Вы здесь

Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. Глава 1. Теоретические основы социально-психологического сопровождения замещающей семьи (М. Н. Швецова, 2013)

Глава 1

Теоретические основы социально-психологического сопровождения замещающей семьи

1.1. Социально-психологическая характеристика семьи. Особенности ее функционирования

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья является основной ячейкой общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно во многом определяют психологию человека, его поведение, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

Традиционно институт семьи является своего рода связующим звеном между обществом и личностью: прививая подрастающему поколению правила общежития и тем самым социализируя его, одновременно семья смягчает адаптацию личности к любым институтам общества, преломляя жесткие «воспитательные» воздействия социума. Таким образом, семья в оптимальном варианте помогает личности выйти на ее собственную жизненную траекторию, сформировать представление о жизненном пути через предлагаемую структуру смыслов и ценностей, реализуемых в реальном взаимодействии с близкими людьми.

Не случайно семья как объект исследования интересовала и интересует исследователей различных направлений и специализаций: философов, социологов, педагогов, психологов, медиков.

Особенностью развития науки о семье на современном этапе является плюрализм мнений, множественность направлений и взглядов. Наиболее значительными, оказавшими заметное влияние на формирование психологических концепций семьи являются, на наш взгляд, философские идеи классического позитивизма (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм), заложившие основу функционализма; идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, взгляды Л. Г. Моргана, которые во многом согласуются с идеями позитивистов относительно семьи и подчеркивают важность ее эволюции в историческом контексте; интеракционизм Г. Мида, рассматривающий семью через взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен ценностями, оценками, статусами; идеи Л. фон Берталанфи о строении и функционировании систем, породившие системный подход в науке о семье.

Позитивисты рассматривали семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям, а общество как совокупность семей. Важнейшая функция семьи, с данной позиции, – это обеспечение преемственности поколений. В подобной трактовке позитивистские концепции семьи близки и вполне согласуются со взглядами на семью, представленными в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» автор пишет, что общественные порядки каждой определенной исторической эпохи и каждой страны определяются двумя видами производства: ступенью развития, с одной стороны, – труда, с другой, – семьи. Семья в миниатюре содержит все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве [цит. 133, с. 13]. Оба подхода в разных аспектах демонстрируют нам историчность форм семейного устройства и взаимозависимость семьи и общества.

Эта идея важна для нашей работы, так как мы рассматриваем по сути два социальных явления, которые в той или иной форме проявлялись и в разные исторические эпохи, и при различном государственном устройстве, – это «семья» и «сиротство».

О системе взаимодействий и необходимости их учета при анализе семейной ситуации писал Г. Мид, говоря, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с символами, знаками, которые возникают в этом взаимодействии.

Безусловно, от системы взаимодействий, сложившейся в семье, зависит самочувствие членов семьи, их взгляды на жизнь в целом и отдельные события. Семейные взаимодействия, складываясь в определенный стиль отношений, определяют поступки, ценности, семейные смыслы и многое другое. Однако не только взаимодействия влияют на траекторию движения семьи в историческом и социальном контекстах. В этом смысле наиболее полное представление о семье, параметрах ее оценки нам предлагает системный подход.

В рамках этого подхода предполагается рассмотрение семьи как целостной системы, стремящейся как все живые системы к сохранению сложившихся связей между элементами и одновременно к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется благодаря эффекту обмена энергией и веществом в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, помогают достичь нового уровня сложности, дифференцированности, либо разрушают систему [57, с. 571]. Чтобы понять состояние членов семьи, недостаточно проанализировать только состояние отдельных личностей, так как семья – это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между ними [74].

