Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики
Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы
Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.
После изучения главы 1 бакалавр должен:
• знать:
– социально-педагогический аспект социальной работы;
– сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
– назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;
• уметь:
– использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;
• владеть:
– понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;
– сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
– назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.
1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь
С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:
– профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;
– потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;
– использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.
Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».
Основные причины такого парадокса.
Во-первых, институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.
Во-вторых, в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.
В-третьих, такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).
Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики
На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.
1.2. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.
Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.
В настоящее время существуют несколько подходов к определению сути социальной педагогики. Среди них:
– научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес – немецкий социальный педагог);
– помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер – немецкий социальный педагог);
– наука о воспитательных влияниях социальной среды (В. Д. Семенов – российский социальный педагог);
– отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик – российский социальный педагог);
– отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (М. А. Галагузова – российский социальный педагог) и др.
Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому становлению.
В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, социальный работник, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.
Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержке) по этапам социального становления и его развитию как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.
В развитии социальной педагогики прослеживаются личностное и социальное направления.
Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.
Социальное направление (педагогика среды) в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле – непосредственным влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности). Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер. Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.
Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности) и опосредованно (социопедагогика) влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929–1999), Владимира Давыдовича Семенова и других исследователей-педагогов.
Педагогика непосредственной среды жизнедеятельности. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.
Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:
– педагогику социального становления личности;
– педагогику социальных отклонений в формировании личности;
– социальное воспитание.
Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев, К. Магер и другие). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность): с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокулыуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).
Педагогика социальных отклонений в формировании личности – подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И. Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и другие). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.
Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.
Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом как следствие образа жизни происходит формирование мировоззрения и воспитание нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность индивида. Следует учитывать также, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. Этот процесс зависит от социальных условий, в которых находится человек, а также направленности и интенсивности его самопроявления, активности в самосовершенствовании.
В соответствии с изложенным структуру социальной педагогики представим на схеме 1.
Схема 1. Структура социальной педагогики
Итак, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:
– педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;
– педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;
– социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.
Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения, на исследование социально-педагогических возможностей и проблем целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.
Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.
Социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т. е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.
В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.
Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживание в интересах достижения тех или иных политических целей.
Социальная педагогика как образовательный комплекс – это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.
Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (схема 2).
Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины
1.3. Назначение, основные функции и задачи социальной педагогики
Назначение социальной педагогики (цель) – способствовать социальному формированию личности с учетом ее своеобразия и социальной культуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Это предполагает гармонизацию взаимодействия среды и человека в зависимости от возраста и своеобразия последнего. Своеобразие – это то, что отличает одного человека от другого. Оно может проявляться в волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями), сформированных установках, позициях, отношении к самому себе, другим людям, окружающей среде.
Аналогичные задачи социальная педагогика решает и на уровне группы. Она помогает осмыслить влияние социокультурной среды на личность и группу, определить позитивные и негативные последствия ее влияния. Это направление получило название средовой педагогики.
Исследователи-педагоги выделяют:
– объект социально-педагогической деятельности (объект работы социального педагога) – человек независимо от возраста (дети, подростки, юношество, взрослые люди, пожилые), а также группы, семьи;
– собственно объект социальной педагогики (то, что непосредственно изучает социальная педагогика) – соответствующие явления или процессы.
Предметом социальной педагогики являются содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности), определяющие социально-педагогический процесс, условия его реализации, а также факторы среды (социума), существенно влияющие на социальное формирование человека, группы, общества в целом. Содержательный компонент предмета определяется разделом социальной педагогики.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями (лат. functio – отправление, деятельность) – обязанность, круг деятельности, назначение. Каждая из них отражает специфику социально-педагогической работы на конкретном направлении в соответствии с ее содержанием. Функции социальной педагогики характеризуют ее назначение, помогают понять ее содержание.
Исследователи выделяют общепедагогические (несущие в себе социально-педагогическое содержание) и собственно социально-педагогические функции социальной педагогики.
К общепедагогическим функциям относятся:
– познавательная – исследование практики социально-педагогической деятельности полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами);
– объяснительная – описание и объяснение социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;
– научная – изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды (социума) на него, разработка теоретических основ социально-педагогических явлений;
– диагностическая (оценочная) – проведение диагностики социального в личности, социального своеобразия группы, а также осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, факторов социума и протекающих в нем процессов;
– прогностическая – определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды (ближайших и отдаленных), проявлений в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);
– преобразующая – социальная педагогика призвана преобразовать социально-педагогическую реальность, социально-педагогические отношения и учебно-воспитательный процесс, направленный на достижение социально-педагогической цели в отношении конкретного человека, группы, семьи;
– мобилизационная – целенаправленная деятельность специалистов (социальных педагогов) по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки, преследующие достижение социально-педагогических целей;
– профилактическая (защитно-профилактическая) – деятельность специалистов социальной педагогики по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе, семье;
– управленческая – деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
– образовательная – исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
К собственно социально-педагогическим функциям относятся:
– адаптационная – стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия);
– социального развития – целенаправленная социально-педагогическая деятельность по стимулированию социального развития человека с учетом его социальной предрасположенности и своеобразия, а также условий среды (социума);
– социализирующая – деятельность по стимулированию социального становления человека, усвоению социальных ценностей и ролей, опыта социального поведения с учетом возраста, психического и социального развития;
– коррекционная – коррекция процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей и воспитателей;
– реабилитационная – направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.
