Вы здесь

Социальная сеть: как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей. Глава 1. Первые шаги (Дэвид Киркпатрик, 2011)

Глава 1

Первые шаги

Мы запустили Thefacebook в Гарвардском университете

В сентябре 2003 года второкурсник Марк Цукерберг поселился в Керклендхаус – общежитии студенческого городка Гарвардского университета. С собой он приволок белую доску длиной 2,5 м, превосходный инструмент мозгового штурма для чокнутых гиков (от англ. «geek» – человек, безумно увлеченный чем-либо, например, высокими технологиями. – Примеч. ред.). Доска была большой, даже громоздкой, как и некоторые идеи Марка, которые он собирался на ней записывать. В нескольких комнатах общежития, рассчитанных на проживание четырех человек, только одна стена была достаточно большой, чтобы повесить на нее доску, – стена коридора, ведущего к спальням. Цукерберг – его основной специализацией были компьютерные науки – тут же начал очень быстро что-то на ней писать.

Вскоре доска превратилась в запутанный клубок формул и символов, соединенных между собой разноцветными линиями. Цукерберг часто стоял в коридоре с маркером в руке, размышляя над нарисованными им схемами, но ему то и дело приходилось прижиматься к стене, когда кому-то нужно было пройти. Иногда он отступал в дверной проем спальни, чтобы рассмотреть изображение с более удобного ракурса. «Ему действительно очень нравилось писать на доске, – вспоминает Дастин Московиц, один из трех соседей Цукерберга. – Он всегда старался графически изображать свои идеи, хотя от этого они не становились более понятными». Большинство идей Марка касались новых интернет-сервисов. Много часов он корпел над программными кодами для их реализации, сколько бы домашних заданий ни нужно было выполнять по другим, некомпьютерным, предметам. Сон никогда не входил в число его приоритетов. Если Марк не стоял возле своей доски, то сидел, склонившись над клавиатурой компьютера, в общей комнате и гипнотизировал монитор. Вокруг него всегда стояло несколько пустых бутылок и валялись остатки упаковки и обертки, которые он сам редко выбрасывал.

В первую же неделю на втором курсе обучения Марк Цукерберг смастерил интернет-программу и назвал ее Course Match. Она была достаточно простой, созданной, так сказать, шутки ради, и должна была помочь студентам при выборе предметов на основании информации о том, кто еще решил их изучать. Достаточно было щелкнуть на названии дисциплины, чтобы узнать, кто из студентов намерен слушать этот курс, или же на профиле студента, чтобы посмотреть перечень выбранных им предметов.

Если на предмете «Топология» рядом с вами сидела симпатичная девушка, то вы могли посмотреть курс «Дифференциальная геометрия» на следующий семестр, чтобы узнать, не встретитесь ли вы с ней на этих занятиях в следующем семестре, или просто выполнить поиск по ее фамилии, чтобы получить список выбранных ею дисциплин. Как позже с гордостью за свои способности к предвидению сказал Цукерберг: «Можно было объединять людей с помощью учебных предметов». Сотни студентов стали пользоваться программой Course Match. Отношение к учебным дисциплинам слушателей Гарварда, которые были всегда чересчур озабочены вопросом своего социального статуса, в значительной степени зависело от предпочтений сокурсников. А Марк Цукерберг предложил им очень полезную программу.


Марк был интровертом. Небольшого роста худощавый паренек с вьющимися русыми волосами и веснушчатым лицом. В его девятнадцать ему скорее можно было дать лет пятнадцать. Его стандартная униформа – мешковатые джинсы, резиновые шлепанцы (даже зимой) и футболка с остроумным изображением или фразой. Особенно ему нравился рисунок с обезьянкой, читающей книгу «Code Monkey» (дословно это словосочетание на русский можно перевести как «обезьяна кодирующая»; на жаргоне программистов малоквалифицированный специалист, пишущий несложные программы для себя и своих друзей, набивающий программный код, не задумываясь над архитектурой программного обеспечения, простотой реализации поставленных задач и дизайном пользовательского интерфейса. – Примеч. ред.)

Незнакомым людям Цукерберг мог показаться замкнутым, но это впечатление было обманчивым. Когда он о чем-то рассказывал, его лицо светилось одержимостью, а глаза горели энтузиазмом. В компании он старался не вступать в разговор, пока не выскажутся другие. Он наблюдал. Мог просто внимательно смотреть на вас, пока вы говорите, и хранить молчание. Если ваш спич вызывал у него интерес, Марк оживлялся и начинал фонтанировать идеями, а его речь лилась беспрерывным потоком. Но если вы выступали слишком долго или говорили банальности, то Марк начинал смотреть сквозь вас. По завершении монолога Цукерберг мог пробормотать «угу» и сменить тему разговора, а мог и просто уйти прочь. Он всегда глубоко все обдумывал и был крайне рационален. Свои идеи он тщательно записывал мелким каллиграфическим почерком, а иногда пользовался для этого ноутбуком.

Девушкам очень нравилась его озорная улыбка. За редкими исключениями у него всегда была подружка. Молодых девиц привлекала его уверенность в себе, чувство юмора и непочтительность к авторитетам. На лице Марка постоянно присутствовало удовлетворенное выражение, которым он будто бы хотел сказать: «Я знаю, что делаю». Цук, как его называли в университете, всегда имел вид человека, успешное будущее которого гарантировано, чем бы он ни занимался. Так и оказалось.

В заявлении на зачисление в Гарвардский университет, отправленном Марком двумя годами ранее, едва уместился перечень всех похвальных грамот и наград, полученных им в старших классах. Он был призером олимпиад по математике, астрономии, физике и классическим языкам, а также капитаном и самым ценным спортсменом университетской команды по фехтованию, а еще свободно читал и говорил на французском и древнегреческом языках, иврите и латыни. (По этому поводу Марк, со свойственным ему сдержанным юмором, шутил, что предпочитает мертвые языки из-за своего ужасного произношения.) Исключительно высокий статус студента Гарвардского университета не пугал и не был чем-то новым для Цука. Раньше он посещал элитную академию Филипса Эксетера, выпускники которой чаще всего поступали в высшие учебные заведения «Лиги плюща» (ассоциация восьми элитарных американских университетов. – Примеч. ред.). Причем перевелся он в нее скорее от нечего делать, просто ему надоело посещать государственную школу в своем родном городке Доббс-Ферри в сорока минутах езды к северу от Нью-Йорка.

Марк – второй ребенок в семье и единственный сын (у него три сестры). Отец – дантист, мать – психолог. Дом его родителей, хотя и самый большой в округе, достаточно скромный. В подвальном помещении оборудован стоматологический кабинет, большую часть которого занимает гигантский аквариум. Старший Цукерберг – довольно неординарная личность. Местные жители прозвали его «Доктор Ц., который лечит без боли». На его веб-сайте красуется следующее объявление: «Мы стараемся угодить даже самым трусливым клиентам», что и обыгрывается в сатирической сценке, изображенной на указателе стоматологического кабинета. Сестры Марка, как и он сам, добились значительных успехов. (Старшая, Рэнди, сейчас главный маркетолог Facebook). С ранних лет Марк демонстрировал склонность к техническим наукам: темой вечеринки в день своей бар-мицвы (обряда инициации, означающего, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. – Примеч. ред.) он избрал фильм «Звездные войны».