Системный подход на сегодняшний день представляет собой более-менее сложившуюся и устоявшуюся систему взглядов на семью и процессы, происходящие в ней, наиболее полно отражающую семью не только в статике, но и в динамике. Системная логика, однако, «сложна для усвоения и практики еще и потому, что она должна преодолеть законы порождения высказываний, законы вербального взаимодействия» [27, с. 20]. Мы согласны с вышеприведенной идеей А. Я. Варги и Г. Л. Будинайте, так как разнообразие взглядов и представлений на системный подход к рассмотрению проблем семьи в отечественной научной литературе лишь подчеркивает, что попытка преодолеть законы порождения высказываний усложняет не только сами высказывания, но и их восприятие. Тем не менее, если мы рассмотрим существующие определения семьи, то фактически в каждом найдем элементы, отдельные понятия и термины, свойственные системному подходу, что говорит о его популярности в научной среде и попытках серьезного осмысления. Например, определение В. В. Столина, данное еще в 1989 г., представляет семью как системное явление. Он пишет, что семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям» и она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [110].

Т. С. Зубкова говорит, что «семья – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним» [52].

С точки зрения Л. Б. Шнейдер «семья – системно-функциональное объединение эмоционально близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства» [137]. В приведенных выше определениях видно, что авторы, с одной стороны, подтверждают свою приверженность системному подходу, его признание, с другой − все же оставляют за собой право изучать семью и процессы, происходящие в ней, теми методами, которые предлагают и другие направления.

Если строго придерживаться системного подхода, то семью надо понимать как «социальную систему, то есть как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система – открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, ее поведение целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов» [116, с. 22]. Семья, согласно образному определению А. В. Черникова, – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» [132]. Таким образом, исследование семьи в системном подходе представляет достаточные трудности, так как требует учета не только статических факторов (структуры, границ), но и динамики семейных процессов, демонстрации их циркулярности, а также достаточно глубокого погружения в историю семьи. И только совокупность этих параметров может дать нам «срез» этого живого организма. В связи с выше сказанным исследователи чаще опираются не на системный подход в его полноте, а на системные признаки, отдельные характеристики, которые, тем не менее, в совокупности позволяют описать семью и происходящие в ней процессы.

Так, в своей работе Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента предлагают описывать семью через ряд системных признаков, к которым они относят:

1. Взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;

2. Холизм: отдельные элементы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характеристик;

3. Структурную организацию, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевую структуру семьи.

4. Специфичность внутрисемейных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные);

5. Динамичность, или способность развиваться;

6. Способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться;

7. Диалектику гомеостаза и развития [92]. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например, во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье.

Стоит отметить, что особенностью российского менталитета в восприятии семьи является акцент на социум, и его влияние на внутрисемейные процессы, а также выстраивание семьи вокруг оси – детско-родительских отношений. Более того, существенной тенденцией последних десятилетий, о которой писали А. Г. Харчев, Т. А. Гурко, является «разделение родительства и семьи», точнее супружества [128]. Это проявляется в увеличении числа неполных семей (материнских) и семей, не желающих иметь детей. На самом деле направленность семьи в России на детоцентризм просматривается еще с дореволюционных времен, и мы можем это проследить в определениях, данных феномену «семья».

Так, П. А. Сорокин писал, что семья – это первая «мастерская», куда ребенок поступает для «переделки». «Она наносит первые неизгладимые черты будущего человека. Изгладить письмена почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам не осознает этого. Потому что родным становится язык семьи, семьей определяется религия, материальные и правовые понятия определяются семьей. Убеждения, манеры, одежда, вплоть до профессии и социального положения определяются семьей» [120].

А. И. Антонов утверждает, что семью создает тандем родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. А. И. Антонов определяет семью как «основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений: супружества – родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; муж – дети; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений» [6].

Исторически более ранним определением семьи, в основу которого положена категория взаимоотношений, является определение А. Г. Харчева, который понимает семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [129]. Еще одним определением, подчеркивающим важность отношений и совместной деятельности в семье, а также более наглядно и образно показывающим влияние социума на индивида, является определение Г. М. Андреевой. Семья, по ее мнению, является малой группой, общностью людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности. Малая группа становится не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы [4].