Основные категории социальной педагогики – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее существенные явления. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация, дезадаптация и реадаптация, социализация, десоциализация и ресоциализация, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и другие (сущность категорий рассматривается в соответствующих главах учебника).
Задачи социальной педагогики подразделяются на общие (общетеоретические и практические) и частные (по отраслям практической деятельности). Таких задач достаточно много. Кратко перечислим их по основным блокам, составляющим социальную педагогику.
Задачи, вытекающие из социопедагогики:
– осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
– исследование влияния факторов среды на растущую личность, группу;
– возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека; решение определенных социально-педагогических задач;
– исследование влияния отдельных факторов на личность (например, семьи, средств массовых коммуникаций).
Задачи, вытекающие из социального воспитания:
– исследование проблем содержания и способов обеспечения оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
– исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
– изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
– изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.
Задачи, вытекающие из исследований человека как социальной единицы:
– исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;
– исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;
– выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления.
Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
– выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;
– исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человеком на различных этапах возраста.
Задачи, вытекающие из потребностей социальной работы:
– определение наиболее оптимальных путей взаимодействия с клиентом, его окружение в процессе индивидуальной социальной работы и работы в команде;
– разработка социально-педагогических технологий социальной работы.
Темы для семинарских занятий
1. Социально-педагогический аспект социальной работы.
2. Общее и особенное в социальной педагогике и социальной работе.
Темы для докладов и рефератов
1. Место и роль социально-педагогического знания в социальной работе.
2. Социально-педагогическое знание в подготовке социальных работников.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы место и роль социальной педагогики в социальной работе?
2. Что такое социальная педагогика?
3. Назовите и раскройте основные направления развития социальной педагогики.
4. Дайте характеристику педагогики среды.
5. Что представляет собой педагогика социального становления личности?
6. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.
7. Каковы место и роль самого человека в социальном становлении?
8. Дайте характеристику социальной педагогики как теории.
9. Дайте характеристику социальной педагогики как практики.
10. Каковы основные функции социальной педагогики?
11. Каковы основные задачи социальной педагогики?
Список литературы
1. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. – М.: Издат. – торг корп. «Дашков и К°», 2010. С. 8–34.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика (полный курс): учебник. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 38–52.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – Изд. 2-е. – М.: Московский психолого-педагогический институт, 2008. С. 15–32.
4. Социальная педагогика: учебник для для студ. вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2008. С. 120–142.
5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособ. / под ред. И. А. Липского. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М, 2012. С. 49–58.
Глава 2. Деонтологические основы социальной педагогики
Всякая профессия имеет свои деонтологические основы. Речь идет об основах, определяющих понимание специалистом своего долга перед государством и обществом и реализующих их в процессе профессиональной деятельности. Каждая профессия имеет свою значимость, а в сфере работы в системе «человек – человек» свое назначение, определяющее понятия долга и должного, свои этические нормы и принципы профессиональной деятельности.
После изучения главы 2 бакалавр должен:
• знать:
– истоки, сущность и содержание деонтологии, деонтологии педагогики и деонтологии социальной педагогики;
– аксиологические основы социальной педагогики;
– этические нормы и принципы социальной педагогики, определяющие этическое поведение социального педагога;
• уметь:
– использовать основы деонтологии в определении своего места и долга в системе социально-педагогической деятельности;
• владеть:
– нравственно-этическими знаниями, определяющими место и роль социального педагога.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– деонтология социальной педагогики: понятие, сущность и содержание;
– аксиологические основы социальной педагогики;
– этические нормы и принципы социальной педагогики;
– стандарты этического поведения социального педагога.
2.1. Деонтология социальной педагогики: понятие, сущность и содержание
Термин «деонтология» введен английским философом, экономистом и юристом И. Бентамом (Jeremy Bentham, 1748–1832) для обозначения теории нравственности. По своей сущности – это теория, определяющая совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, нравственные нормативно-регулирующие действия человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В сфере профессиональной деятельности эти принципы и нормы повседневно регламентируют проявление специалиста, обусловленное его назначением, социальным статусом и ролью.
В литературе под деонтологией (греч. déon – долг; déontos – должное + logos – учение) понимается раздел этики, изучающий проблемы долга и должного; учение о морально-этических нормах и принципах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Долг – то же, что и обязанность, – категория этики, раскрывающая нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Должное – предписываемые нравственные обязанности специалисту по профессиональному назначению. По существу деонтология является учением о нравственном долге (нравственных обязанностях) специалиста (медицинского работника, педагога и пр.) перед обществом и государством.
Издревле общество предъявляло определенные нравственные требования к врачам, которым они доверяли самое важное – свое здоровье. В свою очередь и сами врачи в своих клятвах заверяли о приверженности к нравственным основам долга, стараясь заручиться верой больного в то, что они действительно смогут помочь ему и сделают все, чтобы его вылечить. Клятва – торжественное обещание; утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного. Можно утверждать, что с древнейших времен в клятвах закладывались основы этики и деонтологии врача.
Возникновение клятвы врача значительно древнее времени жизни Гиппократа. Согласно преданию, клятва восходит к семейным традициям и передавалась из рода в род. Сохранилась клятва, записанная Гиппократом, на ионийском диалекте древнегреческого языка. Она получила распространение во многих странах мира, задавая высокую нравственную планку личности и деятельности врача.
Анализ существа «клятвы Гиппократа» свидетельствует о том, что она содержит девять этических принципов или обязательств, которые можно объединить в два блока.
