Вы здесь

Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка. Носим в себе вторую жизнь (Фёдор Бородин, 2005)

Носим в себе вторую жизнь

Непраздная женщина начинает работать

Ожидание первого ребенка – это колоссальное испытание для женщины. Женщина начинает работать. «Беременная» по-славянски – непраздная, то есть буквально «работающая». Так что даже если беременная лежит на диване, она все равно работает.

Редко кто из женщин в положении не меняется: трудно рано вставать, тошнит, одолевает слабость. Беременная становится психически значительно более уязвимой, нервозной; как говорил один многодетный священник: «Матушка начала бить посуду, значит, опять беременна». И мужу надо научиться не обращать внимания, прощать, ведь она не может собою управлять и потом, может, раскаивается и сама себе удивляется. К беременной нельзя подходить с обычными мерками.

Жизнь семьи меняется; муж должен по-другому себя вести, больше терпеть, и снисходить, и нести значительно большую нагрузку. А взаимоотношения с ребенком, которые у матери начинаются, как только она почувствует плод под сердцем, у отца появятся только после рождения сына или дочери. И он сперва не будет знать, что делать с младенцем, – лежит комочек, кричит, что это такое? Женщина-то с ним уже давно знакома…

И муж должен стараться так поступать, чтобы жена была спокойна, не нервничала, чтобы ей было хорошо, тепло. Скандалов не должно быть ни в коем случае. Надо беречь психику будущей мамы, ее душевное состояние, чтобы она все время радовалась.

И конечно, уже нужно знакомить ребенка с благодатью Божией. Хорошо мамочке почаще приступать к Причастию. Да, мы знаем, что таинство совершается в свободном волеизъявлении человека, но благодать Божия не ограничивается никакими нашими правилами, и если мама причастилась Тела и Крови Христовых, я верю, что ребенок не может не чувствовать – это же проникает во все естество человека! Присутствие Христа, Который пришел в душу мамы, – а ребеночек пока еще находится в мамином теле – таинственным образом дает детской душе опыт общения с благодатью Божией.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит советовал одному врачу-педиатру: «Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь. Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует. Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и еще находящийся во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь. Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».




Вечером папа должен усадить маму в удобное кресло и прочитать вслух вечерние молитвы. Уложить ее спать. Помыть посуду. С утра пораньше почистить картошку, поставить в холодильник. Заварить, допустим, кофе, если мама плохо себя чувствует, и налить в термос. И написать трогательную записку о том, как же он свою дорогую жену любит. Чтобы она встала и, еле-еле дойдя до кухни из-за токсикоза или дистонии, увидела, что на кухне полный порядок, хотя с вечера оставалась посуда, потому что у нее не было сил прибраться… Она смотреть не может на остатки пищи, ее воротит, и, просыпаясь, она в ужасе думает, как будет отмывать сковородку и выбрасывать ведро. А на кухне красота, стоит термос, чашка чистая, лежит записочка, что-то нарисовано, что-то радостное и теплое написано. В холодильнике кастрюлька, которую только на огонь поставить. Да, папе пришлось встать пораньше на сорок минут, но это у него было практическое занятие по христианству.

Когда рождается дитя, особенно если это уже третий, пятый или седьмой ребенок, то папа должен понимать, что его христианство распределено между работой, храмом и кухней. Оно проявляется в том, что он готов служить, хотя, скорей всего, не любит готовить и мыть посуду. Папе надо постараться обеспечить это радостное домашнее тепло. Ему, конечно, не решить всех проблем, безусловно, но настрой должен быть именно такой. Надо беречь, помогать, служить. Девиз американской полиции: «Служить и защищать!» – вот так должен и папа.

