Вы здесь

Социобиология человека. Эволюция без генов. Социальная (культурная) эволюция. 2. Негенетическое наследование в культурной эволюции (В. А. Ефременко)

2. Негенетическое наследование в культурной эволюции

2.1. ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. РАЗУМ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

После возникновения эукариотических клеток и возможности построения из них многоклеточных организмов, самым важным этапом эволюции является появление человека. Важным, с точки зрения его возможности влиять на биосферу в целом, вплоть до её уничтожения. Важным потому, что человек создаёт для себя новую среду, экранирующую его в значительной мере от влияния окружающих природных факторов, снимая (ослабляя) давление естественного отбора и заменяя естественную среду на культурную, созданную им.

В экологическом отношении Homo sapiens – совершенно особый вид. Не выделяясь никакими особыми физическими качествами, он занял доминирующее положение среди всех видов на планете Земля. Единственное чем он отличается от всех видов это разум.

Головной мозг Homo чрезвычайно увеличился в течение относительно короткого промежутка эволюционного времени. Три миллиона лет назад объем черепа взрослого австралопитека составлял 400—500 куб. см. Два миллиона лет спустя его предполагаемый потомок Homo erectus имел мозг с объемом уже около 1000 куб. см. В течение следующего миллиона лет произошло его увеличение до 900—2000 куб. см. у современного Homo sapiens. Но головной мозг это ещё не разум. О разуме в следующей главе.

Выход из Африки Homo sapiens и освоение им других континентов во времени приведено на карте

(http://www.bradshawfoundation.com/journey)




Изготовление каменных орудий и другая хозяйственная деятельность способствовали дальнейшему развитию разума. При этом повышалась результативность этой деятельности. Возникает положительная обратная связь между результатом работы и функциональным развитием самого мозга (увеличением разума).

Результатом длительного периода развития Homo sapiens (160тыс. лет) является появление сознания, способности к осуществлению культурных, образных восприятий действительности, развитие языков общения, появлению предметов обихода и охоты, объектов искусства (рисунки на камне, создание примитивных верований).

Подробно о происхождении и эволюции человека можно прочитать в недавно вышедшей книге А. Маркова (Эволюция человека. В 2 книгах. 2011г). Эта книга основана на последних исследованиях в антропологии, генетике и эволюционной психологии.

Моя же задача показать те факторы, которые сделали возможным и даже неизбежным, возникновение человека из HS на новой ветви эволюции, на которой развивается только человек, ветви эволюции, которая получила название социальная или культурная эволюция.

Появление сознания (высшей части разума) вызывает вопросы «Почему и зачем?». Только человек способен задавать себе вопросы: «Быть или не быть?».

Никакие живые существа кроме человека не мучаются над такими вопросами. Если волк может убить и съесть овцу, он это делает. Ему чуждо раскаяние. Тех волков, которых оно мучило, естественный отбор выбраковал и их поэтому нет

Действительно, проделав обычный путь дивергенции от гоминид Homo Sapiens, как это обычно бывает в эволюционном развитии вида, начал вдруг эволюционировать по-другому, чем все виды. Его эволюция обусловлена развитием разума, а не изменением физиологии или морфологии. Эволюционные адаптации разума оказались вполне достаточными для существования вида. Мало того, на каком то этапе развития, преимущества, даваемые этими адаптациями разума, стали намного превосходить все мыслимые преимущества, полученные путем традиционного приспособления к условиям обитания. Со временем этот процесс приобрел автокаталитический характер (самоускорение процесса при его протекании). В дальнейшем будет показано, что новая ветвь эволюции человека обусловлена не генами, а информационными структурами мозга, которые собственно, играя роль генов, служат репликаторами этой культурной эволюции человека.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Одновременно и параллельно на Земле существовали и использовались человеком 2 метода познания мира.

Религиозный метод познания, относящийся к ответам на вопросы об устройстве мира. Хотя он давал неправильные (с нынешней точки зрения) ответы об устройстве мира, но это лучше чем ничего. Эти простые ответы легко реплицировались в головах. Так религия завоёвывала умы, объединяя людей по признаку веры.