Апартаменты, в которых жил Марк Цукерберг в студенческом общежитии, были одними из самых маленьких в Керкленд-хаусе. В каждой из двух спален стояли двухъярусная кровать и небольшой столик. Его соседом по комнате оказался Крис Хьюз, привлекательный блондин, специализирующийся на литературе и истории, но при этом особый интерес питающий к политике. Крис с Марком разобрали двухъярусную кровать, решив, что будет справедливо, если никто не окажется «сверху». Две кровати заняли почти все помещение, и протиснуться между ними можно было с большим трудом. Столик оказался практически бесполезным, поскольку был полностью завален каким-то старым хламом. По соседству жили еще двое парней. Первый, Московиц, трудолюбивый молодой человек с набриолиненными волосами и прямой осанкой, будущий экономист. Второй – Билли Олсон, актер-аматор и большой задира.

У каждого из них был свой стол в общей комнате. Между столами – пара стульев. В комнатах царил беспорядок. У Цукерберга была привычка захламлять мусором как свой стол, так и столы соседей. Он мог выпить банку пива или «Редбула» и бросить ее на пол, где она валялась неделями. Время от времени девушка Московица наводила у них порядок и выбрасывала мусор. Однажды мать Марка пришла посмотреть, как живет ее сын, растерянно осмотрелась вокруг и извинилась перед Московицем за неряшливость своего чада. «В детстве за ним убирала няня», – пояснила она.

Теснота в комнатах на третьем этаже способствовала сближению ребят, чего бы не случилось в более комфортных условиях. Цукерберг был достаточно резким, иногда даже грубым, он всегда прямо и честно высказывал свое мнение. Вероятно, эту черту характера он унаследовал от матери. Хотя по натуре он был молчалив, все же в нем угадывался лидер. В такой обстановке у ребят стало нормой говорить все начистоту и не иметь друг от друга секретов. Четверка научилась ладить друг с другом, поскольку каждый знал, чего сто́ит, и, если кто-то из них что-то затевал, все дружно его поддерживали.

Главной темой разговоров был Интернет. Московиц пусть и не очень хорошо разбирался в компьютерных технологиях, все же проявлял к ним интерес и любил «побродить» по Сети. Поэтому у него с Цукербергом постоянно возникали оживленные споры о том, что можно, а чего нельзя сделать в режиме онлайн, какой веб-сайт считать хорошим и что произойдет, когда Интернет проникнет во все сферы современной жизни. В начале семестра у Хьюза не было никакого интереса к компьютерам. Но к середине учебного года он увлекся постоянными разговорами о программировании и Интернете и начал эмоционально выдвигать собственные идеи, как и Олсон, сосед по комнате Московица. Когда Цукерберг представлял новый программный проект, каждый из троих предлагал массу вариантов для его реализации.

Итак, в комнате H33 студенческого общежития Керкленд-хаус слились воедино элитарность «Лиги плюща» и сообщество гиков. Впоследствии это дало неожиданный результат, но какое-то время все казалось вполне обычным. Цукерберг был далеко не единственным предпринимателем, руководившим бизнесом из своей комнаты в общежитии. Для Гарварда это обычное явление. Практически в каждой комнате жили одаренные и предприимчивые студенты.

В Гарвардском университете считается, что выпускники этого вуза станут управлять миром. Однако Цукерберг, Московиц и Хьюз не слишком задумывались об этом, они были просто тремя «яйцеголовыми», которым нравилось обсуждать свои планы. Но именно в их тесной комнатушке и возникла идея, призванная изменить этот мир.

Воодушевленный неожиданным успехом программы Course Match, Цукерберг решил заняться реализацией нового проекта. Facemash вышел в октябре. И тут перед студентами Гарвардского университета впервые предстала бунтарская и даже хулиганская сторона натуры Марка. Основной задачей новой программы было определение самых привлекательных студентов Гарварда. На основе программного кода, применяемого для составления рейтинга игроков в шахматы (возможно, он также использовался для рейтинга фехтовальщиков), он предложил пользователям кампуса сопоставить две фотографии студентов одного пола и сказать, кто из них выглядит сексуальнее. Как только рейтинг студента или студентки повышался, его или ее фото сравнивалось со снимками людей со столь же высоким рейтингом.

Судя по дневнику, который Марк почему-то опубликовал вместе с новой программой, можно предположить, что он создал ее, потому что был обижен на одну девушку. «Х – просто стерва. Мне нужно что-то придумать, чтобы выкинуть ее из головы, – написал Марк и добавил: – Я немного пьян, не буду скрывать». Возможно, именно обида натолкнула его на мысль сравнивать фотографии студентов со снимками животных. Судя по записям в дневнике, ему это посоветовал Билли Олсон. Но к моменту выхода программы изображения животных вообще из нее исчезли. Программа была написана всего за 8 часов и готова в 4 часа утра.

Фотографии для сайта Facemash Марк позаимствовал из так называемых фейсбуков – альбомов фотографий, составляемых в каждом студенческом общежитии Гарварда в день приезда учащихся, где студенты часто выглядят довольно уродливыми. Практически каждый молодой человек предпочел бы никогда не видеть столь неудачных снимков. Цукербергу удалось раздобыть их цифровые версии в девяти из двенадцати общежитий Гарварда. Студенческая газета Harvard Crimson позже назвала это «компьютерной партизанщиной». В большинстве случаев Марк Цукерберг просто взламывал базу данных общежития по Интернету. В общежитии Лоуэлл-хаус приятель Цукерберга предоставил ему возможность временно воспользоваться своим логином для входа в систему. (Позже он отрицал этот факт.) К данным еще одного общежития Марк добрался сам, просто подключив Ethernet-кабель к настенной розетке и скачав имена и фотографии из компьютерной сети общежития.

Поскольку его действия были не вполне законными, Марк решил сделать небольшую паузу. Впрочем, он был достаточно упрям, и ему нравилось дразнить гусей, поэтому разрешения Цук ни у кого не спрашивал. Нельзя сказать, что он нарочно нарушал правила, скорее просто не обращал на них внимания.

В воскресенье 2 ноября, во второй половине дня, Марк Цукерберг запустил сайт Facemash со своего подключенного к Интернету ноутбука. На главной странице портала красовался вопрос: «Разве нас приняли в Гарвард за красивые глаза?» Далее следовал ответ: «Нет. Но будут ли о нас судить по внешности? Да». Цукерберг отправил по электронной почте ссылки на сайт нескольким своим друзьям. Позже он утверждал, что просто предложил им протестировать новинку и высказать свое мнение. Но как только студенты попадали на сайт, они уже не могли оторваться от монитора. «Испытатели» сообщили о нем своим друзьям, и сайт практически мгновенно стал подпольным хитом.

Впоследствии в газете Harvard Crimson в весьма красноречивых выражениях высказывалось мнение, будто Цукерберг «обнажил худшие стороны студентов Гарварда», этим объяснялась привлекательность программного продукта. Вот цитата из статьи о Facemash: «Заучка-старшекурсница и эта горячая девчонка с курса средневековых манускриптов – клик! Сосед по общежитию и парень, который пялится на вас в столовой университета, – клик! Девушки ваших друзей, у которых на них серьезные планы, – пауза… клик, клик, клик! Мы, студенты Гарварда, получили истинное удовольствие от оценки окружающих нас людей по внешности, даже если раньше никогда не встречались с некоторыми из них лично». Да, это было весело.

