Вы здесь

Социальная психология. Глава 1. Введение в социальную психологию (Н. В. Михалкин, 2012)

Глава 1

Введение в социальную психологию

1.1. Социальная психология как наука: объект, предмет, категории, функции

Круг явлений, попадающих в поле зрения социальной психологии, достаточно обширен.

Социальная психология изучает «механизмы» сознания и поведения социальных общностей, групп индивидов, психологические характеристики самих этих групп, их межличностных отношений, психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни.

Каждая наука, в том числе и социальная психология, имеет свой «объект исследования» и «предмет исследования».

Объект исследования (в гносеологическом аспекте) – это любой фрагмент действительности на который направляет свой взор исследователь и наука.

Предмет исследования – это наиболее существенные, с точки зрения конкретной науки, свойства и признаки объекта, закономерные связи между его элементами, которые характеризуют реальное бытие данного объекта.

Объектом социальной психологии выступают: личность, социальная группа, от диады до нации, их поведение и деятельность, взаимоотношения, процессы развития личности и конкретной группы и т. д., Другими словами, объектом социальной психологии являются все элементы и компоненты социального.

Социальное – это форма и способ бытия человека в относительно устойчивом сообществе себе подобных, которое развивается и воспроизводится не только и не столько в рамках биологического, генетически обусловленного развития, но и рационально осмысленного развития, пронизанного эмоциями, чувствами.

Что же касается предмета социальной психологии, то сформулировать его непросто, ибо в научной литературе до сих пор существуют некоторые расхождения во взглядах на него. Одни исследователи считают предметом исследования в социальной психологии личность, закономерности её формирования, взаимосвязь личности и коллектива, общение личностей, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее содержание и формы их психической деятельности.

Другие считают, что предметом исследования социальной психологии являются «массовидные явления психики», «коллективное поведение», психология наций и иных социальных сообществ.

Третьи пытаются объединить две ранее рассмотренные точки зрения на понимание предмета исследования социальной психологии.

На самом деле, для выделения предмета исследования социальной психологии следует обратить внимание на тот факт, что основу социального составляет деятельность человека и его сообществ. Именно поэтому изучение социально-психологических сторон человеческой деятельности, межличностного общения, их влияния на формирование и функционирование психики людей является выражением научного подхода к определению предмета социальной психологии.

В процессе этой деятельности и общения преобразуется не только мир материальной природы, но и формируется удивительный духовный мир, создается социоприрода.

Проблема общения имеет особое значение для социальной психологии. Без анализа связей человека с человеком, одних общностей с другими, невозможно выявить содержание и сущность таких феноменов, как «групповое сознание», «общественное мнение» и т. д.

Принадлежность людей к различным социальным общностям, слоям, стратам, этносам, народностям, нациям обусловливает, в значительной степени, их характер, содержание их психологических черт и свойств[1].

Обобщая рассмотренное, мы можем сформулировать определение предмета социальной психологии, которым будем в дальнейшем руководствоваться.

Предмет социальной психологии составляют закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей, формирования личности, психологические характеристики различного вида социальных общностей, а также все иные психологические феномены, являющиеся составной частью бытия социального.

Таким образом, основной перечень элементов предмета социальной психологии составляют:

1) закономерности возникновения, функционирования психических аспектов социальной жизни групп общества;

2) состояния людей, включённых в массовидные процессы;

3) межличностные отношения и взаимодействие людей в различных сферах и областях человеческой жизни;

4) психология различного вида и типа коллективов.

Социальное – форма и способ бытии человека в относительно устойчивом сообществе себе подобных, которое развивается и воспроизводится не только и не столько в рамках биологического, генетически обусловленного развития, но и рационально осмысленного развития, пронизанного эмоциями, чувствами.

Социально-психологические исследования коллективов и личности включает изучение психологии юридической деятельности, в том числе судебной, позволяют решать задачи прикладного порядка.


Схема 1. Структура и уровни социально-психологических исследований


Экспериментально-эмпирический уровень – накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего обобщения и исследования природы социально-психологических феноменов. В основном он ориентирован на исследование малых групп, личностей и межличностных отношений в той или иной социальной ситуации.

Теоретический уровень – создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, протекающих в конкретных общностях. На этом уровне формулируются:

• знания, отражающие сущность социально-психологических процессов;

• понятийный аппарат науки;

• рекомендации и предложения для практической деятельности специалистов в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности;

• направления экспериментально-эмпирических исследований.

Философско-методологический уровень – социально-психологических исследований предоставляет исследователям мировоззренческие обобщения результатов исследований, позволяет выявить новые аспекты влияния человеческого фактора на общественное развитие.

Современная структура социальной психологии определяется предметной областью исследования, а также методами социально-психологического исследования. Она включает следующие структурные компоненты: социальная психология личности; психология межличностного взаимодействия; психология малых групп; психология межгруппового взаимодействия; психология больших социальных групп и массовых явлений.

В зависимости от конкретной области и вида социальной деятельности одно и то же социально-психологическое явление приобретает специфику, особенные черты. Например, социально-психологические признаки взаимодействия врача со своими пациентами отличаются от аналогичных признаков взаимодействия адвоката и его подзащитного. Разумеется, в каждой из этих форм взаимодействия будут проявляться некоторые общие закономерности взаимодействия, но многое будет обусловлено содержанием вида человеческой деятельности (см. схему 2).

Наряду с указанными структурными элементами социальной психологии можно говорить о социальной психологии науки, образования, религии, семьи, спорта и т. д.

Что же касается содержания понятий и категорий социальной психологии, то следует подчеркнуть: они представляют собой совокупность общенаучных категорий, а также понятий и категорий, выработанных социологией, психологией, педагогикой, философией, анатомией[2].


Схема 2. Современная структура социальной психологии


Категории отражают не только свойства и отношения личностей, групп, но и позволяют раскрывать достаточно полно признаки изучаемых социально-психологических явлений и процессов.

«Верхний ярус» системы категорий социальной психологии составляют философские и общенаучные категории. К ним можно причислить следующие: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «социум», «культура», «прошлое», «настоящее», «будущее», «личность», «архетип», «ценности», «потребности», «мораль», «интерес», «социальное действие», «безопасность» и другие.

