Вы здесь

Социальная психология. Глава 2. Проблемы социальной психологии личности (Н. В. Михалкин, 2012)

Глава 2

Проблемы социальной психологии личности

2.1. Типология и социально-психологические характеристики личности

Личность как феномен социального бытия является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, педагогики, медицины, социальной психологии, и этот список далеко не исчерпывающий.

Значение личности для всей социальной психологии кратко и ясно было сформулировано видным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Он отмечал: «При объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия»[24].

С деятельности личностей начинается любой социальный процесс: от коллективных мероприятий в школе до межгосударственных переговоров, от обучения в юридическом вузе до организации и ведения судебных заседаний и т. д.

Для социально-психологического анализа личности следует чётко разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понять сущность человека невозможно без обращения к антропосоцио генезу, поскольку человек рождается, становится, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в различных общностях и при полиаспектности социально-психо-логических процессов.

Современная антропология (наука о происхождении и эволюции человека) рассматривает процесс происхождения человека от высших обезьян. Процесс возникновения и развития человека был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека – ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий (для совместной охоты, обороны), затем – их подправке и все более частым случаям изготовления. Это привело к систематическому изготовлению каменных, костяных и деревянных орудий, и, следовательно, зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада ранних формировавшихся людей – питекантропов и синантропов, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки – палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество, а краменьонца – в человека современного типа примерно 35–40 тыс. лет назад.

В рамках выделенного подхода есть основания утверждать, что человек является представителем биологического вида homo sapiens (человек разумный). Несмотря на то что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку формирования собственно человеческих качеств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким качествам, отличающим его от животных, можно отнести следующие (см. табл. 2).


Таблица 2. Признаки, отличающие человека от животного


Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует, ибо по мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск «непосредственных» биологических предшественников человека, ждёт объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные связи сознания и орудийной деятельности и т. п.[25]. Не отбрасывается полностью гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет. Нуждаются в более детальной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества.

Одной из фундаментальных проблем является соотношение биологического и социального в человеке. Рассмотрение человека в рамках только социального или биологического подхода – односторонне и ограниченно. Увлечение биологией (в частности, генетикой, физиологией, психологией, медициной и т. п.) может вести к различным версиям панбиологизма и пансоциологизма. Например, есть попытки социальные процессы объяснять сугубо природными качествами человека. Некоторые концепции (социал-дарвинизма и социал-биологизма) на первое и ведущее место в обществе ставят человеческие гены. При этом одни оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чему является длительное существование в искусственной технизированной среде, накопление мутаций и утеря качеств биологического приспособления.

Гипертрофирование генетических факторов и «селекционных технологий» неоправданно умаляет роль социального начала в человеке, ведь природа даёт ему значительно меньше, чем требуется для полноценной жизни в обществе.

Выходит, что человек может и должен пониматься как высшая ступень развития животного мира, сложное социально-биологическое существо, субъект и результат общественно полезной деятельности и общения[26].

Индивидом, в рамках рассмотренного, выступает отдельный человек в группе или обществе в целом и которому присущи свойства и черты данной общности. Данное понятие характеризует представителя человечества как некую «единичность», совмещающую в себе диалектическое единство биологического и социального.

Другими словами, не зная, к какому обществу принадлежит конкретный индивид, очень трудно, а часто и невозможно, правильно анализировать и оценивать его поведение и поступки. В связи с этим, один из первых вопросов, который возникает у человека при вступлении в контакт с незнакомцем, направлен на выяснение того, откуда тот прибыл или происходит. То есть членом какой общности он является. Причём, под общностью здесь понимается не только и не столько страна, сколько её социокультурный слой, этнос, народность, нация, класс, каста, сословие и т. д.

Представители конкретных общностей часто обладают схожими, явно и ясно выраженными мировоззренческими чертами, системой ценностей, поведением, устремлениями, которые не только отличают их от других жителей страны, но и обусловливают характер принятия решений, эмоциональное реагирование на какие-то явления, процессы, поступки.

