Вы здесь

Социальная психология. 2. Направления, задачи и методология социальной психологии (Н. А. Мельникова)

2. Направления, задачи и методология социальной психологии

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Личность изучается в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ.

Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда.

Социально-психологические проблема направления – столкновение влечений человека с социальными запретами

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности.

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.

Интеракционизм (позднее символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Весь набор методов социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия.

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).