Один мужчина, когда его жена забеременела, сказал: «Слушай, какая же ты стала уродливая! Как я не люблю беременных». Она мне сама это рассказала, с ужасом и рыданиями. Как так можно? В результате ребенок вырос без отца… Бывает, мужа безумно раздражает, что жена не справляется со своими обязанностями по дому. «Почему у тебя такая грязь на кухне? Тебе что, трудно вымыть чашку? Токсикоз – ну выпей таблетку!» Раздражение возникает, когда планета, вращающаяся вокруг меня, солнца, начинает двигаться по другой траектории. Это выводит меня из себя. А все потому, что я плохо люблю. Апостол Павел говорит: Любовь не раздражается (1 Кор. 13: 4). Если я испытываю раздражение, значит, не умею любить.

Пост для беременных, и не только

Очень важно, чтобы на беременную или кормящую маму никто не давил, требуя от нее поста. К сожалению, я своими ушами слышал, как один известный архимандрит на вопрос слушательницы радио «Радонеж» ответил, что беременным надо поститься еще строже, тогда ребенок родится благочестивым. Понятное дело, у монаха нет жены и он не разбирается в этих вопросах, будь он даже прекрасный духовник. Организм матери так настроен Богом на жертвенную любовь, что ребенок заберет весь кальций из материнских волос, зубов, костей, мать все отдаст. Поэтому матери надо есть то, что хочется, и сколько хочется, и пусть никто ее этим не мучает. Потом, когда она перестанет кормить, может быть, не сразу, через некоторое время, когда организм восстановится, она сама вернется к посту.

Несколько раз я был свидетелем открытия, которое делали для себя беременные или кормящие женщины, не имевшие возможности нормально поститься. Строгие постницы, внимательно и бережно относившиеся к Уставу Церкви, они вдруг понимали, как непомерно много в их прежнем посте занимали ограничения в пище. Они говорили: «Сейчас я не могу воздерживаться от скоромного и понимаю, что, кроме этого, у меня никакого поста нет. Как мне поститься? Вот идет Великий пост, что же мне делать, чтобы это время было для меня благодатным?» И начинается поиск того, в чем можно себя ограничить, не нанося ущерба ребенку и организму, идет внутренняя работа.

Есть такой замечательный святой, блаженный Диадох; сам великий аскет, он говорит так: «Пост, хотя как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели. И мастера по какому-либо искусству в совершенстве своей искусности удостоверяют не добротностью своих орудий, но терпеливо заканчивают какое-либо изделие, и оно уже служит показателем, насколько они искусны в своем мастерстве». То есть ни один ремесленник на рынке перед покупателем не хвастается тем, какие у него замечательные инструменты, а показывает изделие. Бессмысленно показывать Богу наш пост, он Ему совершенно неинтересен, потому что это только инструмент. Если у хорошего художника нет кисточки и туши, он может взять простую ручку и ею нарисовать шедевр. И так же беременная женщина, которая сейчас не может не есть молочные и мясные продукты, или больной человек, например язвенник или диабетик… Задача поста – помочь душе стать перед Богом. Есть другие способы, кроме ограничения себя в пище, и человек для себя их находит – это тоже задание Божие.

Великим постом в этом смысле легче: своими особыми богослужениями он настраивает нас на особый лад. А вот, скажем, в Рождественский пост надо поработать над собой самому, поставить себе задачу. Например, живет алкоголик в ремиссии, или, как в народе говорят, в завязке, и не употребляет спиртного; он знает, что если выпьет один глоток, то сорвется; попробуй так же относиться к своей привычке раздражаться или осуждать – в течение недели или всего Рождественского поста. Во-первых, увидишь свою бездну, поймешь, что ты, оказывается, ничего не можешь, а во-вторых, начнешь искать способы решения этой задачи. Откроешь Псалтирь и, может быть, начнешь читать ее ежедневно или добавишь к своему молитвенному правилу акафист или поклоны…

На Рождественский пост выпадает Новый год. Празднование Нового года нашей вере во Христа не противоречит, и значит, его можно освятить и наполнить христианским смыслом. Если у вас есть родственники, скажем бабушка с дедушкой, для которых важно, чтобы вы с детьми приехали к ним отмечать Новый год, значит, надо приехать и отметить его. Но не упираться в телевизор до четырех утра, а приготовить для детей что-то интересное – игру, беседу, сказку. Немножко поесть, выпить бокал шампанского, поздравить, обнять дедушку с бабушкой – и достаточно. Вообще ближним должно быть хорошо с нами. И от нашего поста им должно быть радостно. Наступил пост – стань солнышком для других людей, забудь, перечеркни себя.