Формулировок определения «семья» в отечественной научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить их авторство. Подводя итог, можно сказать, что наш краткий обзор подходов, взглядов на семью и ее проблематику позволяет выделить два основных подхода к анализу: это внутреннее пространство семьи, рассматриваемое через ее структуру, внутреннюю динамику, и внешнее пространство – взаимодействие семьи с социумом, влияние социума на семью и происходящие в ней процессы.

Собственно психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) подчеркивает важность рассмотрения семьи как пространства совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций) и системы взаимоотношений между ними. Такая структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

В то же время для нашей работы крайне важно рассмотрение внешнего пространства, так как особые семьи, к которым относятся замещающие, вынуждены контактировать с обществом, разного рода социальными службами, оказывающими значительное влияние на внутреннюю атмосферу семьи. Акцент на социуме, склонность семьи соответствовать его требованиям нередко выносит локус контроля из поля семьи вовне, передавая его различным социальным структурам, делая семейную систему открытой влияниям и нередко ждущей этих влияний. В подобной ситуации семья фактически приближается по своим характеристикам к воспитательной группе, которую можно охарактеризовать через понятие малой социальной группы или института, принятое в социальной психологии и социологии.

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения объединяются в систему ролей и статусов.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Термин «социальный институт» впервые предложил в XIX в. английский социолог Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Назначение социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); в добывании средств существования (экономические институты, производство); передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования); в решении духовных проблем, поиске смысла жизни (институт религии).

В современном обществе выделяют пять основных социальных институтов: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей и представляют собой самостоятельные общественные образования, подчиненные собственной логике развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех людей, включенных в социальный институт, и тем самым гарантируют сходное поведение людей, направляют их стремления в определенное русло, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами и поколениями.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как государство;

2) социализация − передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии);

3) производство и распределение, которые обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля (органы власти);

4) управление и контроль, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий. Понимание семьи как малой группы находит множество сторонников среди исследователей, и психологов-практиков, поскольку открывает безграничные возможности для оказания психологической помощи семье [103, с. 25].

При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Н. Н. Посысоев выделяет следующие первичные признаки малой группы: общие цели и общую для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевую иерархию между членами группы; относительную независимость этой группы от других (автономность); принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает свое определение: группа − это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А. И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать – ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи [цит. 103, с. 26].

Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой.

Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, бытующие только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака.

Таким путем формируется прочное чувство «мы» – психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отторжение со стороны других членов семьи. По мнению Н. Н. Посысоева, доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей [103, с. 27].

Отечественный социолог и философ М. С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека: здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные мысли и желания; первичная группа дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми; общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжение, тревогу, беспокойство, которыми страдает современный человек при чрезмерных социально-психологических перегрузках на работе; мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.

Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Группа устанавливает стандарты и вознаграждает того, кто им следует.

Референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьими мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а его кумиры − музыканты, актеры, спортсмены. К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.

Таким образом, семья рассматривается в современной литературе как общность, обладающая целым рядом характеристик внутреннего пространства, тесно связанная с окружающим ее миром – социумом, государством, обществом, накладывающим на нее определенные социальные обязательства. В зависимости от внутренних характеристик семьи она сильнее или слабее подвержена влиянию социума, в большей или меньшей степени защищает индивида и осуществляет посредническую функцию между ним и другими социальными институтами.

Анализ семьи осуществляется через ряд параметров, во взглядах на которые у авторов также нет единства. Однако их можно сгруппировать по принципу: – описывают внутреннюю среду семьи, – описывают систему взаимодействия с обществом, − направлены на оценку семьи социальными структурами. Среди параметров, описывающих внутренние составляющие среды, выделяются три группы: это структурные параметры, обладающие наибольшей статикой, динамические параметры и исторические параметры. Остановимся на них более подробно.

