Вы здесь

Социальное партнерство государства и религиозных организаций. Глава 2. Социально значимая деятельность религиозных организаций в России ( Коллектив авторов)

Глава 2. Социально значимая деятельность религиозных организаций в России

С целью выработки оптимальной формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями была исследована существующая в настоящее время российская практика подобного сотрудничества, которая до сих пор не получила должного закрепления в законодательстве Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации, как правило, имеется несколько видов религиозных объединений, которые выполняют множество разнообразных видов социально значимой деятельности. В целом картина выглядит очень внушительно, но требует структурного и классификационного осмысления. Для этого в данной главе представлен первичный социологический очерк социальной деятельности религиозных объединений в разрезе субъектов Российской Федерации. На его основе можно оценить роль и значение отдельных религий в социально значимой деятельности, распределение ее по регионам России, а также увидеть профиль самой этой деятельности.

2.1. Социология российских религий

Опыт практически всех стран мира показывает, что систему идейно-духовных ориентиров в долговременной перспективе развития страны возможно построить только с участием социально значимых религий. Как подтверждение этого факта могут рассматриваться слова бывшего Президента Российской Федерации В. Путина, произнесенные им на пресс-конференции перед представителями ведущих СМИ страны 1 февраля 2007 г.: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться – и сегодня, и в будущем – и к тому, и к другому[5]».

Религиозная идентичность нашей страны исследована неоднократно.

Известные социологи религии С. Филатов и Р. Лункин дают следующие общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения):

– православных – 75–85 млн;

– католиков – до 1 млн;

– протестантов всех деноминаций – 1,5–1,8 млн;

– старообрядцев всех толков – менее 1,5 млн;

– мусульман – 6–9 млн;

– иудаистов – до 50 тыс.;

– буддистов – около 550 тыс.;

– жестко организованных новых религиозных движений – не более 300 тыс.

Практикующих верующих:

– православных (Русская православная церковь) – 3-15 млн;

– старообрядцев всех толков – 50–80 тыс.;

– католиков – 60-200 тыс.;

– протестантов всех деноминаций – более 1,5 млн;

– иудаистов – 30 тыс.;

– мусульман – не более 2,8 млн;

– буддистов – не более 500 тысяч;

– жестко организованных новых религиозных движений – не более 300 тысяч чел.[6]

Показательны данные Фонда «Общественное мнение», полученные в ходе опроса 32 тыс. человек 9-10 апреля 2005 г. (табл. 1)[7].

Эти данные показывают, как последовательно в постатеистические постсоветские времена растет религиозность населения (табл. 2)[8]. Соотношение ведущих конфессий остается устойчивым и в динамике изменчивости самоидентификации населением своего отношения к религии.


Таблица 1

Конфессиональная структура в России




Таблица 2

Динамика самоидентификации населения России по отношению к вере, (в %)


(Символ —> означает учет мусульман в группе «иные»)






Подробные сведения о религиозной ситуации в России приводят авторы «Русской доктрины» (2007). Для подсчета численности представители конфессий эксперты привлекли материалы Всероссийской переписи населения 2002 г., опросов населения и полевых этноконфессиональных исследований Института этнологии и антропологии РАН, статистику Министерства юстиции РФ, учитывали заявления религиозных лидеров и оценки других экспертов.

По их данным, верхние пределы численности ведущих религиозных групп нашей страны выглядят следующим образом: православные христиане – 86,5 % (126 млн чел.), в том числе старообрядцы разных толков – 0,8 % (1 млн чел.); мусульмане – 10 % (14,5 млн чел.); армяно-григориане – 0,8 % (1,1 млн чел.); язычники – 0,5 % (670 тыс. чел.); католики – 0,35 % (480 тыс. чел.); лютеране и меннониты – 0,3 % (430 тыс. чел.); баптисты – 0,3 % (430 тыс. чел.); буддисты – 0,25 % (380 тыс. чел.); пятидесятники – 0,2 % (300 тыс. чел.); иудаисты – 0,15 % (230 тыс. чел.)[9].

Десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь.

В так называемых новых религиозных движениях (Свидетели Иеговы, мормоны, кришнаиты, муниты, сайентологи, бахаиты, сатанисты, последователи Виссариона и т. д.) числятся в общей сложности не более 300 тыс. последователей. В ряде случаев точная оценка численности верующих представляет большие затруднения.

В Аналитическом Центре Юрия Левады (Левада-центр) в июле 2007 г. был проведен представительный опрос свыше 2 тыс. россиян[10]. Более половины опрошенных россиян заявляли о приверженности православию (56 %), треть считали себя атеистами, а остальные участники опроса указали на принадлежность к другим религиозным организациям. По данным Левада-Центра, среди респондентов, которые относят себя к одному из христианских вероисповеданий или не считают себя верующими, подавляющее большинство (79 %) были крещены.

По сведениям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на май 2008 г., в России к православным себя относят 73 % опрошенных россиян, к мусульманам – 6 %, буддистами, иудеями, католиками, протестантами или себя считают меньше чем 1 % респондентов, еще 3 % верят в Бога, но никакой религии не исповедуют, 11 % составляют неверующие[11].

Итак, в России наряду с крупнейшими конфессиями представлено множество иных религиозных направлений, занимающихся социально значимой деятельностью. Некоторые из них – ровесники российского государства, другие возникли сравнительно недавно.

Интересны и существенны данные о «возрасте» российских религиозных конфессий, хотя их историческая значимость весьма различна (табл. 3)[12].

Рассматривая историческую ретроспективу, необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в результате гонений на верующих в советское время некоторые относительно небольшие религиозные направления были полностью уничтожены и фактически возродились с нуля в конце 1980-х – начале 1990-х гг. (реформатство, методизм, Армия Спасения). Во-вторых, в лютеранстве, евангельском христианстве и пятидесятничестве примерно в то же время появились влиятельные группы из относительно многочисленных новообращенных, происходящих не из традиционных протестантских семей (хотя лидеры этих групп, как правило, – потомственные протестанты). В-третьих, после декларации 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти стали возникать оппозиционные РПЦ МП православные объединения.

Рост и дробление небольших альтернативных православных юрисдикций продолжается по сей день.


Таблица 3

Историческая представленность российских конфессий на ее территории


Интересна статистика языческих верований в стране[13] (табл. 4[14]).


Таблица 4

Представленность российского язычества




О числе религиозных организаций в стране можно судить по данным их регистрации (численность их членов может сильно варьировать). Данные о зарегистрированных в Министерстве юстиции религиозных организациях на 1 января 2007 г., представлены в табл. 5[15].


Таблица 5

Число зарегистрированных в России религиозных организаций






Рассмотрим географию основных религиозных направлений в субъектах Российской Федерации (табл. 6)[16].


Таблица 6

Географическая представленность конфессий на территории России






Исторически сложившаяся распространенность религиозных организаций в субъектах Российской Федерации разная. По числу преобладающих зарегистрированных религиозных организаций можно условно выделить «православные», «старообрядческие», «протестантские», «мусульманские», «буддийские», «языческие» районы. Области компактного проживания в России образуют только православные христиане (отдельно можно выделить старообрядцев), меннониты, мусульмане, буддисты и язычники (табл. 7, 8, 9)[17].


Таблица 7

Регионы с преобладающим или заметным числом православных религиозных организаций (в %)






Неудивительно при этом, что в целом Российская Федерация выглядит как преимущественно православная страна.


Таблица 8

Регионы с преобладающим или заметным числом мусульманских религиозных организаций (в %)




Исторически сложилось, что мусульмане традиционно сосредоточены в Южном Федеральном округе, в регионах Приволжского и Уральского федеральных округов. Высокая доля мусульманских общин в преимущественно православных областях Приволжского федерального округа объясняется, в частности, присутствием в этих регионах соперничающих муфтиятов, стремящихся набрать вес за счет усиленной регистрации малочисленных общин, либо наличием в них большого числа населенных пунктов с мусульманским населением (как в Пермском крае и Самарской области).

