Тема 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Как мы отмечали в предыдущей лекции, чтобы рассмотреть общество как систему, надо выявить ее структуру, основные элементы, а также связи между ними. Структуру общества можно рассматривать как в статистике, так и в динамике. Если смотреть на общество как живой организм, то можно увидеть многообразные связи и взаимодействия между людьми. Общество предстает перед нами как муравейник, как непрерывный процесс изменений и сохранений. В силу этого принято в обществе выделять динамическую и статическую структуры.
Исходным элементом динамической структуры выступает социальное действие, своеобразный, неделимый атом социальной реальности. Пристанное внимание ему уделяли М. Вебер и Т. Парсонс. Под социальным действием имеется в виду действие, ориентированное на других людей, а следовательно, оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие людей друг с другом. Чтобы действие осуществилось, необходим субъект деятельности, с его целями и мотивами, системой основных ориентаций. Парсонс предложил такую систему ориентаций. Она включает в себя четыре типа: 1) ориентация на себя – ориентация на коллектив; 2) ориентация на удовлетворение сиюминутных потребностей – ориентация на перспективные и важные цели; 3) ориентация на социальные характеристики другого индивида или на внешние и витальные характеристики (пол, возраст, внешний вид и т.д.); 4) ориентация на общие правила поведения или на специфику данной ситуации. Парсонс отмечал, что предсказать поведение человека в каждой конкретной ситуации чрезвычайно трудно. Но если брать целостную систему действий, то нравственная направленность личности может быть прослежена. И главным фактором, по мнению Парсонса, является система ценностей. Именно система ценностей является главным социализирующим фактором, который во многом определяет типичный для данного общества индивидуальный выбор.
М. Вебер, пытаясь разобраться в мотивах действий людей, считал, что определяющим действием является целерациональное действие, поскольку его совершает человек, который знает, чего он хочет добиться, какими путями и средствами. Но более массовым он считал ценностно- рациональное действие, поскольку в его основе лежат религиозные, нравственные и прочие ценности, а не рационально понятые цели. Широко распространено и аффективное действие, обусловленное эмоциональным состоянием, стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды, влечения. В незначительной степени присутствует рациональный момент и в традиционном действии. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных образцов поведения и традиций, когда человек поступает «как все», «как принято».
В реальной действительности встречаются все типы поведения, но там, где существенно снижается сфера целерационального действия, наступает время мифов, вождизма, тоталитаризма.
Подводя итог анализу мотивации социального действия, мы должны сделать вывод, что следует пристальное внимание уделять идеальной, смыслообразующей стороне жизнедеятельности – культуре.
Социальное действие – исходный элемент динамической структуры, но не единственный. Он реализуется через социальную связь и социальное взаимодействие. О социальной связи говорят тогда, когда один субъект изменяет поведение других. Социальная связь включает в себя субъектов связи (по поводу чего связь) и механизм регулирования связи между субъектами. Связи могут быть формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными. Естественно, что при этом их характер существенно меняется. Так, чем больше посредников в связи, тем больше исчезают индивидуальные особенности и создается иллюзия, что связь навязана сверху, обезличена и господствует над людьми.
Если связь взаимна, то есть возникает обратная связь, то в этом случае говорят о взаимодействии. Социальное взаимодействие – это постоянные, регулярные взаимные связи. Если же связи поверхностны, кратковременны, то их называют социальными контактами.
Вступая в социальные связи и взаимодействия, люди всегда их регулируют. Без этого не может быть взаимодействия. Регулятивный механизм – это своеобразные правила игры. С одной стороны, они определяются социокультурной средой, а с другой – теми принципами, которыми руководствуются субъекты во взаимодействии. К этим принципам относятся личная целесообразность, взаимная эффективность, единство критериев и ценностей. Анализируя критерии, Т. Парсонс относил к ним а) систему ценностей; б) деньги и в) власть. Ценности вооружают нас моральными, эстетическими и др. критериями. Деньги дают возможность людям оценить вклад любого члена общества. А власть (закон) делают каждого члена общества равным перед другими. К выбору этих критериев люди пришли, считает он, через перебор вариантов.
Взаимодействуя друг с другом, удовлетворяя свои потребности, люди заинтересованы в том, чтобы их взаимодействия были безопасны, предсказуемы и воспроизводимы. Для достижения этого в обществе формируются устойчивые социальные структуры. К ним относятся социальные группы (общности), социальные институты и социальные организации. Они и выступают основными элементами статической структуры общества. Рассмотрим, что они из себя представляют.
Социальные группы.
Под социальной группой понимается такая совокупность людей, которая имеет общий признак. Это определение можно считать наиболее общим. Существует и масса других определений, отмечающих общий признак групп: совместная деятельность, общие интересы и т.д. В данном случае нам важно подчеркнуть, что такой общий признак существует.
В обществе существует огромное количество групп. Некоторые социологи насчитывают их более 5 тысяч, и все они взаимодействуют. Самой малой группой является семья, а самой большой – само общество. Между ними располагаются все остальные. Всех их связывает в единую систему отношение к деятельности – либо к материально-практической, либо к духовно-познавательной.
По характеру связей группы подразделяют на массовидные и структурно-организованные. Каждым из них присущи свои специфические признаки. Признаками массовидных групп являются: 1) структурная нерасчлененность, аморфность качественного и количественного состава; 2) они ситуативны; 3) имеют разнородный состав. Для структурно- организованных характерны: 1) устойчивость взаимодействий; 2) сплоченность; 3) выраженная однородность состава; 4. входят часто в другие общности в качестве структурных образований.
Группы изучаются как социологией, так и социальной психологией, но их подходы различны. Социологию группы интересуют, во-первых, с точки зрения их места в социальной структуре; во-вторых, их механизмы регуляции социального поведения людей; в-третьих, упор делается не на межличностные отношения, а на социальные.
Среди всего многообразия групп принято выделять большие и малые, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Большие и малые группы, как видно уже из самого названия, отличаются по размерам. Однако количественно указать на размер малых групп, и где они переходят в большие, практически невозможно, поэтому их отличают от больших качественно. Малые группы – это совокупность людей, взаимодействующих друг с другом на основе прямых контактов (Дж. Хоманс). А большие группы – это такие группы, в которых люди взаимодействуют опосредованно.
По степени и характеру организованности группы подразделяют на формальные и неформальные. Формальными называют такие группы, которые создаются обществом или его социальными институтами для решения социально значимых задач. Они имеют четкую структуру, упорядоченную иерархию статусов, строго предписанные ролевые функции. Неформальные группы возникают стихийно на основе дружественных межличностных отношений, общности интересов, симпатий и антипатий. Они также имеют свою структуру и организацию, которые очень подвижны и изменчивы. Тем не менее, доверие ее членов друг к другу, интимный стиль отношений делают деятельность таких групп эффективной. Э. Мейо показал, что неформальные межличностные отношения играют огромную роль в эффективной организации производства.
Кроме указанных групп, выделяют группы членства и референтные. Группой членства называют группу, членом которой формально является та или иная личность. А поскольку каждый человек является членом многих групп, формальных и неформальных, то он, естественно, функционирует в системе их ценностей и норм, ориентируясь, однако, на нормы и ценности другой какой-либо группы. Их он признает как значимые и в своей деятельности ориентируется именно на них. Группа, нормы и ценности которой признаются личностью как эталонные, называют референтными (или эталонными).
Конец ознакомительного фрагмента.