© Светлана Ремус, 2018
ISBN 978-5-4490-4149-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Техника глинотерапии – теоретическое и практическое применение в психологическом консультировании. Для практикующих психологов и психотерапевтов
Данная книга представляет трансперсональную технику арт-терапии – глинотерапию, как метод диагностического и коррекционного инструмента. В данной работе основное внимание обращается на ее возможное применение в профессиональной работе практических психологов и психотерапевтов.
В наше время психологическая наука шагнула очень далеко, развивается множество концепций и направлений, практикующие психологи и психотерапевты имеют в своём арсенале огромное количество техник, направленных на решение вопросов (я намеренно избегаю слово «проблем»), с которыми к ним обращаются. Зачастую специалисты в своей работе делают акцент на знания и умения, присущие им лично, и в какой-то степени, нивелируя ресурс и потенциал самой личности пациента. Возможно, этим утверждением, я рискую вызвать эмоциональный отклик у прирождённых рационалистов и материалистов, опирающихся на своё «могущество», но многие годы практики привели меня к чёткому осознанию, что исцеляющим моментом в любой работе является именно личность пациента, Психолог, психотерапевт, являются всего лишь попутчиками в путешествии человека в своём развитии, целью которого является разрешение вопросов и устранение препятствий с дороги личной индивидуации, которые могут представлять собой иррациональные установки, страхи, травматический личный опыт, и пр. Хорошими помощниками в подобном путешествии по человеческой душе могут стать образное мышление, фантазия, ассоциации, ирония и способность понимать то, о чем говорится между строк. Именно этими способностями и нужно обладать специалисту, чтобы тонко и корректно сопровождать пациента во время работы. В этой книге я хочу поделиться с Вами опытом консультирования арт-терапевтичекой методикой, посредством глины. Рассматриваемая в этой работе, арт-терапия посредством глины, в дальнейшем глинотерапия представляет собой процесс самоисследования посредством художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства.
Человек выражает свои внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство – это использование эмоциональных, интуитивных аспектов с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно – это значит войти во внутренний мир человека для того, чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации. Консультирование посредством арт-теапевтическх материалов невозможно без изучения аспектов трансперсональной психологии. Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов – «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски» (И. О. Елькин. История психологии)
Трансперсональная психология – это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологий. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.
Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт – это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел этот иллюзорный мир.
Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы.
Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных состояниях сознания, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Красота и изящество консультирования посредством данной методики заключается в том, что трансперсональные переживания и разрешение внутренних вопросов пациент получает посредством арт-терапевтической техники, которую предлагает ему специалист, как средство для изучения внутренних состояний.
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Роль фантазии в творческом процессе Юнг описывал следующим образом:
«Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии» (Jung, 1911/1970).
Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса (Lyddiatt, 1971), когда субъект как бы объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее.
В этой книге я познакомлю Вас с психологическим консультированием, посредством работы с глиной, как с техникой арт-терапии, опирающейся на архетипические слои психики.
Возможностью использования этой практики для проективного и корректирующего метода, а также метода интеграции бессознательного содержания в сознание человека, с дальнейшим использованием ресурсных возможностей.
Практическая значимость данной книги для практикующих психологов и психотерапевтов состоит в возможности применения новой техники арт-терапии, а именно работы с глиной, посредством трансперсонального подхода в профессиональной работе.
Кен Уилбер, основатель интегрального подхода, отмечает, что уровни спектра сознания человека представляют различия в самоотождествлении и в тех характеристиках, которые прямо или косвенно связаны с самоотождествлением. Если взять такую широко распространенную проблему, как «конфликт с собой», то можно выделить и различные уровни такого конфликта. Это связано с тем, что на разных уровнях спектра сознания пограничная линия между «я» и «не-я» проводится по-разному. Но пограничная линия представляет собой потенциальную линию фронта, так как граница отмечает территорию двух противостоящих друг другу и потенциально враждующих лагерей. Так, например, человек, пребывающий на уровне целостного организма, находит потенциально враждебной окружающую его среду, ибо она, оказывается, по ту сторону границы, находится вне его и по этой причине таит в себе угрозу его жизни и благополучию. Но человек, пребывающий на уровне «эго», считает находящейся по ту сторону границы не только окружающую его среду, но и свое собственное тело, в связи, с чем природа его конфликтов и огорчений оказывается совершенно иной. Он передвинул пограничную линию своего «я» и тем самым перенес линию фронта своих конфликтов. В этом случае собственно тело оказывается его врагом.
Эта линия фронта может стать очень резко выраженной на уровне маски, ибо здесь индивид провел пограничную линию между различными сторонами своей психики, так что линия фронта проходит теперь между индивидом, как маской, с одной стороны, и его окружающей средой, телом и частью его собственного разума – с другой. Когда человек определяет границы своей души, он определяет тем самым и характер предстоящих ей битв. От границы самоотождествления индивида зависит, какие аспекты Вселенной станут «я», а какие – «не-я». Таким образом, на каждом уровне спектра различные аспекты мира оказываются «не-я», враждебными и чужими.
Прикладное значение трансперсонального подхода в том, что он предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию – обеспечивая интегративный, многоаспектный взгляд на человека. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития.
Именно объединением в целостную картину, расширение видения происходящего, мягкого отреагирования эмоциональных блоков – в условиях, обеспечивающих поддержку человека, с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. можно решить, консультируя посредством представленного здесь метода.
Рассматриваемая в этой работе арт-терапия посредством глины, в дальнейшем глинотерапия представляет собой процесс самоисследования посредством художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин.
Человек выражает свои внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство – это использование эмоциональных, интуитивных аспектов с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно – это значит войти во внутренний мир человека для того, чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм.