Самовоспитание. Перевоспитание
Ю. М. Орлов дает следующее определение: «Самовоспитание – это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности». Это означает изменение человека, его физическое, духовное, нравственное, социальное и творческое совершенствование.
Процесс самовоспитания выражается в конкретных действиях и поступках:
1) выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;
2) желание выбрать самому эту цель, т. е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
3) убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
4) сосредоточить все свои силы, чтобы достичь этой цели;
5) периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;
6) четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].
Сложнейшей задачей для социального педагога становится формирование у ребенка стремления к самовоспитанию. Такое стремление у большинства детей, как правило, возникает в подростковом периоде.
При организации педагогического руководства самовоспитанием следует придерживаться гибкости, исходить из учета особенностей ребенка (подростка) и особенностей ситуации.
Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].
Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова указывают следующие направления перевоспитания:
1) восстановление положительных качеств;
2) вовлечение в занятия спортом и трудом, что заполняет время;
3) развитие положительных качеств через стимулирование положительных поступков;
4) стремление освободить подростка от отрицательных качеств;
5) создание положительного опыта и жизнедеятельности подростка;
6) обучение подростка критическому анализу своих поступков.
К методам перевоспитания относятся метод переучивания, метод переключения, метод «взрыва».
Метод переучивания предполагает предварительную работу, в ходе которой осуществляется поиск дел, способных наполнить досуг новым нравственным содержанием.
Метод переключения заключается в вовлечении подростка в новую общественную или трудовую деятельность, в занятия творчеством, спортом, туризмом.
Метод «взрыва» активно использовал в своей педагогической деятельности А. С. Макаренко. Суть метода заключается в непредсказуемости для воспитанника действий педагога (например, доверить общественные деньги подростку, который накануне был уличен в воровстве).