Глава 3
Социальные сети и Интернет
Каждый капиталист захочет получить долю в прибыли
Социальные сети не являются чем-то принципиально новым; многие компоненты недавно созданного сайта Facebook были изобретены раньше другими разработчиками. Цукербергу несколько раз предъявляли обвинения в краже идей, использованных для запуска проекта. В действительности же его сервис просто стал результатом развития тех разработок, которые возникли еще за 40 лет до его появления.
Существование сетей, подобных Facebook, предвидели еще инженеры, заложившие основы Интернета. В 1968 году в статье под названием «Компьютер как коммуникационное устройство» Д. С. Ликлидер и Роберт В. Тейлор пытались найти ответ на следующий вопрос: «Как будет выглядеть сообщество людей, интерактивно взаимодействующих между собой в реальном времени?» И сами отвечали на него так: «В большинстве случаев оно будет состоять из людей, географически удаленных друг от друга. Иногда они станут объединяться в небольшие группы, а иногда работать самостоятельно. Эти сообщества будут связаны не местом проживания или работой, а общими интересами». Авторы статьи еще ближе подошли к концепции социальных сетей: «Вы больше не будете отправлять письма или телеграммы, а просто укажете других людей, чьи файлы должны быть связаны с вашими файлами». Как один из ключевых сотрудников Агентства по перспективным исследовательским проектам Министерства обороны США, Ликлидер помог в разработке идеи и подвел базу для построения сети ARPANET, ставшей прообразом Интернета.
Десятилетие спустя или около того пользователи стали организовывать онлайн-сообщества. Первой службой Интернета, охватившей внушительное число людей, задолго до появления WWW стала Usenet. Она начала работать с 1979 года и позволяла пользователям отправлять сообщения, посвященные определенным темам, в группы, объединенные по интересам. Функционирует Usenet и по сей день. В 1985 году Стюарт Бранд, Ларри Бриллиант с группой единомышленников создал в Сан-Франциско электронную доску объявлений под названием The Whole Earth ’Lectronic Link, или Well. В 1987 году Говард Рейнголд, активный пользователь Well, опубликовал статью, в которой употребил новый термин – виртуальное сообщество. «Виртуальное сообщество представляет собой группу людей, которые могут встречаться или не встречаться лично и обмениваться идеями и мнениями на электронных досках объявлений посредством компьютерных сетей».
С течением времени число желающих научиться пользоваться электронными средствами коммуникации увеличивалось, и они, как правило, оставляли свои сообщения в онлайн-группах и чатах. Почтовая служба Франции стала первой, масштабно воплотившей эту идею, запустив национальный онлайн-сервис Minitel в 1982 году. Затем в 1985-м появился сервис America Online. В 1988 году компании IBM и Sears создали амбициозный коммерческий онлайн-ресурс Prodigy. Однако вскоре доминировать в США стала именно America Online (AOL). При использовании этих служб люди придумывали ник или им предоставлялись анонимные имена, под которыми они и общались друг с другом. У автора этой книги, например, в AOL было имя Davidk4068. К началу 1990-х многие начали пользоваться электронной почтой. При этом адреса обычно не соответствовали реальным именам. Хотя в почтовых сервисах и создавались адресные книги, они не позволяли идентифицировать своих друзей. Кроме того, электронная почта не позволяла организовать стабильные каналы оперативного обмена информацией. В конце этого же десятилетия созданные службы обмена мгновенными сообщениями работали по тому же принципу: люди пользовались псевдонимами, а не своими настоящими именами.
В первые дни существования World Wide Web определение виртуального сообщества стало шире. Появившиеся сервисы наподобие TheGlobe.com, Geocities и Tripod позволили людям создавать персональные домашние странички, которые в некоторых случаях можно было связать со страничками других пользователей. Свой первый веб-сайт Марк Цукерберг запустил на Geocities, когда еще учился в школе. На популярном сайте знакомств Match. com, появившемся в 1994 году, разрешалось размещать персональную информацию, но с очень конкретной целью. В 1995 году был запущен ресурс Classmates.com, благодаря которому, указав свои настоящие имя и фамилию, можно было найти бывших школьных друзей и связаться с ними.
