Вы здесь

Сохранить здоровье ребенка. Как?. Глава 3. Растим вундеркинда (Валерия Христолюбова, 2009)

Глава 3. Растим вундеркинда


Здоровье – основа достижений

Гениальность – это наивысшее проявление интеллектуальных способностей человека, самая полная их реализация. От чего же она зависит, как ее развить, воспитать? Как каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым?

Способности ребенка необходимо начинать развивать задолго до того момента, как малыш скажет свое первое слово. Если с ним не заниматься, то оно может быть не сказано и в год, и в два, и в три.

Что содействует развитию способностей? Большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх.

Мы, матери, стараемся научить их всему как можно раньше и создаем условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям.

Раннее детство – наиболее благоприятный период для развития речи. Стимул овладения ею достаточно важный: необходимость постоянного обращения к взрослым. Многое зависит от родителей, от того, как они организуют свои отношения с ребенком. Причиной слабого развития речи может быть слишком редкое общение со старшим поколением, когда родители все свое время уделяют только уходу за малышом, а также торопятся исполнить любое его желание по первому требованию. Нужно приучать ребенка к тому, чтобы тот говорил внятно, облекал свои желания в слова, и только в этом случае выполнять их.

Развитие речи в раннем детстве идет в двух направлениях: малыш учится все лучше понимать речь и интонации взрослых и, в свою очередь, активнее строить свою собственную речь.

Развитие активной речи до 1,5 года происходит медленно. Дети усваивают от 30–40 до 100 слов и употребляют их редко. Затем, как правило, наступает резкое изменение. Дети становятся инициативными. Они не только постоянно требуют, чтобы им называли предметы, но и сами пытаются «обозначить» их. К концу 2-го года жизни ребенок знает и произносит до 300 слов, а к концу 3-го – до 1500.

Поначалу речь малыша почти не похожа на обычную, это так называемая «автономная речь». Ее составляют и искаженные слова, «найденные» им самим. Ребенок еще не обладает фонематическим слухом, не умеет правильно артикулировать, поэтому непроизвольно изменяет звуковую форму слов. Он с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремится понять, о чем идет речь, любит слушать сказки, рассказы, стихи, предназначенные не только для самых маленьких, но и для детей старшего возраста. Нужно поощрять этот интерес. Слушание и понимание смысла сказанного являются весьма важными, незаменимыми для развития малыша компонентами. Он таким образом учится познавать действительность, недоступную пока его собственному опыту.

Очень важно, чтобы родители были неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, а также принимали участие в играх, соревнованиях, самой жизни. Нужно не давить, не мешать, а помогать.

Так, самые маленькие вполне могут поставить кубик на кубик, открыть и закрыть коробку, играть с мячом, воздушным шаром. После 1,5 года задачи следует усложнять: пусть ребенок сложит пирамидку из колец, расставит кукол по росту, сложит кубики по цвету. Ребенку надо научиться обращаться с лопаткой и совком, играя с песком или снегом (пусть родители сделают «куличик» и попросят малыша «испечь» такой же). Когда он выполнит игровое задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры. Он начинает играть так, как видел: кормит зайцев, собаку, убаюкивает куклу.

Руководство взрослого состоит теперь в том, чтобы игры становились более разнообразными и длительными. Полезно проигрывать вместе с ребенком различные сюжеты (игры-упражнения). «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяло и покачаю. Теперь ты покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Такие несложные сюжеты развивают творческое воображение, необходимое для ролевых игр.




В начале 3-го года жизни в детских играх появляется сюжетная направленность. «Мама» готовит обед, кормит дочку, укладывает спать, купает ее, выходит с ней на прогулку. Руководство взрослого состоит в том, чтобы поддержать эти игры, одобрить, помочь сделать более содержательными, включать в известный сюжет 2–3 новых эпизода: куклы поехали на прогулку, затем сошли на автобусной остановке и пошли в парк…

Обучая игре, следите, чтобы ребенок привыкал к новым определенным правилам. Скажем, рядом играет другой малыш – его нельзя обижать, нельзя разрушать его постройку и бросаться песком, наоборот, следует поделиться с ним своими игрушками. Так воспитывают доброжелательность, общительность. Если же воспитать эти качества удается с трудом, чаще предоставляйте вашему ребенку возможность играть рядом с детьми постарше, которые уже умеют находиться в коллективе, а кроме того, всегда могут постоять за свои права.

Очень важно научить ребенка доводить игру до конца. Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей бесцеремонно прерываем игру, а они, заигравшись, не слышат распоряжений и не подчиняются им. Взрослые горячатся, насильно оттаскивают малыша от играющих. Все заканчивается капризами, слезами, нежеланием есть или спать. Помните: резко прервать игру малышу очень трудно – он настолько вживается в роль, что выйти из нее в одно мгновение не может. Целесообразнее переключать его на новое дело или занятие через продолжение той же самой игры; здесь, безусловно, понадобится выдумка. За самостоятельность в игре обязательно похвалите ребенка, но в меру.

К 2 годам нужно начинать знакомство ребенка с буквами. Купите кубики или подобные развивающие игры. Познакомьте малыша с элементами математики (счетные палочки, таблицы, цифры). Можно использовать цифры, которые надо наклеивать на холодильник, – ребенок будет в восторге.

Движение – залог развития личности

Организм и психика ребенка – единое целое. Уже вскоре после рождения у малыша формируются потребности: он нуждается в новых впечатлениях, в движении, общении со взрослыми. Эти потребности – основа, на которой впоследствии сформируется личность.

Решающую роль играет развитие двигательной активности малыша. В 1-й год жизни он учится многому и добивается успехов. Разве не успех – умение встать на ноги? Однако ходьба для ребенка – поначалу совсем не простое дело. Управлять своими движениями он еще не может, поэтому периодически теряет равновесие. А если нужно обойти какой-либо предмет или что-то подвернулось под ноги, тут уже не удержаться, хотя бы упасть не на пол, а на руки мамы или папы…

Что же заставляет маленького человека преодолевать страх перед падением, снова и снова прилагать усилия, чтобы сделать 2–3 шага самостоятельно? На первых порах – участие и одобрение взрослых. Но добившись первых успехов, ребенок начинает испытывать удовольствие от владения собственным телом. Ему все больше будет хотеться именно ходить, а не ползать, он уже понимает, что так быстрее доберется до желаемой игрушки.

Но вот малыш все реже и реже падает. Внимательные родители должны заметить, что он словно ищет дополнительные трудности: идет туда, где ступеньки, неровности. В 1,5–2 года его уже не устраивает просто ходьба или бег: он ходит, забавляясь, спиной вперед, кружится, шагает с закрытыми глазами…




Не нужно ограничивать сына или дочку в действиях, если они безопасны. Годовалый ребенок – страстный исследователь. Он лезет повсюду, ему все нужно потрогать, вытащить. Он везде «сует свой нос», как говорят уставшие родители, забывая, что именно это является признаком его смышлености, хорошего настроения и правильного развития. И по мере необходимости ему нужно в этом помогать, например, если он не может самостоятельно взобраться на слишком высокие ступеньки или сойти с них.

Родители должны понимать, что независимость основывается как на свободе, которую они предоставляют ребенку, так и на чувстве безопасности. Хотя некоторые представляют это наоборот: пытаются воспитывать в малыше независимость тем, что держат его подолгу одного в комнате, даже если он плачет от страха. Вряд ли такие методы могут дать хорошие результаты.

Конец ознакомительного фрагмента.