Наряду с категорией «пространство» в социальной психологии используется и понятие «социальное пространство», определяемые не только как среда обитания людей, своеобразный материальный компонент бытия человека, но и как идеальная составляющая, образующая систему ценностей, целей, норм и принципов человеческого бытия.

Для характеристики преобразований, происходящих в общении и деятельности личностей и групп, социальная психология использует категорию «социальное время». Под ним понимают время человеческого бытия, с его различными темпами и скоростями изменений, с различной интенсивностью социализации человека и формирования личностей, с многообразием форм социальных союзов в исторически определенном промежутке их возникновения, становления.

Значительное место в социальной психологии занимают категории психологии: «психический процесс», «психическое состояние», «психическое образование», «воля», «темперамент», «характер», «направленность» и другие. Они позволяют полно и всесторонне раскрыть внутренний мир личности, которая является важнейшим субъектом социально-психологических процессов. Да и результаты научных исследований в значительной степени зависят от личных и профессиональных качеств как отдельных учёных, так и от научных коллективов, от избранной ими методологии научных исследований.

Однако, в отличие от других наук, социальная психология выполняет и такую функцию, как участие в формировании правил поведения и отношения между людьми, в выработке алгоритмов и механизмов контроля за отношениями, складывающимися между людьми (см. схему 3).


Схема 3. Функции социальной психологии


Мировоззренческая функция состоит в осмыслении и объяснении процессов, происходящих в обществе, в определении места и роли человека в этой системе отношений, а также в выработке средств и способов познания и преобразования общества и общественных отношений. Она является одной из главных функцией любой социальной науки.

Формулирование системы взглядов на мир и на место человека в этом мире предполагает создание его образа: как общества, в целом, так и конкретного общества, в частности российского.

Мировоззренческая функция социальной психологии и позволяет осуществлять гносеологические и аксиологические процедуры. Ведь для того чтобы формулировать цели, необходимы не только знания о создании и функционировании социальной действительности, мотивов и содержании поведения личностей, групп людей, но обязательна и ценностная их оценка, создание определённой иерархии потребностей и интересов как отдельного человека, так и общества в целом.

В рамках мировоззренческой функции социальной психологии происходит выявление и формирование критериев оценки социальных и психологических знаний, их ценностной значимости и включения в содержание социальных норм, нормативно-правовых актов общества и государства.

Методологическая функция социальной психологии заключается в следующем:

• разработка и совершенствование частной методологии для социальных и психологических наук и социальной практики

• систематизация и совершенствование методов, принципов и правил социально-психологических исследований, раскрывающих содержание социальных отношений и общений между людьми.

То есть социальная психология выполняет функцию выявления ориентиров социальной деятельности, связанной с формулированием направлений и установок для всех, кто занят разработкой норм и правил общественных отношений, регулятивов общения и поведения.

Воспитательная функция социальной психологии, проявляется в формировании и развитии у обучаемых определённых знаний, умений и навыков, в их социализации. Студенты, изучающие социальную психологию, приобретают такие черты и свойства, которые позволяют им стать личностью и чётко понимать и осознавать свои права и обязанности, различать свободу и вседозволенность, соотносить свои потребности и интересы с возможностями социальных общностей и общества, в котором они родились, живут и проявляют целеполагающую активность.

Воспитательная функция социальной психологии реализуется через развитие интеллекта субъекта, изучающего эту научную дисциплину, формирование у него соответствующего стиля мышления и практического действия, поведенческой культуры.

В воспитательной функции социальной психологии проявляются её психологические аспекты воздействия на личность обучаемого. Ведь социальный стиль мышления изучающего данную научную и учебную дисциплину формируется под влиянием и осмыслением таких её аспектов как: а) социальные нормы; б)мораль; в) религия; г) социальная политика; д) свобода личности и др.

! Важной составляющей воспитательной функции социальной психологии является очищение общества от разнообразной «скверны» – нравственной деградации: коррупции, наркомании и других социальных явлений.

Применительно к деятельности гражданских институтов в стране социальная психология выполняет и такую функцию, как участие в формировании правил поведения и отношения между людьми, в выработке алгоритмов и механизмов контроля за отношениями, складывающимися между людьми. Другими словами, такую функцию можно назвать функцией конструирования социальных моделей поведения, общения и отношений между людьми.

Социальные модели актуальны для социальной психологии и как предмет изучения, и как объект практического воздействия. Ведь если в жизни прием на работу людей определяется, скажем, результатами социально-психологического тестирования, то эта процедура является ни чем иным, как основой и «источником и выразителем» социальной модели, пронизанной психологическим содержанием.

Социальная психология в современном обществе, в том числе и в российском, стала активно использовать знания психологов в деятельности различных организаций. Сегодня они участвуют в подборе кадров, их оценке, обучении, профилактической работе, а также в разрешении конфликтных ситуаций.

Правда, и здесь проявляется непоследовательность в реализации этой функции социальной психологии в жизнь. Например, если на уровне конкретных организаций и учреждений социальные психологи востребованы, то при выработке программ государственного развития или принятие новых законов психологи пока не участвуют. В результате потенциальные возможности социальной психологии в данном плане оказываются ограниченными.

Парадоксальным выглядит сегодня ситуация невостребованное™ социально-психологических рекомендаций в образовательном процессе. Так называемые «рыночные отношения» вытеснили из образования принцип единства обучения и воспитания, который содержит глубокий смысл: в детей надо вкладывать не только знания, но и развивать их нравственные и гуманистические качества. Мораль и социальные ценности, формировавшиеся веками в жизни и деятельности многих россиян, заменены «формулой»: «разрешено всё, что не запрещено законом». В итоге – криминализация всех сегментов общественной жизни и молодого поколения, неверие в будущее.