Научный метод познания.

Основаный на опыте, позволяющий изобретать технологические приёмы, помогаюший изготавливать орудия для охоты и труда, обрабатывать землю, разводить скот и прочее. Этот метод впоследствии стал наукой. Долгое время два метода познания не пересекались и мирно сосуществовали.

Религий в разных частях света создано немало, но это говорит о том только, что они были востребованы логикой эволюции Homo sapiens, развитием его разума и языков для коммуникаций. У всех религий свои боги, свои принципы и свои праздники. Никакого консенсуса у религий нет.

Эволюционное значение религий состоит, на мой взгляд, в том, что религии способствовали возникновению социальных отношений в больших сообществах, сдерживая агрессию в поведении людей в определённых рамках, создавая в сознании людей некоторые моральные нормы, востребованные социальным обществом, путем насаждения веры в того или иного бога, укоренения некоторых моральных принципов, методами манипуляции сознанием.

ВАЖНЕЙШИМИ ФАКТОРАМИ, ОБУСЛОВИВШИМИ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЮТСЯ

1. Достижение достаточного разума видом Hомо Sаpiens в результате эволюционного развития.

2. Социализация вида, т.е. объединение сначала в племена, затем в большие поселения, в города и государства.

Главной причиной социализации является то, как установил великий экономист А. Смит в своем знаменитом исследовании «Богатство народов», что разделение труда, возможное в больших поселениях приводит к многократному росту производительности труда, по сравнению с натуральным хозяйством. Можно сказать, что социализация усиливает разум, делая его коллективным, принадлежащим всей популяции.

Повышение производительности труда естественным образом вызывает развитие торговли и связанных с ней других видов деятельности. Иными словами, зарождаются рыночные отношения, начинается строительство цивилизации.

Превращение Homo sapiens в человека можно условно отнести к периоду 6000—10000лет назад. Это условное начало социальной (культурной эволюции). Интересно, что церковные деятели такую же дату считают за начало мира – когда Бог снизошёл и всё сотворил. А ранее этой даты ничего якобы не было. Но ученые полагают, что до этой даты была эволюция в течение 3,8 млрд. лет. Такая «маленькая» разница в миропонимании.

Надо отдавать себе отчет, что человек остался представителем отряда приматов и по морфологии мало отличается от близкородственных видов обезьян.

Человек морфологически и физиологически это вид Homo sapiens отряда приматов, семейсва гоминид, из подсемейства гоминин, появившегося в Африке 180тыс. лет назад, в результате эволюционного развития получивший достаточный разум, социализировавшийся и вследствие этого, начавший адаптироваться к меняющимся условиям не как все виды за счет изменения строения тела, а за счет накопления и использования знаний, умений и навыков, т.е., вступивший на путь развития, названный культурной эволюцией.

Отдельно ни разум, ни социализация не могут привести к такому результату, который имеем.

Муравьи очень социальные насекомые. Они вступили на этот путь раньше нас на 100млн. лет. Они успешны по биологическим критериям. Но их мозг слишком мал, чтобы создать эффективный разум. Поэтому у них распределённый разум, как у сообщества. Иными словами, социализация без достаточного разума даёт ограниченный эффект.

С другой стороны умный (разумный) человек в среде дикарей может добиться ограниченного успеха. Потолком для него является стать шаманом в племени, если схитрить, подстроиться под их ментальность, чтобы стать во главе племени.

Если бы М. Ломоносов не сумел добраться из своей деревни в Москву, так он и остался бы никому не известным крестьянином.

Для получения результатов, от работы разума, нужна соответствующая среда, обмен мнениями с коллегами, и все виды творческого взаимодействия. В среде дикарей разум окажется мало востребованным. Я имею ввиду, что его разум не будет устремлён к звёздам, а будет направлен, например, на усовершенствование наконечника для копья. Впрочем, это тоже полезное занятие.

Сотни тысяч лет, делались каменные орудия предками человека, но эффективного прорыва не было. Не было потому, что творческие люди были разобщены. Была медленная эволюция самого разума, способов охоты, добывания пищи, технологических приемов изготовления каменных орудий.