В Российской Федерации к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши и др. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Российской Федерации проживали 145 198,62 тыс. человек, русские – 79,8 % (115 868,5 тыс. чел.), другие национальности в целом (159 национальностей) – 19,2 % (27 838,1 тыс. чел.), из них татары – 3,8 % (5558,0 тыс. чел.). Доля в общей численности народов традиционной мусульманской культуры равна примерно 5,5 %. По данным Института социологии РАН, большинство населения России составляют по вероисповеданию и этнокультуре православные (89–92 %), за ними следуют мусульмане (6–9%). В сумме этнические православные и мусульмане охватывают 97–98 % населения России[18].


Таблица 9

Регионы с преобладающим или заметным числом протестантских религиозных организаций (в %)




Касаясь распределения по регионам России общин протестантов, нельзя не заметить, что их относительная доля наиболее высока в северных и восточных субъектах Российской Федерации. Дело в том, что в советское время привычные для населения религиозные направления понесли наибольший урон именно в периферийных регионах, многие из которых вообще стали районами нового религиозного освоения, как, например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. Благодаря этому обстоятельству миссия протестантов имела там больший успех, чем в центральных и южных регионах, сохранивших православные и мусульманские традиции. Повышенная доля протестантов в Москве и Санкт-Петербурге объясняется желанием каждой из многочисленных деноминаций иметь представительства в крупнейших городах страны.

Что касается других религиозных течений, то можно отметить, что буддисты составляют большинство населения в одном субъекте Российской Федерации – Республике Тыва. В Республике Калмыкия их около половины населения, в Республике Бурятия – около трети.

Заметные группы язычников существуют лишь в единичных регионах – на Алтае, в республиках Марий Эл, Тыва, Саха (Якутия), Чукотском и Ямало-Ненецком АО. Хотя нужно отметить, что самосознание в некоторых таких сообществах вовсе не соотносит их верование с язычеством. Так, например, на Алтае воспринимается «Белая вера».

Районы компактного проживания старообрядцев встречаются в Нижегородской, Брянской и Читинской областях, республиках Алтай и Бурятия.

Таким образом, по данным статистических источников прорисовывается устойчивая социологическая картина распределения российских религий по представленности в структуре населения и в территориальном отношении.

Неудивительно, что выделяются две группы религий.

Первая – крупные конфессии, которые уважаются значимым большинством населения. По доле населения и территориальной представленности с большим преимуществом первым идет православие, затем – ислам. Если учитывать уровень общественного признания, то к первой группе можно отнести дополнительно иудаизм и буддизм.

Ко второй группе могут быть отнесены, во-первых, многочисленные религии, верования, вероучения и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в весьма ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. В случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема. Также ко второй группе можно отнести неправославные христианские конфессии: католичество и протестантизм.

Такая двойная структура религий в России не уникальна. В большинстве стран мира также выделяются ведущие, общенациональные религии, которые получают особый статус в этой связи, и локальные, традиционные для определенной местности религии, а также менее распространенные по сравнению с общенациональными конфессии, не являющиеся культурообразующими для данной страны. Разница в статусах отражает естественную разницу в потенциалах и возможностях социально-культурного влияния на жизнедеятельность общества. Поэтому оба типа религий, оба типа статуса таких религий должны быть уважаемы и представлены в виде соответствующих норм и регуляций в разрабатываемом законопроекте.

2.2. Виды социально значимой деятельности религиозных организаций

С целью более точного представления о предмете регулирования проектируемого закона была исследована реально существующая в настоящее время российская практика сотрудничества религиозных организаций и иных общественных и государственных институтов.

На основании этих исследований определены виды значимой социально-культурной деятельности религиозных организаций, при которых возникают вопросы их взаимодействия с государством и обществом (табл. 10)[19].


Таблица 10

Виды социально-значимой деятельности религиозных организаций






В качестве наглядного примера можно привести деятельность религиозных организаций в армии и в тюрьмах.