Первый – обусловлен долгом и как врача, и как отца:
1) уважение к учителю и обязательства перед ним. Еще Аристотель подчеркивал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь». Данный факт предписывал особые отношения к учителям;
2) ответственность как отца и мастера за то, чему должен научить и что передать своим детям, детям учителя и ученикам. Исстари отец передавал свое искусство своим детям и детям своего учителя.
Второй – касается собственно врачебной деятельности:
1) по отношению к больному – недопущение причинения всякого вреда и несправедливости. Утверждение больного в том, что он, как врач, будет делать только то, что требуется в интересах его лечения;
2) по отношению к своей деятельности как врача – чисто и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство врачевания. В этом утверждении два компонента: обязательство чисто и непорочно проводить свою жизнь, а также проявлять искусство врачевания. Только такому человеку больной может доверить свою жизнь и лечение;
3) нравственность поведения в доме больного – одно из главных условий веры в врача;
4) недопущение разглашения информации, которую получил врач. Конфиденциальность по отношению к получаемой информации и сегодня остается важным нравственным требованием к врачу.
Нравственные принципы и нормы поведения (деонтологические основы) характерны для каждой профессии. Особенно они ярко проявляются в повседневной деятельности тех, кто работает в системе «человек – человек», «человек – группа». Следует подчеркнуть, что проблема долга существует также и в системе «человек – техника», «человек – природа» и пр. Для каждой сферы характерны свои нравственные нормы долга и ответственности специалистов в профессиональной деятельности. Они требуют учета и обеспечения их реализации в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста и главное – в повседневной профессиональной деятельности.
Одно из первых исследований существа деонтологии в педагогике принадлежит Г. М. Кертаевой (Республика Казахстан). Она выделила такое явление, как деонтологическая готовность учителя, что представляет собой «состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности» [2, с. 62]. Основы деонтологической готовности закладываются в вузе, утверждаются и поддерживаются повседневной практической деятельностью учителя.
В последующем Г. М. Кертаевой подготовлено учебное пособие «Основы педагогической деонтологии» [2]. Под педагогической деонтологией она рассматривает науку о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом [2, с. 57].
В литературе особо выделяют деонтологическую культуру учителя. Первое исследование ее существа проведено Г. А. Карахановой. Она рассматривает ее как «качественную социально-педагогическую характеристику его подготовленности и повседневного проявления в педагогической деятельности в рамках установленных нравственных норм и правил» [1, с. 11]. Деонтологическая культура учителя является частью его общей и профессиональной культуры, основы которой также закладываются в вузе и повседневно совершенствуются с учетом изменяемых требований в социокультурной среде учебно-воспитательной (профессиональной) деятельности и обществе.
Деонтологическая готовность и культура свойственны социальному педагогу. Деонтологическая готовность характеризует его внутреннее состояние, необходимое для реализации задач нравственного долга, а деонтологическая культура – повседневное проявление им профессионального долга. Основы их закладываются в вузе и требуют постоянного внимания в системе непрерывного профессионального роста социального педагога.
Следует выделять деонтологию социальной педагогики, социально-педагогическую деонтологию и деонтологию социального педагога.
Деонтология социальной педагогики – учение о нравственной направленности теории и практики социальной педагогики.
Социально-педагогическая деонтология – это учение о нравственных требованиях долга, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности человека в социокультурной среде. Она имеет место по отношению к любому человеку, реализующему себя своим поведением и/или профессиональной деятельностью в определенной социокультурной среде и оказывающему на нее то или иное социально-педагогическое влияние. Ее проявление можно наблюдать по отношению к человеку, как специалисту, который работает весьма успешно, производит продукцию высокого качества, но одновременно оказывает негативное влияние на социокультурную среду производственной деятельности, создавая в ней напряженность, провоцируя агрессию и недовольство. Проявление социально-педагогической деонтологии этого человека в данном случае негативное.
Деонтология социального педагога – учение о нравственных требованиях, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности социального педагога, определяющих его назначение и обязывающих в повседневном проявлении. Эти требования, нормы, принципы и правила частично находят отражение в его функциональных обязанностях. Однако все в инструкции не вложишь. Существуют так называемые «неписаные правила поведения и профессиональной деятельности», которые характерны для любой профессии. Они есть и у социального педагога.
Нравственным долгом социального педагога по отношению к самому себе является завоевание авторитета в общественном мнении посредством достижений своей профессиональной деятельности. Он может быть как формальным, так и неформальным. Формальный – это авторитет профессии и должности; неформальный – показатель моральной значимости социального педагога, полученной в сфере профессиональной деятельности со стороны тех, с кем он работал, его окружения и коллег. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный. Если он становится для социального педагога самоцелью, то результат может оказаться прямо противоположным – утрата авторитета в глазах коллег и тех, с кем он работает.
Важная (базовая) составляющая деонтологической основы социального педагога заключается в требованиях нравственного долга, предъявляемых к нему как профессионально-подготовленному специалисту. Эти требования определяются спецификой его профессиональной деятельности: где (в каком учреждении) и с кем (какой категорией людей) он работает, а также какие доминирующие цели в работе он ставит, и находят свое отражение в содержании норм профессиональной этики, нравственных идеалах, принципах, гуманистических ценностях социально-педагогической деятельности в этом полиэтническом социуме.
2.2. Аксиологические основы социальной педагогики
Деонтология непосредственно связана с аксиологией (от греч. axios – ценный + logos – учение) – учением о системе ценностей. Аксиологические основы социальной педагогики – учение о ценностях теории и практики социальной педагогики. Ценность – значимое, должное, полезное, целесообразное, идеальное, предметное, оценочное, духовное, материальное, общественное, личное, абстрактное, моральное, необходимое, нормативное, желаемое. Профессиональные ценности ориентируют социального педагога на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, ответственность за результаты своей деятельности.