Примерно, то же самое относится к членству конкретного индивида в разных социальных группах. Например, включение священника или «преступника» в какую-то группу, с проявлением ими своих приобретённых свойств и черт, привнесёт соответствующие изменения в жизнь и деятельность этой группы.

Поэтому вопрос: «Кто ВЫ (или кто ты)?» – является выражением и проявлением социально-психологического взаимодействия людей. Всё дело в том, что перед началом, а также в ходе взаимодействия с конкретным собеседником (коллегой по работе, учёбе) у человека всегда возникает потребность узнать, что же его визави желает, каковы его цели, намерения и интересы в конкретной социальной ситуации. От знания потребностно-мотивационной сферы или направленности конкретного индивида, зависит успех совместной деятельности и общения.

! Понятие «индивидуальность» также характеризует единство биологического и социального в человеке, но не как «центр» социального, «продукт» природы и жизнедеятельности общества, а как «уходящая ввысь вершина великого социально-биологического синтеза»!

Этот синтез осуществлялся не сам по себе, независимо от воли и желания человека, а благодаря его активному, деятельному участию в сложном процессе восхождения к вершинам своего совершенства.

В индивидуальности сокрыты сущностные черты личности, максимально раскрываются и закрепляются все природные задатки и социальные возможности конкретного представителя рода человеческого, его неповторимость. Конечно, не всякий человек может достичь таких высот человеческого совершенства как Леонардо да Винчи или М. В. Ломоносов. Но каждый может и становится «своей» индивидуальностью, что и закрепляется в личности. Личность всегда «неповторима».

В этом смысле, каждый человек – (индивид, индивидуальность), имеющий свое особое «лицо» (вспомним древнерусское слово «личина» – маска), является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей совершает ряд конкретных действий и операций, обусловленных его статусом и ролью. При этом его собственные человеческие качества придают его общественной деятельности соответствующую окраску, отличительность.

Статус – позиция человека в общности с определёнными правами и обязанностями. Статус, полученный от рождения, называется предписанным. Статус, основанный на том, что сделал сам человек, называется достигнутым статусом.

Роль – это ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом.

Человек несет на себе как бремя, так и счастье быть личностью. Бремя – потому, что выполнение социальных функций, обусловленных его статусом, невозможно без ответственности за совершаемое и сделанное. Только при наличии ответственности личность получает право рассчитывать на аналогичное отношение общности к себе. А это требует соблюдения определенных ограничений по отношению к себе, учёт и реализацию интересов и потребностей сообщества, даже если они расходятся с собственными.

Счастье быть личностью состоит в том, что только к личности приходит счастье, когда она свободна, ответственна, самодостаточна. Личностью не родятся, ею становятся. Личность формируют общественные отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может быть в природе. Они возникают и развиваются в системе: а) вещей, созданных человеком для человека; б) отношений других людей к этим вещам и, следовательно, к тем, кто их создал; в) самих людей, относящихся к самим себе через призму отношений к вещам и другим людям.

Именно поэтому, с социально-психологической точки зрения личность – это всякий человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия.

Человеческая личность – является атрибутивным элементом общественных (социальных) систем, и, одновременно, в ней самой проявляются и отражаются всё многообразие общественных отношений и процессов. Как в капле воды заключено всё многообразие океана, так и в личности заключена вся человеческая жизнь в обществе.

Каждая личность в обществе занимает определенное место (статус) и выполняет какие-то функциональные обязанности, этим статусом обусловленные. Она исполняет определенную роль. У. Шекспир как то образно сказал:

«Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль»[27].

С учётом того, что своими корнями социально-психологическое представление о личности уходит в общую психологию, следует рассмотреть психологическую структуру личности. В ней подструктуры личности являются и её уровнями, находящимися в иерархической зависимости одна от другой. Начнём рассмотрение психологической структуры с фрейдизма (психоанализа), названного по имени основателя психоанализа 3. Фрейда.