При активном содействии религиозных организаций был учрежден Национальный военный фонд. Президентом попечительского совета стал покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, членами совета – представители Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Федерации еврейских общин России и Буддийской традиционной сангхи России. За время действия Фонда на его нужды было перечислено 1 млрд 846 млн рублей, оказана помощь более 20 тыс военнослужащим.

В местах лишения свободы действует 499 храмов – 403 православных, 18 мечетей, 5 буддийских дуганов, 3 костела, а также 696 молитвенных комнат, из них – 500 православных, 62 мусульманских, 7 буддийских, 2 католических, 1 иудейская, 124 протестантских.

Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время юридического «регламента», правил такого взаимодействия не существует. Но социальное и гуманистическое значение самих перечисленных видов деятельности ни у кого сомнений вызывать не может. Из этих двух обстоятельств вытекает актуальность проектируемого законопроекта о взаимодействии религиозных организаций и органов государственной власти и местного самоуправления.

2.3. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Российской Федерации

Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объединения делятся на религиозные группы и религиозные организации.

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (пункт 1 статьи 7). Согласно пункту 3 статьи 7, религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8).

Местная религиозная организация – религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3 статьи 8).

Централизованная религиозная организация — религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункт 4 статьи 8).

Согласно пункту 5 статьи 11, для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

– заявление о регистрации;

– список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

– устав религиозной организации;

– протокол учредительного собрания;

– документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

– сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

– сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

– документ об уплате государственной пошлины.

Пункт 2 статьи 14 устанавливает, что иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Для нашего исследования особенно важны те разделы Закона, где указано взаимодействие религиозных организаций и государства.

Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно пункту 7 статьи 4, по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Пункт 4 статьи 5 указывает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 16 указывает, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Пункт 4 статьи 16 указывает, что командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

Согласно пункту 1 статьи 50 части первой Гражданского кодекса РФ, религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Религиозные организации (объединения) являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (пункт 4 статьи 117 ГК).

Согласно части первой статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, религиозным организациям могут предоставляться субсидии через федеральные и региональные программы, для поддержки благотворительной деятельности

Подпункт 15 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогообложению не подлежат ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ). Согласно пункту 4 статьи 395, религиозные организации освобождаются от налогов в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 данного Кодекса, религиозным организациям. Пункт 3 статьи 30 устанавливает, что земельные участки для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование на срок строительства. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (пункт 1 статьи 36).

Согласно статье 17 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования, выданный учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением), заверяется печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает, что государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8).

Согласно статье 1 Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

Статья 4 указывает следующие задачи Совета:

– представление Президенту Российской Федерации аналитических материалов и докладов, рекомендаций по вопросам политики Президента Российской Федерации в области взаимоотношений государства и религиозных объединений;

– обсуждение проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих взаимоотношения государства и религиозных объединений, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

– изучение проблем, связанных с поддержанием межконфессионального диалога, достижением взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий;

– анализ зарубежного законодательства и практики взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, поддерживание контактов с соответствующими структурами иностранных государств;

– публикация справочных и информационно-аналитических материалов по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Согласно статье 5, Совет имеет право:

– запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и организаций и их должностных лиц необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

– пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

– обращаться за получением информации к общественным и религиозным организациям;

– использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

– привлекать в установленном порядке к работе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов, в том числе на договорных началах.

На февраль 2009 года в Совет входят представители Русской православной церкви, Русской православной старообрядческой церкви, Армянской апостольской церкви, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Буддийской традиционной сангхи России, Российского союза евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников).

