Вы здесь

Сосновый орешек. Школа день (Юрий Савин)

Школа день

Удар колокола. За партами сидят подростки. Только Пиноккио остался таким же маленьким. Теперь разница видна очень сильно. Он тянет руку.


Учитель

Что скажешь, Пиноккио?


Пиноккио

Я не понимаю, учитель, на кой чёрт, вообще эта теорема Пифагора, когда речь идёт о квадрате. Я посчитал, что стороны квадрата относятся к гипотенузе с одним коэффициентом, примерно, 1,4. И не надо вычислять ни каких квадратов. Умножай на 1,4, и всё.


Рыжий

(выкрикивает)

Это будет константа Пиноккио!


Все смеются. В том числе и Пиноккио.


Учитель

Правильно, синьор Санчес, но наука может опираться только на фундаментальные знания, а не на коэффициенты.


Пиноккио

Ах если бы так! Разрешите, я выйду к доске?


Учитель

С удовольствием тебя послушаем.


Пиноккио выходит к доске.


Пиноккио

Вы поняли, что я специально сказал про коэффициент 1,4. Потому что меня заинтересовало вот что. 1,4 – это очень грубо. А вот число ПИ.


Пиноккио рисует на доске окружность с диаметром.


Пиноккио

Число ПИ – это отношение длины окружности к её диаметру. Так?


Учитель

Так.


Рыжий

Число ПИ у тебя в имени – ПИ… ноккио.


Ученикам весело.


Пиноккио

Но ведь мы ясно видим, что окружность конечна, и отрезок диаметра конечен. Почему же число ПИ, отражающее конкретные физические реалии, бесконечно? Это же противоречит здравому смыслу!


Учитель

Как всегда, Пиноккио, твои суждения экстремальны. Но ты прав – этот вопрос достоин отдельного рассмотрения. И он рассмотрен совсем недавно немецким математиком и философом Иоганном Генрихом Ламбертом. Он это назвал иррациональностью числа ПИ.