Эра современных социальных сетей ведет свой отсчет с начала 1997 года. В это время новый, базирующийся в Нью-Йорке сайт sixdegrees.com ввел в действие революционную службу, основанную на реальных именах пользователей. В 2007 году двое интернет-социологов, danah boyd (ник) и Николь Эллисон, сформулировали в своей статье характеристики социальной сети: «В этой службе пользователи могут создавать общедоступный или частично доступный профиль, составлять список других пользователей, с которыми хотят общаться, и просматривать и отслеживать собственные действия и действия своих друзей в пределах социальной сети». Вы задаете свое положение в сложной системе взаимоотношений, и ваш профиль указывает на него в их контексте, как правило, чтобы продемонстрировать общие интересы или общих знакомых. Чтобы объяснить тенденции, обусловившие появление Facebook, осталось добавить лишь один элемент – онлайн-профиль, основанный на истинном имени пользователя.
Сайт sixdegrees.com стал первым онлайн-проектом, в котором была предпринята попытка определить и показать структуру реальных взаимоотношений между реальными людьми под их настоящими именами. И он обогнал свое время. В названии ресурса (от англ. «шесть степеней родства») обыгрывалась теория, согласно которой любые два человека на нашей планете связаны цепочкой максимум из шести человек, каждый из которых знает следующего. Первое звено включает ваших ближайших друзей, затем соединяется со вторым звеном – друзьями ваших друзей, и так до шестой «степени родства».
Юрист и основатель sixdegrees.com, Эндрю Вайнрайх, – страстный любитель общения в сети. В момент создания сайта WWW только начала получать активную поддержку у обычных пользователей. Когда в начале 1997 года был запущен sixdegrees.com, Вайнрайх пригласил несколько сотен человек в крупном офисном здании Нью-Йорка тут же присоединиться к новому ресурсу, воспользовавшись одним из двадцати установленных в комнате компьютеров. Он заявил следующее: «Больше нет необходимости хранить картотеку контактов в вашем компьютере. Мы поместим ее в общее центральное хранилище. Если каждый из нас загрузит свой список контактов, то мы сможем связаться с любым человеком в мире!»
Как правило, новые пользователи присоединялись к службе Sixdegrees после получения приглашения по электронной почте от кого-то, кто уже зарегистрировался там. Этот метод добавления впоследствии скопировали многие социальные сети. Сейчас он кажется нам очевидным, но на то время это было поистине революционно. Служба Sixdegrees позволяла своим участникам создавать персональный профиль и добавлять в него информацию о себе и своих интересах. При этом человек должен был указывать свои настоящие имя и фамилию. Это упрощало задачу для его связи с друзьями. Можно было выполнить поиск по существующим профилям и попросить своих друзей представить вас людям, которые вас заинтересовали. На сайте Sixdegrees были доступны две основные функции. Первая называлась «Подключить меня». Можно было ввести имя пользователя, чтобы отобразить «карту» вашей связи с ним. Например, интересующий вас человек мог оказаться другом ваших друзей. Вторая называлась «Соединить меня по сети» и позволяла указать определенные характеристики для поиска, чтобы служба отобрала тех, кто соответствовал вашему запросу. Например, отыскать врача в Чикаго, который любит играть в шахматы.
Однако в настоящее время Эндрю Вайнрайх с сожалением признает: «Мы появились слишком рано. Выбор правильного момента для запуска сайта имеет важнейшее значение». Разработка и поддержание сервиса оказались очень дорогостоящими. Для того чтобы сайт нормально функционировал, пришлось нанять 90 сотрудников, приобрести множество дорогостоящих серверов и лицензии на программное обеспечение для работы с базами данных Oracle. Кроме того, фирмам-разработчикам пришлось заплатить за создание функций сайта миллионы долларов. И какие возможности стали доступны благодаря таким затратам? Создана служба, доступ к которой большинство пользователей получали на очень низкой скорости при помощи коммутируемых модемов. Существовали и другие жесткие ограничения. В профиле пользователя можно было указывать свое имя, биографические сведения и любимые фильмы, но не разрешалось размещать свою фотографию. В конце концов, на то время почти ни у кого не было цифровых фотоаппаратов. Отсутствие фотографий оказалось очевидной проблемой, и в конце 1999 года Вайнрайх серьезно намеревался просить пользователей присылать свои фото, чтобы стажеры сканировали их и загружали на сайт.
