Глава 1
Теоретические аспекты инвестирования туристской сферы
1.1. Особенности и сущность инвестиций в сфере туризма
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики регионов и страны в целом. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей хозяйства.
Развитие туризма в настоящее время заметно отстает от реальных возможностей, определяемых уникальными для каждого региона РФ природно-географическими условиями, наличием индивидуальных исторических и национальных черт, культурных памятников. Причиной такого отставания является недостаточное использование туристского потенциала. Соответственно, эффективной реализации туристских ресурсов территорий препятствует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. Среди них важнейшим выступает недостаточное развитие туристской инфраструктуры. В частности, это невысокий уровень развития гостиничного комплекса, а также относительно слабый (по сравнению с мировым) уровень услуг, оказываемых зарубежным и отечественным туристам. Поэтому для максимальной реализации туристского потенциала территорий требует более пристального внимания важнейший в настоящее время аспект – инвестиционный. Активное привлечение инвестиций в практику территориального хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие туристской индустрии регионов.
Сущность инвестиций рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными. Различные модификации определений дефиниции «инвестиции» отражают множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, спецификой конкретных этапов историко-экономического развития, господствующих форм и методов хозяйствования.
Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.
В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» господствует как в европейской, так и в американской методологии [31].
Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиции», с одной стороны, и «вложения капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций является производительный характер данной категории. При этом под «инвестициями» понимается, как правило, приобретение средств производства, а под «вложениями капитала» – покупка финансовых активов. Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах с развитой рыночной экономикой. В его рамках «инвестиции» определяются как вложения в ценные бумаги.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят различные виды как реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным активам, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами.
В исследованиях, посвященных проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Таким образом, учет многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода) [31].
В отечественной экономической литературе до 1980-х гг. термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.
В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория — система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения [29].
Более широкая трактовка инвестиций была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств. Такое определение нашло отражение в Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. и других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования. Включение в состав капитальных затрат расходов на формирование прироста оборотных средств положило начало исследованию оборота инвестиций и его отдельных стадий. Вместе с тем инвестиции, как правило, рассматривались в связи с расширенным воспроизводством основных фондов, поскольку завершение инвестиционного цикла связывалось с вводом в действие основных фондов и производственных мощностей. Исследование отдельных фаз движения инвестиций привело к формированию двух подходов к определению их экономической сущности – затратного и ресурсного.
В соответствии с затратным подходом инвестиции понимались как затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. Данный подход являлся доминирующим в теоретических воззрениях и в практической деятельности, поскольку он отражал специфику функционировавшего в условиях административно-командной экономики хозяйственного механизма. Его характерной особенностью являлось то, что основное значение придавалось производительной стадии движения средств как исходному пункту инвестиционной деятельности, преуменьшалась роль денежной формы оборота основного капитала, движение которой ограничивалось рамками только строительного комплекса. Таким образом, оборот инвестиций рассматривался вне связи с конечными народнохозяйственными результатами. Акцент на затратной стороне инвестиций, игнорирование стадии преобразования ресурсов в затраты, которая должна предшествовать производительной стадии движения средств, искажали действительную логику и последовательность инвестиционного процесса, сужали общее пространство движения инвестиций [29].
Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращения к ресурсному подходу. В основе последнего лежало выделение другого составляющего элемента инвестиций – ресурсов. При этом инвестиции трактовались как финансовые средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Восстанавливая роль денежной формы движения средств как начального пункта их оборота, ресурсный подход вместе с тем игнорировал дальнейшее движение ресурсов, их последовательное превращение под воздействием целевых установок инвесторов в продукт инвестиционной деятельности [29].
Таким образом, существенный недостаток обоих подходов заключался в статичной характеристике объекта анализа, базирующейся на выделении какого-либо одного элемента инвестиций, затрат или ресурсов, обосновании приоритета отдельных стадий оборота средств – производительной или денежной, что ограничивало возможности исследования инвестиций как целостного процесса, в ходе которого происходит последовательная смена различных форм стоимости, реализуется динамическая связь элементов инвестиционной деятельности: ресурсы – затраты – доход.