Важное значение для реализации функции конструирования социальных моделей поведения имеет законотворческая практика. Она закладывает правовые основы социальной регуляции поведения людей и отношений в обществе. Фактически нормативные-правовые акты содержат не только формальные правила поведения граждан, но и основные принципы взаимоотношений между ними, которые:

1) выражают некоторую социальную необходимость;

2) учитывают уровень социальной зрелости личностей конкретных общностей, к которым закон обращён;

3) основываются на традициях и обычаях реально существующих в стране общностей людей;

4) отражают существующую в обществе социальную неоднородность и, следовательно, такой же характер социальных отношений;

5) являются, как правило, эффективными регуляторами человеческого поведения на конкретном этапе развития общества и его культуры;

6) соответствуют общепризнанным принципам;

7) понятны и доступны для контроля за ними, потенциально готовы к совершенствованию. И всё это предполагает активное участие социологов и психологов в правотворческой и правоприменительной деятельности. Невключение этих специалистов в процесс подготовки большинства нормативных-правовых актов, сказывается на их статусе. «Вредные», «не работающие» законы – «образец» социально-психологической безграмотности.

1.2. Характеристика методов социально-психологического исследования

Методы социальной психологии непрерывно совершенствуются и в основном являются междисциплинарными (см. схему 4). Они одинаково применяются во всех социальных и гуманитарных науках: психологии, социологии, социальной философии, конфликтологии, педагогике, юриспруденции и других науках.


Схема 4. Методы социальной психологии


Наиболее часто в социальной психологии в качестве методов эмпирического исследования используют: метод наблюдений; метод анализа и изучения документов; метод опроса; социометрический метод; метод групповой оценки личности; тестирование; эксперимент и другие.

Так как объекты социальной психологии как науки достаточно сложны и динамичны, для их изучения используется группа методов, позволяющих учесть особенности явлений, процессов и социальных образований, которые относятся к предметам социальной психологии.

Метод – законообразная последовательность операций и действий исследователя, которая позволяет ему выявить природу исследуемого предмета, если он будет осуществлять свои действия на основе соответствующего культурного потенциала.

Другими словами, эффективность используемого исследователем метода зависит от уровня его мировоззрения, опыта, умений и навыков в осуществлении тех процедур, которые и раскрывают суть используемого метода.

Древнейшим научным методом, к которому обратился человек для познания окружающего мира, является наблюдение.

Метод наблюдений – это такая последовательность операций и действий исследователя, которая позволяет ему, на основе заранее обозначенных критериев, собрать необходимое, для установления природы изучаемой предметной области, количество фактов (явлений), посредством их непосредственного, целенаправленного и систематизированного восприятия и регистрации.

Наблюдение – преднамеренная и целенаправленная фиксация признаков, которые выражают природу и сущность исследуемого предмета, осуществляемая исследователем прямо или опосредованно с помощью органов чувств.

В социальной психологии метод наблюдения используется для изучения человеческого поведения, поведения их групп. Он применим как в лабораторных условиях, так и в естественной социальной среде.

Задача исследователя, использующего данный метод, например, для изучения поведения, состоит в том, чтобы классифицировать каждый поведенческий акт каждого члена группы в соответствии с заранее определёнными признаками, которые и должны раскрыть природу изучаемого явления. Конечно, для получения детальной картины взаимодействия в группе требуется не один, а несколько наблюдателей, сферы внимания которых были бы разделены определенным образом.

Классификация методов наблюдения (см. схему 5).

В зависимости от степени стандартизации «техники» наблюдения выделяют две его разновидности:

1. Стандартизированное наблюдение. Оно проводится на основе разработанного перечня признаков, которые необходимо фиксировать при наблюдении. При этом определяются условия выявления этих признаков к конкретной социальной ситуации, формулируются инструкции для субъекта наблюдения, а также вырабатывается «механизм» их анализа, оценки а также математический аппарат для их обработки.


Схема 5. Классификация методов наблюдения


2. Нестандартизированное наблюдение позволяет выделенные признаки наблюдения фиксировать в свободной форме, возможно и по памяти, алгоритм обработки их заранее не разрабатывается, систематизация результатов вполне может и не осуществляться.

В зависимости от роли субъекта исследования в изучаемой социальной ситуации выделяют участвующее наблюдение.

1. Включённое наблюдение. Посредством этого наблюдения исследователь как бы входит в социальную среду[3], адаптируется к ней и фиксирует явления в ней как бы «изнутри».

Данное наблюдение имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, исследователь соприкасается с изучаемым путем наблюдения и явлениями социальной ситуации. С другой – он может утратить необходимую «независимость» при отборе, фиксации, интерпретации и оценке регистрируемых явлений, отражающих природу изучаемого социально-психологического феномена. Вместе с тем воплотить в жизнь данный вид наблюдения достаточно сложно. Первым из известных ученых к такому наблюдению прибегал американский исследователь Н. Андерсен, собравший в начале 20-х годов XX века в США богатейший материал о жизни бродяг. Сам он бродяжничал вместе с исследуемыми, вёл такой же образ жизни, как и люди, оказавшиеся на «дне» общества[4].

Этот метод используют многие исследователи. Так, А. Н. Алексеев, изучая проблемы сельской молодежи, пошел работать арматурщиком на стройку. Задача наблюдения, которую он поставил перед собой, состояла в том, чтобы уловить общую атмосферу, настроение коллектива строителей, их язык и стиль общения, отношение к труду, выраженное в поступках, а не в словесных заявлениях, и т. п. Материалы включенного наблюдения использовались при разработке вопросника интервью, куда были включены тестовые и ситуационные вопросы, учитывающие конкретную обстановку[5].

Наряду с очевидными преимуществами включенного наблюдения, дающего исследователю возможность посмотреть «изнутри» на изучаемую им совокупность лиц, нельзя не отметить и существования ряда проблем при использовании этого метода. Прежде всего здесь требуется определенное искусство со стороны наблюдателя, который должен естественным образом, не вызывая никаких подозрений, войти в круг изучаемых им людей. При этом возникает опасность непроизвольной идентификации наблюдателя с позициями исследуемой группы. Иначе говоря, наблюдатель может в такой степени вжиться в роль члена изучаемой группы, что рискует стать, скорее, её сторонником, нежели беспристрастным исследователем. Использование включенного наблюдения также порождает определенные моральные проблемы. С этической точки зрения считается весьма уместным для наблюдателя по окончании исследования раскрыть свою подлинную научную роль.

2. Невключённое (простое) наблюдение. В этом случае исследователь регистрирует явления социальной ситуации как бы «со стороны», без взаимодействия и установления связей с субъектами социальной ситуации.