К числу структурных параметров можно отнести, согласно И. Ю. Хамитовой, характеристики подсистем – родительской, детской, супружеской; границы семьи; наличие альянсов и коалиций; иерархию как структуру власти и подчинения; уровень семейной сплоченности как степень эмоциональной близости между членами семьи; гибкость – насколько гибко или ригидно семья приспосабливается и изменяется под воздействием стрессоров.

К числу динамических характеристик относят, прежде всего, коммуникации как обмен сообщениями и взаимодействие; семейные правила как устойчивые способы поведения; семейные мифы – «некие соглашения внутри семьи, поддерживающие семейное единство, формирующие образ семьи, семейное сознание, семейную идентичность, регулирующие семейные правила, определяющие характер коммуникации» [116, с. 161−170]. А также жизненный цикл семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются: вступление в брак – образование семьи; начало деторождения – рождение первого ребенка; окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

К числу исторических параметров можно отнести историю семьи как наследование особенностей родительских семей посредством преломления ее через личную историю. «Помимо привычек и моделей, человек приносит в брачный союз ожидания и массу нереализованных потребностей» [116, с. 172]. Еще более категорично по поводу влияния истории на жизнь семьи высказывается в своей работе «Синдром предков» А. А. Шутценбергер, которая пишет: «…в своей жизни мы менее свободны, чем предполагаем. Однако мы можем отвоевать нашу свободу и избежать повторений, осознавая эти нити в их контексте и сложности. Таким образом, мы сможем, наконец, прожить «свою» жизнь, а не жизнь наших родителей, или бабушек и дедушек, или, к примеру, скончавшегося брата, которого мы «заменили», порой даже не осознавая этого…» [138, с. 13].

Среди параметров, которые предполагают оценку семьи социумом, описывающих характер взаимодействия семьи и социума, можно назвать следующие.

1. Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи.

Как отмечает советский социолог Э. К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для систематизации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

2. Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входят как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

3. Условия жизни семьи подразделяются на социально-экономические, общественно-политические, социально-культурные и идеологические, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; социально-психологические, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации) и экологические условия.

Безусловно, содержание понятия «семья» зависит от определенного исторического и культурного контекста. И то как определяется семья сейчас, совершенно не тождественно ее более ранним определениям. Так, изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственно семьи сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в рамках которой развивался человеческий род. Уже биологическая особенность воспроизводства человека (более длительный период формирования человеческого ребенка по сравнению с детенышем животных до приобретения им навыков, умений, возможности самостоятельного обеспечения себя всем необходимым для жизни) обусловила необходимость такой организации жизни, такой формы сообщества, когда беспомощный ребенок вместе с его матерью мог бы обрести надежную защиту со стороны своего рода, «большой семьи».

В современном обществе нормативная семья описывается как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

По мере развития человеческого общества функции семьи возникали, вычленяясь, развиваясь, и исчезали, отражая тем самым закономерный процесс развития общественных отношений и семьи. Функции семьи − это, пожалуй, одна из тех характеристик, которая непосредственно связана с материальными и духовными, социальными процессами, происходящими в обществе. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость. Строго различить и разграничить одну семейную функцию от другой достаточно трудно. Например, выполнение материальных функций оказывается в определенных условиях необходимым для осуществления семьей духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи следующие функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:

– это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

– это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

– функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;

– функция семьи чаще всего понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости.

Важнейшая функция семьи − социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно − быть базовым фактором социализации. Функции семьи, таким образом, исторически и культурно обусловлены и возникают в связи с потребностями семьи и общества.

В табл. 1 представлена характеристика основных функций семьи, выделенных разными авторами.


Таблица 1

Характеристика функций семьи




Основная, первая функция семьи, по мнению А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения − в общественном плане, и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный аспект, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение ребенка. В настоящее время вполне достоверно установлено, что в этом отношении семья никакими общественными учреждениями адекватно заменена быть не может. Именно в теплой благоприятной атмосфере семьи ребенок естественным образом и наиболее эффективно вырабатывает основы собственной личности [129].