Людям (как пользователям ресурса, так и всем остальным) оставалось неясным, был ли Sixdegrees сайтом знакомств, сетью для налаживания деловых контактов или и тем и другим одновременно. Однако, несмотря на это, к 1999 году на sixdegrees.com зарегистрировалось 3,5 миллиона пользователей. В результате сервис приобрела крупная компания за 125 миллионов долларов. К сожалению, он так и не окупился, и после краха доткомов новые владельцы закрыли убыточный проект в конце 2000-х годов. Четко понимая, что это было лишь начало, а не конец социальных сетей, юрист Вайнрайх вместе с партнерами благоразумно зарегистрировал патент с широкой формулой изобретения, описывающий инновации сайта sixdegrees.com. Впоследствии этот патент сыграл определенную роль в истории Facebook. Вайнрайх отзывался о сетях как об «операционной системе будущего».
Хотя сайт sixdegrees.com стал пионером социальных сетей, потребовались годы, прежде чем другие отправились в подобное плавание и построили нечто, что можно было бы считать настоящей социальной сетью. В 1999 году появилось два ресурса, нацеленных на определенную этническую аудиторию, BlackPlanet и Asian Avenue. На них предлагались некоторые функции социальных сетей. В Швеции 1 января 2000 года была запущена социальная сеть для подростков под названием LunarStorm. В 2001 году популярная в Корее служба Cyworld добавила ряд функций социальных сетей.
До 2001–2002 годов «вирус» социальных сетей не проникал в Кремниевую долину и Сан-Франциско. Большинство предпринимателей и венчурных капиталистов пребывали в шоке в результате резкого падения стоимости и доходов интернет-компаний в начале XXI века. Они закрывались одна за одной, что явно не добавляло оптимизма. Новым открывающимся компаниям было крайне сложно привлечь инвестиции в тот период. Но несколько дальновидных ребят поняли, что сайт sixdegrees.com просто появился слишком рано.
Интернет-компания Plaxo, учрежденная Шоном Паркером с друзьями в 2001 году, не была социальной сетью, но у данной службы оказалось с ней много общего. Plaxo предназначалась для управления контактами пользователей. После того как ее новый участник загружал информацию о своих контактах, этим людям постоянно отправлялись запросы об ее обновлении и настоятельно рекомендовалось тоже присоединиться к Plaxo. Пусть такой метод добавления и был несколько навязчивым, он срабатывал достаточно часто. Идеи Паркера напоминали принципы, использованные Эндрю Вайнрайхом при создании sixdegrees.com: сохраните свою картотеку в центральном хранилище и позвольте нам управлять вашими данными. Паркеру нравилась идея Plaxo, поскольку подключение к ней новых участников осуществлялось по принципу распространения вирусной инфекции: один человек мог подключить целую цепочку своих знакомых. В Plaxo также предвосхищалась ключевая особенность Facebook: в этой службе предусматривалась возможность уникальной идентификации каждого пользователя на основании тех, кто добавил его в друзья.
В конце 2001 года предприниматель Адриан Скотт запустил социальную сеть Ryze. Скотт сразу же хотел развеять любые недоразумения относительно цели ее создания. Это не сайт знакомств. Это сайт для бизнесменов, что следует из его названия. Пользователи сети могли «подняться» благодаря расширению деловых контактов. Основное внимание в их профилях уделялось карьерным достижениям. В друзья добавлялись коллеги и деловые партнеры. Планировалось, что Ryze будет приносить прибыль, поскольку работодатели станут искать в его базах данных перспективных сотрудников, консультантов и т. д. Хотя популярность этой сети так никогда и не вышла за пределы технического сообщества Сан-Франциско, она послужила основой для многих последующих разработок.
Калифорнийский программист Джонатан Абрамс, пользователь Ryze и заядлый любитель вечеринок, увидел в этом сайте возможность объединить людей по интересам, а не на основе деловых взаимоотношений. Он создал настоящую социальную сеть для потребителей под названием Friendster. Хотя это и не был сайт знакомств в чистом виде, на нем предлагалось множество инструментов, упрощающих поиск партнера для свидания. Абрамс не сомневался, что ему удастся переманить пользователей с Match.com, поскольку был убежден, что гораздо легче встретить более интересных людей, если это будут друзья ваших друзей. Предполагалось, что при регистрации должны указываться настоящие имена и фамилии. Friendster предоставил новый инструмент для поиска, именно тот, которого так недоставало Sixdegrees. Теперь рядом с именем человека в профиле разрешалось добавить фотографию. Воистину революционное изменение! Можно было найти людей, живущих по соседству. Или просмотреть фотографии друзей ваших друзей. Если кто-то из них вам понравился, можно попробовать завязать знакомство.