На самом деле главная борьба поста связана с тем, что в нашей жизни слишком много нас самих. Во всем – во взаимоотношениях с людьми и с Богом. Мы так полны переживаниями о себе, что похожи на стакан, наполненный до краев, в который уже не вольешь ни капли, и поэтому Бог не может ничего нам дать. Постовое самоотвержение должно начаться с того, чтобы попытаться заткнуть свое «я хочу, мне должны, я обижен», пусть меня будет как можно меньше. Постом надо больше служить другим людям. Жена устала – вымой посуду, отправь ее спать. Ребенок требует общения с тобой – почитай с ним книжку, сходи в музей, погуляй, сделай поделку, вот это будет радость.

Из своего детства я запомнил время, которое родители проводили с нами. Как отец рассказывал сказки, мать читала вслух. Конечно, маме не интересно было читать нам одни и те же детские книжки, а отцу – играть со мной в футбол, но я понимал: он это делает потому, что я ему дорог…

Вообще все родительство – это огромная школа Божиих заданий. Каждый раз перед тобой возникает некая задача и загадка, и ты должен вырасти внутренне, духовно, чтобы ее решить. Ребенок растет и ставит перед тобой все новые задачи – вернее, Бог через твоего ребенка. И начинается это с беременности.

Жена спасается чадородием – а муж?

В традиционном обществе роды были скрыты от мужа, но сейчас есть такая практика, когда муж участвует в родах, во всяком случае, присутствует. Есть, правда, статистика, что потом многие семьи распадаются. Нельзя, наверное, человека к этому принуждать, не каждый сможет. Не знаю. Но если бы я не был на родах, может, я не ценил бы с каждым годом все больше и больше свою жену… Мне не один раз пришлось присутствовать при ее родах, а однажды даже принять ребеночка, потому что все произошло молниеносно, мы не успели бы в роддом. Я уже стоял в дверях, собирался ехать в храм на службу, было воскресенье, как вдруг жена говорит: «Стой, не получится на службу». Мой друг-священник приехал в наш храм, вышел перед литургией на амвон и сказал: «Братья, сестры, молитесь, у настоятеля жена рожает, акушерки нет». Поэтому все прошло идеально и у меня, с Божией помощью, получилось принять роды. Акушерке оставалось только пуповину перевязать.

Да, не знаю, стоит ли мужу стремиться к участию в родах, но, может быть, посмотреть полезно, просто чтобы иметь представление о том, какую боль терпит любимая жена. Одно это должно вселить в него целожизненное уважение к матери своих детей.




Но многие не понимают, не хотят понимать, что такое страдание чревоношения, рождения, кормления. Недавно я слышал такую злую шутку: «Только когда женщина рожает, она понимает, что мы, мужчины, испытываем, когда у нас температура 37,5». Вот такое бывает отношение к женщине. А ведь каждые роды – это колоссальный подвиг, принимаемый из послушания Богу, из любви к мужу и ребенку. Подвиг терпения ради любви.

Ведь не сказано: «Муж спасается чадородием» – хотя он тоже участвует в воспитании ребенка и тоже очень многое терпит. Но рожающая женщина именно совершает акт мученичества ради любви. Поэтому и говорится, что чадородие ведет ко спасению.

Если будущая мама осталась одна

К сожалению, семья – это такое большое бревно, что, даже если ты Иван Поддубный, одному его не понести, нужно двое. Ну а если будущая мама все же осталась одна, что ей делать? Смириться и рожать. Воспитывать, молиться, просить Божией помощи. Конечно, ребенок обречен на ущербное воспитание. Но мы знаем примеры святых, которые росли без отцов.