А. Г. Харчев выделяет также и такие функции семьи, как сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовное общение – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусную – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; эмоциональную – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию [130].

Семейный психотерапевт Д. Фримен считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются: обеспечение выживания; защита семьи от внешних повреждающих факторов; забота членов семьи друг о друге; воспитание детей; создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи; поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом; социальный контроль над поведением друг друга [103, с. 29].

Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.

В целом обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция, понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов, благодаря комфортности семейного общения сближается по смыслу с психотерапевтической и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.

Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.

Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример – классификация, предложенная М. С. Мацковским (табл. 2).


Таблица 2

Анализ семейных функций




Учитывая частоту упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира.

Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других – материальный достаток, для третьих – таланты и школьные успехи детей. Символами семейного счастья могут быть и отдельная квартира, и совместные путешествия по живописным местам, и день рождения ребенка, и радость встречи даже после недолгой разлуки. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье исполняются наши стремления и желания, компенсируются обиды, нанесенные окружением, поощряются наши способности и достижения. Члены семьи сопереживают удачам и радостям друг друга. Чувство удовлетворения субъект испытывает и тогда, когда удается сделать что-либо хорошее для своих близких.

М. Аргайл отмечает, что «наличие детей на счастье родителей не влияет. Однако если их роль и отмечается, она неодинакова на разных этапах жизненного цикла семьи». Дети означают для родителей наличие нескольких преимуществ. Автор установил, что более всего родители ценят любовь, радость, помощь и экономическую поддержку со стороны детей в критических обстоятельствах. Когда имеются такие преимущества, наибольшее удовлетворение приносят отношения между матерью и дочерью. Если царит гармония, обе испытывают огромное счастье. Однако удовлетворенность своим положением как родителя и браком взаимно обусловливают друг друга, и это справедливо как для отцов, так и для матерей [8].

Семейное счастье – продукт коллективного творчества. В семье как в системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценятся проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела [103].

В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие от того, что проводят время вместе с детьми [103, с. 32].

В современном мире практически во всех странах большинство из этих функций не исполняется в полном объеме. В России крайне мало семей, сознательно или бессознательно готовых к исполнению обозначенных функций. Тому есть множество причин, включая социально-экономические (масштабная бедность населения, низкий уровень обеспеченности жильем, отсутствие сбережений у большинства людей); нравственно-этические (широко распространенные безответственность, эгоизм, меркантильность, иждивенчество); причины, связанные с узким кругом притязательности людей в области социальных потребностей; крайне заниженная оценка качества потребляемых товаров и услуг (в том числе в сфере управления, включая государственное). Все это привело к тому, что подавляющее число российских семей страдает выраженной социальной недостаточностью. Это означает, что семьи, не исполняя социальных функций, не обеспечивают своим членам условий в должной мере исполнять роли и социальные обязанности членов семьи (отца, матери, сына, дочери).

Социологи С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов считают, что в XX в. произошел «перехват» семьей не свойственных ей функций, то есть семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и других). Так, неспецифическими функциями семьи являются накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжения, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая [99].

Центральной функцией семьи в связи с принятием в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно называется функция социализации. На ней хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Важнейшим атрибутом детства является социализация – процесс, обеспечивающий вхождение ребенка в социальную среду и приспособление к ней; в ходе этого процесса происходит формирование норм и ценностей, освоение ролей «взрослого мира» и приобретение определенного статуса [2, с. 9].

Г. М. Андреева рассматривает социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны − процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [4].

Социализация представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие основания для их разработки: сферу социализации, сферу жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности − организованности процесса.

Для раскрытия сущности процесса социализации в настоящей работе выбрана технология, предложенная С. А. Беличевой, рассматривающей процесс социализации как две относительно самостоятельные стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона предполагает объяснение того, какие личностные приобретения и образование формируются в процессе социализации. К основным видам относятся: формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных отношений; формирование системы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, системы его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители − дети.