Рассматривая ценности социальной педагогики, следует выделять ценности социально-педагогического знания, социально-педагогической деятельности и социального образования. Чаще всего выделяют ценности социальной педагогики как практики и того, что ее определяет:
– субъекта социально-педагогической деятельности – социального педагога;
– объекта социально-педагогической деятельности – человека (группы);
– самой профессиональной деятельности социального педагога и ее результатов;
– социокультурной среды профессиональной деятельности социального педагога.
Ценности субъекта социально-педагогической деятельности – социального педагога во многом определяют его личностные ориентации (ценностные ориентации). По своей сущности это разделяемые личностью социальные ценности, определяющие его социальный статус и, собственно, сложившиеся ценностные ориентации социального педагога в профессиональной деятельности.
Статус (лат. status – состояние, положение) – правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина; положение личности в системе межличностных отношений, определяемое социально-психологическими особенностями группы, характером взаимодействия личности с группой. Он определяется официальной позицией в должностной, профессиональной или иной принятой в данной группе или обществе официальной иерархии, социальным рангом личности (официальный статус), а также отношением к ней со стороны группы, степенью уважения, симпатий членов группы, авторитетностью ее в группе (неофициальный статус).
Статус социального педагога – правовое и общественное положение его, установившееся в государстве и обществе. Он подразделяется на предписанный (приписываемый) статус, который социальный педагог приобретает с назначением его на должность (с течением жизни он может меняться), и приобретенный – социальное положение, достигнутое им и отражающее меру способностей и усилий специалиста. Это статус, достижение которого в большей степени основано на заслугах социального педагога.
Основные ценностные ориентации социального педагога определяются его отношением к объекту социально-педагогической деятельности, самой социальной-педагогической деятельностью и ее результативностью. В основе этих ценностей лежат такие качественные характеристики социального педагога, как социальная ответственность, чувство долга перед собой, обществом и государством, честь и достоинство.
Ответственность – положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять вину на себя за все возникающие последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-либо обязанностей, обязательств. Социальная ответственность проявляется в готовности и способности социального педагога добровольно стремиться к реализации общественно значимых целей в процессе своей повседневной профессиональной деятельности и принять вину (нести ответственность) за ее негативные последствия. Для него требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального педагога, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.
Чувство долга социального педагога перед собой, обществом и государством имеет социальную направленность: выполнение им профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей, их совпадение с интересами людей, по отношению к которым осуществлялась эта деятельность. Профессиональным долгом социального педагога по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в их достижении. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социально-педагогической деятельности связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов.
Специалист всегда видит в социальном окружении того, с кем он работает, не только объект воздействия, но и своего союзника в решении возникающих проблем. Внимание к его социальному окружению, уважение к нему, учет его мнения и привлечение к сотрудничеству – профессиональный долг социального педагога. Чтобы сотрудничество оказалось плодотворным, важно объективно оценить возможности социального окружения, готовности включиться в совместную деятельность в социально-педагогическом процессе.
Честь и достоинство социального педагога. Честь – заслуживающее уважения и гордости моральное качество человека; его соответствующие принципы; незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение. Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Честь и достоинство социального педагога – это признание его высоконравственной личностью и профессионалом-специалистом теми, с кем он работает, обществом, что требует в первую очередь объективности в оценке социальным педагогом самого себя, т. е. своих качеств, способностей и возможностей. Завышенная самооценка, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности – качества, отрицательно сказывающиеся как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности социального педагога. Специалист, считающий процесс своего развития завершенным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития.
Ценности объекта социально-педагогической деятельности – человека (группы). Базисной ценностью для социального педагога является ценность человеческой жизни, что и определяет содержание и способы его социально-педагогической деятельности, его активную позицию по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых людей, воспитательных возможностей семьи. Благополучие людей, семьи, группы, имеющих проблемы, также является ценностью профессии. Это означает, что социальным педагогам необходимо активно стремиться не только к помощи конкретному человеку, конкретной семье, сообществу, но и к изменению той неблагоприятной социальной ситуации, в которой они оказались.
Изложенные ценности проявляются в следующем: уважение и признание достоинства личности человека, с которым он работает; принятие человека таким, каков он есть; признание многообразия и неповторимости личности, права человека на самоопределение, на ошибку, на реализацию своих потенциальных возможностей; не осуждающее отношение к человеку; вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию.
Ценности самой профессиональной деятельности социального педагога и ее результатов. Реализуя свою социально-педагогическую деятельность по стимулированию социализации, коррекции, социальному воспитанию, социально-педагогической поддержке, сопровождению, социальному педагогу важно предвидеть последствия своей деятельности.
Ценности социокультурной среды профессиональной деятельности социального педагога. Всякая профессиональная деятельность осуществляется в определенной социокультурной среде. Успешность профессиональной деятельности социального педагога способствует развитию этой социокультурной среды, ее оздоровлению, развитию, педагогизации.
Аксиологические основы социальной педагогики находят отражение в ее этических нормах и принципах.
2.3. Этические нормы и принципы социальной педагогики
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Профессиональная этика социального педагога представляет собой науку о морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность его профессии и обеспечивающих необходимые взаимоотношения, складывающиеся на основе осмысления и обобщения практики в процессе профессиональной деятельности. Эти обобщения систематизированы в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к социальному педагогу.