Сосед-гей, проживавший недалеко от Цукерберга, пришел в восторг, когда узнал, что в первый час работы сайта его рейтинг сексуальности был самым высоким. Разумеется, молодой человек сообщил о своей популярности друзьям, которые тоже зашли на сайт. Когда Марк вернулся в свою комнату в 10 часов вечера, его ноутбук завис из-за огромного потока обращений посетителей Facemash. Впрочем, не только соседи Цука обратили внимание на Facemash. На парня тут же посыпались обвинения в сексизме и расизме от двух женских клубов Гарварда – «Фуэрца Латина» и Ассоциации чернокожих женщин Гарварда.

Затем в дело вмешалась служба технической поддержки Гарвардского университета, и лэптоп Цукерберга был отключен от Интернета. Однако к этому времени, 22:30, сайт успели посетить 450 студентов, проголосовавших за 22 тысячи пар фотографий.

Позже Цукерберг предстал перед Административным советом Гарвардского университета вместе со своим соседом Билли Олсоном, предоставившим ему пароль для входа в базу данных общежития Лоуэлл-хаус (который, судя по его онлайн-дневнику, участвовал в разработке идеи), и Джо Грином, проживающим рядом с Марком и тоже приложившим руку к созданию сайта. Цукерберга обвинили в нарушении кодекса правил поведения в университете, в частности норм компьютерной безопасности, авторских прав и права на неразглашение конфиденциальной информации. По решению совета Марку был предоставлен испытательный срок для исправления, кроме того, он должен был пообщаться с наставником, который разъяснил бы ему морально-этический аспект его поступка. Остальных участников дела решили не наказывать. Если бы Цукерберг не отказался от идеи сравнивать фотографии людей и животных, то, скорее всего, так легко не отделался бы. Он извинился перед женскими клубами, заявив, что проводил эксперимент в области компьютерных технологий и просто не предполагал столь быстрого роста популярности сайта.

В тот вечер, когда Марк Цукерберг праздновал свой сравнительно мягкий приговор относительно запуска сайта Facemash, распивая с соседями приобретенную по этому поводу бутылку шампанского «Дон Периньон», в гости к своему сыну пришел профессор колледжа Грин. Как вспоминает Грин: «Мой отец пытался объяснить Марку, как крупно ему повезло, ведь его едва не отчислили. Но Марк не хотел слушать. Уходя, отец запретил мне в дальнейшем принимать участие в каких бы то ни было проектах Цукерберга». Позже он, вероятно, очень пожалел об этом.

Для всех остальных этот эпизод стал очевидным доказательством того, что у Цукерберга определенно есть дар создавать программы, от которых пользователи сходят с ума. Однако для его товарищей в этом не было ничего удивительного. Они знали, что к Марку даже обращались из Microsoft, а также из других компаний по поводу продажи прав на программу Synapse, написанную им совместно с другом в академии Филипса Эксетера. Эта утилита анализировала музыкальные предпочтения пользователя и на основе полученных результатов предлагала включить другие записи в его плей-лист. Друзья Марка назвали ее «Башка» и очень эмоционально отреагировали, узнав, что Цукерберг может получить за нее миллион долларов. В этом случае, по их расчетам, Марк мог бы купить большой плоский телевизор в их общую комнату.


Марк Цукерберг продолжал писать небольшие веб-программки вроде созданной им как-то для самого себя, чтобы сдать экзамен по курсу «Искусство времен императора Августа». Марк редко посещал лекции в первом семестре. Поэтому накануне сессии он объединил все образцы изображений, которые изучались в течение курса, и пригласил студентов, посещавших этот курс, зайти на созданный им сайт, воспользоваться разработанным им пособием к изучаемому предмету и добавить комментарии к каждому рисунку. Его сокурсники попались на эту уловку. После того как они добавили свои комментарии, Марк потратил один вечер на их изучение. И успешно сдал экзамен. Кроме того, он написал программу, которую назвал «Шесть ученых степеней Гарри Льюиса» в честь своего любимого профессора по компьютерным дисциплинам. Он проанализировал статьи из Harvard Crimson, пытаясь установить взаимосвязи между людьми, и на основе этой информации создал необычный набор ссылок к Гарри Льюису. Вы могли ввести имя и фамилию любого студента Гарвардского университета, и программа сообщала, каким образом он связан с профессором Льюисом.

Марк принимал участие и в проектах других людей. После скандала вокруг Facemash он помирился с Ассоциацией чернокожих женщин Гарварда и помог ее членам разработать собственный сайт. Кроме того, он взялся за работу над одним проектом с тремя старшекурсниками, которые хотели создать сайт знакомств и социальную сеть под названием Harvard Connection, которая, помимо своих основных функций, уведомляла бы студентов о предстоящих вечеринках и позволяла получать скидку на вход в ночные клубы. Но эти трое старшекурсников – два близнеца-атлета (ростом около 2 м) Камерон и Тайлер Винклвоссы, чемпионы в составе университетской команды по гребле на байдарках, и их друг Дивья Нарендре – не были программистами. Они разыскали Цукерберга в ноябре, после того как прочли статью о сайте Facemash в газете Harvard Crimson, и предложили ему за деньги реализовать их идею.

Сейчас Цукерберг вспоминает об этом так: «Такие небольшие веб-проекты просто были моим хобби. В тот год я создал их около двенадцати. Разумеется, ни в одном из них я не выложился полностью. Бо́льшая их часть помогала людям установить связь друг с другом».

Интерес Цукерберга к созданию веб-сайтов с элементами социальных сетей появился еще летом. В то время его соседями по общежитию в Гарвардской бизнес-школе были двое его друзей из академии Эксетера. В соавторстве с одним из них, Адамом Ди Анжело, он написал программу Synapse (выбирающую новые записи на основе предпочтений пользователя). Теперь Адам изучал компьютерные науки в Калифорнийском технологическом институте. Второй приятель, Канг-Синг Джин, специализировался на информационных технологиях. Все трое работали над прибыльными компьютерными проектами, что не требовало, по их мнению, серьезных усилий. Марк только что расстался со своей девушкой. В результате у ребят появилось много времени для обсуждения типов программного обеспечения, которое станет наиболее успешным в Интернете.

Годом ранее Ди Анжело из своей комнаты в студенческом общежитии запустил довольно провокационный проект – программу под названием Buddy Zoo, приглашающую пользователей загрузить на сервер список своих друзей в службе обмена мгновенными сообщениями AOL Instant Messenger (AIM). Затем его можно было сравнить со списками других людей, которые тоже загрузили свои списки друзей в AIM. Это позволяло отследить ваш круг общения и иллюстрировало вашу сеть социальных связей. В то время служба AIM была де-факто основным средством связи американской молодежи (и многих взрослых). Сотни тысяч ее пользователей попробовали поработать в программе Buddy Zoo, и на короткое время она стала хитом онлайн-приложений. Ди Анжело не предпринял никаких попыток получить коммерческую выгоду и в конечном счете пользователи перестали ею пользоваться. Однако именно Ди Анжело указал многообещающее направление развития коммуникационных технологий.


Во время зимних каникул Цукерберг серьезно занялся разработкой своего нового проекта. Он хотел побыстрее его завершить, хотя и просил друзей обращать на это начинание не больше внимания, чем на любые другие проекты, запущенные им в этом году.