Данное наблюдение без скрытия перед участниками социальной ситуации своих намерений, может проводиться на основе определенной легенды, а может и скрытно. Во всех случаях, субъект данного вида наблюдения должен помнить, чтобы понять сущность социально-психологических явлений, отражающих природу предмета исследования, обоснованно интерпретировать и объяснить полученные сведения о явлениях социальной ситуации, необходимо учитывать «коэффициент погрешностей».

В зависимости от условий организации наблюдения подразделяются на:

полевые наблюдения, т. е. они дают возможность выявить реальные социально-психологические явления, характеризующие ту или иную социальную ситуацию. Однако организовать их достаточно трудно, ибо в таких наблюдениях всегда присутствует фактор неожиданности. Всё дело в том, что люди, выступающие объектами наблюдения, должны быть заняты своей повседневной деятельностью и не подозревать о проявлении к ним исследовательского внимания. Тогда будет достигнута «чистота» исследования;

лабораторные наблюдения, т. е. наблюдения в условиях эксперимента. Недостаток этого вида наблюдения состоит в том, что существует вероятность потери естественности социальной ситуации. По своему содержанию фиксируемые явления, создаваемые в лабораторных условиях, несколько искусственны.

В целом, при организации и проведении наблюдения главной задачей исследователя будет определение момента и места проявления интересующего его социально-психологического феномена, а также выявление тех признаков, которые будут наиболее полно характеризовать его сущность.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие варианты регистрации данных наблюдения:

• фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев единиц наблюдения;

• оценочный, предполагающий не только фиксацию явлений, характеризующих социально-психологические аспекты конкретной социальной ситуации, но и сопоставление полученных данных с определённой шкалой.

Следует отметить, что данные, полученные методом наблюдения, требуют подтверждения или повторными наблюдениями, или результатами других методов наблюдения. Объясняется это тем, что данный метод имеет высокую степень субъективности. Более того, он может быть использован ограниченно и в большей степени предполагает качественный характер оценки социально-психо-логических явлений.

Главный недостаток метода наблюдения, особенно в лабораторных ситуациях, состоит в том, что явное присутствие исследователя отражается на поведении изучаемых лиц. Это обстоятельство надо принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом.

Вместе с тем достоинство метода наблюдения состоит в том, что он позволяет получать данные о реальном поведении людей в тот самый момент, когда данное поведение осуществляется. Ограниченность этого метода заключена в том, что он не позволяет изучать большие группы. Кроме того, использование наблюдения требует больших затрат времени. Обычно этот метод в социально-психо-логическом исследовании применяется в сочетании с другими методами, например, методом опроса.

Метод опроса – познавательная процедура, основанная на использовании совокупности различного вида вопросов к выбранным представителям сообщества, сформулированных в соответствии с заданной целью, позволяющая зафиксировать мнения или позицию опрашиваемых о каких то событиях, явлениях или процессах, происходящих в общности или обществе[6].

Метод опроса – совокупность операций и процедур взаимодействия исследователя с владельцем информации о социально-психологических явлениях конкретной социальной ситуации, которые позволяют ему получить необходимые сведения.

Получаемые с помощью данного метода сведения:

1) носят конкретно субъективный характер, но конкретно субъективны;

2) имеют социально-психологическую природу;

3) отражают, в определённой степени, уровень социальной зрелости и социальной надёжности не только конкретного респондента[7], но и социальной страты, слоя, нации и т. д.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение получили два основных:

• опрос «лицом к лицу», или очный опрос;

• заочный опрос, который представляет собой анкетирование респондента с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения им вопросника.

В социальной психологии опрос применяется в следующих случаях:

• на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации об интересующем исследователя социально-психологическом явлении;

• для уточнения, расширения и контроля ранее полученных данных об интересующем исследователя социально-психологическом явлении;

• иногда как основной метод сбора эмпирической информации об интересующем исследователя социально-психологическом явлении.

К основным видам интервью в социально-психологическом исследовании относят: 1) стандартизированное интервью; 2) нестан-дартизированное интервью; 3) фокусированное интервью; 4) терапевтическое интервью.

Интервью представляет собой вербальное взаимодействие, в котором один человек (интервьюер) стремится получить ту или иную информацию от другого человека (опрашиваемого, респондента) или группы лиц.

В случае применения группового интервью несколько человек обсуждают поставленные интервьюером вопросы. Такое интервью обычно используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом и может служить источником гипотез.

Анкета – вопросник, составленный определенным образом в соответствии с целями исследования. Используемая в заочном опросе анкета предназначена для самостоятельного заполнения и распространения, как отмечалось выше, по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей – анкетёров.

В первом случае интервью предполагает наличие определённых заранее стандартных формулировок вопросов и их последовательности. При этом, исследователь практически не может их изменить.

Во втором – исследователь может гибко менять вопросы, руководствуясь лишь общим планом опроса и формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

В третьем – внимание акцентируется на получении ответов респондента на определённую тему, при этом рассматривается она с разных сторон.

В четвёртом случае предполагается респонденту «высказаться» о наболевшем и освободиться путем интервью от внутренних переживаний.

Выделяют и другие виды интервью, но каждое характеризуется определёнными сложностями и трудностями. Всё дело в том, что проведение любого вида интервью обусловлено необходимостью поддержания во время всего времени беседы должной «глубины контакта» с респондентом. Следует отметить, что в литературе разработаны различные методики, приёмы стимулирования активности и респондента, и интервьюера.

Анкетирование подразделяется на виды в зависимости:

1) от числа опрашиваемых – индивидуальное и групповое;

2) по способу распространения анкет – раздаточное, почтовое, прессовое;

3) по характеру вопросов – открытое, закрытое, смешанное и т. д.

В целом, преимущество анкетирования заключается в том, что им можно охватить большее количество респондентов. Если сравнивать эти оба вида опросов, то можно утверждать, что более содержательная и качественная информация может быть получена с помощью интервью.

Таким образом, опрос является методом, традиционным для социально-психологических исследований, и издавна используется учёными различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых.