Статья 6 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения указывает, что передача религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального значения, осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по согласованию с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, а недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры местного значения, а также включенного в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, – с государственными органами охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2, передача находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, в том числе находящегося в пользовании религиозных организаций, в собственность религиозным организациям может осуществляться при условии обеспечения религиозной организацией его сохранности и использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом. Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также может быть предоставлено ей в совместное с иными организациями использование. Недвижимое и относящееся к нему движимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за организациями культуры, может использоваться ими совместно с религиозными организациями на условиях, определяемых по согласованию с централизованными религиозными организациями и утверждаемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Имущество религиозного назначения, входящее в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, государственной части Музейного фонда Российской Федерации или государственной части Архивного фонда Российской Федерации, может передаваться религиозным организациям в пользование при условии обеспечения религиозными организациями надлежащего режима сохранности и безопасности, установленного для такого имущества (статья 3). Согласно статье 4, передаваемое религиозным организациям имущество религиозного назначения, отнесенное к памятникам истории и культуры, используется ими на условиях договора (обязательства), оформляемого в установленном порядке.

Статья 11 устанавливает, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также архивные документы, входящие в состав государственной части Архивного фонда Российской Федерации, по договору, заключаемому с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией и утверждаемых соответственно Федеральным агентством по культуре и кинематографии либо Федеральным архивным агентством, могут быть переданы религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также могут быть предоставлены ей в совместное с иными организациями использование.

Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).

Согласно пункту А Письма Минобразования РФ от 4 июня 1999 г. № 14-53-281ин/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений», возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы может быть предоставлена исключительно религиозным организациям. К соответствующему письму (ходатайству) религиозной организации о предоставлении возможности обучать детей религии должны быть приложены копии свидетельства о государственной регистрации данной религиозной организации в органах юстиции и ее устава. Предоставление возможностей для обучения детей религии не может рассматриваться как предпринимательская деятельность данного образовательного учреждения. Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений согласовывает свое решение с муниципальными органами самоуправления.

Пункт Б устанавливает, что просьба родителей (законных представителей) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать их ребенка (детей) религии оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения или руководителя (главы) религиозной организации. Согласие детей в возрасте от 7 до 14 лет на обучение религии по соответствующим программам указывается родителями (законными представителями) в этом же заявлении. В возрасте старше 14 лет ребенок самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии и обучению ей и фиксирует его в качестве приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

Согласно пункту В, просьба конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей религии оформляется официальным письмом руководителя (главы) религиозной организации. Содержание обучения религии, его формы и методы определяются религиозной организацией и не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека и призваны содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Как видим, правовое регулирование в области взаимодействия государства и религиозных организаций недостаточно. В частности, не указана возможность заключения договоров о сотрудничестве государства и религиозных организаций.

2.4. Опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в современной России

В мире накоплен значительный опыт нормативных регуляций взаимоотношений религиозных организаций и государства. В основном применяются следующие их формы:

– статус государственной/официальной религии;

– статус традиционной религии;

– статус выделенной религии;

– конкордат;

– договор/соглашение;

– участие в международной деятельности;

– регулярные субсидии;

– разовые субсидии;

– гранты;

– специальный режим налогообложения;

– специальные виды налогов в пользу религиозной организации;

– использование и содержание имущества;

– регулярные совместные акции;

– разовые совместные акции;

– признание дипломов о религиозном образовании;

– неформальное сотрудничество.


В Российской Федерации имеют место только следующие формы взаимоотношений: статус традиционной религии (только на региональном уровне), договор/соглашение, регулярные субсидии, разовые субсидии, разовые совместные акции и неформальное сотрудничество.

Несмотря на правовую неурегулированность в России самой возможности заключения договоров между государством и религиозными организациями (как на общероссийском уровне, так и на уровне субъектов федерации), де факто соглашения о сотрудничестве религиозных организаций с различными государственными структурами заключаются. Кроме того, религиозные организации плодотворно сотрудничают с государством, не заключая официальных договоров. Из предыдущего раздела следует, что наибольший практический опыт в этом отношении накоплен наиболее крупными и социально значимыми религиозными организациями, прежде всего Русской православной церковью.

Русская православная церковь

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации РПЦ получила статус традиционной религии в двух субъектах федерации.