Этические отношения – нравственно-ориентированные связи и взаимодействия между социальными педагогами как членами коллектива, объектами их работы, социальным окружением объектов, а также специалистами различного рода учреждений, организаций, частными лицами и т. д. Они существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга, нравственных принципов, лежащих в основе социально-педагогической работы и подчиняющих себе всю деятельность, нравственных качеств, которыми отличается социальный педагог как специалист и которые стремится развивать; постоянного самоконтроля над собой, этического сознания, представляющего собой нравственно выраженное отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе отношений.
Этические действия социального педагога оцениваются с позиции нравственности. Он действует в ценностно-ориентированном мире, где цель и средство ее достижения получают оценку с точки зрения их соответствия моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Высшая цель, которую ставит перед собой социальный педагог, приступая к деятельности, может быть выражена формулой: «способствовать целесообразному социальному самосовершенствованию, воспитанию человека, нравственному благополучию семьи, воспитывающей ребенка». Для достижения поставленных целей он использует все доступные ему легальные средства. При выборе средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых – «не навреди». Ему необходимо уметь предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной цели, но и моральность (или аморальность) избранных средств ее достижения.
Конечный результат – это естественный ожидаемый продукт деятельности. Социальный педагог призван принимать меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, привлечь все необходимые ресурсы социокультурной среды для достижения поставленной цели. Ему необходимо знать возможные объективные препятствия на пути к достижению цели и своевременно предусматривать варианты действий при их возникновении, «вписываясь» в границы этических норм.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется принципами профессиональной этики – это ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений социального педагога в сфере профессиональной деятельности. Они основаны на ведущих идеях, нормах и правилах, определяющих их проявление в деятельности. Среди них:
• принцип соблюдения рациональных интересов того, с кем работает;
• принцип личной ответственности за нежелательные последствия своих действий;
• принцип уважения прав и личного достоинства тех, с кем работает социальный педагог;
• принцип принятия каждого таким, каков он есть;
• принцип конфиденциальности по отношению ко всему тому, что стало известно о воспитаннике и близких ему людях;
• принцип честности и открытости во взаимоотношениях;
• принцип отсутствия предрассудков и предубеждений в отношении того, с кем работает;
• принцип сотрудничества социального педагога с теми, с кем он работает, способствуя совместной продуктивной деятельности;
• принцип гуманизации – ориентация на ценность человека, восприятие его таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, проявление к нему толерантности.
Существуют отечественный и зарубежный этические кодексы социального педагога. В них отражены основные принципы профессиональной морали. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социально-педагогической действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса (лат. codex – книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных педагогов. Он выступает стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального педагога – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом. К базовым этическим нормативам социально-педагогической деятельности в нашей стране относятся:
• общечеловеческие ценности;
• ценности современного российского общества;
• этические нормативы зарубежных стран;
• специфические ценности социально-педагогической деятельности;
• личностные ценности и идеалы социальных педагогов.
Основой этического кодекса социального педагога является моральная норма – общее содержательное требование к его поведению и деятельности, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы морали в социально-педагогической деятельности выступают в качестве инструмента для достижения цели, а также регулятора самоуправления.
Моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности социального педагога. Они наиболее гибки и подвижны, отражают динамику развития общественных отношений, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.
Изложенное находит проявление в повседневном поведении и практической деятельности социального педагога, качественной характеристикой которого выступает его этическое поведение.
2.4. Стандарты этического поведения социального педагога
Деятельность социального поведения регламентируют сложившиеся стандарты этического поведения.
Стандарт (англ. standard – норма, образец) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным государственным органом. Стандарт этического поведения социального педагога определяют нормы и правила его профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
Этическое поведение социального педагога находит проявление по отношению к профессии, людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса; коллегам и взаимодействующим организациям.
Стандарт этического поведения по отношению к профессии социального педагога включает:
а) соблюдение кодекса этики, утверждение ценностей и правил, принципов и стандартов этического поведения;
б) повышение качества и эффективности социально-педагогической деятельности;
в) утверждение статуса социально-педагогической деятельности и укрепление у людей различных социальных групп веры в ее необходимость;
г) участие и поощрение других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социально-педагогической деятельности;
д) критическое оценивание достигнутых в личной практической работе результатов.
Этическое поведение по отношению к людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса, предполагает:
а) соблюдение принципов совместной социально-педагогической деятельности;
б) уважение личных устремлений, инициативы и творчества всех участников социально-педагогического процесса;
в) поддержание основных интересов участников социально-педагогического процесса;
г) недопущение любых форм дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках;
д) уважение к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказание им всемерного содействия для достижения высокой эффективности их работы в области социально-педагогической деятельности;
е) уважение различных мнений и подходов коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях.
Этическое поведение социального педагога по отношению к взаимодействующим организациям:
а) взаимодействие с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, Кодекса этики социального педагога;
б) развитие межинституциональных и межведомственных форм социально-педагогической работы, сохранение рабочей атмосферы в коллективах и командах, создание приемлемых условий для деятельности каждого сотрудника.
Таковы основы деонтологии социальной педагогики.
Темы для семинарских занятий
1. Деонтологические основы социально-педагогической деятельности.
2. Деонтологические основы профессии специалиста социальной сферы.
3. Профессиональный долг специалиста социальной сферы и его содержание (практическое занятие).
Темы для докладов и рефератов
1. Понятие долга в социальной педагогике и социальной работе.
2. Аксиология и деонтология в формировании учения о долге социальных работников.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем существо деонтологии, деонтологии социальной педагогики, деонтологии социального педагога?
