Архетип
Архетип от греческого «первообраз» – это всеобщие базовые унаследованные психические структуры личности. Возможность различать и переживать универсальные ситуации и модели поведения.
«В психоаналитической теории символ используется как член уравнения в бессознательном, в котором он пребывает. Подобие в общем смысле этого слова предполагает, что нечто похоже или равно другому. Метафора – это отождествление, сопоставление двух известных величин. И чтобы все-таки понять подлинную символику бессознательного, нужно найти вытесненные эквиваленты». Это согласуется с мнением Э. Джонса, давшего такое определение: «Только то, что вытеснено, представляется символически. Только то, что вытеснено, нуждается в символическом представлении. Этот принцип считается краеугольным камнем психоаналитической теории символики». Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет, таким образом, то обстоятельство, что сам человек не знает, что он имеет дело с «символом». Символ, по З. Фрейду, «мотивирован динамически». Импульс исходит из бессознательного».
Консультируя по методу глинотерапии, психолог и пациент будут непосредственно сталкиваться с символизмом бессознательного и очень важно корректно и правильно понимать эти послания, расширять и осознавать их содержимое.
Работа с образами в глинотерапии освобождает энергию клиента, потому что большое количество материала привязано к архетипам и коллективному бессознательному. В дополнение к этому, воображение работает с символами, а символы отражают состояние бессознательного.
Джеймс Хиллман: «Инстинкт и архетип. Первичность образов означает, что они представлены в области познания, инстинктивная деятельность которого осуществляется на аффективно-волевом уровне. В области сознательного разума инстинкт воспринимается в образной форме. В сфере поведения образы проявляются в инстинкте. Поведение всегда является разыгрыванием фантазии, а фантазия – это не просто нечто, происходящее приватно в самой голове, она есть воспроизведение самой себя в поведенческом действии, в поступке.
Психические и бихевиоральные события суть разные, но неделимые явления. Одно не является сублимацией другого, поскольку они сосуществуют вместе. Представить себе инстинкт независимым от образа-паттерна значит сделать его слепым, а понимать образы независимыми от инстинкта означает лишать их жизненности и настоятельности. Воображение тогда сделается сублимированной роскошью, а не инструментом выживания. Принцип, организующий феномен образности, принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими паттернами и привычными свойствами – универсальностью, типичностью проявления, регулярностью, постоянной повторяемостью на протяжении многих веков – Юнг назвал «архетипом». Те же самые качества присущи и инстинкту. Энергия архетипа инстинкт.