Договоры

На общероссийском уровне Русская православная церковь заключила договоры со следующими государственными структурами:

– Министерством обороны РФ;

– Военно-воздушными силами РФ;

– Воздушно-десантными войсками;

– Федеральной пограничной службой РФ;

– Министерством атомной промышленности РФ;

– Главным управлением специального строительства;

– Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ;

– Советом атаманов войсковых казачьих обществ России;

– Министерством внутренних дел РФ;

– Министерством юстиции РФ;

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ;

– Министерством по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ;

– Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ;

– Российским объединенным ведомством по надзору в области связи и охраны культурного наследия;

– Федеральной архивной службой России;

– Российской академией наук;

– Российской академией государственной службы;

– Министерством образования РФ;

– Министерством культуры РФ;

– Министерством здравоохранения;

– организацией «Российский Красный Крест»;

– Центральным союзом потребительских обществ РФ;

– Министерством социальной защиты РФ;

– Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ;

– ОАО «Российские железные дороги».

На уровне субъектов федерации РПЦ заключила договоры со следующими государственными структурами:

– Министерством образования РФ (35 субъектов федерации);

– местной администрацией (27 субъектов федерации);

– Министерством внутренних дел РФ (24 субъекта федерации);

– Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (19 субъектов федерации);

– образовательными учреждениями (15 субъектов федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов федерации);

– Министерством обороны РФ (9 субъектов федерации);

– Министерством здравоохранения РФ (9 субъектов федерации);

– Союзом потребительских обществ РФ (7 субъектов федерации);

– отделом культуры (5 субъектов федерации);

– отделом социальной защиты (4 субъекта федерации);

– Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (3 субъекта федерации);

– Комитетом по делам молодежи (2 субъекта федерации);

– департаментом занятости (2 субъекта федерации);

– государственной архивной службой (2 субъекта федерации);

– управлением юстиции (1 субъект федерации);

– Федеральной налоговой службой (1 субъект федерации);

– военным комиссариатом (1 субъект федерации);

– Военно-воздушными силами и с войсками противовоздушной обороны (1 субъект федерации);

– Государственной инспекцией безопасности дорожного движения РФ (1 субъект федерации);

– фельдъегерской службой (1 субъект федерации);

– Комитетом гражданской защиты (1 субъект федерации);

– Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма (1 субъект федерации);

– отделом записи актов гражданского состояния (1 субъект федерации);

– Российской ассоциацией реставраторов (1 субъект федерации);

– социальными учреждениями (1 субъект федерации);

– культурными учреждениями (1 субъект федерации);

– железнодорожной службой (1 субъект федерации).

Разовые субсидии

Русская православная церковь за 2007 г. получила от государства на восстановление храмов 1,5 млрд руб.[20] Были разовые субсидии и в регионах: в Республике Бурятия Русская православная церковь с 1994 по 1998 г. получила 378,5 млн руб. и с 1998 по 2003 г. – 11 018 700 руб.[21], в Брянской области за 2006 г. – 1 млн руб. на покупку учебников по основам православной культуры[22], в Липецкой области за 2005 г. – 6,2 млн руб. на восстановление храмов[23].

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Русская православная церковь сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (8 субъектов федерации);

– образовательными учреждениями (7 субъектов федерации);

– Министерством обороны РФ (4 субъекта федерации);

– Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (3 субъекта федерации);

– Министерством образования РФ (3 субъекта федерации;

– культурными учреждениями (3 субъекта федерации);

– социальными учреждениями (2 субъекта федерации);

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– Министерством внутренних дел РФ (1 субъект федерации);

– Государственной инспекцией безопасности дорожного движения РФ (1 субъект федерации);

– военным комиссариатом (1 субъект федерации);

– отделом по делам несовершеннолетних (1 субъект федерации).

Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации РПСЦ была признана традиционной религией в Республике Бурятия.

Разовые субсидии

От администрации Республики Бурятия за 1994–2003 гг. РПСЦ получила 280 тыс. руб.[24]

Древлеправославная церковь (ДПЦ)

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации ДПЦ была признана традиционной религией в Республике Бурятия.