2. Как соотносятся деонтологическая готовность и деонтологическая культура социального педагога и их сущность?
3. Как вы определите сущность и содержание аксиологии, ее связь с деонтологией?
4. Каковы основные ценностные ориентации социального педагога?
5. В чем заключается ответственность и долг социального педагога перед обществом и государством.
6. Как вы раскроете честь и достоинство социального педагога и их сущность?
7. Каковы принципы профессиональной этики социального педагога?
Список литературы
1. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Основы этики: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2010.
2. Караханова Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис… докт. пед. н. – М., 2007.
3. Кертаева Г. М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. – Павлодар, 2011.
4. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2011.
5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособ. / под ред. И. А. Липского. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М,2012. С. 238–256.
6. Этика социальной работы: принципы и стандарты: Принято Общим собранием Междун. фед. соц. раб. в июле 1994 г. в Коломбо (Шри-Ланка) // Работник социальной службы. – 2000. № 3. С. 93–101.
Глава 3. Основные принципы и реализация их требований в социально-педагогической деятельности
Проблема принципов в социально-педагогической деятельности связана с разработкой ее теоретико-методологических основ. Это позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность их использования в социальной работе.
После изучения главы 3 бакалавр должен:
• знать:
– понятие и сущность принципа и принципов социальной педагогики;
– принципы социальной педагогики как науки, как практики и как образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы;
– принципы социальной педагогики как практики, обусловленные различными факторами (объектным, субъектным, средовым и технологическим), существенно влияющими на эффективность социально-педагогической деятельности;
– общую характеристику основных принципов социальной педагогики и их требования;
• уметь:
– выделять принципы, обусловленные различными факторами, существенно влияющими на эффективность социально-педагогической деятельности, и учитывать их требования;
• владеть:
– основами выделения требований, учет которых необходим при организации социально-педагогической деятельности специалистом.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
– основные факторы, определяющие принципы социально-педагогической деятельности;
– общая характеристика основных принципов и их требования, реализуемые в социально-педагогической деятельности.
3.1. Основные факторы, определяющие принципы социально-педагогической деятельности
Принципы отражают основные закономерности социально-педагогической деятельности, выводятся из них и потому имеют объективную природу своего существования и действия. Каждый из них предъявляет обязательные правила и требования к теоретическим обоснованиям и практической деятельности социального работника. Они выполняют нормативно-регулятивную функцию.
По своей сущности принципы социально-педагогической деятельности отражают основные требования к ее содержанию, организации и процессуальной стороне. Они определяют взаимосвязь теории и практики, помогают творчески решать проблемы, достигать прогнозируемого результата.
Особенность принципов: если социальный работник учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень большая. На практике специалист на личном опыте, либо на опыте других выходит на многие (а иногда только на некоторые, типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности. В этом случае усвоенные рекомендации выступают в форме норм, правил, определяющих его практическую деятельность. Специальное изучение принципов позволяет в процессе овладения профессией усваивать те рекомендации, которые должны стать для специалиста регламентирующими в практической деятельности.
Принципы подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них обусловлен своими закономерностями, из которых вытекают соответствующие принципы. К таким факторам относятся:
– объектный – с кем работает социальный работник и каковы для него характерные социальные проблемы и способы их решения;
– субъектный – определяющий, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности, а также при оценке (анализе) процесса и (или) результата социально-педагогической деятельности конкретным специалистом;
– средовый – определяющий потребности учета его позитивного или негативного влияния на социально-педагогическую деятельность социального работника;
– технологический – определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности – это принципы воспитания общей педагогики: принцип целенаправленности; принцип систематичности, последовательности, комплексности; принцип опоры на положительное в личности; принцип сознательности и активности в воспитании.
3.2. Общая характеристика основных принципов и их требования, реализуемые в социально-педагогической деятельности
Принципы социальной педагогики, обусловленные объектным фактором. Наиболее важными из них являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип природосообразности
Истоки принципа. В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он рассматривал развитие ребенка как индивида во взаимодействии с природным и социальным окружением. Важность его признавали многие педагоги. И. Г. Песталоцци писал: «Идея элементарного образования, теоретическому и практическому разъяснению которой я отдал большую часть своих зрелых лет… есть не что иное, как идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человеческого рода» [5, с. 210].
Сущность принципа. Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том числе и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность, динамика развития и воспитания конкретного человека. Отношение к человеку должно быть как к социально-природному существу. Принцип содержит в себе два компонента: природу в целом и человека как ее часть (собственно человеческую природу). Человека можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить.
К основным требованиям принципа следует отнести необходимость:
– знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую деятельность;
– изучать и учитывать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;
– соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом, средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;
– изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, специфику индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
– учитывать в процессе социально-педагогической работы не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)
Истоки принципа. Идею индивидуализации еще в конце XIX в. высказывал Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910) в отношении исправительно-воспитательных заведений. В последующем он обратил внимание на важность его для общей педагогики.
Сущность принципа. В основе принципа лежит принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
– началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального работника наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта (клиента). Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
– необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального работника к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
– нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в социально-педагогической работе с учетом изменяющегося состояния объекта (клиента) и потребностей реализационной деятельности;
– необходимо стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека (клиента) в процессе социально-педагогической работы с ним, направляя его целесообразное самопроявление и самореализацию.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма (лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.
Истоки принципа. Идеи гуманизма восходят еще к эпохе Возрождения (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы – конец XV–XVI вв.). Однако потребовалось много веков, чтобы эти идеи переросли в гуманистическое отношение к воспитанию растущего человека.