Выполнение семьей функции социализации детей зависит от множества факторов различного уровня − от макросоциальных до микросоциальных.

В Государственном докладе «О положении семьи в Российской Федерации» к факторам, влияющим на эффективность реализации воспитательной функции семьи, отнесены факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи; материальные условия жизнедеятельности; личностные характеристики родителей; психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения [107, с. 181].

Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство [99].

При анализе функциональной стороны (как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование) обратимся к опыту отечественного исследователя Е. Б. Весны, которая выделяет два подхода к пониманию механизмов социализации: со стороны общества в целом как системы (социологический подход) и со стороны личности (психологический подход).

В рамках социологического подхода рассматриваются механизмы воздействия общества на личность. К социализирующим факторам воздействия исследователь относит ролевые предписания, социальные ожидания – экспектации, обычаи, традиции; санкции поощрения и наказания, контроль; референтность, престиж, авторитет, популярность; внушение, воспитание.

Психологический подход показывает как, каким образом личность осуществляет интериоризацию, какие внутренние процессы обеспечивают перевод социального в глубинные структуры личности. К механизмам психологической трактовки процесса социализации Е. Б. Весна относит: конформность (восприятие господствующих стереотипов на неосознанном уровне), психологическое заражение; подчинение – стремление к удовлетворению, избегание неприятностей; психологические защиты; суггестию, рефлексию (осознание, анализ, сознательное следование образцам) [30].

Особое внимание в социологии и психологии уделяют механизмам идентификации. Социальная идентичность – один из критериев социализированности человека. Исходное качество социальной идентичности – это эмоциональное отождествление с интериоризованным образом значимого другого (группой, образцом).

Социальную идентичность можно определить как «осознанный и принятый личностью смысл ее позиции в социальном пространстве». Э. Эриксон определяет ощущение идентичности как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» и выделяет «эго-идентичность» (личностную самоидентификацию) и «групповую идентичность».

В рамках исследуемого вопроса наибольший интерес представляет понятие «групповая идентичность», которая, по мнению автора, является необходимым ощущением в жизни человека. Значения группы и групповой идентичности выражаются в следующей фразе: «Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из осознания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта (его эго-синтез) является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством – временем и жизненным планом группы».

В процессе социализации происходит интериоризация: нормы, ценности, требования переходят во внутренний план и становятся основой построения поведения. Понимание формирования личности ребенка как целостного процесса возможно при рассмотрении социальных условий и деятельности индивида как единой теоретической системы. Основными элементами этой системы, по И. Кону, являются:

1) содержание деятельности ребенка;

2) круг его общения, выраженный в структуре его социальных ролей;

3) содержание и структура самосознания [65, с. 19].

Критериями социализированности личности, по мнению А. И. Ковалевой, могут быть:

1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека;

2) адаптированность личности, ее нормотипичное поведение;

3) социальная идентичность.

Итак, социализация, предполагающая усвоение и активное воспроизводство социального опыта, характеризуется многосторонностью и осуществляется комплексом социально-психологических механизмов. Макросоциальные изменения XX в. повлекли за собой снижение роли российской семьи в социализации подрастающего поколения и возрастание роли общественных институтов. Вместе с тем семья остается важнейшим институтом социализации детей в силу ее значимости для ребенка: первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители.

В зарубежной литературе при рассмотрении семьи как института социализации детей представляет интерес теория Джеймса Коулмана, в которой обозначены три различных компонента, определяющие «семейный фон»: финансовый капитал, человеческий капитал и социальный капитал [68, с. 29]. Таким образом, наиболее значимыми факторами семейного воспитания признаются материальный фактор или семейный доход, а также уровень образования родителей, который представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка. Приоритетная роль отводится автором социальному капиталу семьи, так как он обусловливает качество человеческого капитала. Социальный капитал семьи представляет собой «отношения между детьми и родителями» (и другими ее членами) и зависит от физического присутствия взрослых в семье и от того внимания, которое взрослые уделяют ребенку. Физическое отсутствие взрослых, связанное с высокой занятостью вне семьи, определяется Дж. Коулманом как дефект структуры социального капитала семьи [68].