Разовые субсидии

От администрации Республики Бурятия ДПЦ за 1994–2003 гг. получила 151,5 млн 649 тыс. руб.[25]

Армянская апостольская церковь (ААЦ)

На уровне субъектов федерации Армянская апостольская церковь сотрудничает без заключения официальных договоров с Федеральной службой исполнения наказаний РФ в Брянской области.

Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМР)

Договоры

На уровне субъектов федерации Центральное духовное управление мусульман России заключило договоры со следующими государственными структурами:

– Министерством внутренних дел РФ (5 субъектов федерации);

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (1 субъект федерации);

– Министерством обороны РФ (1 субъект федерации);

– социальными учреждениями (1 субъект федерации);

– отделом культуры (1 субъект федерации).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации ЦДУМР сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (2 субъекта федерации);

– отделом социальной защиты (1 субъект федерации).

Совет муфтиев России (СМР)

Договоры

На общероссийском уровне Совет муфтиев России заключил договоры со следующими государственными структурами:

– Российским объединенным ведомством по надзору в области связи и охраны культурного наследия;

– Российской академией государственной службы;

– подписан протокол о намерениях с Сухопутными войсками РФ. Под руководством СМР были составлены рекомендации для Министерства обороны РФ о военнослужащих-мусульманах.

На уровне субъектов федерации Совет муфтиев России заключил договоры со следующими государственными структурами:

– местной администрацией (3 субъекта федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов федерации);

– Министерством внутренних дел РФ (3 субъекта федерации);

– Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (2 субъекта федерации);

– Министерством социальной защиты РФ (1 субъект федерации);

– Министерством здравоохранения (1 субъект федерации);

– образовательными учреждениями (1 субъект федерации).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Совет муфтиев России сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– Министерством внутренних дел РФ (3 субъекта федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации);

– Министерством обороны РФ (1 субъект федерации);

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– отделом социальной защиты (1 субъект федерации).

Координационный центр муфтиев Северного Кавказа (КЦМСК)

Договоры

На уровне субъектов федерации ВКСМСК заключил договоры со следующими государственными структурами:

– Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (1 субъект федерации);

– Министерством внутренних дел (1 субъект).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Высший координационный совет муфтиев Северного Кавказа сотрудничает без заключения договора со следующими государственными структурами:

– Министерством образования РФ (2 субъекта федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации).

Разовые субсидии мусульманским организациям

Государство проявляет заинтересованность в поддержке религиозного образования в рамках деятельности основных религиозных организаций страны. В первую очередь эта заинтересованность адресована исламу и мотивирована политической конкуренцией с образовательными программами арабских и других мусульманских стран. В 2007 г. на исламское образование (университеты и медресе), по данным Администрации Президента РФ, за год было направлено 400 млн руб.[26]

Федерация еврейских общин России (ФЕОР)

Договоры

На общероссийском уровне Федерация еврейских общин России заключила договоры со следующими государственными структурами:

– Министерством обороны РФ;

– Российской академией государственной службы;

– Военно-мемориальной компанией.

На уровне субъектов федерации ФЕОР заключила договор с Министерством внутренних дел РФ (1 субъект федерации).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации ФЕОР сотрудничает без заключения официальных договоров с образовательными учреждениями (1 субъект федерации).

Буддийская традиционная сангха России (БТСР)

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации БТСР была признана традиционной религией в Республике Бурятия.

Договоры

На общероссийском уровне Буддийская традиция сангха заключила договор с Российской академией государственной службы.

Разовые субсидии

Из бюджета Республики Бурятия на нужды Буддийской традиционной сангхи России с 1994 по 1998 г. в ценах тех лет было выделено 1,64 млрд руб., с 1998 по 2003 г. – 6 млн руб. На строительство субурганов и другие расходы буддистов было выделено соответственно 15 млн и 177 тыс. руб.[27] Администрация Забайкальского края выделила 21 млн руб. на строительство буддийского комплекса в Чите[28].

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации БТСР сотрудничает без заключения официальных договоров в Республике Бурятия со следующими государственными структурами:

– Министерством обороны РФ;

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ;

– образовательными учреждениями.