Сущность принципа гуманизма в социальной работе означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
– социально-педагогическая деятельность направляется в интересах человека (клиента) и должна способствовать формированию и развитию его способности самостоятельно решать свои социальные проблемы;
– гуманизм не подменяется гиперопекой, вседозволенностью;
– воспитание ставит человека (клиента) в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
– в процессе взаимодействия с клиентом обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие его наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.
Принципы социальной педагогики, обусловленные субъектным фактором. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность социально-педагогической деятельности; личностный рост и авторитетность социального работника; взаимосвязи профессионализма и результативности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности
Истоки принципа. От личности социального работника во многом зависит отношение к нему как к специалисту. Этим объясняется стремление готовить специалистов по направлению «Социальная работа». Его профессионализм и авторитетность во многом определяют эффективность социально-педагогической работы с клиентом.
Сущность принципа. Личность специалиста обусловливает своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному работнику, к его слову и деятельности. Реализует себя социальный работник через индивидуальный стиль деятельности. Можно копировать его деятельность, перенимать опыт, но нельзя усвоить его стиль деятельности, стать таким же, как ее автор. Усвоенное обязательно впитает обаяние исполнителя, его эмоциональность, волевую напористость, искусство поведенческого и речевого воздействия. Тем не менее результативность во многом определяется не только мастерством социального работника, но и его искусством деятельности, своеобразием личности, ее авторитетностью.
Принцип личностной обусловленности социального работника требует учета следующих рекомендаций:
– объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности социального работника, его способности обеспечить результативность;
– в работе с человеком (группой) социальному работнику важно уметь настраивать себя на тесное общение с ним (с ней) и на прогнозируемый результат;
– в ситуации, когда социальный работник оказывается не соответствующим возможностям достижения прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
– важно оценивать особенности индивидуального стиля деятельности социального работника, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его самосовершенствования;
– при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые более эффективные методы, методики, средства и приемы социально-педагогической деятельности.
Принцип личностного роста и авторитетности социального работника
Истоки принципа. Социальный работник непосредственно способствует решению социальных проблем клиента. Его влияние во многом определяется привлекательностью и авторитетностью для клиента. «Авторитет, – писал А. С. Макаренко, – нужная вещь, без него невозможно работать, а в семье это предмет самой первой необходимости» [2, т. 5, с. 242].
Сущность принципа. Статус и назначение социального работника требует от него постоянного самосовершенствования, достижений. Эрудированный, профессионально подготовленный специалист интересен, привлекателен и авторитетен для своих клиентов. Они активно взаимодействуют с ним, тянутся к нему. Авторитет социального работника характеризуется высокой значимостью личных качеств и жизненного опыта специалиста в глазах его клиентов, тех, с кем он работает.
Рекомендации, вытекающие из принципа личностного роста и авторитетности социального работника:
– необходимость постоянной целенаправленной работы над собой – самосовершенствование. Это качество у социального работника воспитывается в образовательном учреждении, со временем это стремление становится естественной потребностью личности;
– нельзя допускать отставания социального работника от реальной жизни, достижений в сфере профессиональной деятельности;
– всегда помнить о том, что авторитет складывается на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности, а утрачивается в один миг.
Принцип взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности социального работника
Истоки принципа. Хорошо известно, что эффективность социально-педагогической деятельности зависит от мастерства социального работника. Чем выше его профессионализм, тем более способен он выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию.
Сущность принципа не требует специального раскрытия. Организатору социально-педагогической работы в ситуации принятия решения о субъекте социальной работы необходимо учитывать его профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности при оценке его профессионализма; при прогнозировании перспектив результативности профессиональной деятельности специалиста и соответственно обеспечении прогнозируемого результата; организации работы с молодым специалистом; при повышении ответственности специалистов в профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовленность социального работника определяется его компетентностью и внутренней потребностью реализовать себя в социально-педагогической деятельности в конкретных условиях и к определенному объекту (клиенту).
Основные требования принципа:
– в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяет субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);
– дифференцированный подход к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
– специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
– в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором. Наиболее важными, вытекающими из средовых факторов, являются принципы: культуросообразности; социальной обусловленности; средовой обусловленности; единства жизни и профессиональной деятельности; открытости профессиональной деятельности.
Принцип культуросообразности
Истоки принципа. В системе работы «человек – человек» важно понимать клиента, его культуру и обеспечивать соответствующее взаимодействие, проявляя профессиональную культуру. Такое взаимодействие осуществляется в определенной социокультурной среде, требующей соответствующего проявления.
Сущность принципа. Социальный работник взаимодействует с клиентом, человеком определенной культуры, в определенной социокультурной среде. Это требует от него проявления определенной культуры, позволяющей ему установить необходимый контакт и создать благоприятную ситуацию решения социальной проблемы клиента. В процессе решения социальной проблемы специалист проявляет профессиональную культуру, выступающую частью его общей культуры, его важной качественной характеристикой.
Основные требования принципа:
– понимать культуру клиента и принимать его таким, каков он есть;
– проявлять профессиональную культуру в процессе обеспечения решения социальных проблем клиента;
– сохранять личную культуру и культуру профессиональной деятельности, независимо от культуры клиента.
Принцип социальной обусловленности
Истоки принципа. Еще Иоганн Генрих Песталоцци сделал вывод, что социальные отклонения, имеющие место в формировании подрастающего поколения, обусловлены пороками общества. Чтобы их преодолеть, необходимо избавить от них само общество. Социальные проблемы конкретного человека нередко порождаются социокультурной средой его жизнедеятельности.
Сущность принципа. Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека. Он во многом определяется своеобразием государственного устройства, идеологии, политики, религии, культуры и деятельностью социальных институтов. Эти и другие условия выступают социализирующими по своему влиянию на подрастающее поколение. Они способствуют усвоению растущим человеком ценностей, норм и правил, сложившихся в обществе, опыта социального поведения, культуры, а также функционированию механизма ее передачи.
Принцип социальной обусловленности определяет и другой аспект: каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее.
Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:
– организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) – осуществляется на определенном фоне;
– социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);
– социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;
– социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении.
Социально-педагогическая деятельность специалиста должна учитывать социокультурную среду, породившую проблемы клиента и его предрасположенность к преодолению их последствий.
Принцип средоеой обусловленности
Истоки принципа. Зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности обосновал И. Г. Песталоцци. Среда порождает социальные проблемы человека, в определенной социокультурной среде решаются задачи их преодоления. Данный факт диктует необходимость создания специальной среды профессиональной деятельности социального работника.
Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая), либо место, где осуществляют профессиональную работу с ним. Она представляет собой совокупность факторов, которые существенно сказываются на субъекте и объекте социальной работы, собственно на процессе социальной работы и ее результате. Все это диктует необходимость учета влияния факторов среды на процесс и результат социальной работы.
Сущность принципа. Каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие, особенности, которые следует учитывать социальному работнику в процессе социально-педагогической деятельности. Средовый фактор может стимулировать взаимодействия с клиентом, наполнять это взаимодействие определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Эту специфику важно учитывать в социально-педагогической деятельности для ее стимулирования.
Основные требования принципа:
– для социально-педагогической деятельности специалиста по работе с определенным контингентом клиентов существует наиболее благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что диктует необходимость ее учета;
– с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта (клиента) определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное достижение;
– социальному работнику нужно уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать ее положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние негативных;
– факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе социально-педагогической деятельности.
Принцип единства жизни и профессиональной деятельности
Истоки принципа. Изначально формирование института социальной работы связано с решением социальных проблем различных категорий клиентов, препятствующих их адаптации в среде жизнедеятельности. Именно жизнь – важнейший критерий оценки эффективности социальной работы.
Сущность принципа. Жизнь определяет цели, ориентиры, содержание социально-педагогической деятельности. Она подсказывает, к чему стремиться в работе с конкретным клиентом и какие способы решения их выбрать в ситуации профессиональной деятельности.
Основные требования принципа:
– цели социально-педагогической деятельности обусловлены потребностями самой жизни;
– жизнь помогает определить способы достижения целей социально-педагогической деятельности;
– критерии оценки достижения целей социально-педагогической деятельности определяются из жизненного опыта и потребностей жизни;
– результат социально-педагогической деятельности специалиста оценивается самой жизнью.
Принцип открытости профессиональной деятельности
Истоки принципа. Важность естественной, открытой социокультурной среды профессиональной деятельности специалистов социальной сферы доказана всем процессом развития самого института, в первую очередь личной ответственностью специалистов, отношением и результатом их работы, независимо от возраста, опыта и авторитетности. Закрытая система имеет тенденцию к загниванию.
Сущность принципа. Естественная открытая среда профессиональной деятельности специалиста социальной работы наиболее полно отражает потребности общества. Она обеспечивает общественный контроль за состоянием и дальнейшим совершенствованием системы, практической деятельностью специалистов, за реализацией сложившихся этических принципов, норм и правил профессиональной деятельности.
Основные требования принципа:
– социально-педагогическая деятельность осуществляется в среде, носящей открытый, доступный для общества и лиц, заинтересованных в общественном контроле, характер;
– обеспечение единства целей и способов их достижения в процессе социально-педагогической деятельности;
– создание наиболее благоприятных возможностей для социально-педагогической деятельности социального работника, наиболее полного проявления им своего мастерства и опыта;
– принятие субъектом (социальным работником) клиента (объекта) социально-педагогической деятельности таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Между всеми принципами существует системная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них или какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одной или нескольких сторонах деятельности, выявляя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем более высокий результат в ней можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему (система принципов) в социальной педагогике. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результата деятельности. Именно система принципов обеспечивает учет основных требований, закономерностей социально-педагогической деятельности и способствует ее эффективности.
Темы для семинарских занятий
1. Основные принципы и реализация их требований в социально-педагогической деятельности.
2. Реализация принципов социально-педагогической деятельности в ситуации профессиональной деятельности социального работника.
3. Реализация принципов социально-педагогической деятельности в объектной ситуации профессиональной деятельности социального работника.
Темы для докладов и рефератов
1. Каждый принцип и рекомендации, вытекающие из него, в социально-педагогической деятельности может быть отдельной темой.
2. Система принципов в социально-педагогической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается закономерный, объективный характер принципов социальной педагогики?
2. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социальностью личности?
3. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социальным фактором формирования и развития личности?
4. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные взаимосвязью личности, среды и воспитания?
5. В чем проявляется взаимосвязь принципов социальной педагогики, и каково их влияние на цели, задачи, содержание и способы реализации?
6. Каковы основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходимо учитывать социальному педагогу в ходе практической деятельности?
Список литературы
1. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. – М.: Издат. – торг корп. «Дашков и К°», 2010.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник для студ. -4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 7-е изд., доп. – М.: Издат центр «Академия». 2009.
4. Никитин В. А. Понятие и принципы социальной педагогики. – М.: МГСУ, 1996.