19. Расчет сварных соединений
Самый распространенный способ соединения стальных конструкций – это сварка.
Существует несколько видов сварных соединений, но наиболее часто используются стыковой и нахлесточный.
Стыковое соединение заключается в том, что пространство между соединяемыми элементами заполняется расплавленным металлом. При таком соединении предполагается, что напряжение равномерно распределяется по всей длине шва. Прочность определяется следующим неравенством:
где σw – нормальное напряжение в шве;
N – расчетная продольная сила в соединяемых элементах;
Aw – площадь продольного сечения шва;
tmin – толщина более тонкого элемента;
lw – расчетная длина шва;
Rwy – расчетное сопротивление растяжению (сжатию);
γс – коэффициент условий работы соединяемых элементов.
Прочность стыка на растяжение уступает прочности основных соединяемых элементов, так как если качество сварки недостаточно велико, в шве могут появиться дефекты (поры, включения). Поэтому на практике часто встречается косой стык, который увеличивает длину шва. Экспериментально установлено, что если угол стыка α ≤ 67°, то такой шов почти не уступает в прочности основному материалу соединяемых частей. Проверка прочности при косом стыке проводится по нормальным и касательным напряжениям.
При нахлесточном соединении соединяемые поверхности располагаются под углом друг к другу, полученный угол заливается расплавленным металлом. Расположенные перпендикулярно к действию усилия швы называются лобовыми, расположенные параллельно – фланговыми. Предполагается, что напряжение среза равномерно распределяется по расчетному сечению углового шва. Условие прочности выглядит следующим образом:
В этом неравенстве ΣAwf – расчетная площадь среза угловых швов в соединении, βf – коэффициент глубины провара шва, kf – толщина углового шва, Σlw – расчетная сумма длин угловых швов соединения, Rwf – расчетное сопротивление соединения условному срезу, γwf – коэффициент условий работы шва (обычно принимается равным единице).
Применение легирования для упрочнения швов порой приводит к тому, что несущая способность соединения определяется основным металлом, прочность которого меньше, чем у шва. Проводится дополнительный расчет на прочность:
Приведенные формулы справедливы как для лобовых, так и для фланговых швов.