Социальные функции современной системы образования
Социальные функции современной системы образования определяются прежде всего Конституцией РФ, которая гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, предоставляет право получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43).
Государственные образовательные стандарты также устанавливаются Конституцией РФ. В России обязательным является основное общее образование.
Вопросы образования, носящие конкретный характер, определяются федеральными законами. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» в редакции 1996 г. говорит о государственной политике в области образования, определяет общие требования к организации образовательного процесса.
Современная школа взаимодействует с большим количеством различных социальных и государственных учреждений, таких как правовые органы, органы социальной защиты семьи и детей, детские центры досуга и центры детского творчества, учреждения культуры, учебно-производственные базы и комбинаты, медицинские детские учреждения, неформальные фонды и т. д.
Основными социальными функциями школы являются обучение и воспитание. К этим понятиям постоянно обращается каждый социальный работник, сфера деятельности которого связана с заботой о подрастающем поколении.
В процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками, но при этом одновременно осуществляется и воспитание ребенка, что выражается в формировании личности.
В последние годы в системе образования произошло обострение социальных проблем, что вызвано главным образом состоянием экономики. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова приводят следующие статистические данные.
За период с 1980 по 1985 гг. детская преступность возросла на 2,8 %; ежегодно 900 тыс. детей совершали преступления, 50 тыс. уходили из семьи; 50 % детей дошкольного возраста пробовали алкоголь. Появилось большое количество антисоциальных неформальных объединений.
Образование перестало быть приоритетным направлением государственной политики. Уменьшилась доля бюджета на образование. Упал престиж педагогического труда. Медицинские работники обеспокоены здоровьем школьников. Уже в первый класс приходит лишь 25 % здоровых детей, а в дальнейшем их количество неуклонно уменьшается.
В настоящее время предпринимаются попытки оздоровить систему образования. Для этого педагоги обращаются к личности ребенка, в школах применяются индивидуальные образовательные программы, производится раннее профессиональное самоопределение учащихся.