Одиннадцатого января 2004 года Цукерберг в онлайн-режиме заплатил интернет-ресурсу Register.com 35 долларов за годовую регистрацию веб-адреса thefacebook.com. На этом сайте использовались идеи, позаимствованные из программ Course Match и Facemash, а также из службы социальной сети Friendster, к которой Марк тоже имел отношение. Полноценная социальная сеть Friendster предлагала пользователям создавать собственные профили, предоставляя сведения о своих увлечениях и хобби, музыкальных предпочтениях и другую личную информацию. В подобных службах люди объединяли свои профили с профилями своих друзей, создавая таким образом собственную социальную сеть.

Основным предназначением Friendster, как и большинства социальных сетей, существовавших в то время, была служба знакомств, позволяющая пользователям найти друг друга и пригласить на свидание. Однако на Friendster вы могли отыскать объект романтического увлечения в списке друзей своих друзей. Новая служба «накрыла» Гарвард, подобно урагану в 2003 году, но быстро вышла из моды из-за своего практически мгновенного общенационального успеха, когда к ней подключились миллионы пользователей. В результате в работе сети возникли технические проблемы, и она стала медленнее функционировать, что было довольно неудобно. В августе 2003 года в Лос-Анджелесе появилась более яркая социальная сеть под названием MySpace. Число ее участников стремительно росло и к январю 2004 года достигло почти миллиона человек, хотя эта сеть и не произвела большого впечатления на студентов Гарварда.

Руководство Гарвардского университета неоднократно заявляло о своих планах собрать все «книги лиц» («facebook») каждого студенческого общежития (фотографии, нагло позаимствованные чуть раньше Цукербергом для сайта Facemash) и объединить их в форме единой поисковой онлайн-службы. Изучение этих снимков было общепринятой формой развлечения в Гарварде. Каждый год издавался альбом с фотографиями студентов, который назывался Freshman Register, но в нем размещались только снимки первокурсников. Многие старались сделать копии этого альбома, молодые люди, например, перепечатывали фото самых симпатичных девушек.

Теперь, оценив возможности, предлагаемые службой Friendster, студенты хотели иметь такой альбом в режиме онлайн. Было очевидно, что выложить его не составляет труда. Если частный предприниматель из Сан-Франциско смог это сделать (сеть Friendster), то разве это не под силу администрации Гарварда? Это мнение поддерживали все студенты. В тот год во многих колледжах учащиеся требовали от администрации разместить снимки в Интернете. В газете Harvard Crimson постоянно появлялись статьи о необходимости предоставить такой «фейсбук» в свободный доступ. Редакторы считали: если один студент смог создать сайт Facemash, то ничто не мешает программистам выложить такой альбом в Сети. В номере от 11 декабря 2003 года заголовок передовицы в газете Harvard Crimson гласил: «Улыбайтесь онлайн. Электронный альбом фотографий полезен и интересен всем студентам». В этой статье редактор газеты фактически описал, как создать такой альбом. Особый акцент делался на том, что студенты сами должны управлять личными данными в электронной системе.

Осенью 2003 года Цукерберг посещал занятия по математике, в курс входила теория графов. В конце семестра практически каждый его сокурсник только и говорил за обедом о необходимости создания универсального электронного альбома. Не долго думая, Цукерберг пошел домой и сделал его.

«Этим альбомом он просто сделал все руководство Гарварда, – вспоминал один из одногруппников и друзей Цукерберга. – Они постоянно повторяли, что собираются создать централизованный электронный альбом с фотографиями студентов, но слишком беспокоились о конфиденциальности предоставляемой информации. Администрация Гарварда считала, что тут могут возникнуть юридические проблемы. Марка же осенило, что достаточно попросить людей самостоятельно загружать информацию личного характера, и никаких проблем не возникнет». Впоследствии он сам говорил, что именно после прочтения передовицы в газете Harvard Crimson о сайте Facemash у него возникла идея создать Facebook. «Большинство проблем сайта Facemash были бы устранены, – писала Harvard Crimson, – если бы на сайте использовались только фотографии, предоставленные самими студентами».

Эта простая идея вместе с желанием Цукерберга составить надежный «справочник», основанный на реальной информации о студентах, легла в основу концепции сайта Thefacebook. Марк вспоминает: «Наш проект начался с желания помочь людям поделиться новостями о том, что происходит в Гарварде. Здесь каждый мог получить сведения о каком угодно студенте университета, и любой, в свою очередь, мог поделиться с другими той информацией, какую считал нужной».

Новый сервис не был сайтом знакомств, как Friendster. Основной его целью стала возможность взаимодействия студентов. Сайт решал простую проблему поиска одногруппников и однокурсников и позволял следить за событиями в их жизни. Кое-кто из друзей Марка Цукерберга впоследствии предположил, что еще одна задача сайта заключалась в том, чтобы дать Марку возможность в полной мере проявить свой характер интроверта. Если вас считают чудаковатым умником, помешанным на компьютерах и вы испытываете определенные затруднения в общении с окружающими, почему бы не создать веб-сайт, который упростит это общение?

Еще одной особенностью Thefacebook стали сообщения об отсутствии пользователя, аналогичные использовавшимся в системе AIM, когда тот отходил от компьютера. Они отправлялись от имени ее пользователей во время их отсутствия. Зачастую это были короткие содержательные фразы, позволяющие человеку продемонстрировать свое остроумие. Хотя они могли состоять всего из нескольких слов, люди использовали в них и политические лозунги, и шутки, а также собственно информацию о том, чем пользователь занимается в данный момент. Сообщения AIM имели такое большое значение для Цукерберга, что одним из его ранних программных проектов было приложение, уведомляющее Марка о таких посланиях его друзей в данном сервисе. Thefacebook должен был стать более сложной комбинацией таких сообщений об отсутствии и утилиты, информирующей об их изменении, следовательно, участники могли предоставлять больше сведений о себе. (Идея обновления статуса в современной сети Facebook заимствована непосредственно из AIM.)

Оба предыдущих приложения Марка Цукерберга, Course Match и Facemash, поддерживались через Интернет с ноутбука из его комнаты в общежитии. Однако из-за чрезмерной нагрузки жесткий диск не выдержал, и Цукерберг потерял достаточно большой объем данных. Кстати, одной из причин недовольства Административного совета Гарварда сайтом Facemash было то, что для его хостинга использовалась университетская сеть. Марк сделал правильные выводы и на сей раз более серьезно подошел к делу. В Интернете он нашел компанию Manage.com, предоставляющую услуги хостинга сайтов, и оплатил кредитной картой 85 долларов за месяц хостинга Thefacebook на ее сервере. Теперь там хранились данные и программное обеспечение сайта, и это был уже thefacebook.com, а не часть университетской сети www.harvard.edu. Марк не был уверен в необходимости подобных действий, но в глубине души чувствовал, что дело может не ограничиться коротким коммерческим проектом.

И подтверждением того, что Цукерберг предвидел вероятность необычного поворота в судьбе созданного им сайта, стала сделка с опытным в бизнес-проектах однокурсником Эдуадро Саверином о передаче тому одной трети Thefacebook в обмен на небольшие инвестиции и помощь в развитии бизнеса. Цукерберг знал Эдуадро Саверина по братству студентов еврейской национальности «Альфа Эпсилон Пи», куда оба недавно вступили. Саверину нужно было придумать, каким образом Thefacebook, если его запустить, станет приносить доход.