В ряде работ под инвестициями понимаются все виды имущества и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты инвестиционной сферы, в результате чего достигается экономический и социальный эффекты. В состав этих ценностей входят:
• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности);
• денежные средства, банковские вклады, кредиты, ценные бумаги;
• интеллектуальные ценности: авторские права, лицензии и т. д.;
• право пользования землей и другими природными ресурсами, иные имущественные права.
В настоящее время согласно российскому законодательству «инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т. ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта».
С определением инвестиций тесно связаны понятия «инвестиционный процесс» и «инвестиционная деятельность».
Под инвестиционным процессом понимают процесс накопления, трансформации, размещения вложения и использования капитала с целью получения дохода, социального эффекта и повышения конкурентоспособности экономики. Инвестиционная деятельность – это отношения участников инвестиционного процесса, возникающие в связи с накоплением, трансформацией, вложением и использованием капитала, направленные на получение максимально положительного экономического и социального результата в региональной экономической системе.
Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают органы, управляющие или уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, российские и иностранные граждане, предприятия и другие юридические лица, государства, международные организации и т. д., финансовые и инвестиционные организации (фонды и т. д.) и иные лица, относящиеся к категории инвесторов [29].
Раскрывая сущность понятия «инвестиции», авторы многих исследований уделяют отдельное внимание вопросу их классификации.
Ряд экономистов американской школы (С. Фишер, Р. Шмалензи) выделяют три вида инвестиций [56]:
♦ инвестиции фирм в производственные мощности и оборудование;
♦ инвестиции в новое жилищное строительство;
♦ финансирование изменений производственных запасов.
Наиболее важными эти учёные считают инвестиции в производственные мощности, в этом случае предприятия при наличии достаточно высокого уровня спроса стремятся к увеличению объемов выпускаемых товаров.
Представители немецкой школы (в частности, Вайнрих) разделяют инвестиции в зависимости от объекта приложения и характера использования:
• инвестиции в имущество, непосредственно участвующие в производственном процессе (инвестиции в здания, сооружения, запасы материалов);
• финансовые инвестиции – вложения в финансовые активы, приобретение прав на участие в делах других компаний (покупка акций, долей и т. д.);
• нематериальные инвестиции, предусматривающие вложения в нематериальные ценности (инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).
По характеру использования выделяют:
• первичные инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия;
• инвестиции в расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
• реинвестиции, т. е. использование собственных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или покупку новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
• инвестиции в обновление основных фондов;
• инвестиции в модернизацию технологических процессов и оборудования;
• инвестиции в диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и выходом на новые рынки сбыта;
• инвестиции, направляемые на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки (НИОКР), подготовку кадров, охрану окружающей среды [24].
Некоторые ученые французской экономической школы (в частности, Анри Кульман) выделяют прямое и косвенное инвестирование. Косвенное инвестирование осуществляется с использованием денежных средств, а прямое – без использования денежных средств. В случае прямого инвестирования происходит прямое превращение продукта в средства производства без участия денежных средств.
Российские ученые-экономисты также активно занимались исследованиями данной проблематики. Например, А.И. Стешин предлагает классифицировать инвестиции по следующим признакам:
• относительно объекта приложения: материальные, финансовые и нематериальные;
• по направленности: брутто-инвестиции, валовые и чистые инвестиции;
• с точки зрения реализации определенных целей: «оборонительные» (снижающие риски), «наступательные» (нацеленные на инновации), «социальные», «обязательные» (реализующие общегосударственные интересы) [51].
В работе Н.Н. Мильчаковой рассматривается более широкая классификация инвестиций:
• по направлениям вложения капитала: реальные, финансовые, интеллектуальные;
• по форме реализации: государственные и частные;
• по величине риска;
• по виду результата: коммерческие, социальные, научно-технические;
• по масштабу инвестирования;
• по эффективности;
• по измерителям результата;
• по объекту вложения (действительный и фиктивный капитал);
• по источникам финансирования [32].
При классификации инвестиций в туризме необходимо учитывать специфику данной сферы и факторы, влияющие на ее развитие (табл. 1.1), а также особенности туристских услуг.
Таблица 1.1. Анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность объектов туристской сферы
Туристские услуги – это, прежде всего, услуги:
• по размещению туристов (гостиницы, пансионаты, кемпинги, санатории);
• обеспечению туристов питанием (рестораны, столовые, кафе);
• перемещению туриста в стране посещения (различные виды транспорта);
• экскурсионному обслуживанию и получению информации (турагентства, информационные центры) [6].
Таким образом, классифицировать инвестиции в туризм можно следующим образом (рисунок).
Доход от инвестиций в туризм может быть нескольких видов:
• прибыль от арендной платы за объект;
• доход от эксплуатации объектов (деятельность гостиниц, предприятий общественного питания, турагентств, транспорта);
• поступления средств от реализации готовой продукции (продажа сувениров, продуктов питания и других товаров туристам) и др.
Классификация инвестиций в туризм
Специфика туризма как объекта инвестирования выявляет особенности инвестиционной деятельности в данной сфере, которые во многом определяются характерными чертами туруслуг [24]:
Неосязаемость: потребительские свойства туристских услуг (уровень качества, исполнения, уровень обслуживания, надежность, безопасность, точность исполнения и т. д.) нельзя в полной мере предварительно оценить до их потребления. Производителю туруслуги в отличие от производителя товаров сложно охарактеризовать новизну и оригинальность своего продукта. При инвестировании необходима разработка информационной политики с целью доведения до потребителей преимуществ услуги.
Подверженность сезонным колебаниям: в годовом цикле реализации имеются периоды существенных убытков и периоды пикового сезона. В сезон при наименьших затратах создается возможность реализовать продукт по самым высоким ценам, а в межсезонье, как правило, при самых высоких затратах наиболее низкие цены, которые порой могут быть меньше себестоимости.
Несовпадение по времени факта продажи туруслуг и их потребления: покупка товаров и услуг туризма производится за достаточно долгий период (несколько недель, месяцев). В промежутке времени между покупкой и реализацией туристских услуг возможно возникновение существенных рисков (политических, экономических), в результате которых покупатель туруслуги не сможет ею воспользоваться в полном объеме. Необходимо отметить, что риски (политические, экономические) в основном характерны для международного туризма, для внутреннего туризма они, скорее всего, не оказывают существенного влияния.
Взаимосвязь между организациями, участвующими в реализации комплексного тура. Реализацию тура осуществляет достаточно большое число компаний небольших размеров, поэтому качество их работы оказывает значительное влияние на восприятие потребителей и, следовательно, на развитие туризма в данном регионе в целом.
Неотделимость туристской услуги от источника формирования: туруслуги не перемещаются в пространстве к своим потребителям, требуют комплекса мероприятий, направленных на привлечение туристов в конкретные территории (место нахождения источника формирования).
Учитывая эти особенности услуг туризма, можно прийти к выводу о необходимости тщательного анализа проектов в данной сфере исходя из возможных рисков, сезонности, зависимости от контрагентов и партнеров. В связи с этим выбор конкретного направления инвестирования обусловлен характеристиками конкретного объекта и состоянием туризма на определенной территории.
1.2. Зарубежный опыт инвестирования в туризм
В последнее время туризм превратился в мощное социально-экономическое и политическое явление, которое в значительной мере оказывает влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. По оценке Всемирной туристской организации, сегодня вклад туризма в глобальный ВВП составляет около 10 %, в этой сфере работает примерно 8,5 % трудоспособного населения планеты, а доля туризма в экспортных поступлениях достигла почти 6 %. Большинство экспертов считают, что отрасль и дальше будет развиваться быстрыми темпами: по прогнозам на период до 2018 г. вклад туризма в ежегодный рост глобального ВВП составит не менее 4 % [58].
В экономике многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения, посещение туристских достопримечательностей и иные расходы составляют существенную долю, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Например, страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. В ВВП Австрии 8,6 % составляют прямые доходы от туризма и 15 % – доходы с учетом мультипликативного эффекта, Испании – 6,8 и 18,2 % соответственно, Франции – 4,1 и 10,9 %, Хорватии – 8,5 и 19,0 %, Великобритании – 3,4 и 9,1 %, Канады – 3,4 и 11,0 %, Болгарии – 4,1 и 14,5 %.
Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий, как спортивных, так и культурных, таких как Олимпийские Игры, чемпионаты мира по различным видам спорта (в особенности можно выделить футбол), празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта) и др.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее снижение цен [39]. Динамично развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несмотря на существование определенных сдвигов по привлечению инвестиций в сферу туризма, зарубежные специалисты не считают их значимыми. Ежегодно Всемирный экономический форум (World Economic Forum – WEF) проводит исследование конкурентоспособности туриндустрии (Travel&Tourism Competitiveness Report) для того, чтобы измерить факторы, влияющие на привлекательность данного сектора экономики в разных странах с точки зрения его развития и привлечения инвестиций.
В общем рейтинге 2009 г. лидерами названы Швейцария, Австрия и Германия (набравшие 5,68; 5,46 и 5,41 балла соответственно). В первую десятку попали также Франция, Канада, Испания, Швеция, США, Австралия, Сингапур. Замыкают список Бурунди и Чад.
На постсоветском пространстве наиболее привлекательными для туристов и инвесторов эксперты признали страны Балтии: Эстонию (27 место), Латвию (48), Литву (49). С большим отрывом от них в рейтинге следуют Грузия (73), Азербайджан (76), Украина (77), Армения (91), Казахстан (92), Молдова (93), Кыргызстан (106) и Таджикистан (109).
Рассматривая мировой опыт развития туризма, можно выделить несколько основных направлений, способствующих его становлению и привлечению инвестиций в различных странах. Прежде всего, это:
● информационная политика и организация рекламных кампаний, направленных на продвижение турпродукта;
● создание особых экономических зон;
● проекты комплексного освоения территории;
● введение системы льгот для инвесторов;
● развитый рынок недвижимости;
● вертикальная интеграция;
● устранение бюрократических барьеров.
Информационная политика. Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от средств, вложенных в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру, проявляются через несколько лет постоянных капиталовложений. Частный бизнес не может проводить некоммерческую рекламную кампанию по повышению привлекательности своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной, что подтверждается мировой практикой. Хотя Великобритания и Испания занимают в мире лидирующие позиции по развитию туризма, их ежегодный государственный бюджет, выделяемый только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящихся развивать туризм, также вкладывают в продвижение своих стран на мировом рынке ощутимые средства, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.
Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а следовательно, и увеличению поступлений в экономику. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3–4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). В то же время одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект лишь с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только в увеличение туристских прибытий, но и поддержание стабильности существующего туристского потока.
Именно грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики [37].
Комплексное освоение территории (КОТ). Практика КОТ для развития туризма и привлечения инвестиций была использована в Мексике. Изучением роли туризма в экономике правительство страны интенсивно занималось с конца 1960-х гг. Развитие туризма, основанное на обновлении существующих курортов и разработке новых, было признано одним из приоритетных направлений развития экономики. Новые курорты создавались на базе концепции строительства интегрированных городов-курортов на неосвоенных землях.
В течение нескольких месяцев 1968 г. Банк Мексики проводил детальное исследование экономики, материальных и природных ресурсов береговой линии страны, оценивая несколько десятков территорий для развития туризма. На основе этого исследования был выявлен ряд территорий для освоения, соответствующих следующим критериям: удобная береговая линия, прекрасные пляжи, привлекательный ландшафт, мягкий климат и наличие земельных ресурсов для застройки. Планы проектируемых курортов содержали подробные характеристики: ожидаемое число туристов, гостиниц и номеров, уровень загрузки гостиниц, число ежедневных авиарейсов. При этом устанавливались требования к качеству застройки зданий (высота, плотность застройки, архитектурный стиль).
Первоначально за счет государственных капиталовложений была создана инфраструктура (водоснабжение, электрические и телефонные сети и т. д.), соответствующая мировым стандартам.