Согласно его убеждениям, развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами – бессознательными влечениями. По его мнению, сексуальное влечение – либидо, отражающее внутреннюю природу личности, противопоставляется социальной среде, которая изначально против этого влечения. В силу этого личность и общество обречены на конфронтацию, скрытую в глубинах психики индивида.

3. Фрейд считал, что в структуру личности входят три уровня, три психические инстанции:

• «ид» («оно») – источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности, тесно связанные инстинктивными биологическими побуждениями;

• «эго» («Я») – инстанция, действующая на уровне сознания и отвечающая за принятие решений, помогающая личности обеспечить безопасность и самосохранение организма, подчиняющаяся реальности и ищущая возможность удовлетворить желания «ид» с учётом внешних факторов, дающая возможность личности давать выход грубой энергии «ид»;

• «суперэго» («сверх-Я») – инстанция, действующая на уровне сознания, включающая социальные регулятивы, которые определяют для личности допустимость или недопустимость того или иного поведения в рамках выбранных социальной нормой ограничений и допущений. 3.Фрейд разделял «супер-эго» на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Согласно концепции развития личности, разработанной 3. Фрейдом и основанной на его структуре, личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Именно поэтому, узнавая что-либо о своём детстве, о своём прошлом опыте, личность способна научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию личности, вызывающая у неё тревогу или беспокойство, «эго» («Я») стремится смягчить опасность этой угрозы, используя два способа: а) с помощью реального, сознательного решения проблемы; б)искажая ситуацию, реальные события для того, чтобы защитить сознание человека.

Способы искажения назвал 3. Фрейд механизмами психической защиты, среди которых наиболее известными являются: вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация.

В дальнейшем в работах К. Юнга были предложены новые подходы к пониманию психологической структуры личности. По его мнению, она включает в себя: «эго», «личное бессознательное», «коллективное бессознательное».

Согласно воззрениям К. Юнга, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Это скорее всего врождённый тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека, события. Их количество в коллективном бессознательном неограниченно. Наибольшее значение имеют: «персона», «тень», «самость».

Эго – центр нашего сознания, и благодаря ему мы, как личности, воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу.

Личное бессознательное – мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты и превратились в комплексы. Источник комплексов-личный прошлый опыт личности и даже наследственный.

Коллективное бессознательное – хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

Следует отметить, что фрейдистская психологическая структура личности достаточно распространена, но не представляет собой чего-то единого. Более того, стремление объяснить проявления активности личности в деле развития общества, общественных процессов, культуры «внутренним источником» в виде бессознательного, индивидуальной психологии (А. Адлер), коллективным бессознательным (К. Юнг) приводит к множеству противоречий. Например, такой подход «требует» исключения из оценки в развитии общностей, культуры объективных закономерностей производственной деятельности людей, социального творчества, развития самого общества как относительно самостоятельной части природного мира. А это противоречит историческим фактам реального процесса развития общества.

В соответствие с диалектико-материалистическим подходом у каждой личности есть две структуры: психологическая, определяющая её индивидуальность, и социальная, определяемая её социальными ролями и опытом деятельности в конкретной социальной среде.

Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности», которые представляют собой определённые подструктуры.

Исходной подструктурой является «биологически обусловленная подструктура». Основной её компонент – темперамент, как система природных свойств типа нервной системы. Кроме него в эту подструктуру входят возрастные, половые, а также некоторые препатологические и даже патологические свойства психики.

Эта подструктура признаётся как достаточно самостоятельная. Над ней, условно говоря, «возвышаются» все другие подструктуры личности, которые формируются и приобретают свои особенности, обусловленные содержанием первичной, исходной подструктуры.

Следующей подструктурой психологической структуры личности является «подструктура психических процессов». Данная подструктура формирует уже такие реальные свойства личности, как: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, эмоции и даже волю.

Следует отметить, что «подструктура психических процессов» придаёт конкретной личности её индивидуальность, ибо каждая личность обладает «своим» содержанием, «скоростью» протекания психических процессов.