Обширная практика использования опросов в разнообразных формах показывает, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Однако опросу как методу сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Данные, собранные путем опроса, во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. Однако существует множество таких социально-психологических явлений, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, например, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах людей чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме. При этом данные опросов могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, полнота и достоверность ответов зависят от многих факторов: от правильно составленного опросника или анкеты; от выбора группы, которую опрашивают; от времени проведения опроса; от квалификации интервьюера; от методики обработки полученного материала; от социальной установки на исследования и т. д. «Высказывания субъекта – показания его самонаблюдения – должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными», – подчеркивал С. Л. Рубинштейн[8].

Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа данных официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что область применения интервью в социально-психологических исследованиях довольно обширна. Однако каждый из видов интервью имеет свои преимущества и недостатки. Так, использование стандартизированного интервью сводит до минимума ошибки при формулировании вопросов, и в итоге полученные данные сравнимы друг с другом. Однако несколько «формальный» характер опроса затрудняет здесь контакт между интервьюером и опрашиваемым.

Нестандартизированное интервью позволяет задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией. По форме данный вид интервью приближается к обычной беседе и соответственно вызывает более естественные ответы. Основной недостаток такого интервью состоит в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов.

Выбор исследователем того или иного варианта интервью зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Применение стандартизированного интервью целесообразно в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей (несколько сотен или тысяч) и затем подвергнуть полученные данные статистической обработке. Нестандартизированное интервью часто используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой.

Разнообразные по содержанию вопросы, используемые в анкетах и интервью, можно разделить на несколько типов: а) уточняющие и восполняющие; б) открытые и закрытые; в) вопросы о фактах и об отношениях к ним; г) вопросы об оценке явления и о поведении.

Рекомендуется не задавать дискуссионные вопросы или отвечать на них в анкете, просить интервьюера дать о себе информацию слишком личного характера или выразить своё отношение к чему-то, зная, что оно может не одобряться. Излишне задавать вопросы, на которые респонденту будет трудно ответить.

Порядок вопросов в интервью должен способствовать установлению и последующему укреплению контакта между интервьюером и опрашиваемым. Некоторые вопросы, например уточняющие, вводятся в план интервью специально с этой целью, хотя они могут и не иметь прямого отношения к теме исследования.

Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Главное условие успешного интервьюирования – создание дружеской атмосферы. При этом важно, чтобы интервьюер постоянно сохранял нейтральную позицию в процессе интервью. Ему нельзя ни в коем случае обнаруживать своего собственного отношения к предмету исследования.

! К анкетированию, целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо:

• выяснить отношения людей по острым дискуссионным или личным вопросам;

• опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.

Существует несколько способов проведения заочного опроса:

а) рассылка анкетных бланков по почте;

б) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах, вместе с этими изданиями;

в) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.

Наряду с наблюдением и опросом в социальной психологии широко используется и метод анализа документов.

Метод анализа и изучения документов – это совокупность познавательных процедур, позволяющих исследователю извлечь из материального носителя информации сведения о содержании и сущности социально-психологического явления, которое принадлежит конкретному предмету социально-психологической науки.

Документ – любой материальный носитель информации, который содержит сведения, удостоверяющие реальный факт бытия природного, социального, духовного феномена, в том числе и социально-психологического.


Схема 6. Классификация документов


Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документа в научно-исследовательской программе исследования.

Правда, наибольшее внимание в социально-психологических исследованиях уделяется официальным документам. В данном случае речь идет о какой-либо документации, исходящей от официальных организаций. К ней относятся документы различных государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения тех или иных партий и т. д.

Неофициальные документы составлены по личному поводу или на основе какого-либо задания и не имеют никакого официального подтверждения их правильности. Это деловые записи, проекты решений, научные труды, описание каких-либо событий в литературе, личные письма, дневники, автобиографии, мемуары и т. п.

Некоторые исследователи подчеркивают особую значимость официальной документации, поскольку она обычно подлежит определенному контролю и часто имеет более высокую степень обобщения, нежели неофициальная.

Преимущество использования неофициальных документов состоит в том, что они дают информацию об интересах, потребностях, мотивах, ценностях и других проявлениях психики индивидов и социальных групп. Нередко исследователи сопоставляют официальные и неофициальные материалы, относящиеся к одним и тем же социально-психологическим явлениям, что позволяет обогащать понимание изучаемой проблематики и осуществлять взаимный контроль этих данных.

И официальные, и неофициальные документы позволяют исследователю получить информацию как об определенных объективных условиях той или иной социальной среды, так и о мнениях, отношениях, настроениях, других субъективных проявлениях отдельных индивидов и групп людей.

По степени персонификации документы, как отмечалось выше, подразделяются на:

личные;

• карточки индивидуального учета – например, библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью;

• характеристики, выданные какому-либо лицу;

• заявления;

• письма;

• дневники;

• мемуары и т. п.

безличные;

• статистические материалы;

• протоколы собраний;

• данные прессы, которые не выражают мнения какого-то конкретного человека;

• материалы, размещённые в Интернете и т. д.

Ряд социальных исследователей скептически относятся к личным неофициальным документам, отмечая, что различные мотивы, побуждающие людей составлять эти документы, определенным образом отражаются на достоверности информации. К таким мотивам можно отнести прежде всего самооправдание своих поступков, стремление продемонстрировать особенности собственного внутреннего мира, снятие личной психологической напряженности, стремление исповедоваться перед авторитетом и т. д.

Документы можно классифицировать и по целевому назначению. Выделяют:

• нецелевые документы, которые были созданы независимо от исследователя;

• целевые документы – подготовленные теми или иными специалистами по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом.

Особую категорию в социально-психологических исследованиях, особенно для судебной деятельности, имеют СМИ – газеты, журналы, телевидение, кино, Интернет.

Важный аспект использования данного метода социальной психологии состоит в том, что он предполагает владение исследователем процедур понимания, интерпретации и объяснения.

Обратим внимание на тот факт, что анализ документов – это познавательный процесс. Начинается он с понимания документа и смысла информации, в нём заключённого. Само же понимание представляет собой идеальный интегральный акт сознания, сопровождающийся определенным ментальным состоянием и переживанием, в котором происходит единовременное постижение сущности, извлечение смысла, определение ценности какого-либо явления, на основе которого производится сознательное принятие решения.