Думаю, если совершилось такое предательство и мать осталась одна, то надо молиться, чтобы Господь дал другого мужа, просить об этом. Да, это дар Божий. Сейчас, к сожалению, очень мало молодых мужчин, которые хотят создать семью. Надо со смирением просить, не для себя, а ради ребенка. Бывает, что усыновивший становится родным отцом. Но надо очень усердно об этом молиться.

Матери Богом дано чувствовать свое дитя. И даже если мать не видела нормального примера в семье своих родителей, но обращается за помощью к Богу, в ней, как трава сквозь асфальт, прорастет все, что Богом вложено в женщину. Только надо не переставать молиться и просить. И чем меньше будет самости, а больше жертвенности, тем правильнее пойдет воспитание ребенка. Ведь мать тоже часто любит ребенка как планету, вращающуюся вокруг нее.

Если в семье нет отца, мальчик не понимает, как это – быть мужчиной. В неполной семье мать обычно вынуждена брать на себя роль мужика и решать проблемы, которые она по своей природе решать не должна. Это меняет ее характер, и она еще сильнее задавливает ребенка: одни проблемы порождают другие.

Как быть, как матери-одиночке вырастить сына? Только Господь может помочь, как помог матери святых Космы и Дамиана: она была вдова. И каков плод, каких великих людей она сумела воспитать! Вот такая мать была, так молилась. В молодые годы овдовела и святая Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст не создал семьи, он был монахом и епископом Константинополя; имел мужество противостоять царствующему дому ради правды Божией, до изгнания и до смерти в изгнании. Так благодатью Божией все можно наверстать, потому что она сильнее любых обстоятельств! Но надо много молиться и предавать себя и ребенка воле Божией.

Если главная задача семьи – дать опыт жизни в любви, то его может дать и одинокая мама. Любовь – самое главное! Все остальные поведенческие сценарии, которые должен передавать отец, могут быть восполнены. И никакие поведенческие сценарии не помогут ребенку, который не научен любви, который уверен, что любовь – это когда я кем-то пользуюсь… Мама может научить широте души, великодушию – а оно и есть реализация Божией любви.

Моя жена выросла без отца и матери, ей вообще неоткуда было взять то, что мы сейчас называем архетипами материнского поведения. Но она в семнадцать лет пришла к вере и доверила себя Богу. И воспитание каждого ребенка, а их у нас восемь, и ведение по жизни взрослых детей у нее получается! Лучше, чем у меня! Одна наша знакомая говорит ей: «У тебя каждый ребенок как один» – то есть не команда, которая строится по окрику: «Равняйсь! Смирно!» Каждый ребенок отслежен, понят, осмыслен. Откуда это берется, если не было перед глазами вообще никаких примеров? Мать просит у Бога помощи, со смирением принимает этот подвиг – и Господь дает Свою помощь, прорастает материнство, вложенное в каждую женщину.

Всем нам нелегко, сейчас нормальная семья развалена. Но если мы в Бога верим, молимся Ему и сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предаем, то Бог поможет. Будут трудности переходного возраста, юношества, устройства на работу, будут искушения. Но у матери, которая любит ребенка ради Бога и ребенка, а не ради себя, любит трезво, без человекоугодия («На тебе шоколада сколько хочешь, только люби меня»), будут рычаги воздействия. И ребенок не разорвет связь с такой матерью, всегда придет к ней за советом. Как святой Иоанн Кронштадтский относился к матери: уже будучи всемирно известным пастырем, он сильно заболел, врачи запретили ему поститься, и он написал маме: «Мама, благослови…» Она ему ответила: «Нет». Он ее послушался и выздоровел. Почему этот человек, к которому пол-России шло за советом, советовался с матерью? Потому что у него была такая мать. И таким она и вырастила его.

Конечно, полностью заменить несостоявшуюся или утраченную семью не может ничто. Но благодать Божия может совершить чудо и компенсировать очень многое из того, что по всем законам психологии и общества ребенку будет недоступно. Действительно, благодать Божия врачует, лечит. Поэтому маме беременной и маме с младенцем надо идти к Богу, почаще приходить в храм.