Вы здесь

Социология. Краткий курc. 11. Натуралистическое и психологическое направления в развитии классической социологии ( Коллектив авторов, 2014)

11. Натуралистическое и психологическое направления в развитии классической социологии

1

К концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим не устраивало более социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом и как проявление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения и к его психологическим механизмам в социологии возникает психологическое направление.

Натурализм – социальные концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания.

В пределах социологического натурализма развиваются органистическая, расово-антропологическая, географическая школы, социальный дарвинизм и другие направления.

2

Органистическая школа в социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) рассматривала общество по аналогии с биологическим объектом, как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого и идея эволюционизма.

Школа социального дарвинизма утверждает, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Л. Гумплович. С точки зрения Гумпловича, основным элементом общества выступает не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития.

Расово-антропологическая школа: социальное поведение определяется биологической наследственностью. Основатель данного направления Ж. Гобино считал социальное поведение результатом действия расовых и антропологических факторов. Ж. Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор как решающий в истории развития общества, разделял расы на высшие и низшие.

Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняется в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания: немцы живут на маленькой территории – отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях – отсюда широта души, расточительность.

Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии К. Марксом. Им были разработаны классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества.

Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но это направление игнорировало сложности общественного развития и сознательный характер человеческой деятельности.

3

На рубеже XIX и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения:

1) индивидуалистское;

2) групповое;

3) социетарное.

Индивидуалистское течение психологического направления в социологии утверждает, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида.

Групповое течение психологического направления в социологии: социальные явления должны объясняться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива).

Социетарное течение психологического направления в социологии рассматривает психику индивида как продукт деятельности общества. Социальные явления и процессы оцениваются с позиций общественной психологии и социологии.

4

Наиболее известные представители психологического направления в социологии классического периода: американские социологи Л. Уорд (1841–1913), Ф. Гиддингс (1855–1931), У. Мак-Дугалл (1871–1938), французские ученые Г. Тард (1843–1904), Г. Лебон (1841–1931).

Л. Уорд считал, что основополагающие общественные запросы – увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Общественные силы есть силы психические, и потому социология должна иметь психический базис.

Ф. Гиддингс утверждал, что социология – наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Центральная теоретическая идея ученого выражалась понятием «себеподобное сознание» («сознание рода», «родовое сознание») под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.

По мнению У. Мак-Дугалла, основной движущей силой поведения человека выступают инстинкты, т. е. наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, ученый сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.

Работы Г. Тарда доказывали, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и есть основная задача социологии. Основные социальные процессы, по Г. Тарду: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). «Универсальными» социологическими и психологическими законами являются «законы подражания».

Г. Лебон считал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах ученого занимали проблемы «толпы» и «расы».