Сразу после запуска социальной сети Friendster в феврале 2003 года она стала невероятно популярной. За несколько месяцев к ней подключилась пара миллионов пользователей. Для регистрации нужно было получить приглашение от кого-то, кто уже подключился, и такие приглашения имели большой спрос. Вскоре люди заговорили о Friendster как о «будущем Google». По сообщениям, владелец сети даже отклонил предложение этого интернет-гиганта о ее покупке за 30 миллионов долларов. В Бостоне Марк Цукерберг тоже обратил на Friendster внимание и завел там аккаунт, как это сделали многие студенты Гарварда, включая и близнецов Винклвоссов.
Казалось, настал звездный час Friendster. Фотографии Абрамса красовались на обложках глянцевых журналов. Но к середине 2003 года положительные впечатления пользователей от службы Friendster стали меняться к худшему. На сайте зарегистрировались миллионы, что привело к высокой нагрузке и замедлению работы серверов. Последние просто не справлялись с таким потоком. На загрузку страницы уходило до 20 секунд. Кроме того, возникли проблемы по части связей с общественностью. Сайт Friendster оказался вовлечен в публичную битву с «фейками» (от англ. «fake» – обман, подлог. – Примеч. пер.). Так называли пользователей Friendster, умышленно создававших профили с несуществующими или чужими именами, например с именами мультипликационных героев или кличками животных. Абрамс решил, что на сайте должны указываться только настоящие имена людей, поэтому просто удалил множество профилей «фейков». Стараясь решить серьезные технические проблемы, осенью 2003 года компания Friendster была вынуждена привлечь крупные инвестиции от двух известных венчурных фондов – 13 миллионов долларов от Benchmark Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers.
Недавно автор этой книги посетил офис основателя Friendster, Джонатана Абрамса, в Сан-Франциско. Теперь он руководит службой онлайн-приглашений под названием Socializr. Абрамс был небрит, скорбел по прошлому и по-прежнему любил покутить. Первое, что он сделал, когда я вошел в офис, – предложил мне выпить текилы. Несколько раз он даже прерывал интервью, пытаясь все же уговорить меня, несмотря на категоричный отказ. «Сайт плохо работал два года. Это факт», – признал он, наконец-то возвращаясь к теме беседы. А затем рассказал, что серия инженерных просчетов и недооценка активности пользователей так и не позволили решить проблемы производительности Friendster уже после того, как инвесторы уволили его с должности главы компании в марте 2004 года.
Хотя Абрамс – один из великих новаторов в области социальных сетей, он с готовностью признает, что построил свой сайт, воспользовавшись чужими идеями. Он говорит об этом так: «Я не придумывал новых концепций. Новыми были только восприятие сайта, его дизайн и функции». Но в действительности, по словам Шона Паркера, «Джонатан расшифровал этот код. Он определил базовую структуру социальной сети, какой мы ее сейчас знаем».
После сайта Friendster в Сан-Франциско запустили множество социальных сетей, которые стремились повторить его успех. Причем на каждом идея объединения людей в одно сообщество воплощалась по-своему. Например, создатели службы Tickle, учтя широкое назначение Friendster, изменили собственный формат, который первоначально сводился к самостоятельному добавлению пользователями загадок и тестов. Еще две социальные сети, LinkedIn и Tribe.net, основали друзья Абрамса.
Рейд Хоффман стал главным инвестором на первоначальном этапе развития Friendster. Он вложил 20 тысяч долларов, что составляло пятую часть от общей суммы в 100 тысяч долларов, собранной Абрамсом. Хоффман считается ключевой фигурой в истории социальных сетей. Один из наиболее умных и осторожных руководителей Кремниевой долины, он внушил глубокое доверие к новому виду бизнеса. Еще в августе 1997 года он создал службу знакомств SocialNet, в которой пары подбирались на основе информации, указанной пользователями в своих профилях. Некоторые даже называют ее первой социальной сетью, хотя Хоффман с этим не согласен. В любом случае она была не слишком удачной с точки зрения бизнеса (хотя ее продажа вернула инвесторам вложенные деньги). Но в мае 2003 года, через три месяца после появления сайта Friendster, Хоффман запустил LinkedIn – социальную сеть для деловых людей. Рейд верил, что социальные сети можно классифицировать по двум категориям: для личных и деловых целей. Поэтому он не считал LinkedIn конкурирующим проектом, конфликтующим с Friendster. У LinkedIn, функционирующей и поныне, много общего с Ryze. Ваш профиль, по сути, представляет собой ваше резюме. Люди ищут работу и просят других предоставить им бизнес-рекомендации или дать совет. Однако для сохранения делового стиля общения при создании этой социальной сети отсутствовала возможность размещать фотографию пользователя (Хоффман добавил эту функцию позже).