Другими словами, понимание не только есть постижение смысла того или иного предмета-документа, его места в мире, его функции в системе целого, но и выявление сущности исследуемого предмета как документа. Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины социально-психологического бытия.

Понимание неразрывно связано с интерпретацией, являющейся до сих пор одной из фундаментальных проблем гносеологии, логики, методологии науки, философии языка, семиотики, теории коммуникаций и других.[9]

Стремление к уяснению сути и содержания интерпретации требует выделения ее характерных признаков. Так, представителями герменевтической, феноменологической и аналитической традиции в философии интерпретация характеризуется как метод освоения текста, свойство понимающего сознания.

Интерпретация (лат. interpretatio – толкование, разъяснение) – совокупность значений, смыслов, придаваемых каким-либо образом элементам некоторой теории (выражениям, формулам и отдельным символам). Каждое такое значение также называется интерпретацией данного выражения, формулы или символа.

Раскрывая сущность документа и информации, в нём заключённой, мы не можем не использовать объяснение. Оно обеспечивает не только передачу информации исследователю, но и способствует уточнению и развитию знаний, которые заключает каждый конкретный документ.

В содержательно-функциональном отношении объяснением можно назвать процедуру подведения конкретной информации, как результата понимания и интерпретации исследователем информации, заключённой в документе, под некоторое обобщение: закон, аксиома, постулат, которые имеют очевидную природу своего существования.

Таким образом, включение понимания, интерпретации и объяснения в изучение документов – важнейший компонент развития научного знания о социально-психологических процессах, содержащихся в различного вида документах.

В течение последних десятилетий большое распространение получил метод изучения документов, известный под названием контент-анализ, или анализ содержания.

Контент-анализ – познавательный процесс, совокупность приёмов, позволяющих выделить те или иные сравнительно постоянные элементы текста или изображения, проследить их проявление в определённом промежутке времени, затем их сопоставить, соизмерить, сравнить и выявить существенные признаки исследуемого предмета.

Осуществляемый мониторинг «частоты» использования данных элементов в тексте, в сочетании с качественным анализом, позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.

Основы контент-анализа были разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном. В качестве метода социально-психологических исследований контент-анализ начал широко использоваться в 30-х годах XX в. в США. В период Второй мировой войны контент-анализ на Западе стал использоваться в разведывательных и пропагандистских целях. В нашей стране, контент-анализ получил распространение с конца 60-х годов XX в. Так, изучая статьи, посвященные браку и любви, молодежных журналов, В. Е. Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака.

В целом, метод анализа документов, в том числе и контент-анализа, используется на разных стадиях социально-психологического исследования. Так, на начальном этапе работы при составлении программы исследования к этому методу порой обращаются с целью уточнения изучаемой проблематики и окончательного формулирования гипотез. Анализ документов может выступать также как основной метод сбора первичной информации. Наконец, анализ документов применяется с целью дополнения информации, полученной другими методами социальной психологии.

Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать субъективного влияния исследователя на изучаемый объект и достигнуть сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов.

Недостатками метода анализа документов, особенно контент-анализа, являются значительная сложность всей процедуры и необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.

Что же касается метода эксперимента, то он в социальной психологии имеет два значения: опыт и испытание.

Сложность использования данного метода в социально-психо-логических исследованиях состоит в том, что достаточно трудно осуществить фиксацию множества воздействий на человека или группу, оставив только те, которые интересуют исследователя.

Эксперимент – такая совокупность операций и действий исследователя, которая позволяет ему выявить определённую закономерную связь между воздействием какого-то фактора или условия бытия человека и его реакцией на это воздействие, его актами активности.

Как правило, эксперимент включает следующие этапы его проведения:

первый → теоретический;

второй → методический;

третий → экспериментальный;

четвертый → аналитический.


На первом этапе, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией, необходимо сформулировать концепцию анализа изучаемого явления, обозначив объект исследования, предмет исследования, разработать гипотезу исследования.

На втором – разрабатывать методику исследования, обосновать, какие параметры нужно зафиксировать, какие – изменять, а также продумать процедуру проведения опыта и приёмы фиксации и обработки результатов.

На третьем – создать экспериментальную ситуацию, осуществить управление ходом эксперимента, измерить реакции испытуемых, проконтролировать все явления и факты, которые должны и не должны входить в состав экспериментального процесса.

На четвёртом – осуществить количественно-качественную обработку полученных данных, осмыслить их, понять и произвести интерпретацию полученных результатов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

Принято считать метод эксперимента наиболее значимым средством сбора необходимых эмпирических данных. Вместе с тем, данный метод не всегда позволяет осуществлять однозначный перенос полученных в эксперименте результатов в естественные условия.

Метод социометрии – совокупность операций и действий исследователя, которая позволяет ему произвести диагностику межличностных и внутригрупповых отношений и определить групповой статус исследуемых.

Данный метод был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы, позволяющий изучить типологию социального поведения в условиях групповой деятельности[10].

Измерение предполагает опрос каждого члена группы с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочёл или, напротив, не захотел бы участвовать в определённом виде деятельности, находиться с кем-то в определённой ситуации или, напротив, не быть с кем-то в определённой ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:

• определение варианта (числа) выборов (отклонений);

• выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса;

• обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) приёмов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов; взаимных отклонений; первых двух (пяти) выборов и некоторые другие.

Надёжность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов самими членами группы, сокрытия личных чувств. Для получения более точных сведений об отношениях в группе рекомендуется использовать параллельный тест, осуществлять корреляцию результатов.

Наиболее существенным недостатком данного метода является то, что практически трудно выявить мотивировку межличностных выборов, а также ограниченность применения данного метода только для малых групп.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) – это совокупность операций и действий исследователя, которая позволяет ему получить характеристику человека в конкретной группе на основе взаимного опроса её членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Психологической основой ГОЛ выступает социально-психологический феномен групповых представлений каждого о каждом из членов группы, как результат взаимного познания людей в процессе взаимной деятельности и общения. В реальном быту ГОЛ основывается на том, что каждый человек имеет о другом своё собственное представление, зафиксированное в форме определённых оценок.