2.2 РАЗУМ, МОДЕЛИ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Важнейшими факторами, сделавшими возможной начало социальной эволюции являются появление в ходе эволюции развитых языков общения и достаточного разума.

Под разумом я буду понимать:

Способность строить в мозгу такие модели поведения окружающего мира, которые позволяют предсказывать некоторые события реальности не совершая самого эксперимента

Разум создаёт виртуальную реальность (модели в мозгу), изучает её и выводы проецирует на реальные события. Таким образом, достигается экономия сил при решении возникающих проблем. Постепенно разум выходит за эти рамки утилитарных потребностей и начинает вокруг себя создавать культурную среду. Культурная среда, понимаемая в классическом стиле, это тоже виртуальная реальность, но относящаяся не к области практических интересов, а к области духовных переживаний. Я же в этой книге, понимаю культуру расширительно, т.е. как совокупность всех моделей в мозгу, относящихся к любым областям, а не только к тому, что обычно называют культурой.

Конечно, разум позволяет предсказывать некоторые явления с помощью моделей с вероятностью меньшей 100%. Чем выше эта вероятность в разных обстоятельствах, тем будем считать, что человек более компетентен в определённой области или более в ней разумен.

При таком определении другие приматы тоже имеют разум, с чем мы и готовы согласиться, но он уступает человеческому разуму, приобретённому в результате культурной эволюции.

Рождается человек не с готовым разумом, а со способностями этот разум развивать. В постэмбриональном развитии гены продолжают свою работу по строительству многоклеточного организма, мозга в частности. Функциональное же развитие мозга осуществляется с помощью воспитания и образования, но всё же в процессах, которые можно назвать самосборкой.

Сегодняшний уровень разума образовался в результате коэволюции. Биологическая эволюция создала морфологию мозга, наполнила его некоторым первоначальным содержанием, а социальная совершенствует его функционально, дополняет информацию в нем, получаемой от органов чувств о внешнем мире и как то преобразованную мозгом.

Таким образом, мозг превращается в мощный фактор эволюционного развития человека. Его можно рассматривать как средство адаптации человека к среде, такое же как гены, позволяющая запоминать морфологические адаптации, такие как быстрые ноги и острые клыки, созданные отбором. Но адаптации создаваемые в мозгу с помощью разума не морфологические, а функциональные.




По подобному пути развивалась компьютерная техника. Электроника каждые 2 года увеличивала вдвое производительность элементной базы (микросхем), что эквивалентно усложнению морфологии компьютера.

Одновременно усложнялась та программная среда, в которой решались конкретные задачи. Это некоторый аналог развитию языков общения в социальных сообществах.

При этом развитие информационных технологий всё последнее время шло с ускорением. Компьютеры вторглись во все мыслимые стороны нашего бытия.

Человек рождается со способностью к развитию в процессе взросления в культурной среде. Именно эти огромные способности к развитию и отличают человека от других приматов. Именно они получили развитие у Homo Sapiens в результате эволюционного процесса, в котором наблюдалось увеличение мозга по объёму. Объём мозга не есть показатель разума, но с его ростом возможности саморазвития увеличиваются.

Иногда считают, что разум человека есть врожденная сущность, отличающая его от других приматов. Но всем известны примеры, когда человек, выросший в стае животных (маугли) остаётся на таком же уровне развития как другие представители стаи.

Известно также, что, сколько ни воспитывай обезьяну, она может стать весьма сообразительной, но достичь среднего человеческого разума не сможет.

Для того чтобы разум появился, родившийся человек должен пройти стадию воспитания в семье. От культуры семейных отношений в значительной мере зависит появление правильно ориентированного разума, а также усвоение ребёнком некоторых правил поведения в социуме.

После появления человека на свет тело его растёт, очевидно, и мозг растет и совершенствуется. Поэтому обучение и воспитание должны соответствовать уровню развития мозга. Разум это приобретённое в онтогенезе свойство. Поэтому, как всякое приобретённое свойство, он по правилам генетики не наследуется. Наследуется только мозг, но по тем же генетическим правилам, что и другие органы. Т.е. у умных папы и мамы не обязательно появляются умные дети. Что касается гениев, то по приметам «Природа зачастую отдыхает на их детях». Это наблюдение соответствует представлениям генетики.

Совершенствование мозга происходит в результате его деятельности. И здесь можно вспомнить про отличия фенотипа от генотипа. Эти отличия формирует внешняя среда, в которой большую роль играют процессы образования и воспитания. Большую, но всё же ограниченную, поскольку генотип, как известно, определяет все признаки организма.

В роду Бахов, многие поколения были музыкантами, но гениальному Себастьяну Баху пришлось учиться музыке, как и всем другим. Своим же величием он, возможно, обязан своему генотипу.

Недостатки воспитания и образования, направляющие этот процесс формирования личности в юном возрасте, проявляются позже и их трудно или невозможно в последующем исправить. Эти недостатки изменят траекторию развития мозга и, скорее всего, разум не достигнет тех вершин, которых он бы мог достичь. Эти просчёты, естественно, изменят и судьбу. Но при этом надо помнить, что процессы воспитания и образования это процессы самосборки и самоорганизации. Это создание условий для ученика и не более. Учиться можно только самому.

Однако, если принципы воспитания, образования были не совсем адекватными, то отступление от неправильных правил может принести даже пользу развитию конкретного индивидуума.

Формирование разума начинается тогда, когда начнет поступать в мозг информация от органов чувств и обучающая информация от родителей или того, кто находится рядом. Мозг не сформирован полностью к моменту рождения, он развивается вместе со всем организмом. Ему нужна посильная умственная работа для правильного формирования.

И так как процесс развития у человека замедлен по сравнению с другими приматами, то это справедливо и для мозга, который требует длительного процесса совершенствования. Поэтому чрезвычайно важно правильное воспитание и образование, которое зависит от многих социальных институтов действующих в обществе, от благополучия самого социального общества.

Если генами создан мозг малоспособный к развитию, то обучение, воспитание не смогут этот недостаток исправить, но смогут видимо в большей или меньшей мере сделать его малозаметным. С чем можно сравнить? Видимо с процессором, внутри которого отсутствует ряд соединений между транзисторами или сами они некачественные в результате нарушения технологии. Поэтому компьютер с таким процессором работать не будет так, как надо.

Как писал ещё Ч. Дарвин, у представителей вида имеется различная степень выраженности разных признаков. Эта изменчивость и даёт возможность работать отбору. Замечание касается и разума. Степень его наличия у членов социального сообщества колеблется очень сильно. Прогресс, цивилизационное движение обеспечивается теми людьми, у которых разум превосходит средние показатели. Можно без большой ошибки считать, что есть пороговое значение разума, при котором возможна эффективная инновационная деятельность. Создавать условия для работы в науке, для человека неспособного к ней это пустая трата денег.

Всё, что человек воспринимает из реального мира с помощью своих органов чувств, отражается в мозгу в виде виртуальной реальности. Но если в зеркале отражение формируется по законам геометрической оптики, то виртуальное отражение в мозгу формируется с помощью программ, заложенных в мозг генами, а в дальнейшем моделями, заложенными при воспитании и обучении. Каковы модели, таково и наше представление о мире. «Мир это комплекс моих ощущений» говорил один мудрец.

Если в детстве вам внушили мысль о боге, то в дальнейшем на мир вы смотрите с этой точки зрения, и никакой свободы выбора для вас уже нет. Религиозному фанатику и ученому мир представляется по-разному. В этой виртуальной реальности мозга происходит виртуальная жизнь.

2.3 ИСТОКИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

В реальной жизни, когда два субъекта делятся ресурсами (добровольно или в результате принуждения), то у одного ресурс увеличивается, а у другого уменьшается. Это фундаментальное правило реальной жизни, вытекающее из законов сохранения вещества.

Если человек поделился яблоком с другом, то у него осталось для потребления только половина яблока. Благодаря этому свойству и возникают конкурентные отношения за ресурсы, а история это непрекращающиеся войны за материальные ресурсы. Информация это тоже ресурс, для работы с которым необходим достаточный разум.

Конец ознакомительного фрагмента.