Над этими, нами выделенными подструктурами психологической структуры личности, возвышается подструктура «социального опыта». Она включает в себя такие свойства личности, как: знания, навыки, умения, привычки.

Опыт личности иерархичен, объективно предопределяется содержанием предыдущих подструктур личности и имеет большое значение для её социальной характеристики. В значительной степени на основе опыта, в широком смысле слова, личность достигает «приобретённого статуса» и соответствующим образом исполняет свою «социальную роль».

Высшей подструктурой личности является её «направленность». Это довольно сложная подструктура, которая включает в себя относительно самостоятельную совокупность черт и свойств, представляющая иерархически взаимосвязанный ряд. Его можно изложить в следующей последовательности: влечения; желания; интересы; склонности; идеалы; индивидуальная «картина мира»; убеждения.

Как видим, в психологической структуре личности, отражающей диалектико-материалистический подход, наличествует определённое соотношение биологического и социального начала. Данное соотношение достаточно сложное, так как требует выявления связи генетических компонентов личности и эволюции развития психики в процессе антропогенеза и индивидуального развития личности. Нам, для более полного уяснения психологической структуры личности, следует дать им определения и их охарактеризовать.

Биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными. Оно существует и развивается в каждом человеке независимо от влияния на него других людей.

Можно также утверждать, что всё наследственное в человеке – биологическое, но не всё биологическое – наследственно. Однако биологическое объективно накладывает свой «отпечаток» на формирование личности и проявление ею своей активности.

Социальное – всё то в человеке, что возникло в нём в процессе антропогенеза и истории человечества, а также возникает в онтогенезе, в результате человеческой деятельности и общения с другими людьми.

Социальное не совпадает полностью с приобретённым в личном опыте, так как не всё, что приобретает человек в процессе своей жизни, социально. При этом, всё биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, но и социальное не может быть полностью отделено от биологического (см. схему 7).


Схема 7. Взаимосвязь биологического и социального в структуре личности

2.2. Социализация личности

Обращение к истории развития человечества позволяет утверждать, что воспроизводство общественной жизни носит непрерывный характер. С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые задачи по приобщению его к жизни в разных сообществах и в обществе в целом. Другими словами, решаются задачи активного вовлечения представителя рода человеческого в деятельность различных социальных общностей, групп, коллективов, по усвоению этим представителем рода человеческого ценностей конкретных сообществ, а также социальных норм, культуры этих сообществ, по формированию у этих представителей рода человеческого свойств и черт, которые позволяли бы ему стать человеком и личностью. По своему содержанию решение данных задач и представляет собой процесс социализации.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е годы XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и других[28]. Оно повлекло за собой цепь новых исследований, которые были направлены на осмысление отношений личности и различного вида и типа общностей и общества в целом. В связи с этим появились различные интерпретации процессов социализации. К ним можно отнести: бихевиористскую модель, рассматривающую социализацию как «научение социальному поведению»; концепцию «культура и личность», характеризующую социализацию как «моделирование личности в соответствии с требованиями культуры»; концепцию «запрограммированной культуры», где социализация рассматривается в качестве процесса развития у личности определённых свойств и черт; концепцию «социального участия», когда социализация представляет собой процесс активного включения личности в созидательную, общественно значимую деятельность, предполагающую и соответствующее данной деятельности общение.

Отечественная социальная психология, несмотря на многие сложности своего становления и развития, накопила значительный объём методологических, теоретических и эмпирических знаний о становлении личности. На основе этих знаний можно сформулировать обоснованное определение социализации.

Социализация – процесс освоения индивидом культуры сообщества, понимания и интерпретации его норм, ценностей, правил поведения и действия, усвоения социального опыта и формирование у себя социально-значимых черт, качеств, развитие системы социальных установок личности.

На социализацию оказывают воздействие различные факторы, она происходит в различных сферах, имеет свои этапы, стадии, фазы, уровни.

Что касается факторов социализации, то их можно разбить на две большие группы: а) компоненты социальной среды; б) индивидуально-личностные черты и свойства конкретного представителя рода человеческого.

