Индейцы алтая
Типи Вэша
Изначально была просто красивая дорога в Шабалинский район, по дороге которой я уже «колесила» многожды и знала все изгибы и повороты любимого тракта М-52, а вот ведь чуток тормознула в совсем неприметном поселке Мыюта и посекретничала с местными старожилами и вся дорога стала для меня легендарной и загадочной. Дорога, как путь Индейцев на Алтай. Что такое Мыюта? Колонии, тюрьмы, строительство Чуйского тракта катаржанками… Все верно, но есть и еще расшифровка названия Мыюта.
.В начале века из Америки на Алтай переселилась группа индейцев. Их клан когда-то бежал из своей резервации в США на север, в Канаду, во главе с неким шаманом. Этот шаман ребенком учился в школе белых, потом где-то работал, но в конце концов вернулся к своему народу, занялся возвращением старых обрядов и ритуалов, устраивать тайные моления, лечить людей, в общем, обрел статус шамана. Какое-то время спустя он, ссылаясь на то, что ему было некое странное видение, стал ратовать за исход племени от невыносимой жизни в резервации в далекую страну за Большой Водой в стороне заходящего солнца, откуда пришли их праотцы. Трудным был путь племени, не многие дошли до нашего Алтая. Дошли лишь самые выносливые (воины) Не хватило сил и у шамана… После смерти шамана, которого похоронили рядом в горах, люди, решили больше никуда не ехать, а основаться здесь, в этом селении, так как окружающие места напомнили нескольким уцелевшим после всех передряг пути старикам родные места в горах откуда их некогда изгнали белые. Всего в группе к тому времени оставалось около 30 человек, но среди них было всего несколько взрослых мужчин и стариков. Индейцы кое-как разместились в нескольких полуразрушенных жилищах на краю этого селения и начали обустраивать новую жизнь, налаживать контакты с соседями и властями, учиться языку. Жизнь в маленькой общине была очень тяжелой. Мужчины пытались охотиться, работали на валке леса, нанимались на строительные работы, в то время как женщины вели хозяйство, вместе с детьми собирали ягоды и грибы, кедровые орехи, ловили рыбу. Местные жители, как русские, так и коренные алтайцы, приняли их вполне дружелюбно, помогали, чем могли, но, упорно называли всех их одинаково – «эти индейцы». Старший (вождь) попросил грамотного русского соседа написать и выставить на окраине поселения табличку со словами – «МЫ-ЮТА». (штат ЮТА) Так табличка сыграла роль указателя названия поселка —МЫЮТА. Огорчение было в том, что в настоящее время в этом селе нет уже ни одного живого Индейца. Но осталась память и словесные координаты, где можно встретить Индеанистов. И, уже развернувшись в обратном направлении, я еду в с. Улус-Черга, где была большая община индеанистов, которая здесь просуществовала лет десять, постепенно, в основном из-за бытовых трудностей, начала разваливаться, её члены стали разъезжаться. И сейчас в этом краю из них остались буквально единицы. Один из них – Мазаташунга, или Железный Конь. А в миру он – Станислав из Улус-Черги, внук телеутского шамана. С его совета мы направились к другому Индеанисту, самому доступному для нашего района, проживающему в с. Камлак Имя «ВЭШ» которое переводится с лакотского, как «Серая Сова».
Конец ознакомительного фрагмента.