфика определения общества у А. Смита?
а) в гуманитарном подходе;
б) экономическом подходе;
в) философском подходе.
13. Идея гражданского общества принадлежит…
а) Г. Гегелю;
б) О. Конту;
в) Г. Спенсеру.
14. В современной социологии под обществом понимаются…
а) все разумные существа на планете;
б) люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру.
15. Какой подход к периодизации развития общества характерен для марксистской социологии?
а) цивилизационный;
б) формационный.
16. Что лежит в основе типологии обществ по К. Марксу?
а) способ производства;
б) уровень развития техники и технологии;
в) уровень развития культуры.
Основная литература
1. С. 118-152.
3. С. 24-28, 99-105.
5. С. 55-118.
Дополнительная литература
1. Байльдинов, Е. Потребности индивида и развитие общества / Е. Байльдинов // Общество и экономика. – 2010. – № 2. – С. 64-72.
2. Васильев, В.А. Формирование элементов гражданского общества в России / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 215-223.
3. Горшков, М. Российское общество: реакция на кризис и ожидания будущего / М. Горшков // Общество и экономика. – 2010. – № 2. – С. 17-31.
4. Дашичев, В.И. Какая модель общественного развития нужна России / В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 6. – С. 79-87.
5. Дугин, А.Г. Социология глобального общества / А.Г. Дугин // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2012. – № 2. – С. 133-143.
6. Малахов, А.О. Потребление как предмет современного научного анализа: от удовлетворения потребностей к коммуникации и идентичности / А.О. Малахов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2011. – № 4. – С. 64-75.
7. Полякова, Н.Л. Методологические основания построения теории общества в социологии конца ХХ – начала ХХІ в.: отход от «социологической ортодоксии» / Н.Л. Полякова // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2011. – № 4. – С. 76-82.
8. Полякова, Н.Л. Образ современных обществ в социологической теории конца ХХ – начала ХХІ в. / Н.Л. Полякова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2009. – № 2. – С. 128-143.