© ИП Сирота, текст, 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016
Введение
Царь Соломон, живший в Х веке до нашей эры, оставил глубокий след в истории Древнего Мира. Существовал ли он на самом деле, доподлинно не установлено до сих пор, однако в Библии история его жизни и деятельности изложена столь подробно и с упоминанием такого количества фактов, имен и цифр, что принято считать его исторической личностью. Нет сомнений, однако, что образ реального Соломона, правителя, имя которого связывают с наивысшим расцветом Израильского царства, впоследствии был значительно приукрашен, и в итоге он превратился в мифическую фигуру, практически равную богам древности.
По преданию, Соломон был сказочно богат, знал толк в разнообразных удовольствиях, включая вино и женщин, обладал литературным талантом и с юности отличался необыкновенной мудростью, прозорливостью и деловой сметкой, благодаря которой ему удавалось вести выгодную торговлю с другими странами и пополнять казну на невиданные суммы. Столь выдающиеся качества на протяжении веков привлекали внимание не только ученых, но и творцов, черпавших вдохновение в произведениях Соломона и в его богатой событиями биографии, а также авантюристов всех мастей, жаждавших отыскать таинственные копи царя Соломона.
Сын царя Давида, Соломон стал третьим правителем объединенного Израильского царства. Во время его царствования был построен легендарный Иерусалимский храм, святыня еврейского народа. Позже это грандиозное сооружение было разрушено, построен новый – Второй Храм, который вскоре постигла та же участь, и сейчас о его былом величии напоминает лишь Стена Плача – место паломничества и одна из главных достопримечательностей Иерусалима. Процесс постройки Храма и его убранство красочно и подробно описаны в Третьей книге Царств, главы из которой мы публикуем в этом издании.
Жизнеописание Соломона приводится в данной книге в трех версиях: в предисловии – по статье русского церковного писателя-богослова Александра Лопухина (1852–1904), автора «Толковой Библии, или Комментариев на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», по «Краткой истории евреев» Семена Дубнова и непосредственно по библейскому тексту – Третьей книге Царств.
О «Толковой Библии Лопухина» стоит отдельно сказать несколько слов. Именно этот текст составители данного издания выбрали в качестве вступительных комментариев к Соломоновым книгам, хотя их трактовки были и до Лопухина, и продолжают появляться поныне. И все же фундаментальный многолетний труд, по современному определению, «узкого специалиста», поставившего своей целью популяризировать одну из величайших книг человечества – Библию, при этом не приукрашивая и не домысливая ее Слово, заслуживает особого внимания, уважения и благодарности.
Царь Соломон оставил в назидание потомкам несколько литературных произведений, «живучести» которых могут позавидовать многие классики – ведь его книги переиздаются и переводятся на разные языки уже более двух тысяч лет! И, что особенно удивительно, все эти двадцать с лишним веков мудрые мысли Соломона не теряют своей глубины и актуальности.
Множество исследователей занимались толкованием текстов Соломона, но это вовсе не значит, что они как-то непостижимо сложны. Напротив, его притчи, афоризмы и псалмы отличаются той особенной простотой, которая понятна каждому и которая помогает передавать смысл сказанного, что называется, от сердца к сердцу. В его философии, предписывающей миру незыблемость и цикличность независимо от человеческих страстей и желаний, и сейчас могут найти успокоение ищущие и сомневающиеся, а его знаменитая Песнь Песней и ныне способна пробуждать чувственность в разочарованных или равнодушных.
Издание, которое вы держите в руках, собрало под одной обложкой все «литературное наследие» легендарного царя: книгу Притчей Соломоновых и знаменитую книгу Екклесиаста, тексты которых для удобства восприятия мы сгруппировали по темам, Песнь Песней и три псалма, приписываемые Соломону, а также книгу Премудрости Соломона, об авторстве которой исследователи спорят до сих пор, и апокрифические Псалмы Соломона, созданные позднее неизвестным автором.
И напоследок – еще одна загадка, загаданная Соломоном потомкам. В каком году он родился, в каком возрасте вступил на престол? На этот счет ученые также до сих пор не пришли к единому мнению. Краткая табличка дат, которую мы разместили в начале книги, составлена на основе традиционной еврейской историографии, ведущей отсчет от «Сотворения мира», и хронографии Баруха Каплинского, опирающегося на труды Иосифа Флавия. Разница в датировке в этих двух источниках – более 100 лет! Позаимствовав событийный ряд из традиционной еврейской историографии, составители данного издания используют датировку Б. Каплинского как наиболее распространенную в настоящее время. В то же время историк С. Дубнов и библеист А. Лопухин, чьи авторитетные статьи мы приводим в нашей книге, отправляют легендарного царя в еще более ранний период – до 1000 года до нашей эры, причем расхождение в датах у них совсем небольшое – всего несколько лет.