Элегантный и всеми любимый юноша, сын бразильского бизнес-магната, Саверин был членом правления Клуба инвестиций в Гарварде и славился как великолепный игрок в шахматы и гений в математике. Двое девятнадцатилетних юношей договорились о том, что каждый из них инвестирует в новый проект по тысяче долларов. (Джо Грин вспоминал, что Цукерберг предлагал и ему стать бизнес-партнером, но когда об этом услышал его отец-профессор, Джо получил «серьезную взбучку» и вынужден был отказаться от предложения. Позднее он с горечью называл этот случай «ошибкой на миллион долларов».)


В среду 4 февраля 2004 года Цукерберг щелкнул на ссылке своей учетной записи в Manage.com. Так родился сайт thefacebook.com. На его домашней странице было указано следующее: «Thefacebook представляет собой онлайн-каталог, объединяющий пользователей социальных сетей в колледжах. Доступ к этому сайту студентов Гарвардского университета свободный. Вы можете использовать его для поиска одногруппников, однокурсников, просмотра списка друзей ваших друзей и получения наглядного представления о своих социальных связях». Цукерберг отметил самого себя как участника сети под номером четыре. (Первые три аккаунта были тестовыми.) Пятым стал сосед Марка по комнате Хьюз. Номер шесть получил Московиц, а семь – Саверин. Друг и одноклассник Марка Цукерберга Эндрю Макколлум разработал логотип сайта: поверх найденной в Интернете фотографии Аль Пачино он наложил маску из нулей и единиц – элементов хранения цифровой информации.

Популярность Thefacebook стремительно росла. Первые его пользователи, соседи Цукерберга по комнате в общежитии Керкленд-хаус, разослали своим друзьям по электронной почте сообщения с предложением присоединиться к ним на сайте и добавить себя в друзья. Письма породили следующую волну сообщений уже от этих студентов, а те, в свою очередь, пригласили зайти на сайт своих друзей. Кто-то предложил отправить послания всем участникам списка рассылки в Керкленд-хаусе, – почти трем сотням человек. Несколько десятков из них присоединились к пользователям Thefacebook практически сразу после их получения.

Затем сайт стал набирать популярность со скоростью распространения вирусной эпидемии. К воскресенью, через четыре дня после его запуска, на нем зарегистрировалось более 650 студентов. Еще триста присоединились в понедельник. Студенты только и говорили о Thefacebook за обеденными столами и в коридорах Гарвардского университета. Люди просто не могли заставить себя отключиться от сети или отойти от монитора.

Чтобы войти на сайт, требовалось создать профиль с собственной фотографией и добавить информацию о себе. Можно было указать семейное положение, для чего достаточно было выбрать один из вариантов в раскрывающемся списке: женат/замужем, есть девушка/молодой человек или свободен. Можно было также разместить номер своего телефона, имя пользователя в службе AIM и адрес электронной почты. В разделе интересов посетители перечисляли посещаемые ими предметы (функция, позаимствованная из программы Course Match), любимые книги, фильмы и музыку, студенческие клубы, членами которых они являются, политические взгляды (крайне либеральные, либеральные, умеренные, консервативные, ультраконсервативные, индифферентные) и любимые цитаты.

Кроме этого, на Thefacebook не было контента. Это было только программное обеспечение – платформа для отображения информации, предоставленной пользователями.

Настройки конфиденциальности представляли собой часть оригинального дизайна ресурса. Кроме того, существовали серьезные ограничения на присоединение к сети: вы не могли зарегистрироваться на Thefacebook, если у вас не было адреса электронной почты в домене Harvard.edu; кроме того, нужно было указывать свое настоящее имя. Это ограничивало наполнение сайта, но давало гарантию, что пользователи именно те, за кого они себя выдают. Позже в интервью газете Harvard Crimson Цукерберг сказал: «Я надеялся, что настройки конфиденциальности помогут восстановить мою репутацию, пострадавшую в результате недовольства студентов сайтом facemash.com». Такая проверка личности пользователя выделила Thefacebook среди других ресурсов в Интернете, включая Friendster и MySpace. Здесь можно было задать настройки конфиденциальности таким образом, чтобы возможность просмотра ваших данных была только у избранных вами людей, то есть только у студентов, только у ваших одногруппников или исключительно у соседей по общежитию.

После настройки профиля сразу же можно начинать взаимодействие с другими участниками сети. Однако в первое время такие возможности были несколько ограниченными. Пригласив других пользователей добавить вас в друзья, вы могли просмотреть схему своей социальной сети, где отображались профили всех людей, с которыми вы установили контакт. Можно было даже «подмигнуть» любому пользователю. Для этого было достаточно щелкнуть по специальной кнопке на странице пользователя. При этом на ней появлялось уведомление о том, что ему «подмигнули». Что это значит? Цукерберг разместил на сайте такой ответ: «Мы подумали, что будет забавно добавить функцию, у которой нет никакого предназначения… Поэтому просто развлекайтесь в свое удовольствие, от нас вы не получите объяснения смысла, поскольку его нет».

Изначально основная активность на сайте Thefacebook объяснялась гормональным взрывом молодых пользователей социальной сети. На сайте можно было ответить на вопрос, находитесь ли вы в процессе поиска подружки или друга. Кроме того, указав свое семейное положение или наличие парня или девушки, можно было выбрать один из вариантов в разделе «Ищу». Самым востребованным оказался «Случайный поиск». Когда вы «подмигивали» кому-то, уведомление об этом просто отображалось в профиле этого человека, и он тоже мог вам «подмигнуть». Очевидно, такие действия имели неприкрытый сексуальный подтекст. Но ведь речь идет о студентах, в конце концов.

Впрочем, многие нашли практичное и полезное применение возможностям Thefacebook: создание групп для проведения учебных занятий, подготовка встреч в клубах по интересам и размещение отзывов о прошедших вечеринках и мероприятиях. Сайт стал средством самовыражения, и даже в этой «первобытной» стадии его развития люди начинали осознавать, что он позволяет раскрыть разные грани их личности.

Еще одна функция оказалась очень актуальной для студентов. Можно было щелкнуть на названии учебного курса и просмотреть список записавшихся на него студентов, как это позволяла программа Course Match. В тот момент, когда был запущен Thefacebook, студенты как раз выбирали предметы для изучения в следующем семестре. Такую неделю выбора в Гарварде называют «неделей шопинга»: занятия уже начались, но студенты могут добавлять учебные дисциплины или отказываться от них по своему желанию. Для тех, чей выбор отчасти обусловливался предпочтениями интересующих их лиц, данная функция ресурса была особенно полезна. Возможно, именно этим объясняется стремительное распространение популярности сайта в первые дни его работы, а также причины, по которым Цукерберг выбрал именно это время для его запуска.

Белая доска в коридоре возле спален блока H33 в студенческом общежитии Керкленд-хаус теперь выглядела по-другому, и изображения на ней уже не казались такими абстрактными. Цукерберг начал рисовать на ней графики и диаграммы роста популярности сайта Thefacebook: по количеству присоединившихся пользователей и числу применяемых функций сайта. Кроме того, он отслеживал, у кого из юзеров больше всего друзей.