Важной составляющей явилось привлечение частных инвестиций. Мультипликативный эффект в первые годы реализации стратегии развития курортов составил 110 %. Результатом этих мер явилось обеспечение устойчивого экономического роста в регионах и всей национальной экономики. Каждый гостиничный номер создавал непосредственно 2,5 рабочих места в туризме и 2 – в сопутствующих отраслях. Средняя заработная плата работников, занятых в туризме, была в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.
Создание особых экономических зон (ОЭЗ)[1]. Наиболее показателен в создании особых экономических зон опыт Турции. Развитие туризма в этой стране началось в середине 1980-х годов, когда турецкое правительство приняло решение сдать пустующие земли (в основном на Средиземноморском побережье) в аренду на 49 лет за незначительную плату. Главное условие – строительство отеля на данной территории. На эти цели мог быть выдан практически беспроцентный кредит, предусматривалось освобождение от уплаты налогов на пять лет. В результате на побережье стали появляться кемпинги, затем – трехзвездочные отели. В настоящее время возводятся преимущественно пятизвездочные гостиничные комплексы с полным спектром всевозможных услуг. Турецкий опыт был успешно использован в Египте и Тунисе [40].
Одним из показателей эффективности политики развития туризма является тот факт, что одна из ведущих в мире гостиничных сетей компания Hilton Hotels Corporation объявила о планах строительства 40 новых гостиниц на 5500 номеров в Турции к 2014 г. Компания уже подписала одиннадцать контрактов с компаниями Amplio, Kosifler Group и Gocay Tourism, что позволит удвоить количество отелей Hilton к 2011 г.
Привлечение иностранных инвестиций, применение новых экономических инструментов в Турции получило положительную оценку со стороны руководства страны. Согласно действующему законодательству иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальным компаниям.
Необходимо обратить внимание на турецкий опыт по созданию и функционированию свободных экономических зон (СЭЗ)[2]. В Турции соответствующий закон действует с 1987 г. С этого же времени были созданы первые СЭЗ в Мерсине и Анталии. В настоящее время в стране насчитывается около 20-ти СЭЗ.
Этот опыт показал, что путем создания СЭЗ возможно максимально использовать преимущества географического положения и оказать содействие в усилении экспортной направленности инвестиций и производства в стране с помощью привлечения иностранного капитала и технологий, инновационных элементов и пр. В этих зонах размещена вся необходимая инфраструктура и поощряется предпринимательская деятельность любого рода, такая как: производство, хранение, упаковка, торговля, банковская деятельность и т. д.
В свободных экономических зонах Турции предоставляются льготы следующего характера:
– освобождение от налогов, в том числе от корпоративных и подоходных налогов, разного рода сборов, пошлин (таможенных, гербовых, портовых);
– возможность перевода инвесторами прибыли без ограничений и привлечение иностранных специалистов;
– сведение до минимума бюрократических формальностей в деятельности СЭЗ и в законодательстве, касающихся цен, качества товаров (услуг), контроля над ними.
Инвестиции в Турции привлекаются прежде всего в экспортоориентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо того, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.
В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов (по степени поощрения иностранных инвестиций):
• районы первой степени приоритетности;
• районы второй степени приоритетности;
• нормальные районы;
• развитые районы.
К формам поощрения инвестиций относятся в основном частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочка выплаты налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др.
Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Ведомства по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции. Основными критериями в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.
Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», т. е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно на частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступ к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.
При выдаче «поощрительного сертификата» учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования. Она может быть не более 40 % для инвестиционных проектов в «приоритетных районах», 50 % – в «нормальных районах» и 60 % – в «развитых». Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного и морского транспортного обслуживания – 25 %, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15 %. Допускается льготная норма самофинансирования (15 %) и для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.
Практически все машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых в Турции иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5 %-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:
• инвестиции в «приоритетные» районы (кроме инвестиций в инфраструктуру);
• сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в «приоритетных» районах;
• инвестиции в строительство яхт и судов;
• инвестиции в импорт самолетов и судов;
• инвестиции в развитие туристического бизнеса в Черноморском регионе;
• инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты.
Запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, кроме авиатехники и морских судов, если их «возраст» превышает 5 лет.
Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих «поощрительным сертификатом», может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100 % в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. Освобождение от налога в размере 100 % означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса, а также в ряд других отраслей.
Условия предоставления государственных кредитов в местной валюте для осуществления тех или иных проектов зависят от региона и сектора экономики, в котором предполагается инвестирование капитала. Сумма предоставляемого кредита определяется как процент от общей суммы инвестируемого капитала:
– для инвестиций в районы первой степени приоритетности – 60 % от суммы капитала;
– инвестиций в районы второй степени приоритетности – 50 %;
– инвестиций в нормальные районы – 40 %;
– инвестиций в развитые районы – 30 %;
– инвестиций в проекты поддержки ремесел – 25 %.
В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25 % потребляемой электроэнергии, 50 % выплат в фонд социального обеспечения, а также 100 % необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом указанные льготы касаются только крупномасштабных проектов в «приоритетных» и «нормальных» районах.
Приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены «поощрительным инвестиционным сертификатом», т. е. могут, по оценке турецкого правительства, внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона, а значит, соответствуют основным направлениям экономической стратегии страны.
Инвестиционные проекты, которые не подпадают под действие сертификата, а осуществляются лишь на основе разрешения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами в виде частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.
В конечном счете эти условия, поощряющие предпринимательство в свободных экономических зонах, создают благоприятный инвестиционный климат и обеспечивают инвесторам существенные выгоды: снижают издержки производства, повышают конкурентоспособность действующих там местных и иностранных фирм и компаний.
В целях создания условий для предпринимательства в свободных экономических зонах, осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, образован специальный Фонд организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5 % налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами [21].
Льготное налогообложение для инвесторов. Применение особой системы налогообложения для развития туризма используется Правительством Египта. В течение десяти лет (с начала эксплуатации) инвесторы освобождаются от уплаты налогов, а в случае реконструкции или расширения действующего предприятия отсчет десяти лет освобождения от уплаты налогов начинается заново.
Иностранцы имеют право свободно приобретать любую недвижимость и земли на территории страны, но есть ряд ограничений по общей площади приобретаемой недвижимости. На основании законодательства иностранный гражданин может купить только два объекта на свое имя, причем каждый не должен быть больше 4 000 кв. м, или гражданин должен получить статус инвестора, т. е. зарегистрировать предприятие на территории страны. Владельцы недвижимости – частные лица не платят ежегодный налог, имеют право получить статус резидента для себя и ближайших родственников. Согласно действующему законодательству все иностранцы имеют такие же права на собственность, как и местные жители.
В Панаме инвестиции в сферу туризма освобождаются от ввозной пошлины на протяжении 20 лет. В течение этого же периода не применяются пошлины на строительные материалы и оборудование, прибыль, недвижимое имущество и др.
Показателен опыт развития туристской сферы о. Барбадос. Принятие в 2003 г. Закона о развитии туризма на этом острове способствовало беспрецедентному росту инвестиций в туристический сектор. За 6 лет остров привлек капитал в размере 800 млн. долларов США. На Барбадос ежегодно приезжает 1 миллион туристов, расходы которых превышают 700 млн. долларов США. В соответствии с законом на острове построили 11 новых отелей на 406 комнат, еще десять отелей расширили и отремонтировали, на это ушло 306,7 млн. долл. В результате остров получил 483 новые комнаты и 442 новых рабочих места. Согласно новому проекту будут построены 100 комнат в отелях и 605 комнат в загородных особняках, в ходе работы будет создано 506 рабочих мест.
Планируется открытие региональной фондовой биржи, чтобы стимулировать формирование региональных рынков капитала и, соответственно, повысить поток инвестиций в туризм. Закон позволяет инвесторам туристических проектов списывать капитальные затраты и 150 % расходов [33].
Такой же вариант привлечения иностранных инвесторов в гостиничное хозяйство используется Республикой Беларусь. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль организации за оказываемые гостиницами услуги в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на туристских объектах, вводимых в эксплуатацию.
Теоретически зарубежный инвестор в Республике Беларусь может:
– создать совместное предприятие;
– купить акции существующего предприятия;
– открыть представительство, которое может изучать туристический рынок;
– работать с белорусскими компаниями на основе франчайзинга;
– участвовать в создании инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, транспорт и т. д.).