Краткое жизнеописание царя Соломона
Соломон (евр. Шеломо, Шломо, араб. Сулейман) – третий и величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, Соломон еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-тилетним юношей.
Воспитанник пророка Нафана, Соломон был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Египетский фараон выдал за него свою дочь, за которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской – этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией.
Быстро развилась торговля, много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа. В Иерусалиме скапливалось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными простому камню.
Устроив внутренние дела государства, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми услугами своего соседа – царя тирского Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 г. после исхода из Египта, следовательно, около 1010 г. до Р. Х.) был построен в течение семи с половиной лет, после чего было совершено торжественное его освящение.
Соседние государи предпринимали путешествия издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах которого успела распространиться по всему Востоку. Таково было посещение царицы Савской.
Роскошь Соломона требовала огромных средств, которые и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей. Особенно важен был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного и других морей. К нему стягивалась торговля из всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки находились в подчинении у Соломона, то и вся торговля по необходимости проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в продовольственном отношении, так как она была главной и почти единственной житницей финикийских городов.
Чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения искусства. Корабли царя Соломона доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне Соломона большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 тал. = 125 000 руб. зол.).
В эту лучшую пору своего царствования Соломон вполне воплотил в своем лице идеал того «царя мира», о котором мечтал миролюбивый народ и память о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая его восточная роскошь не замедлила оказать на Соломона свое развращающее влияние. Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем («и было у него 700 жен и 300 наложниц»); под влиянием иноземных жен-язычниц он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты. Усилившиеся до крайности налоги стали обременять народ, который роптал и жаловался; блистательное царствование Соломона закончилось грозными признаками внутреннего разложения.
История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но оставленные им книги и особенно «Екклесиаст» дополняют картину его жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным, и в конце концов с грустью восклицает: «Суета сует, все суета и томление духа!»
Соломон умер в Иерусалиме на 40-м году своего царствования (1020—980 гг. до Р. Х.). История его жизни излагается в 3-й книге Царств и 2-й книге Паралипоменон.
А. Лопухин, ст. «Библейская история при свете новейших исследований и открытий»
Царь Соломон (1015—977 гг.)
Управление Соломона
Соломон вступил на престол молодым, едва достигши 25 лет. Отец оставил ему обширное государство, обеспеченное после многих войн от нападений соседних народов. Нужно было сохранить то, что добыто славными походами Давида, и дать народу возможность предаваться мирным занятиям: земледелию, ремеслам и промышленности. Это было достигнуто при Соломоне. Соломон был не воинственным, а мирным царем (самое имя его Шеломо напоминало слово «шалом» – мир). Он имел все качества, необходимые для правителя и судьи. В народе молодой царь прославился своей мудростью и проницательностью. Он умел угадывать на суде в самых трудных условиях, кто прав и кто виноват.
Следующий случай, как рассказывает предание, доставил ему славу мудрейшего судьи. К царю Соломону пришли на суд две женщины. Одна из них рассказала: «Я живу с этой женщиною в одном доме. Недавно я родила мальчика, а через три дня и моя соседка родила сына. Однажды ночью умер сын этой женщины, так как она лежала на нем во сне; она тихо встала, взяла у меня с постели моего ребенка, когда я спала, а своего мертвого положила ко мне. Утром встала я, чтобы накормить ребенка, и вижу: лежит мертвый; всмотрелась я в его лицо и заметила, что это совсем не мой сын». Другая женщина отвечала ей: «Нет, это неправда: мой сын остался жив, а твой – мертвый». Сильно спорили перед царем обе женщины: каждая утверждала, что живой мальчик – ее сын, а мертвый принадлежит ее соседке. Трудно было узнать правду. Тогда Соломон прибег к следующей хитрости. Он велел принести меч и в присутствии обеих женщин сказал слугам: «Разрежьте живого мальчика пополам и дайте половину одной женщине и половину другой!» Услышав это, одна из женщин воскликнула: «Умоляю тебя, царь, не резать ребенка, а уж лучше отдай его живым моей противнице». Другая же кричала: «Пусть не достанется ни мне, ни тебе, режьте!» Тогда стало ясно, что настоящая мать живого ребенка есть именно та женщина, которая сжалилась над ним и не допустила резать его. Царь сказал: «Отдайте ей живого ребенка, ибо она его мать!»