Объединение буддистов Калмыкии (ОБК)

Договоры

На общероссийском уровне объединение буддистов Калмыкии заключила договор с Российской академией государственной службы.

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации ОБК сотрудничает в Республике Калмыкия без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– Министерством обороны РФ;

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации).

Управление камби-ламы Республики Тыва (УКЛРТ)

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации УКЛРТ была признана традиционной религией в Республике Тыва.

Договоры

На уровне субъектов федерации УКЛРТ заключило в Республике Тыва договор с Государственным комитетом по охране окружающей среды.

Шаманизм

Статус традиционной религии

На уровне субъектов федерации шаманизм был признан традиционной религией в республиках Бурятия и Тыва.

Римско-католическая церковь

Договоры

На уровне субъектов федерации католическая церковь заключила договоры со следующими государственными структурами:

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации католическая церковь сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– образовательными учреждениями (1 субъект федерации).

Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ)

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации ЕЛЦ сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– местной администрацией (2 субъекта федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (2 субъекта федерации);

– социальными учреждениями (1 субъект федерации;

– образовательными учреждениями (1 субъект федерации).

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ)

Договоры

На уровне субъектов федерации ЕЛЦИ заключила договоры с образовательными учреждениями в Саратовской области.

Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ)

Договоры

На общероссийском уровне Российский союз евангельских христиан-баптистов заключил договор с Российской академией государственной службы при Президенте РФ.

На уровне субъектов федерации РСЕХБ заключил договор с Федеральной службой исполнения наказаний РФ в Тюменской области.

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Российский союз евангельских христиан-баптистов сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– с отделом социальной защиты (3 субъекта федерации);

– с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации).

Армия спасения

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Армия спасения сотрудничает без заключения официальных договоров с отделом социальной защиты в Республике Калмыкия.

Веслианская церковь

Договоры

На уровне субъектов федерации Веслианская церковь заключила договор с местной администрацией во Владимирской области.

Церковь христиан-адвентистов седьмого дня (ЦХАСД)

Договоры

На общероссийском уровне Церковь христиан-адвентистов седьмого дня заключила договор с Российской академией государственной службы при Президенте РФ.

На уровне субъектов федерации ЦХАСД заключила договор с Федеральной службой исполнения наказаний РФ в Курганской области.

Разовые субсидии

Правительство Рязанской области в 2007 г. перечислило денежные средства ЦХАСД для поддержки церковной школы в рамках программы поддержки негосударственных школ.

Российская ассоциация миссий христиан веры евангельской (РАМХВЕ)

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации РАМХВЕ сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации);

– отделом социальной защиты (1 субъект федерации).

Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ)

Договоры

На общероссийском уровне Российская церковь христиан веры евангельской заключила договор с Российской академией государственной службы.

На уровне субъектов федерации РЦХВЕ заключила договор со следующими государственными структурами:

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– Федеральной службой исполнения наказаний РФ (1 субъект федерации).

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Российская церковь христиан веры евангельской сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– отделом социальной защиты (2 субъекта федерации);

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (1 субъект федерации).

Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ)

Договоры

На общероссийском уровне Российский объединенный союз христиан веры евангельской заключил договор с Российской академией государственной службы при Президенте РФ.

На уровне субъектов федерации РОСХВЕ заключил договор с Федеральной службой исполнения наказаний РФ в Тюменской области.

Неформальное сотрудничество

На уровне субъектов федерации Российский объединенный союз христиан веры евангельской сотрудничает без заключения официальных договоров со следующими государственными структурами:

– отделом социальной защиты (3 субъекта федерации);

– местной администрацией (1 субъект федерации);

– образовательными учреждениями (1 субъект федерации).

Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ)

На уровне субъектов федерации АХЦ заключила договор с Федеральной службой исполнения наказаний РФ в г. Санкт-Петербурге.

Из представленного материала видно, насколько широко в Российской Федерации распространена практика как заключения договоров государства с различными религиозными организациями, так и неформальное сотрудничество с ними, что еще раз показывает насущную потребность законодательно закрепить данную практику.