Психологическая сущность метода определяет границы его применения как приёма фиксации каждым членом группы, уровня проявления качеств другого человека. А использование данного метода в прикладных социально-психологических исследованиях связано с его простотой и доступностью практически для любого исследователя, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надёжный инструментарий. Для получения надёжных результатов рекомендуется выявлять мнения о ком-то посредством опроса 7-12 человек.

Тестирование – совокупность операций и действий исследователя, позволяющая ему, на основе анализа оценок испытуемого по выбранным заданиям-суждениям, выявить его социальную установку и спрогнозировать его же социальное поведение.

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определёнными параметрами оценки.

Конечно, тестовые показатели относительны, но позволяют выявить тенденцию в возможном, ожидаемом поведении, отношениях и деятельности конкретной личности. Они позволяют определить, с достаточной долей вероятности, интенсивность поведенческих реакций человека на какие-то социальные стимулы.

Наряду с методами сбора и обработки психологической информации об объектах социальной психологии, социальная психология использует группы методов социально-психологического воздействия: оптимизирующие; интенсифицирующие; управляющие; развивающие; профилактические; диагностические; информирующие; консультирующие.

1.3. История становления и развития социальной психологии

Возникновению социальной психологии как науки предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, отражённые в трудах мыслителей разных эпох и времён, были той основой, на которой в дальнейшем формировалась социальная психология.

Непосредственным импульсом к выделению социальной психологии в самостоятельную отрасль знания послужили работы группы социологов середины и конца XIX в. Основываясь на позитивистских идеях Огюста Конта, они стремились свести все общественные явления к психическим, игнорируя либо полностью, либо частично действие экономических законов, и с этой целью стали внимательно изучать разнообразные социально-психологические явления.

К числу основателей социальной психологии относятся французский юрист и социолог Габриэль Тард, французский социолог Густав Лебон, американский психолог Вильям Макдауголл.

Для их научного творчества характерны настойчивые попытки найти какой-либо универсальный принцип объяснения социальных явлений с позиций психологии. Г. Тард считал таким принципом подражание[11], Г. Лебон – психическое заражение[12], В. Макдауголл – инстинкты[13]. Деятельностью данных учёных, которые выводили социальные закономерности из свойств индивидуальной психики человека, была создана концепция психологии масс.

В дальнейшем исследователи также пытались отыскать единые принципы для всего многообразия социальных и психических явлений, выдвигая в качестве таких монофакторов желание (Л. Уорд), нивелировку личности в массе (С. Сигеле), сексуальное влечение (3. Фрейд). Разумеется, все попытки этого рода были обречены на неудачу, так как они абсолютизировали психологические аспекты жизни человека и практически не учитывали социально-экономический фактор.

В 20-е годы XX в. столетия оформляется экспериментальная социальная психология, основанная на применении экспериментальных и математических методов. Этот период представлен работами немецкого психолога В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и американского психолога Ф. Олпорта, обобщившего опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента.

Их многочисленные последователи довели содержание социально-психологического эксперимента до совершенства, позволившего увеличить объективную достоверность получаемых данных и выводимых из них заключений.

В ходе проводимых исследований оказались опровергнутыми многие ранее сложившиеся представления, выведенные умозрительным путём. Их место заняли некоторые более точные выводы и практические рекомендации, которые стали использоваться в производстве, массовой коммуникации, военном деле, в правоохранительных органах и многих других.

Однако увлечение исследованием малых групп завершалось тем, что появилось стремление сделать эмпиризм единственным направлением поиска истины и выявления закономерностей в поведении общностей, групп, отдельных личностей. Микросоциальные отношения «механически» переносились на жизнь общества в целом при игнорировании социально-экономической детерминации в макросоциальных связях и взаимодействиях людей. Конфликты внутри общностей получали «узкопсихологическую» интерпретацию, что не позволяло вскрыть их истинную природу. На психологию стали возлагаться несвойственные ей функции вмешательства в процессы, детерминируемые социально-экономическими и политическими факторами.

Освобождение от «чар» экспериментального подхода привело к кризису социальной психологии в 1960-70-х годах, когда было предложено много альтернативных направлений развития этой науки. Однако главный эффект состоял в том, что произошло её освобождение от искусственности лабораторного эксперимента.

Следует отметить, что развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и в соответствии с новыми направлениями, отражаемыми в следующих школах (см. табл. 1).


Таблица 1. Развитие западной социальной психологии




Современная социальная психология за рубежом занимается разработкой широкого спектра проблем. Особое внимание исследователей сосредоточено на следующих социально-психологических компонентах её предмета: а) процессах атрибуции; б) групповых процессах; в) оказании помощи человеку; г) аттракции и аффилиации; д) агрессии; е) преступлении; ж) социальном познание; з) социальном развитии личности (социализации); и) кросскультурным исследованиям.

! Социальная психология как наука в России зародилась в середине XIX в., и можно говорить о четырех периодах ее развития: Первый – 60-е годы XIX в. – начало XX в.;

Второй – 20-е годы XX в. – середина 30-х годов XX в.;

Третий – вторая половина 30-х годов XX в. – середина 50-х годов XX в.;

Четвёртый – вторая половина 50-х годов XX в. – 70-е годы XX в.

Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри естественных и общественных наук. Особое внимание уделялось психологическим особенностям людей, проявляющимся в их взаимодействии, поведению личности в группе и её проявлению в групповых процессах, общению в процессе совместной деятельности. Эмпирические знания о поведении личности в группе и вообще о групповых процессах накапливались вне рамок собственно социальной психологии. Они извлекались из юридической практики, изучения верований и обычаев, практики взаимодействия различных этносов, народностей и наций.

Например, в юридической практике выделялись такие направления исследования, как: психология судебной деятельности; психология преступления и преступника; психология девиантных групп; психология группы присяжных и другие.

Аналогично западной социальной психологии в России развивались идеи «народной психологии», исследовались такие массовые психические явления, как кликушество, мерячение[14].

