Вы здесь

Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности. Глава II. Имитационные практики в обществе: социальный контекст (Ю. Г. Волков, 2016)

Глава II

Имитационные практики в обществе: социальный контекст

Находясь на уровне межгруппового, межличностного взаимодействия, личность имитационная направляет свои усилия на действия, которые предохраняют ее от того, что кажется ей принудительным и безальтернативным влиянием, официальным кодом социальности. Независимо от социального статуса стремление овладеть и распоряжаться социальными ресурсами в условиях отсутствия механизмов опосредования и согласования групповых интересов ориентирует на имитационные практики как поведенческие стратегии, направленные на маскировку собственной социальной несостоятельности, или использование рецептов симулятивности.

В контексте активности личности на социальном микроуровне можно отметить, что не существует резкого расхождения между демонстративной лояльностью к официальному дискурсу и повседневностью, в которой человек якобы обнаруживает самого себя, самоидентичность. Когда говорят об имитационных практиках, имеется в виду воспроизводство квазиреальностей, замещающих реальные достижения, оценки и результаты. Похоже, что единственный продуктивный подход в ситуации, когда возникает совокупность влияний социально-симулятивного эффекта, – социально-имитационная модель.

Существует, по меньшей мере, три препятствия, из-за которых социально-имитационные практики не могут быть отрефлексированы и должным образом оценены. Во-первых, признавая необходимость отказа от социальной имитации, новых возможностей самореализации и поднятия материального статуса, имитирующая личность с опривыченными правилами симулятивности не спешит расставаться с накопленным опытом, причем принесшим позитивные результаты адаптации.

В российском варианте речь идет, во-вторых, о том, что в условиях распространения, а точнее господства иллегальных социальных практик трудно установить критерии имитационности и креативности. В-третьих, нужно отметить, что сама по себе поляризованная структура российского общества предопределила именно имитационную направленность социальной деятельности, когда группы, традиционно отождествляемые с предпринимательством, наемным или интеллектуальным трудом, показывают вроде бы номинальные, но не имеющие практического значения результаты для социального позиционирования. В обществе не выработаны критерии социальной оценки и вознаграждения, которые были бы приемлемы для принятия в качестве универсальных и на макросистемном, и на микросистемном уровне.

Конец ознакомительного фрагмента.