Вы здесь

Социология. Глава II. Основные составляющие социальной жизни ( Коллектив авторов, 2010)

Глава II

Основные составляющие социальной жизни

§ 5. Общество

Роберт Мертон заметил: «Социология – молодая наука об очень древнем предмете изучения». Действительно, человеческое общество зародилось не менее 40 тысяч лет назад, а наука о нем – только в XIX веке. Да и сам термин «общество» появился относительно недавно – в XVII–XVIII вв. И сегодня, несмотря на столь частое употребление понятия «общество», оно до конца еще не исследовано.

Общество – понятие многозначное. Пришло оно из обыденной речи и означает особый род единства (В. Парето), форму социальной коллективности, реальные или типизированные сообщества людей. Мы и сейчас говорим «светское общество», «спортивноеобщество», «общество книголюбов» и т. д. – когда речь идет о круге людей, объединенных сословной и профессиональной принадлежностью, общностью интересов.

Понятие «общество» употребляется и в антитезе «общество – природа», и тогда оно означает социальность вообще, социокультурную реальность, социум.

Социологическое понятие общества имеет более универсальное значение: оно обретает смысл, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей (Г. Зиммель).

Подходы к познанию общества менялись от одной эпохи к другой, Претерпевало изменение и само понятие человеческого общества. Потребовались тысячелетия, чтобы социокультурное разделение общества и природы, усложнение структуры функционирования самого социума позволили увидеть в нем самостоятельную реальность, целостность.

Вопросы социального бытия, общественного развития всегда привлекали к себе внимание мыслителей. Уделял внимание обществу Платон. Несмотря на то, что он отождествлял общество с государством, рассматривал общество и человека как симметричные и взаимодополняющие системы, в его концепции было заложено много гениальных идей и догадок, которые получили дальнейшее развитие в творчестве выдающихся социальных мыслителей. Аристотель, Никколо Макиавелли, Томас Мор и Томмазо Кампанелла, Томас Гоббс, Джон Локк, Джамбатиста Вико, Шарль Луи Монтескье, исследуя различные грани общественного развития, постепенно подводили к уточнению и наполнению понятия «общество».

Возникновение социологии как науки об обществе изменило познавательные методы изучения общества и потребовало уточнения этого понятия. Представители различных школ и направлений предлагали свои определения.

Герберт Спенсер трактовал общество как организм, который растет, увеличивается в объеме, усложняется структурно.

Согласно Э. Дюркгейму, общество – это реальность особого рода, мало зависимая от личной инициативы и взаимодействия индивидов и обладающая по отношению к ним принудительной силой. Это надындивидуальная духовная реальность, образованная из «социальных фактов» и основанная на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий.

Надорганической системой бытия считал общество П. Сорокин. Системой, являющей собой единовременное культурное качество, единственно способное продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри конституирующих общество членов.

По К. Марксу, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Емко и образно выразил свое понимание общества Т. Парсонс: общество – это такой тип социальной системы, который обладает самостоятельностью относительно своей среды. Это совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействий между индивидами.

При всем многообразии определений в них обнаруживается нечто общее. Обществоэто совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей, имеющих одно географическое пространство, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Обществоособая организационная форма социальности.

Общество можно трактовать и более широко – как мировое сообщество, социальную систему, объединяющую все население Земли.

Основные признаки общества

Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, целостность и устойчивость общества.

Автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Саморегуляция – важное свойство общества.

Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение.

Общество состоит из множества устойчивых, повторяющихся в социальном взаимодействии элементов, которые конструируют его как целостность. Эта структурная композиция общества имеет свои уровни.

– Первый уровень – базовый, статусно-ролевой. Стандартизация определенных видов взаимодействия, неизбежно происходящая в обществе, вырабатывает статусно-ролевые стандарты определенных видов взаимодействия. Те из них, которые носят устойчивый, нормативно-фиксируемый и воспроизводимый характер, составляют базовый первичный уровень общества. Общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций. Чем общество развитее, тем таких позиций, сложно организованных, соединенных между собой бесчисленными нитями, больше.

– Второй уровень общества– институциональный, регулирующий групповые или специализированные виды взаимодействий. Для каждого общества это конкретный набор социальных институтов и общностей. Развиваясь, общество создает новые институты, насыщая их сформировавшимися на протяжении веков представлениями о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Таким образом, старое удерживается в новых социальных образованиях. Кодифицирует, контролирует и развивает институциональные отношения в обществе государство. Государство – это центр общественной системы. Никогда полностью не совпадая с обществом, оно контролирует процесс воспроизводства определенных институтов, фиксирует их функциональное назначение, определяет зоны действия, формирует и контролирует единое правовое пространство. Следует отметить, что в одних случаях государство контролирует только часть общественных отношений, в других – почти все. От того, какова роль государства, куда сдвинут этот центр власти, зависит суть общественной системы.