Развитый рынок недвижимости. Туризм характеризуется как отрасль хозяйства, активно привлекающая инвестиции. Формы инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Так, в гостиничном комплексе это может быть франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, а также вторичные резиденции с общими удобствами, т. е. квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческими компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Такой вид инвестиций в недвижимость предлагается в основном на горных курортах и на побережьях США, Франции и Испании.
Данная форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. Достаточно развитый рынок недвижимости будет способствовать совершенствованию туристской инфраструктуры, а также успешному становлению данной сферы в стране [58].
Вертикальная интеграция. В мировой туристической индустрии распространенным видом внедрения в туристский рынок стала вертикальная интеграция (вложение средств в объекты туринфрастуктуры в дальнейшем для использования под «своих» туристов). Пример подал немецкий концерн TUI, который построил для своих туристов десятки собственных отелей в Испании, Греции и Турции, а сейчас с той же моделью пришел в Юго-Восточную Азию.
Устранение бюрократических барьеров. Упрощение процедур получения разрешений на строительство, лицензий и сертификатов способствует привлечению инвестиций в туризм. В частности, в Украине, чтобы соответствовать законодательству, инвесторам необходимо получить до 190 разрешений, что занимает достаточно длительный период времени. Однако в Польше разрешения на строительство отеля получают за шесть недель. В результате в этой стране построено более 80 отелей только одной сети Accor, при этом в Украине отели данной сети (как и многих других) вообще не представлены.
Таким образом, анализ зарубежного опыта показал наличие широкого спектра инструментов для привлечения инвестиций. Но выбор того или иного направления зависит как от внешних факторов (политика государства), так и от внутренних (наличие финансовых ресурсов, определение приоритетов для инвестирования и др.). Для активизации процесса привлечения инвестиций в туризм необходимо комплексное и рациональное сочетание различных инструментов, основанных на использовании всевозможных источников инвестирования – как средств государства, так и финансовых ресурсов частного сектора.
1.3. Отечественный опыт привлечения инвестиций в сферу туризма
Становление современной российской туриндустрии приходится на период начала реформ 1991 г. Кризисные явления тех лет и дефолт 1998 г. негативно сказались как на объеме капиталовложений, необходимых для успешного ее развития, так и на общем объеме рынка. С 2000 г. наблюдается неуклонный рост и выездного, и внутреннего туризма. Переориентация туристского потока на внутренний туризм является одной из основных задач данной сферы на уровне регионов и страны в целом.
По данным исследования конкурентоспособности туриндустрии (Travel&Tourism Competitiveness Report), Россия занимает 68 место среди 133 стран (приложение 1).
В связи с неравномерным экономическим развитием российских регионов выявляется их значительная дифференциация по туристскому потенциалу, что оказывает влияние на возможности инвестирования в туризм. Поэтому выбор форм и путей привлечения инвестиций определяется в зависимости от конкретной территории.
Рассматривая отечественный опыт развития туризма, можно выделить несколько инструментов, с помощью которых привлекались инвестиции на российский туристский рынок.
Одним из таких инструментов является разработка региональных стратегий и программ, предусматривающих детальный анализ имеющегося туристского потенциала, объектов инфраструктуры, составление соответствующего реестра и подробного сценария развития туризма на перспективу.
Следует отметить, что большинство регионов РФ уже активно используют стратегии и программы для привлечения инвестиций. Так, например, Министерством экономического развития Республики Карелия при участии Карельского научного центра Российской академии наук был разработан комплекс мероприятий, предусматривающий исследования туристской сферы, проведение специализированных выставок; создана система непрерывного образования, позволяющая решать проблему обеспечения отрасли квалифицированными кадрами; издаются информационно-рекламные материалы о туристском потенциале республики.
Предпринимательская активность, стимулируемая государственной поддержкой, оказанной инвесторам в вопросах бизнес-планирования, землепользования, получения кредитов, привела к существенному росту объема внебюджетных вложений в инфраструктуру туризма Республики Карелия. Одной из основных проблем республиканского туркомплекса остается дефицит коллективных средств размещения. Согласно проведенным исследованиям, чтобы удовлетворить потребности приезжающих, необходимо увеличить емкость гостиничного комплекса на 40–50 % [43].