В понедельник 9 февраля 2004 года журналист газеты Harvard Crimson взял интервью у Марка Цукерберга. Репортеры этого издания уже начали привыкать к их регулярности. «Главная особенность сайта, – сказал Цукерберг, – заключается в том, что каждый его пользователь заинтересован в том, чтобы больше его друзей присоединились к сети». Еще полностью не оправившись от скандала, вызванного созданием Facemash, Марк обратил особое внимание на то, что он был «осторожен и постарался сделать невозможной загрузку материалов, защищенных авторскими правами». Журналист Harvard Crimson решил выяснить мотивы создателя, побудившие его сделать сайт: «Цукерберг… заявил, что он не преследовал цели получения финансовой прибыли… «Я не собираюсь продавать кому-то адреса электронной почты пользователей. Был момент, когда я подумывал о возможности позволить им загружать на сайт свои резюме, чтобы компании за плату могли искать себе сотрудников среди выпускников Гарварда. Но решил не связываться с этим. Сайт мог потерять популярность, если бы приобрел официальный статус».

Развлекательный характер Thefacebook оказался для Марка более важным, чем коммерческий интерес. (Это заявление будет неоднократно повторяться в течение недолгой истории социальной сети.)


Возможно, Thefacebook изначально и был задуман как альтернатива альбомам фотографий студентов Гарварда, но с первого дня его работы наметилось одно существенное отличие. На снимках, сделанных университетскими фотографами в первую неделю занятий, молодые люди зачастую выглядели не слишком привлекательными. А вот фотографии, загружаемые пользователями на Thefacebook, позволяли им предстать в весьма выгодном свете. Это были снимки будущих суперзвезд, как казалось им самим. Во второй статье на тему Thefacebook корреспондент Harvard Crimson написал пророческие слова, определившие привлекательность сайта на долгие годы вперед. Студентка предпоследнего курса Амелия Лестер (которая пять лет спустя стала ответственным редактором газеты New Yoker), охарактеризовала Thefacebook так: «Хотя сайт thefacebook.com напрямую и не предназначен для создания романтических союзов между молодыми людьми, при его использовании основные инстинкты становятся очевидными: элементарное желание принадлежать к какой-то группе, немного амбиций и заметный вуайеризм».

Очевидным был и дух соперничества. С первого дня работы сайта некоторые пользователи использовали его как инструмент поиска как можно большего количества друзей, а не способ общения и получения полезной информации. Для многих такой метод приобретения друзей остается основным и поныне.

К концу первой недели существования сайта Thefacebook на нем зарегистрировалась почти половина студентов Гарвардского университета. К концу февраля этот показатель составлял уже три четверти учащихся. Но не только фотографии студентов отображались онлайн. Обязательным требованием для регистрации на сайте было наличие адреса электронной почты в домене учебного заведения, что означало доступность Thefacebook не только для студентов и выпускников предыдущих лет, но и для преподавательского состава. Некоторые студенты были недовольны тем, что на сайте не регистрируются преподаватели. И действительно, поначалу учетную запись имели всего несколько преподавателей, но зато к сайту подключилось около тысячи выпускников Гарварда. Через три недели после запуска Thefacebook на нем зарегистрировалось более шести тысяч пользователей.

Спустя какое-то время Цукерберг понял, что ему требуется помощь в управлении и поддержке сайта. И он обратился к тем, кто был ближе всего, – соседям по комнате. Через неделю после запуска Thefacebook Марк Цукерберг подписал контракт о приеме на работу Дастина Московица. Год спустя в разговоре Марк вспоминал об этом так: «Один из соседей по комнате сказал мне: “Эй, хочешь, я помогу тебе?” На что я ответил: “Чувак! Ты ведь не умеешь программировать!” Он поехал домой на выходные и купил книжку “PERL для чайников”, а вернувшись, сказал: “Теперь я готов”. А я ему: “Дружище! Да ведь сайт написан не на PERL!”» Тем не менее Цукерберг поделился правом собственности на Thefacebook, предоставив 5 процентов Московицу, горевшему желанием помочь. Для этого он уменьшил собственную долю до 65 процентов и долю Саверина до 30 процентов. Основной задачей Московица стало расширение сайта на другие студенческие городки.

Со второй недели существования Thefacebook Цукерберг стал получать по электронной почте письма от студентов других учебных заведений. Молодые люди интересовались, нельзя ли и им подключиться к сайту. Выход за пределы Гарварда планировался Цукербергом с самого начала. Об этом свидетельствует и главная страница сайта: «Thefacebook представляет собой онлайн-каталог, объединяющий пользователей социальных сетей в колледжах». Как видите, «не в Гарварде», а «в колледжах». И амбиции Марка этим не ограничивались. Московиц вспоминает, что, еще до того момента как Цукерберг принял его на работу, в разговорах с ним часто звучало: «Прекрасно, а дальше – больше».

Московиц скопировал программный код Цукерберга и приступил к его изучению. Нельзя сказать, что он схватывал знания буквально на лету, но зато был усидчив и трудолюбив. Друзья вспоминают: «Марк был нетерпелив, а Дастин неустанно работал, работал и работал».

Сейчас Цукерберг считает роль Московица на том этапе развития сайта «ключевой» для успеха Thefacebook. Чтобы подключить учебное заведение, Московицу требовалось выяснить систему обмена электронной почтой между его студентами, преподавателями и выпускниками, чтобы настроить процедуру регистрации на сайте Thefacebook. Затем нужно было раздобыть список изучаемых предметов и общежитий. Кроме того, Дастину предстояло наладить связь с газетой подключаемого колледжа, поскольку на Thefacebook имелась функция (позже удаленная), позволяющая добавить к профилю пользователя ссылку на любую статью в университетской газете, где упоминалась его фамилия. На сбор нужной информации и создание программного кода для каждого учебного заведения уходило приблизительно полдня, но Цукерберг и Московиц стремительно расширяли географию Thefacebook, несмотря на полную учебную загрузку. Например, 25 февраля 2004 года к сайту был предоставлен доступ студентам Колумбийского университета, на следующий день подключили Стэнфорд, где впервые была доказана привлекательность Thefacebook для широкого круга пользователей. Спустя всего неделю газета Stanford Daily написала: «Сумасшедшее увлечение сетью Thefacebook прокатилось по всему студенческому городку». В статье указывалось, что на сайте уже зарегистрировался 2981 студент Стэнфордского университета.

Цукерберг не любил давать интервью и выступать перед публикой, но газете Stanford Daily уделил достаточно много времени: «Я знаю, что это звучит банально, но мне бы хотелось улучшить жизнь людей, особенно в социуме», – признался он в своем интервью изданию. Кроме того, он сказал, что, поскольку сайт по-прежнему обходится ему только в 85 долларов в месяц, он не чувствует никакой потребности в получении прибыли и превращении его в бизнес-проект. «Возможно, в будущем мы станем продавать рекламу, чтобы вернуть потраченные деньги, но, пока работа службы сто́ит дешево, мы отложим это на какое-то время».

Марк не хотел давать подобных интервью в будущем. Газеты каждого вуза стремились вступить с ним в общение, а ребята собирались подключить к сайту много учебных заведений. Поэтому в скором времени Цукерберг нанял на работу еще одного знакомого, соседа по комнате Криса Хьюза, на должность официального спикера компании. Теперь четверка основателей Facebook была в полном сборе. На сайте зарегистрировалось уже 10 тысяч пользователей, хотя с момента запуска прошел всего один месяц.