По мнению специалистов, структура семьи является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие в семье обоих родителей создает возможность для ребенка наблюдать модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к нему. То есть неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, связанной с отсутствием образца супружеских отношений.

Результат успешной или «симметричной» социализации – личность с высоким уровнем способности к интеграции в социальную реальность. Результатом неуспешной, «асимметричной», социализации является личность с искаженным восприятием социальной реальности, неспособная адаптироваться и интегрироваться в обществе. При этом одной из причин асимметричной социализации ребенка является отсутствие семьи как источника социальной идентичности, поскольку первичная социализация и первичное окружение играют существенную роль в формировании личности. В приложении 1 приведены показатели возрастных стандартов и отклонений от них у детей, воспитывающихся вне семьи, на которые должны ориентироваться родители и специалисты служб сопровождения.

Таким образом, семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами, благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

С понятием функции семьи тесно связано понятие «семейные роли». Семейная роль возникает в ответ на потребности членов семьи и в связи с функцией, выполняемой семьей. Семейная роль – одна из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются, в первую очередь, на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т. д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, выполнения каких правил, норм ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, совсем не подходит к роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи важна чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, проявляющаяся в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаясь в новую, в зависимости от ситуации. Стоит подчеркнуть, что, согласно исследованиям Т. А. Гурко, ролевые ожидания современных супругов смещаются в сторону либерализации и эгалитаризации [37]. Взгляды «о должном» в семейной среде (что собой собственно и представляет роль) в отечественной культуре последних десятилетий формируются под влиянием массовой культуры, транслируемых ею стереотипов, а также опыта и традиций ближайшего окружения семьи, которые оказываются чрезвычайно сильны.

Поэтому общественное мнение оказывает значительное влияние на развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие института замещающих (приемных) семей требует «особой толерантности общества по отношению к разным детям и к разным, прежде всего, большим семьям. До сих пор есть некоторая предосторожность к подобным семьям в обществе» [87]. Эта идея находит свое подтверждение в работе В. Н. Ослон, которая пишет, что отношение к замещающим семьям, попытки обвинить родителей именно в материальной заинтересованности, возможно, связаны с исторической формой так называемого «сиротского промысла», распространенного в России до революции, когда сирот брали на воспитание крестьянские семьи, часто исключительно ради того материального содержания, которое предлагало государство. Подобный «промысел» вызывал осуждение. Характерно, что осуждение сегодняшних замещающих родителей обществом часто вызвано прямыми аналогиями с прошлым.

Подытоживая вышеизложенное, можно заключить, что исследовательский подход к семье должен учитывать не только внутренние факторы семейной системы, но и внешние социально-психологические условия ее жизнедеятельности. При описании процессов в замещающих семьях, создание которых санкционировано государственными службами, социальные процессы, в число которых входит и работа сопровождающих служб, играют нередко решающую роль, фактически помогая такой семье продолжить существование.

Далее следует более подробно остановиться на типах жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существующих и законодательно закрепленных на сегодняшний день.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Такое сложное социальное явление, как сиротство, связано с процессом становления и развития детства в специфических условиях, когда формирование личности ребенка происходит в неблагоприятной ситуации отрыва от семьи и семейного воспитания. Ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения, нуждается в особой защите и помощи со стороны государства, обеспечивающего замену (замещение) ухода за ним. [7, с. 8].

Конвенция ООН о правах ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. В соответствии со статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности − в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существующие формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства, последние иногда называют альтернативными формами устройства детей [127].

В рамках данной монографии представляется актуальным рассмотреть семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся:

Конец ознакомительного фрагмента.