Весь народ дивился мудрости Соломона. Предание говорит, что Соломон превосходил своими знаниями тогдашних мудрецов Востока и даже ученейших египетских жрецов. Он сочинял притчи и «песни», «говорил о деревьях, зверях, рыбах, птицах и пресмыкающихся», то есть глубоко изучил все явления природы. В еврейской письменности имя Соломона связано с поучениями житейской мудрости, как имя Давида – с поэтическими псалмами.
Библейский летописец рассказывает, что «во дни Соломона израильтяне жили спокойно, каждый под своим виноградным деревом и своей смоковницей». Соломон не вел войн, подобно Давиду. Окружающие мелкие племена, как эдомиты и аммониты, были подвластны израильскому царю и платили ему дань; с независимыми же соседними государствами Соломон заключал мирные союзы и торговые договоры. Ближайшей соседкой еврейского царства была тогда богатая и промышленная Финикия; с юга к нему примыкал образованный и сильный Египет, а с севера – государства Месопотамии (Арам, Дамаск). С этими государствами Соломон завязал торговые сношения. Израильтяне, как народ земледельческий, вывозили туда произведения земли – хлеб, фрукты, виноград; из Финикии они получали взамен строительный лес из кедровых рощ Ливанона, а из Египта – лошадей и колесницы. Кроме того, израильская земля служила главным торговым путем, по которому шли караваны с товарами из Месопотамии в Египет. По приказанию Соломона были устроены в разных местах удобные стоянки для караванов и склады для товаров. В союзе с финикийцами израильтяне вели и морскую торговлю. Финикийские и израильские мореплаватели отправлялись на кораблях в страну чудес Офир (Индия или южная Аравия) и привозили оттуда драгоценные металлы, слоновую кость, пахучие пряности и предметы роскоши. Таким образом израильтяне стали сближаться с образованными народами Азии и Африки. Соломон вступал даже в родственные сношения с иноземными царями. В числе его жен была дочь могущественного египетского царя (фараона). По примеру других восточных царей Соломон заботился о богатстве и блеске своей столицы. Город Иерусалим украсился при нем великолепными зданиями, между которыми особенно выделялись храм Иеговы и царский дворец.
Сооружение храма
Вскоре после восшествия своего на престол царь Соломон приступил к исполнению дела, завещанного ему отцом, – к сооружению большого храма Иеговы в Иерусалиме. Местом для храма был избран холм Мория на северо-восточной стороне Иерусалима. Для этой постройки требовалось громадное количество камня и дерева. Камень был в изобилии в самом Ханаане. Десятки тысяч рабочих, набранных Соломоном из покоренных ханаанских племен, высекали в горах камни и обтесывали их в правильные плиты; другие рабочие возили эти плиты на место постройки. Для доставки нужного леса Соломон вступил в сношения с финикийским царем Хирамом, столица которого Тир славилась своими красивыми зданиями. Хирам согласился давать Соломону кедровые и кипарисные деревья из лесов Ливанона и сплавлять их морем до Яффы, ближайшей к Иерусалиму гавани. 30 000 израильтян были взяты на царскую службу, чтобы рубить лес в Ливаноне. Они были разделены на три отряда, по десять тысяч в каждом; отряды чередовались: каждый работал один месяц и отдыхал два месяца. Хирам отправлял срубленный лес в Яффу и в то же время посылал к Соломону искусных тирских каменщиков и плотников. За все эти услуги Соломон давал Хираму ежегодно, пока продолжались работы, известное количество пшеницы, масла и вина. Когда строительный материал был весь приготовлен, приступили к сооружению храма. Храм строился из каменных плит, а стены внутри покрывались кедровыми досками, на которых были вырезаны цветы, пальмовые деревья и херувимы (фигуры с распущенными крыльями); вся эта резьба на стенах была покрыта золотом.
Храм имел два отделения: внутреннее и наружное. Внутреннее отделение находилось в самом отдаленном, заднем покое здания и носило имя «дебир», или «святая святых». В нем стояли два крылатых херувима из позолоченного оливкового дерева; под распростертыми крыльями этих херувимов стоял ковчег Иеговы. Здесь постоянно царил таинственный полумрак. В наружном отделении, названном «святилищем» или палатой («гехаль»), находились кадильницы для курения фимиама, светильник, стол со священными хлебами и другие сосуды, все из чистого золота. Вдоль святилища тянулась красивая галерея с двумя толстыми медными колоннами. К этой галерее примыкал обширный двор, обнесенный стеною. Во дворе находились: большой бронзовый жертвенник, медный бассейн для омывания рук священников, названный вследствие своей громадной величины «медным морем», и прочие приспособления для жертвоприношения.