Социально-психологические идеи в этот период развивали представители общественных наук. Так, Н. К. Михайловский обосновывал идею, что социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в историческом процессе[15]. По его воззрениям, действующими силами социального развития выступают герои-предводители и толпа. Герой управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определённого строя, личными свойствами героя. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Социально-психологическая проблематика была представлена в трудах Л. И. Петражицкого. Он являлся одним из основателей субъективной школы и обосновывал идею, что реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные феномены. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Он отстаивал точку зрения, что истинным мотивом поведения человека являются эмоции.

Осмыслением социальной психологии увлечен был и В. М. Бехтерев. В своей работе «Коллективная рефлексология» он пытался объяснить законы психологии масс основными физическими законами. Он один из первых сформулировал предмет социальной психологии.

В одной из своих статей Бехтерев сформулировал «закон ритма», или «закон периодичности», переходя от форм периодического движения, рассматриваемых физикой, к социально-психологическим фактам, например, к колебаниям боевого настроения солдат во время войны[16]. Стирая принципиальную разницу между неживой, живой природой, между различными формами движения материи, последовательно универсализируя существующие физические и биологические законы, изобретая новые, В. М. Бехтеров выявлял принципы, которым подчинены в своём развитии личность и общество. Ведь рассмотрение общества как совокупности физиологических энергетических машин, как это делали рефлексологи, было совершенно ненаучно.

Характерными чертами второго периода развития социальной психологии в России был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путём освоения марксистских идей и их применения к пониманию и интерпретации социально-психологических явлений.

Попытки соотнести, сопоставить различные социально-психологические концепции с марксистскими взглядами на суть общественного развития предприняли Г. И. Челпанов[17], Л. Н. Войтоловский[18], М. А. Рейснер[19], А.Б Залкинд[20], Ю. В. Франкфурт[21].

Значительный толчок разработке проблем социальной психологии дало сложившееся в деятельности А. С. Макаренко учение о коллективе. Проблема личности и коллектива являлась центральной для психологической концепции А. С. Макаренко. Она была поставлена и разрабатывалась как вопрос о взаимоотношениях личности и коллектива, вопрос о перспективах развития личности в коллективе, о формировании мотивационной сферы личности.

Наряду с работами А. С. Макаренко значительный вклад в развитие взглядов на коллектив внесли Б. В. Беляев, Л. Вызов, Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный, М. А. Рейснер, Г. А. Фортунатов.

Однако, истины ради, следует отметить, что выводы А. С. Макаренко были методологически более продуктивными, ибо в значительной степени они имели большую реальную базу, так как он сам реально создавал коллектив и развивал в нём каждого человека. Он придавал большое значение изучению качеств личности, рассматривая её как цель воспитательного процесса и как самодостаточную единицу коллективистских отношений.

Пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях относится к 30-м годам XX в. Особое место занимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, психологических проблем беспризорности и другие.

В области изучения производственной деятельности ставились и разрешались проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, гуманизации технико-технологических связей в системе «человек-техника». В разряд социально-психологических исследований стали включаться и проблемы управления, соревнования и конфликтов.

Третий период в развитии социальной психологии в России характеризуется тем, что со второй половины 1930-х годов в стране формируется тенденция на «изоляцию» отечественной науки от западной, происходит определённая идеологизация социальной психологии, усиливается контроль за выбором научных направлений социально-психологических исследований.

Конечно, социально-психологические исследования в этот период проводились и проводились, в основном по трём блокам проблем.

Во-первых, продолжалась разработка методологических оснований социальной психологии и социально-психологических исследований. К слову сказать, работы Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, в которых были разработаны методологические регулятивы психологии, заложили методологический фундамент социальной психологии. Например, даже сегодня такие регулятивы, как принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, культурно-исторического подхода остаются важнейшими компонентами социальной психологии как науки.

Во-вторых, продолжалась разработка проблем коллектива, на основе положений, разработанных А. С. Макаренко. Он сформулировал его определение: «Коллектив – это есть целеустремлённый комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости»[22].

Как видим, коллектив – часть общества. И главная задача социальной психологии состоит в изучении личности в коллективе. Более того, выдвинутое А. С. Макаренко положение о том, что необходимо рассматривать формирование личности через призму алгоритма «воспитания личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива» стало одним из основных исследовательских принципов в социальной психологии.

В-третьих, социальная психология получила практическую ориентацию. Продолжались работы по исследованию школьных коллективов, процессу формирования личности, роли руководителя в педагогическом процессе, приобретала весомый статус психология отношений. Актуальной становилась в социальной психологии промышленная проблематика. В предметную область социальной психологии включались проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.

Четвёртый период развития социальной психологии в России, можно назвать периодом возрождения её. Был определён объект и предмет её исследований, а также выделены её основные категории и закономерности, произошла институализация науки.

Начало рассматриваемого периода обычно связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалёва «О социальной психологии».[23] Обсуждение продолжалось на страницах журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», а также на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях и семинарах.

В этот период в социальной психологии всё более широкое применение находят экспериментальные методы. С этого времени получает реализацию в конкретных экспериментах ряд перспективных социально-психологических методик, число которых непрерывно увеличивается.

Завершением четвёртого периода, логически переходящего в современное состояние социальной психологии, было уточнение социально-психологической проблематики и предметной области социально-психологических исследований. В качестве основных направлений исследования сегодня выделяют изучение:

• методологических и теоретических проблем социальной психологии;

• проблем коллектива;

• социальной психологии личности;

• социально-психологических проблем деятельности;

• социально-психологических аспектов общения.

Конечно, исследовательская проблематика социальной психологии, с учётом роста социальных проблем в развитии общества и человека, непрерывно будет изменяться. Важно, при этом, принять к сведению тот факт, что данная наука как в настоящем, так и в будущем всегда будет востребована.


Вопросы для проверки знаний:

1. Что собой представляют объект и предмет исследования в социальной психологии как науке?

2. Какие уровни исследований имеются в социальной психологии?

3. Назовите структурные компоненты социальной психологии.

4. Методы социально-психологических исследований.

5. Какие категории использует социальная психология.

6. История и основатели социальной психологии как науки.

7. Периоды и особенности развития социальной психологии в России.

8. Какова роль А. С. Макаренко в исследовании психологии коллектива?

9. Развитие западной социальной психологии в XX в.

10. Назовите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях.