Вы здесь

Социально-экономическое неравенство населения региона. Предисловие (К. А. Гулин, 2009)

©Костылева Л.В., Гулин К.А., Дубиничев Р.В., 2009

©ИСЭРТ РАН, 2009


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

Политическая стабильность и устойчивые темпы экономического роста, наблюдающиеся в России на протяжении последних лет, позволили создать предпосылки для системного решения насущных социальных проблем. Однако серьезным ограничением для этого является чрезмерное расслоение населения по уровню денежных доходов. Доходы 10 % наиболее обеспеченного населения страны примерно в 17 раз больше доходов 10 % наименее обеспеченных, при том что в развитых западных странах коэффициент фондов не превышает 10 единиц (Норвегия – 6,1, Швеция – 6,2, Германия – 6,9, Нидерланды – 9,2 в 2001 г.). В Вологодской области коэффициент фондов несколько ниже среднероссийского, но его уровень увеличивается быстрыми темпами: с 8,0 раза в 2000 г. до 12,2 раза в 2008 г.

Неравенство доходов с учетом социально-экономических факторов и последствий разделяется на нормальное и избыточное. Нормальным считается тот уровень неравенства, который генерирует мощные стимулы экономической динамики и в то же время не подрывает социальной и политической устойчивости общества. Главными последствиями избыточного неравенства являются процессы недопотребления и недоинвестирования, тормозящее развитие экономики. Неравенство населения оказывает негативное влияние и на социально-психологическое состояние общества, обусловленное ограниченностью социальных перспектив, безысходностью социально-экономического положения, отсутствием путей для желаемой реализации своего потенциала.

Основная цель данного учебного пособия – отразить масштабы неравенства населения и оценить его влияние на социально-экономические показатели региона. В учебном пособии раскрываются следующие вопросы:

> теоретико-методологические подходы к проблеме сущности дифференциации и ее влияния на социально-экономические показатели;

> характеристика межрегиональной дифференциации в Российской Федерации и Северо-Западном федеральном округе;

> масштабы неравенства населения Вологодской области на основе данных официальной статистики и результатов специально организованных социологических опросов;

> выявление и оценка причин неравенства населения региона с помощью статистических методов;

> выделение нормальной и избыточной составляющих неравенства населения региона и оценка влияния каждой из них на показатели его социально-экономического развития;

> анализ социальной политики государства с позиции возможности снижения дифференциации и бедности населения;

> выявление основных направлений снижения масштабов неравенства и бедности населения.

При выполнении работы использовалась отечественная и зарубежная научная литература по теме исследования, нормативно-правовые акты, справочная литература, значительный массив статистической информации о неравенстве населения страны и регионов, публикуемой Росстатом и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, данные специализированных социологических опросов по теме «Социально-экономическая дифференциация населения региона», проведенных ИСЭРТ РАН в 2007–2008 гг. Широко использовались общие и экономико-статистические методы исследования. Обработка результатов социологического опроса и выявление взаимосвязей осуществлялось с помощью программ SPSS, Statictica, Excel.

Материалы учебного пособия могут быть использованы при изучении дисциплин, связанных с региональной экономикой, уровнем жизни населения, государственным управлением.

В заключение каждой главы приводятся контрольные вопросы, которые позволят студентам самостоятельно осваивать материал и проверять степень его понимания.