* * *

Пока работа Thefacebook ограничивалась пределами Гарвардского университета, Цукерберг отрицал, что проект преследует коммерческие цели. Однако после расширения зоны деятельности ресурса на другие учебные заведения Марк начал проявлять стратегическое чутье, присущее настоящему генеральному директору. Кроме того, он твердо намеревался выдержать любую конкуренцию. По его словам, первоочередное распространение географии сайта на Колумбийский, Стэнфордский и Йельский университеты было обусловлено тем, что в них уже функционировали собственные социальные сети. Это был своего рода маркетинговый тест товара, выводимого на рынок с более сложной конкурентной средой. «Если бы сеть Thefacebook продолжала развиваться в этих университетах и заменила существующие там сети, то я мог бы сделать вывод о том, что дела идут действительно хорошо и она сможет конкурировать с другими аналогичными ресурсами», – объясняет Марк Цукерберг.

В Стэнфордском университете Thefacebook набирал популярность со скоростью распространения лесного пожара. Существующая в этом вузе сеть Club Nexus была практически мгновенно заброшена. Увидев новый сайт, студенты поняли, что ждали именно этого. Как сказал один из выпускников 2005 года: «Все было понятно без слов».

В Колумбийском университете дела обстояли несколько иначе. За месяц до того как Цукерберг создал Thefacebook, студент по имени Адам Голдберг запустил коммерческий сайт CUCommunity. К тому времени, когда четырьмя неделями позже Thefacebook появился в Колумбийском университете, к CUCommunity уже подключилось 1900 человек из 6700 студентов этого учебного заведения. Потребовалось некоторое время, чтобы популярность детища Цука достигла аналогичных показателей. Сайт CUCommunity тоже стремился расширить свою географию. В Йельском университете 12 февраля 2004 года студенческий совет запустил веб-сайт знакомств и альбом онлайн-фотографий под названием YaleStation. Хотя на этом ресурсе было меньше возможностей, чем на Facebook, взлет его популярности тоже произошел с космической скоростью: к концу месяца на нем зарегистрировалось две трети студентов Йельского университета.

Однако Цукерберг был глубоко убежден: его социальная сеть имеет огромный потенциал, и решил продолжить ее распространение в учебных заведениях «Лиги плюща». В воскресенье 7 марта 2004 года он запустил Thefacebook в Дартмутском колледже и Корнельском университете. Школьный товарищ Марка был главой комитета Совета студентов, занимающегося предоставлением услуг в Дартмутском колледже. Как и другие аналогичные советы в Гарвардском, Йельском и Пенсильванском университетах, этот студенческий комитет лоббировал создание онлайн-альбома с фотографиями учащихся. Друг согласился разрекламировать Thefacebook, используя внутреннюю рассылку электронной почты всем студентам Дартмута, что и проделал в 10 часов вечера. На следующий вечер к сайту уже подключилось 1700 из четырех тысяч студентов колледжа. Скорость добавления пользователей очень вдохновила Цукерберга, он даже согласился дать интервью студенческой газете Дартмута. Марк заявил: «Я просто старался удовлетворить пожелания людей, и очень здорово, что они находят сеть полезной». В Стэнфордском университете Цукербергу тоже помог друг детства из городка Доббс-Ферри, предоставив ему свой пароль для входа в университетскую сеть, а также список адресов электронной почты студентов.

Однако вскоре интерес уже пришлось сдерживать, а не стимулировать. По электронной почте Цукербергу и его команде ежедневно приходили письма с просьбой подключить другие учебные заведения к их сайту. Через несколько недель четверка второкурсников Гарварда (продолжавшая обучение с полной нагрузкой) запустила свою службу в Массачусетском технологическом институте, в Пенсильванском, Принстонском, Брауновском и Бостонском университетах. К середине марта 2004 года общее количество пользователей Facebook достигло 20 тысяч человек. И снова на сцену вышел еще один одноклассник Цукерберга из академии Филипса Эксетера. На этот раз им оказался Адам Ди Анжело, увлеченный программист и бывший сосед Марка по комнате, а также соавтор программы Synapse. Ди Анжело помогал Московицу в подключении новых вузов из своей комнаты в студенческом общежитии Калифорнийского технологического института. Учебные заведения «Лиги плюща» были выбраны в первую очередь потому, что в них учились друзья пользователей социальной сети Гарварда. Как правило, это были бывшие одноклассники нынешних студентов. В результате Thefacebook объединил учащихся элитных учебных заведений США.

Поначалу ресурс был устроен так, чтобы пользователи каждого вуза по умолчанию могли видеть профили других пользователей, если те не изменили настройки конфиденциальности. По желанию их можно было редактировать, но большинство студентов этого не делали. Например, любой студент Гарварда мог просмотреть профили большинства учащихся своего вуза, но вот профили студентов других учебных заведений уже нет. Поскольку социальная сеть Thefacebook продолжала расширяться, потребность в данной функции становилась все более актуальной, а число недовольных ее отсутствием постоянно увеличивалось. Поэтому Цукерберг и Московиц решили, что просмотр профилей должен осуществляться при взаимном согласии обоих пользователей. Именно такой метод добавления в друзья и стал действующим ныне правилом для установки новых контактов в сети Thefacebook.

Когда затраты на поддержку сайта возросли, в очередном интервью журналистам газеты Harvard Crimson (которые уже начали его боготворить) Цукерберг посетовал: «Хорошо бы в будущем у нас появился кое-какой доход от рекламы». К концу марта 2004 года, когда количество активных пользователей достигло 30 тысяч человек, за хостинг сайта Thefacebook на пяти серверах Manage. com требовалось платить 450 долларов в месяц. Цукерберг и Саверин решили инвестировать в развитие компании еще по 10 тысяч долларов каждый. Тем временем Саверин договорился о небольших рекламных заказах и заключил несколько контрактов с компаниями, которые продавали студентам еду, футболки и другие товары. Первая реклама появилась на Thefacebook в апреле.

Становилось все сложнее и сложнее просто обеспечивать нормальную работу сайта. Тысячи пользователей могли одновременно находиться в сети, что повышало нагрузку серверов. Цукерберг и Московиц старались отложить подключение к Thefacebook новых учебных заведений, пока не обеспечат его надежную работу для уже зарегистрированных пользователей. «Широкий охват сетью других колледжей всегда ограничивался возможностями нашего сервера, – вспоминает Московиц. – Мы просто не могли масштабировать архитектуру с такой высокой скоростью». К счастью, они могли отложить подключение к сайту новых университетов до тех пор, пока не устранят возникшие затруднения. Два программиста постоянно изменяли архитектуру сайта, стараясь сделать его программную реализацию более эффективной. А Московиц неустанно учился у более опытных Цукерберга и Ди Анжело.