– Третий уровень – социетальный, обеспечивающий воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Его воздействие отличается универсальностью и интегративностью, удерживает институциональные образования в едином комплексе, не позволяет распасться обществу как целостности. Общие культурные образцы связывают многочисленные институциональные и солидарные объединения. Культура помогает человеку сформировать целостный взгляд на окружающий его социальный мир, соединить в своем миропонимании различные социальные институты, задает ценностные образцы поведения.

Общество как система

Как наиболее общая система социальной жизни, общество обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, в быту.

Понятие система означает целое, состоящее из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) находится в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность и единство. Основными системными категориями являются принцип целостности, принцип структурированности, принцип иерархичности компонентов системы, принцип обратной связи системы со средой.

Свойства системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов. И свойства элементов не выводятся из свойств целого. Здесь гораздо более сложные и тонкие взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленные строгой иерархией элементов, их свойствами и функциями. Когда социолог рассматривает общество, он имеет в виду не отдельных индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Эти связи должны быть устойчивы и постоянны, обеспечивая сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Главным стимулирующим фактором общества становится социальная структура, которую оно создает: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социальные роли и т. д. Все они функционально зависимы, что придает совокупности элементов социальной системы свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Вместе с тем каждый элемент системы – сам небольшая система.




Изучение общества как целостной динамичной саморазвивающейся системы предполагает также объединение различных знаний об обществе в целостную систему. Вычленить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типичное для жизни общества можно именно с помощью метода системного анализа.


Системообразующие качества общества:

целостность

динамичность

историчность (обществоинформационная система, которая имеет собственную историю «банк информации»историю поколений).

открытость


Один из виднейших теоретиков общества, американский социолог Т. Парсонс относит общество к такому типу социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Он выделяет три проявления этой самодостаточности: экономическое, политическое и личностно-интегративное[26].

Он формулирует четыре основные функции, без развития и совершенствования которых общество не может существовать: адаптационную, целеполагающую, стабилизационную и интегративную.

Адаптационная функция обеспечивает способность общества к адаптации, т. е. приспособлению к изменяющимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде. Это приспособление должно быть не пассивным, а мобилизующим ресурсы, воздействующим на окружающую среду.

Целеполагающая функция определяет способность общества ставить цели и задачи, устанавливать их иерархию и обеспечивать процесс их достижения.

Стабилизационная функция заключается в способности общества сохранять свою устойчивость за счет норм и ценностей, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в системе.

Интеграционная функция позволяет обществу включать в свою систему новые поколения, новообразования, неизбежно возникающие в ходе его развития.

По Парсонсу, адаптация – это функциональная нагрузка экономических институтов, целеполагание (целедостижение) – политических институтов, стабилизация, поддержание образца – институтов образования, семьи и т. д.

Социологические теории общества

В современной социологии существуют различные подходы к изучению общества: детерминизм, функционализм, интеракционизм, конфликтная парадигма.

Детерминистская методология предложена К. Марксом. Общество, по Марксу, представляет собой особую социальную форму движения материи, подчиненную объективным законам функционирования и развития. Социальная сущность человека заключается в том, что он есть совокупность всех общественных отношений. Маркс разработал учение об общественно-экономических формациях как ступенях общественного прогресса человечества.

Системообразующим элементом общественной формации является способ производства. Он определяет функционирование остальных подсистем. Экономика, право, политика, идеология взаимосвязаны. Общество постоянно изменяется и находится в непрерывном поступательном развитии.

Функционалисты рассматривают общество как стабильную и упорядоченную систему, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям (Д. Кендалл). Основные идеи этой школы были сформулированы О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом и развиты А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном и Т. Парсонсом.

Г. Спенсер представлял общество как организм, включающий в себя различные «органы» – политику, религию, экономику, культуру. Каждая из частей выполняет четко обозначенные функции. Гармоничное их функционирование обеспечивает общественные потребности, согласованность взаимодействия подсистем общества, что способствует сохранению его ценности и воспроизводству человеческого рода. В жизнедеятельности общественных систем возможны нарушения. Для их устранения необходимы институты социального контроля: государство, церковь, мораль, образование, воспитание.

Конец ознакомительного фрагмента.