В паре с Хоффманом работал Марк Пинкус. Этот худой гиперактивный человек стал еще одним инвестором Friendster и неразлучным товарищем Хоффмана. В мае 2003 года, как раз одновременно с запуском сервиса LinkedIn, Пинкус представил на суд общественности социальную сеть Tribe.net, в которой пользователи могли создавать «племя», имеющее какой-то общий интерес. Первоначально планировалось, что на Tribe.net пользователи будут обмениваться друг с другом классифицированными по рубрикам объявлениями, чтобы покупать товары у своих знакомых. Однако качество товаров, продаваемых людьми одного «племени», скоро стало отличительным свойством этого сайта, привлекающим не только обычных покупателей, для которых он создавался. Среди активных пользователей сети оказались участники фестиваля современного искусства «Burning Man» в Неваде, а также энтузиасты необычных сексуальных практик, более заинтересованные в поиске единомышленников, нежели в покупке или продаже товаров.
Шон Паркер попал под влияние мафии социальных сетей Сан-Франциско. В то время в Пало-Альто он жил в одном доме со студентами Стэнфорда. Популярность Friendster стремительно росла, а некоторые из тех, с кем он познакомился в виртуальном мире, сыграли заметную роль в его реальной жизни. Например, создатель социальной сети Ryze Адриан Скотт стал одним из первых инвесторов службы Napster. А Марк Пинкус, основатель Tribe.com, учредил компанию Freeloader, в которой Паркер стажировался в 1994 году, когда ему было 15 лет. Вскоре Шон начал проводить время в компании этих ребят и их друга, Джонатана Абрамса, создателя сайта Friendster.
Паркер и Абрамс быстро нашли общий язык. Чем больше Шон сближался с Джонатаном, тем сильнее его восхищала идея социальной сети Friendster. Шон начал подолгу засиживаться в офисах этой компании. Он помог Абрамсу найти новых инвесторов и сам приобрел часть акций Friendster. Это был как раз тот момент, когда служба перестала выдерживать нагрузку своей растущей популярности. «Я наблюдал со стороны, как они проигрывали войну, – вспоминает Паркер. – Постоянно повторялась одна и та же история: месяц за месяцем, месяц за месяцем они пытались заставить ее работать». (Позднее сайт Friendster был реанимирован, но все же слишком поздно для американского рынка. В настоящее время 60 процентов его пользователей проживают на Филиппинах, в Индонезии и Малайзии.)
Летом 2003 года с ростом популярности сетей Tribe.net и LinkedIn неожиданное открытие заставило забеспокоиться Пинкуса и Хоффмана. Они узнали, что патент, принадлежащий более не существующей компании Sixdegrees, выставлен на аукцион ее новыми владельцами. А он охватывает очень широкую область действий. Патент описывает социальную сеть, в которой поддерживается база данных, пользователи могут самостоятельно создавать учетные записи и отправлять своим знакомым приглашения по электронной почте с просьбой присоединиться к данной службе. Если получатель подтвердит дружбу с пригласившим его пользователем, создается двусторонний канал связи. Подобные процессы и составляют основу большинства социальных сетей.
Юристы обоих предпринимателей объяснили, что в плохих руках этот документ может быть использован для прекращения работы их компаний или любых других, занимающихся социальными сетями. Поэтому Пинкус и Хоффман решили приобрести его. Они также знали, что Friendster собирается привлечь миллионы долларов венчурных инвестиций, поэтому беспокоились, что при наличии столь крупных финансовых ресурсов сеть Friendster постарается занять их место на рынке. Приобретение патента обеспечивало защиту их бизнеса. Однако советы директоров компаний Tribe.net и LinkedIn не одобрили такую покупку. Тогда Хоффман и Пинкус решили вложить в это собственные деньги.
Однако они оказались не единственными, кто оценил потенциальные возможности этого документа. Компания Yahoo! осознала, что может не успеть вскочить на подножку уходящего поезда социальных сетей, и приняла участие в аукционе, предложив самую высокую цену. Но Хоффман и Пинкус пообещали внести деньги быстрее и выиграли аукцион на патент по цене 700 тысяч долларов.
Сегодня Рейд Хоффман и Марк Пинкус говорят, что просто хотели защитить патент от более крупных игроков на рынке, таких как Yahoo! и Friendster. «Мы беспокоились о том, что кто-то купит патент, а затем подаст в суд на все недавно созданные компании, предоставляющие услуги социальных сетей. Мы приобрели его в качестве средства защиты, чтобы не дать возможности кому-либо погубить зарождающийся бизнес».
Итак, оба предпринимателя продолжали вести свой бизнес в Сан-Франциско, как вдруг буквально из ниоткуда возник весьма неприятный конкурент. Базировался он в 600 км к югу, в Лос-Анджелесе. Служба MySpace первоначально была одним из клонов социальной сети Friendster, к тому же ее основатель Том Андерсон был ее страстным поклонником. Идея создания MySpace появилась как ответ на разочаровывающее замедление работы и крах Friendster. Но, как рассказывается в книге Джулии Энгвин «Stealing MySpace» («Краденый MySpace») об истории возникновения MySpace, Андерсон тоже планировал обратиться к так называемым «фейкам», чтобы запустить сайт, где пользователи могут создавать любые профили, которые только пожелают. Том Андерсон и соучредитель MySpace, Крис Де Вольф, установили всего несколько ограничений при работе сети MySpace.
Том и Крис были сотрудниками крупного плохо управляемого интернет-конгломерата под названием eUniverse, занимающегося тайной установкой шпионских программ на компьютеры пользователей и продажей дорогостоящих товаров, рекламируемых сомнительными методами. Андерсон и Де Вольф воплотили свои вольнодумные ценности в новой службе. При этом они применили метод, сводящийся к фразе «Бери все, что подходит». Если какая-либо функция в социальной сети становилась популярной в Интернете, она тут же находила применение в MySpace. Сайт MySpace был запущен 15 августа 2003 года, через шесть месяцев после появления Friendster и три месяца после запуска Tribe.net. С первого дня на нем были доступны игры, гороскоп, ведение блогов и создание профилей для зарегистрированных пользователей (страничка профиля напоминала аналогичные странички в сети Friendster).
Создатель Friendster, Джонатан Абрамс, старался держать сеть под своим контролем, ведя долгую и бесплодную борьбу по защите своего личного представления о том, как должна выглядеть служба, основанная на настоящих именах пользователей. В то же время в сети MySpace предоставлялась полная свобода практически всех действий, что очень импонировало ее участникам. Прежде всего, при регистрации в MySpace не было таких жестких требований, как в других социальных сетях. Вам не нужно было получать форму приглашения от кого-то из друзей. Разрешалось указать как свое настоящее имя, так и псевдоним. А одна из самых полюбившихся функций даже не разрабатывалась специально. Ошибка при первоначальном программировании MySpace позволила пользователям закачивать программный HTML-код на странички своих профилей. Люди стали пользоваться такой возможностью для оформления личных страничек по своему вкусу. Всегда готовые к переменам создатели MySpace обратили внимание на энтузиазм пользователей по отношению к этой дополнительной степени свободы и превратили ошибку в ценное свойство своего сайта.
Самостоятельное оформление профилей привело к тому, что сеть MySpace выделялась кричащим дизайном в стиле Таймс-Сквер: сверкающая графика и непристойные изображения. Что полностью соответствовало духу MySpace: вы можете представиться как угодно и как угодно оформить страничку своего профиля. И даже не всегда знаете, кто на самом деле тот или иной пользователь сети. Однако в результате вы не можете ограничить свои контакты только реальными друзьями. Люди волей-неволей начинают добавлять в друзья других пользователей, причем чем больше, тем лучше. Данный процесс превращается в своеобразное соревнование: у кого больше. Еще на MySpace наряду с обычным обменом мнениями прослеживается очевидная склонность к сексуальной тематике. На Friendster внешний вид странички профиля зафиксирован, причем Абрамс настаивал на указании реальных имен пользователей, которые хотят связаться с другими людьми. Подобная принципиальность полностью игнорируется на MySpace.