Все это величественное здание строилось несколько лет; оно было окончено около 1000 года до христианской эры. Затем начались торжества освящения храма. В осенний праздничный месяц Тишри в Иерусалим прибыло множество израильтян из всех областей государства. Священники внесли ковчег Иеговы со скрижалями заповедей в «святая святых» и поставили его там, под распростертыми крыльями золотых херувимов. Клубы дыма от курившегося фимиама окутывали этот покой храма как бы облаком, и мысль переносилась в первобытное жилище Иеговы, мрачный и величественный Синай. Царь, обратившись лицом к святыне, сказал: «Иегова решил утвердиться в густом облаке. Вот я построил дом для пребывания Твоего, место для вечного жилища Твоего». Вслед затем царь и народ перешли в наружные покои храма и во двор, где стоял жертвенник. Здесь все было залито чудным сиянием от покрытых золотом стен и колонн и от блестящих драгоценных сосудов. Священники совершили богослужение с жертвоприношением, а левиты пели хвалебные гимны и играли на арфах. Народ был очарован всем виденным и с благоговением смотрел на свой новый величественный храм. Несколько дней продолжались шумные празднества по случаю освящения храма, а затем народ разошелся и разъехался по домам.
Внешний блеск и внутренняя неурядица
Когда окончилось сооружение «дома Божия», начали строить «дом царский». Финикийские мастера построили для Соломона роскошный дворец на небольшом расстоянии от храма. Царский дворец состоял из нескольких зданий, соединенных между собою. К нему вела аллея, прозванная Ливанским лесом, так как она состояла из длинного ряда кедровых столбов. Здесь стояла царская стража с мечами и в золотых щитах. В «судебном зале» дворца стоял царский престол из слоновой кости, с золотыми украшениями. Здесь царь решал судебные споры и принимал иноземных послов. По сторонам главного дворца находились два здания: в одном жил сам царь, а в другом – главная царица, дочь египетского фараона, со своей свитой. Кроме храма и дворца появился в Иерусалиме целый ряд красивых зданий, выстроенных богатыми людьми. Столица еврейского государства стала шумным и блестящим городом. Во время ежегодных праздников Пасхи и Кущей в Иерусалим стекались массы израильтян из всех городов, чтобы молиться в храме Божием и приносить там жертвы. Богатые купцы приезжали в Иерусалим для торговли, а знатные иностранцы являлись туда, чтобы осматривать храм и другие достопримечательности израильской столицы.
Однажды в Иерусалим приехала с многочисленной свитой царица Савеи (Шева), государства южной Аравии. Она наслышалась о необыкновенной мудрости Соломона и хотела лично убедиться в верности этих слухов. Царь приветливо принял ее и отвечал на все ее вопросы и загадки. После долгой беседы с Соломоном царица Савская пришла в восторг от его ума и воскликнула: «Ты гораздо умнее и богаче, чем мне рассказывали. Счастливы подданные твои, которые могут всегда видеть тебя и слышать твою мудрость!» Она подарила царю много золота, драгоценных камней и благовонных пряностей и, получив от него также роскошные подарки, возвратилась в свою землю.
Однако к концу царствования Соломона оказалось, что в израильском государстве, несмотря на его внешний блеск, не весь народ доволен и счастлив. Дорого стоил народу этот внешний блеск. Немногие купцы и промышленники богатели от развившейся в стране торговли, но вся масса земледельцев жила в бедности. Разоренный принудительными работами для постройки храма и дворцов, трудовой народ еще стонал под бременем постоянных налогов, которые взимались у него в пользу царского двора. Соломон разделил всю страну на 12 округов, из которых каждый должен был в течение одного месяца в году доставлять все съестные припасы, нужные для содержания многочисленной царской семьи и чиновников. Обремененный налогами народ роптал, а расточительность царского двора все увеличивалась. Мудрый Соломон должен был разумнее управлять страной, но он жил с пышностью восточного властелина. У него было много жениноплеменниц: египтянок, моавитянок, финикиянок – и на содержание их требовалось очень много денег. Благодаря их влиянию жившие в Иерусалиме финикийцы и другие иноземцы могли свободно устраивать там алтари для языческих богов. Сам царь иногда присутствовал при идолослужении своих иноземных жен. Это действовало вредно на нравы народа, и можно было опасаться, что в стране распространится прежнее идолопоклонство.
