Часть II. Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»
Три тысячи притчей царя Соломона[4]
Еврейское название книги Притчей: Мишле-Шеломо, или обычнее просто Мишле, как и греческое: Παροιμιαι Σαλωμῶντοσ, и латинское: Parabolae Salomonis или Liber prorerbiorum и подобное, указывают на преобладающую форму изложения этой священной книги, содержание которой составляют именно притчи, т. е. в большинстве случаев отрывочные, афористические, иногда же связные, в последовательном порядке (обнимающем целые отделы) изложенные изречения, в которых предлагаются то умозрительные истины, главным образом религиозного свойства, то – чаще всего – разнообразные правила практической мудрости, благоразумия и благоповедения в жизни религиозно-нравственной, общественной, семейной, трудовой, хозяйственной и т. д., то – иногда – опытные наблюдения над ходом жизни, дел и судеб человека и мира; словом, притчи обнимают или захватывают всю совокупность вопросов знания и жизни, представлявшихся наблюдению и размышлению.
…Понятие мудрости не ограничивается одними религиозностью, набожностью, благочестием, но обнимает жизнь во всем разнообразии, по всем направлениям и во всех отношениях. Так, например, в понятие мудрости необходимо входят рассудительность, проницательность, осмотрительность, художественные дарования и многое другое.
Толковая Библия Лопухина (в сокращении)
Книга притчей Соломоновых
О разуме и учении
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости – страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения; глупцы только презирают мудрость и наставление.
Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников.
Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее!
Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.
Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.
Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?
Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам.
Купи истину и не продавай мудрости, и учения, и разума.
Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
О мудрости
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! Не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.
Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость.
Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
Распутный ищет мудрости и не находит; а для разумного знание легко.
«Купи истину и не продавай мудрости, и учения, и разума»
Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Мудрость почиет в сердце разумного и среди глупых дает знать о себе.
Путь жизни мудрого – вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Мудрость – пред лицом у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, предводитель стада, и царь среди народа своего.
Слова Лемуила-царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
«Что, сын мой? Что, сын чрева моего? Что, сын обетов моих?
Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
Конец ознакомительного фрагмента.