Социальная среда – это всё, что окружает человека в его реальной жизни, служит объектом его психического отражения. Воздействие обширной совокупности компонентов неживой и живой природы, а также всего того, что создано предыдущими поколениями и что создаётся самим человеком, представитель рода человеческого испытывает на протяжении всей своей жизни.

Социальная среда для личности может ограничиваться непосредственным социальным окружением, быть микросредой и макросредой. Личность может переходить из одной социальной среды в другую.

Классификацию социальной среды можно проводить по разным основаниям, но её черты всегда будут определять образ жизни конкретной личности и, конечно же, её социализацию.

Социальная психология, изучая процесс социализации личности, учитывает тот факт, что различные виды деятельности, сформировавшиеся общественные отношения являются тем фактором, который предопределяет социальный опыт конкретной личности и её направленность.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. Эта сторона социализации отражает вклад, который вносит сама личность в свою социализацию. Данный вывод обоснован тем, что в процессе социализации личность выступает как активный субъект этого процесса. Именно поэтому социализация всегда субъективна, ибо одни те же социальные ситуации, возникающие вследствие активного взаимодействия субъектов с компонентами социальной среды и себе подобными, будут по-разному восприниматься и по-разному переживаться различными личностями. Это зависит от интеллекта личности, его психофизиологических свойств и черт, от наличествующего опыта, направленности и т. д.

Социализация происходит в следующих сферах жизни человека: а) в деятельности; б) в общении.

Социализацию в сфере деятельности А. Н. Леонтьев определял как «расширение каталога деятельности, которыми владеет ребёнок». Другими словами, речь идёт о постепенном усвоении тех видов деятельности, которые ребёнок может самостоятельно воспроизводить. Реально этот процесс представляет собой освоение культурных образцов поведения.

Для каждого возрастного периода развития личности характерна своя, так называемая «ведущая» форма деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование у неё основных психологических новообразований.

Понятие «ведущей деятельности» было введено А. Н. Леонтьевым, а Д. Б. Эльконин развил и углубил содержание этого понятия. Результаты современных исследований позволяют выделить следующие виды «ведущей деятельности» (см схему 8):


Схема 8. Возрастной период и ведущие виды деятельности


Ведущая деятельность не возникает у человека сразу, а её формирование осуществляется под воздействием социальной среды и конкретных людей, с которыми взаимодействует человек.

В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубления самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм.

Общение, в контексте социализации, представляет процесс и различные формы взаимодействия людей, сопровождаемые актуализацией внутренних возможностей каждого из участников создаваемой ими социальной ситуации. Выражение этих возможностей на уровне приобретённых социальных средств позволяет каждому из участников самоосознать себя, создаёт основу для формирования образа самого себя. Одновременно актуализация возможностей каждым из участников взаимодействия придаёт им не только «энергию» возвышения себя самого, но и формирует способность как к установлению «конкретного» восприятия другой личности, так и к «растворению» себя в другой личности, «выхолащиванию» в себе своей индивидуальности.

Общение также обусловливает формирование и развитие в личности таких черт, как ответственность, самостоятельность, так и чувств отчуждения, эмоциональной холодности, недоверия.

Социализация как процесс формирования личности начинается с момента появления на свет представителя рода человеческого и продолжается в течение всей его жизни. Социализация никогда не завершается и никогда не бывает полной. Вместе с тем социальную психологию интересует не только сам процесс социализации личности, но и тот период социализации, когда личность уже в основном определяется. Отсюда и своеобразное разделение процесса социализации, в которых социально-психологическая сторона имеет ярко выраженную специфику.

В советский период социальная психология классифицировала периоды социализации по характеру деятельности личности. В соответствии с этим критерием выделяли следующие периоды социализации личности:

• дотрудовую социализацию – период до поступления ребёнка в школу и время обучения;

• трудовую социализацию – период активной профессиональной деятельности;

Конец ознакомительного фрагмента.