Пророки имели смелость упрекать царя за его дурное поведение и предсказывали скорое распадение его царства. Признаки распадения уже стали заметны. Один из царских чиновников, эфраимит Иеровеам, воспользовался господствовавшим среди эфраимитов недовольством против царя Соломона, чтобы поднять народное восстание. Однажды пророк Ахия из Силома, встретив Иеровеама в поле, сорвал с него плащ и разорвал на двенадцать кусков. Десять кусков пророк возвратил Иеровеаму со словами: «Возьми эти десять кусков: они означают десять колен израильских, которые отпадут от потомства царя Давида и изберут тебя царем». Иеровеам, поощренный этим пророчеством, готовился во главе эфраимитов открыто восставать против Соломона. Царь, узнав о намерениях Иеровеама, послал свою стражу с приказом убить его. Тогда Иеровеам бежал в Египет и скрывался там до смерти Соломона.
Распадение царства
После почти сорокалетнего царствования Соломон умер. На престол должен был вступить старший сын его Рехавеам (Ровоам). Этот царевич не отличался никакими выдающимися качествами: он не имел ни мужества Давида, ни мудрости Соломона. Верные Давидовой династии колено Иудино и часть Вениаминова готовы были тотчас провозгласить Рехавеама царем, но прочие колена, в особенности эфраимиты, колебались. Скрывавшийся в Египте эфраимит Иеровеам, услышав о смерти Соломона, тотчас возвратился на родину и поддерживал в народе недовольство против династии Давида.
Тогда в эфраимском городе Сихеме собрались старейшины израильские с целью посовещаться о признании нового царя. Туда же прибыл и Рехавеам. Народ, недовольный тяжелыми податями, которыми его обременяли при Соломоне, решил потребовать от нового царя облегчений. Представители народа, с Иеровеамом во главе, явились к Рехавеаму и сказали: «Твой отец наложил на нас тяжелое бремя; облегчи нам это бремя, и тогда мы тебе будем служить!» Гордый Рехавеам был оскорблен этим требованием, но обещал через три дня дать ответ. Он созвал своих советников, чтобы узнать их мнение. Старшие советники, состоявшие еще при Соломоне, предлагали Рехавеаму уступить и дать народу требуемые облегчения; младшие же царедворцы, желая угодить гордому и властолюбивому царю, советовали отказать народу во всем. Рехавеам принял последний совет. Когда на третий день к нему явились народные представители, Рехавеам сказал им такие жестокие слова: «Отец мой наложил на вас тяжкое бремя, а я еще увеличу это бремя; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (бичи с крючками на концах). Этот ответ царя-тирана возмутил эфраимитов. Они закричали: «Что у нас общего с домом Давида? Расходитесь по своим шатрам, израильтяне!» Иеровеам встал во главе возмутившихся. Рехавеам выслал к народу главного сборщика податей, чтобы успокоить недовольных; но толпа забросала камнями ненавистного ей сборщика и убила его. Сам Рехавеам едва спасся; он вскочил в колесницу и бежал в Иерусалим.
После этого десять колен израильских: эфраимиты, все северные и заиорданские колена – провозгласили царем Иеровеама. Только колено Иудино и часть Вениаминова остались верны роду Давида и признали Рехавеама царем. Прибыв в Иерусалим, Рехавеам собрал большое войско из иудеев и вениамитов и решил идти войною против отпавших колен израильских. Но пророк Шемая, «человек Божий», обратился к царю и народу со словами: «Не ходите войною против братьев ваших, сынов израильских, а возвращайтесь каждый в дом свой, ибо по воле Бога совершилось все это». Собравшиеся воины разошлись. Таким образом, великое государство Давида и Соломона распалось на два отдельных царства; одно, меньшее, называлось Иудейским, или Иудеей, и имело царя из рода Давида; другое, большее, называлось Эфраимским, или Израильским, а также «Десятиколенным» царством и признало первым своим царем эфраимита Иеровеама.
С. М. Дубнов. Краткая история евреев. Часть 1,
Древнейшая (библейская) история[1]
Симеон Соломон «Царь Соломон» (1872–1874)
Питер Пауль Рубенс «Суд Соломона» (около 1617 года)
Стена Плача в Иерусалиме – сохранившаяся до наших дней часть западной стены разрушенного Второго Храма
Джеймс Тиссо «Ковчег переходит Иордан» (1896–1902)