Сегодня Марк Цукерберг восхищается той преданностью общему делу, которую демонстрировал Московиц в те дни: «Дастин воспринял вызов конкурентов с полной серьезностью. Я мог сказать: “Я слышал: другая компания собирается запустить свою службу в колледже”. На что он отвечал: “Правда? Ни за что!”» И бумаги, которыми он занимался в этот момент, тут же летели в воздух, а Дастин немедленно отправлялся в дорогу, чтобы запустить сайт в упомянутом колледже. Он был настоящим трудоголиком и работал как машина. Первое время я рассматривал Thefacebook как один из ряда своих проектов и не делал в него больших инвестиций, поскольку не был уверен в его долговечности. Хотя я и считал ресурс действительно классным, назвать его самым важным делом в своей жизни не мог, были у меня и другие дела. Однако после подключения Дастина сеть значительно увеличила свои масштабы».

Для разработки социальной сети ребята пользовались бесплатным программным обеспечением с открытым исходным кодом, например базами данных MySQL и веб-серверами Apache, что позволило сделать его существование доступным с финансовой точки зрения. Но использование бесплатного ПО вовсе не означало простоту реализации служб сайта. Цукерберг был куда более опытным программистом, чем Московиц, но и он прежде никогда не работал с такими программами. Марк изучал их каждый день, даже когда у него были занятия в университете по четырем предметам, включая и компьютерные дисциплины. Thefacebook стал так широко популярен, что к концу семестра при подключении нового учебного заведения практически все его студенты регистрировались на сайте.


У Цукерберга всегда было горячее стремление попробовать себя в новом деле, но его талант создать в тех условиях быстрорастущий веб-сайт дорогого стоил. Вот что говорит Московиц по этому поводу: «Гениальность и амбиции не могут самостоятельно добиться успеха. Огромное значение здесь имеет удача. У Марка все три составляющие – в избытке. Он всегда попадал в нужное место в нужное время. И когда он нашел хорошую идею, то решил реализовать ее. Другой на его месте мог бы подумать, что ему вначале следует завершить обучение в университете».

Своим невероятным успехом Thefacebook во многом обязан факту появления в университетской среде. Именно в учебных заведениях студенты чаще всего пользуются социальными сетями, именно они проявляют самую высокую активность в общении. Московиц тщательно разобрался в этом вопросе во время судьбоносного весеннего семестра. Он даже написал курсовую работу по статистике, используя данные относительно активности участников сети Thefacebook. По его словам, «каждый отдельный студент знаком со знакомым другого студента в каждом конкретном студенческом городке». «Вот почему Thefacebook так стремительно распространяется в колледжах», – объясняет Московиц. За это исследование Дастин получил высший балл, а это совсем неплохо, учитывая, что большую часть семестра он посвятил работе на сайте Thefacebook. «Я получил много сладких бонусных баллов за предоставленный набор данных», – с восхищением вспоминает Московиц.

Гарвардский университет предоставил Цукербергу уникальные ресурсы для развития его бизнеса. «Студенты Гарварда достаточно часто запускают веб-сайты, – говорит Московиц, – вплоть до создания собственных хеджевых фондов. Поэтому не было ничего необычного в том, что кто-то заявлял: “Моему соседу по комнате нравится создавать масштабные интернет-проекты”». Некоторые студенты, например все те же Винклвоссы и Нарендра, специализировались конкретно на социальных сетях.

Однако таланты соседей по комнате Цукерберга были воистину исключительными. Не в каждом университете вы найдете кого-то столь же талантливого, как Московиц, за стеной своей спальни. Цукерберг никогда не встречался с Московицем до первого их совместного учебного дня, но вскоре открыл в нем не только усердного программиста, но интеллектуала и лидера, долгие годы эффективно исполнявшего роль главного технического специалиста компании Thefacebook. Другой сосед по комнате Цукерберга, Крис Хьюз, обладал очень хорошей дикцией и изысканными манерами, поэтому выступал официальным представителем Thefacebook. Позднее Хьюз сыграл важную роль в президентской кампании 2008 года в команде Барака Обамы.

Кроме того, все, что создается в самых престижных учебных заведениях, всегда обладает определенным очарованием. Гарвард же отмечен своеобразным знаком качества. Его марка дает товару определенную гарантию и внушает к нему доверие. Присоединение к социальной сети, родившейся в Гарварде, вполне естественно для любого амбициозного молодого человека и было важно для хорошей динамики развития сайта Thefacebook на начальном этапе его существования.

Социальной сети Thefacebook не повредила даже чрезмерная забота студентов Гарвардского университета о своем социальном статусе. В данном случае сеть служила доказательством масштаба социальных связей каждого студента и даже в какой-то степени мерилом его или ее успешности. Как говорит Сэм Лессин, друг и одноклассник Цукерберга, который стал одним из первых пользователей сайта: «В Гарварде существует постоянное скрытое соперничество между студентами, которое, по-моему, значительно помогло в распространении Thefacebook на первом этапе». Студенты создают свои профили и поддерживают личные социальные контакты онлайн, и элита Гарварда, естественно, старалась построить самые лучшие и самые крупные из них. Еще Амелия Лестер в своей статье для Harvard Crimson, напечатанной через две недели после запуска сайта Thefacebook, указывала на этот факт: «Нет ничего удивительного в том, что именно студенты Гарварда сочли создание своих виртуальных онлайн-профилей очень привлекательным занятием». Многие из нас тратят все время учебы в старшей школе на то, чтобы довести свои резюме до размеров энциклопедии, которая будет представлена в заявке на вступление в университет… Большинство сервисов сайта [Thefacebook] как раз и предназначены для того, чтобы показать… и рассказать всему миру о том, насколько вы самодостаточная личность. Короче говоря, эти службы настроены на то, что студенты Гарварда умеют делать лучше всего…»

Однако некоторые люди стараются представить в ином свете мотивы, побудившие Цукерберга запустить Thefacebook именно в Гарвардском университете. По их мнению, он просто украл идею других студентов Гарварда. Наиболее серьезные обвинения выдвинули Камерон и Тайлер Винклвоссы, а также Дивья Нарендра. Эта троица заявила, что Цукерберг украл многие их идеи ресурса Harvard Connection, после того как они его наняли для его программирования. Немного поработав, Цукерберг пришел к выводу, что идея создания этого сайта не принесет успеха. А затем, через какое-то время, приступил к работе над собственным проектом. (Позже эта ссора дорого обошлась молодой компании Цукерберга.)

В середине апреля 2004 года, через два месяца после запуска сайта, бизнес-менеджер компании Саверин стал называть себя главным финансовым директором и решил оформить Thefacebook как коммерческое предприятие. Он зарегистрировал компанию как общество с ограниченной ответственностью в штате Флорида, где когда-то учился в школе. В списке соучредителей (партнеров) значились Цукерберг, Московиц и Саверин.

Хотя доходы от сайта Thefacebook в первые несколько недель были несущественными, к середине февраля Цукерберг стал получать множество звонков с предложениями инвестировать средства в развитие сайта. Потенциальные инвесторы прослышали об экстраординарном росте популярности нового ресурса и хотели получить кусочек от будущего пирога. В конце семестра одноклассник Цукерберга, Сэм Лессин, отец которого был известным венчурным капиталистом, объездил с Марком весь Нью-Йорк, чтобы познакомить его с нужными людьми и руководством финансовых и медиакомпаний.

На одной из таких встреч в июне некий финансист предложил Цукербергу 10 миллионов долларов за его новую компанию. Марк в шутку назвал сумму в 20 миллионов. Thefacebook стартовал всего 4 месяца назад. И тем не менее Цукерберг ни на минуту не сомневался в правильности своего отказа от такого щедрого предложения.