Как утверждает Джулия Энгвин в книге «Краденый MySpace», проницательные создатели сети выбрали наилучший момент для ее запуска. Мир уже был готов к чему-то подобному. Служба Sixdegrees появилась слишком рано, ей не хватало онлайн-возможностей, благодаря которым она могла бы выжить. Но с тех пор ситуация полностью изменилась, наличествовали все необходимые условия для развития социальных сетей. Как отмечает Джулия Энгвин, количество пользователей, обладающих широкополосным доступом к Интернету, увеличилось с 15 до 25 процентов. А это не только более быстрый просмотр страниц, но и упрощенная загрузка фотографий. У многих появились цифровые фотоаппараты, поскольку цены на них упали. И, самое главное, выросло число людей, получивших доступ к Интернету на более высокой скорости. Он уже был во многих домах, включая и тех, в которых воспитывались девочки-подростки. Если бы Friendster не погубил его же собственный успех, то именно эта служба тогда привлекла бы все эти массы людей. Однако вышло так, что социальная сеть появилась в совершенно пустой нише.
В первое время к MySpace подключались хипповые друзья Андерсона и Де Вольфа, проживающие в Лос-Анджелесе. Основатели сети рекламировали ее в клубах, чтобы привлечь как участников групп, так и их поклонников. Прошло не очень много времени, а MySpace уже стал рекламным инструментом для ансамблей Лос-Анджелеса, а вскоре и предприимчивые музыканты со всех концов США стали пользоваться его услугами. Вместе с группами на сайте регистрировалась их основная аудитория – тинейджеры.
MySpace оказался прекрасным источником информации о музыкальных коллективах, но при этом его сексуальная составляющая становилась все более явной. Еще одним инструментов рекламы сети были вечеринки MySpace в ночных клубах по всей стране. Очевидным стало следующее: MySpace представляет собой цифровой клуб, где приветствуется полностью раскрепощенное поведение. Разочарованная в сайте Friendster девушка по имени Тила Текила, зарегистрировавшись на MySpace, привела с собой весь свой фан-клуб. Эта вьетнамская модель с большой грудью привлекала массу внимания. На страничке ее профиля было много фотографий, запечатлевших ее в весьма экстравагантном виде.
Несмотря на то что официально на сайте разрешалось регистрироваться только особам не моложе 16 лет, многие подростки создавали свои профили, просто указывая неправильный возраст. При этом не было ничего необычного в том, что тринадцатилетние девочки на размещаемых ими фотографиях были в купальниках. Родительские комитеты в школах по всей стране стали проводить собрания, где обсуждалась опасность социальных сетей для детской психики.
К моменту запуска Thefacebook в феврале 2004 года на цветастых страничках социальной сети MySpace общалось более миллиона пользователей. Она быстро становилась доминирующей социальной сетью в США. Сайт предлагал минимальный набор функций, стандартные странички профилей, а его аудитория ограничивалась студентами элитных учебных заведений. Трудно придумать более сильный контраст между обеими службами.
Первая социальная сеть, специально предназначенная для общения студентов колледжа, начала работу в Стэнфордском университете в ноябре 2001 года. Возможно, на самом деле она была первой, запущенной на территории Соединенных Штатов Америки. Эту малоизвестную службу под названием Club Nexus основал Оркут Буюккоктен, турецкий студент, специализирующийся на компьютерных науках. Club Nexus предназначалась для улучшения общественной жизни студентов. Управление нетехническими элементами проекта вел студент Тайлер Зиман, изучавший политические науки.
Эта социальная сеть стала совершенно новым явлением, в ней было реализовано много функций, возможно, даже слишком много. В Club Nexus можно было создавать профиль с использованием своего настоящего имени, а затем составлять список своих лучших друзей из университетского городка. Друзья, которые не являлись пользователями сети, автоматически получали по электронной почте сообщение, в котором им предлагалось к ней присоединиться. Подключиться мог лишь тот, кто имел адрес электронной почты Стэнфордского университета, и такая аутентификация по почтовому ящику позволяла гарантировать, что человек является именно тем, за кого себя выдает. Можно также было обмениваться репликами в чате, приглашать друзей на события, добавлять объявления (включая рекламные) на доску объявлений, вести блог и пользоваться сложной функцией поиска людей по общим интересам. Студенты искали через Club Nexus партнеров по обучению, для занятий спортом и романтических знакомств. Сам Буюккоктен однажды похвастался, что его сайт отличается от остальных тем, что «вы можете организовать действительно большие вечеринки».
Конец ознакомительного фрагмента.