Для устранения данной проблемы в туристскую сферу Карелии предполагается направлять 15–20 % финансов при распределении доходов бюджета на осуществление новых проектов. Например, из трех проектов, реализуемых на средства от размещения облигационного займа Республики Карелия, один направлен на развитие туристической инфраструктуры.
Заинтересованность органов власти региона в увеличении потока экскурсантов вполне закономерна: власти рассчитывают, что отрасль в перспективе может стать одним из основных источников дохода бюджета региона. Совокупный валовой доход от въездного туризма по итогам последних лет составил в республике более миллиарда рублей (около четверти республиканского бюджета).
Кроме того, отмечается значительный рост объемов внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма. За последние 7 лет реализовано более 90 проектов, которые связаны с развитием туризма, в рамках которых созданы объекты туристской инфраструктуры в национальных парках «Паанаярви» и «Водлозерский», информационные туристские центры в Петрозаводске, Сортавале, Чупе и др.
Во Владимирской области также разработана программа развития турсектора, основные направления которой согласованы с различными федеральными учреждениями (в частности, дорожными службами). В ней предлагаются конкретные места для строительства объектов придорожного сервиса (кафе, автостоянки, гостиницы). Для инвесторов предусмотрены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Власти региона возьмут на себя обязательства в получении и оформлении земельного участка, в подведении к нему инженерных коммуникаций и организации процесса строительства. Ускорение всех процедур позволит в минимальные сроки создать туробъект и начать его коммерческую эксплуатацию.
Необходимо отметить опыт Краснодарского края, где за счет бюджетных ассигнований осуществляется частичное финансирование оплаты процентной ставки по кредитам на строительство и реконструкцию рекреационных объектов [47].
В связи с низким уровнем экономического развития, дотационностью бюджетов органы власти некоторых регионов России используют в качестве основного источника инвестиционных ресурсов средства федерального бюджета. В частности, в Кабардино-Балкарии планируется включение объектов туризма в различные федеральные программы и привлечение денежных средств в размере 23,2 млрд. руб., в том числе 6,2 млрд. руб. из федерального бюджета. При этом частные инвестиции составят около 14 млрд. руб. Реализация данной программы позволит обеспечить рост доходов до 5,2 млрд. рублей ежегодно, увеличить до 3,5 тыс. количество новых рабочих мест.
Ряд регионов страны привлекает не только бюджетные ресурсы, но и средства крупных промышленных холдингов и финансово-промышленных групп (предприятия нефтепереработки, металлургии, банковский сектор), как правило, обладающих значительными свободными финансовыми ресурсами. В реализации проектов принимают участие и администрации регионов. Особенно распространено это сотрудничество в ходе осуществления проектов в таком популярном виде спорта, как горные лыжи. В частности, компания «Норильский никель» заканчивает строительство всесезонного спортивного курорта в Красноярском крае. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 35 млн. долларов, причем местные власти взяли на себя финансирование строительства дороги, моста к курорту (на создание транспортной инфраструктуры из бюджета было выделено около 150 млн. руб.) и электрической подстанции, которая обеспечит потребности комплекса. Специалистами рассчитано, что дополнительные налоговые отчисления покроют все понесенные затраты.
Крупный горнолыжный курорт построен в Ленинградской области. Инвесторами выступили банк «Россия», «Северсталь-групп», «Согаз», объем инвестиций составил порядка 50 млн. долларов. Кроме того, группа акционеров банка «Советский» инвестировала 18 млн. евро в строительство гостинично-туристского комплекса в Ленинградской области [9].
Компания «Русские отели», дочерняя компания холдинга «Базовый элемент», осуществляет инвестирование горнолыжного курорта в Республике Хакасия.
В районе Сочинского национального парка при поддержке администрации Краснодарского края и Олимпийского комитета России крупный инвестиционный проект реализуется холдингом «Интеррос».
Конец ознакомительного фрагмента.