Вы здесь

Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. Глава 4. Подготовка к работе (С. Ю. Ращупкина, 2011)

Глава 4

Подготовка к работе

Подготовка и оборудование рабочего места

Место для лепки должно быть идеально ровным, ведь малейшая неровность после покрытия лаком станет очень заметной и испортит вид изделия. Лицевая сторона поделки также должна быть ровной, поэтому перед началом выполнения работы потренируйтесь на небольшом кусочке теста.

Противень застелите фольгой для запекания, предварительно смочив его водой при помощи губки или тряпочки. Это не даст фольге скользить по его поверхности. После того как вы застелите противень фольгой, уберите лишнюю жидкость. Это можно сделать с помощью линейки, расчески или лопаточки, проведя их ребром по фольге и постепенно выгоняя из-под нее воду. Поверхность фольги должна быть абсолютно ровной.

На вашем рабочем столе обязательно должны стоять 2 стакана: один – с маслом, другой – с водой. Вода нужна для смачивания теста при высыхании, а растительным маслом удобно смазывать ладони, чтобы избежать прилипания теста к рукам.

Если у вас уже приготовлена рамка, в которую вы вставите поделку, то на фольге можно сразу сделать разметку, очертив шариковой ручкой внутренний периметр рамки. Это поможет вам определить границы поделки.

Выбор инструментов и материалов

Итак, после приготовления теста и оборудования рабочего места можно приступать непосредственно к лепке. Значит, вам необходимо выбрать композицию картины, панно или любого другого изделия, определиться, какой вид теста нужен для изготовления деталей. Так, для простых моделей можно использовать тесто с обойным клеем; для изготовления основы картин, панно или пластинок вам потребуется твердое тесто, а для мелких деталей лучше выбрать нежное тесто с применением глицерина.

Далее подберите необходимые инструменты, большую часть из которых можно найти на кухне; правда, что-то вам все-таки нужно будет прикупить.

Итак, вам потребуются следующие инструменты:

скалка для раскатывания теста;

кухонный нож, стеки для разрезания теста;

кондитерское колесико. С его помощью можно красиво оформить края изделия мелкозубчатой каймой;

кондитерская кисточка. При помощи нее вы будете смачивать поверхности деталей водой для их склеивания;

чеснокодавилка. Тесто, пропущенное через чеснокодавилку, можно использовать дли изготовления хвоста, гривы животного, волос человечков или имитации травинок. Чтобы сделать длинные жгутики, заклейте скотчем большую часть дырочек, оставив всего 4–6 свободных отверстий;

чайное ситечко используют для тех же целей, что и чеснокодавилку. Выдавливая тесто через ситечко, получают тонкие короткие жгутики, чаще используемые для оформления волос и шерсти. Учтите, что необходимо подобрать не слишком частое ситечко;

кондитерские формочки. С их помощью вырезают детали из пласта раскатанного теста, благодаря чему работа, связанная с изготовлением одинаковых деталей, заметно ускоряется;

соломинка для коктейля. Ее используют для изготовления дырочек в маленьких поделках, которые предполагается затем подвесить. Кроме того, с ее помощью создают ажурный рисунок или ярко выраженный рельеф;

алюминиевая фольга. Поделки из теста чаще лепят на алюминиевой фольге, в нее же заворачивают изделие и запекают в духовке в первые минуты, после чего ее убирают, чтобы поделка высохла равномерно. Кроме того, алюминиевую фольгу часто используют внутри крупных деталей в виде арматуры;

железная проволока выполняет функции крепежа. Для этого небольшой ее кусок сгибают в виде шпильки и вставляют вглубь теста. После запекания и отделки поделку можно повесить на стену за этот крепеж;

щипцы-кусачки необходимы для отрезания от проволоки куска нужной длины;

вязальная спица. С ее помощью аккуратно собирают все детали из теста, не повредив их, чего довольно трудно добиться, работая руками. Кроме того, ею можно сделать складки на одежде человечков;

вилка. Обычная столовая вилка пригодится для нанесения на пласт теста плетеных узоров. Кроме вилки, для выполнения рельефного рисунка можно использовать расческу, пробки от бутылок с резьбой и многое другое;

зубочистка пригодится для изготовления из теста ножек для мебели, с ее помощью можно нанести на пласт теста различные узоры;

шаблоны, вырезанные из плотного картона, могут заменить кондитерские формочки. Для этого на раскатанный пласт теста следует положить шаблон необходимой формы и обвести его по контуру ножом;

кондитерский шприц. С помощью различных насадок можно получить жгутики разной формы, например для изготовления венка из теста. Кроме того, вдавливая кончик насадки в пласт теста, легко получить декоративный узор из сердечек, звездочек, кружков;

пуговицы используют для изображения рельефного узора, просто вдавливая их в тесто. Например, таким образом можно украсить одежду человечков. Для удобства использования к пуговице можно приклеить деревянный дюбель. Если у нее есть ножка, то в дюбеле необходимо просверлить для нее небольшое отверстие. Дырочки в простой пуговице заполняют клеем;

кастрюля с водой и полотенце для рук. Во время работы требуется периодически очищать руки от налипшего теста;

лак. Готовые изделия желательно покрыть лаком (исключение – использование глазури), так как они боятся сырости и влаги. Кроме того, лак защищает изделие и от пыли. Можно использовать матовый, глянцевый или полуматовый лак и, главное, чтобы они были густыми, так как жидкий лак впитается в тесто и оставит на изделии пятна;

кусочки мха, гвоздики, деревяшки разной формы, можжевеловые, рябиновые и другие ягоды, семена различных растений, небольшие веточки, листочки, горошины, ракушки, камушки, сухоцветы, бусины и т. д. можно использовать для украшения и отделки готовых изделий.


Для изготовления различных, небольших, поделок можно использовать формочки из гипса, глины или дерева.


Доставайте тесто из холодильника небольшими кусочками непосредственно перед работой, тогда оно будет меньше плыть, что упростит процесс лепки.

Сушка, склейка и хранений готовых изделий

СУШКА

Сушить изделие можно разными способами. Самый простой, но и самый продолжительный – сушка на открытом воздухе. В данном случае влага из поделки испаряется очень медленно – за один день обычно просушивается около 1 мм изделия, поэтому вся поделка высыхает в общей сложности за 1–2 недели. Кроме того, изделие необходимо переворачивать, чтобы оно высыхало равномерно. Этот вариант сушки великолепно подходит для изделий из цветного теста. Можно сушить поделки и возле отопительных приборов, но за ними придется тщательно следить, так как из-за перепада температур на них могут появиться трещины.

При втором, комбинированном способе сушки поделку кладут сушиться на солнце в течение 1–2 суток, а после запекают в духовке до полного приготовления. Изделие можно положить на противень и поставить в предварительно разогретую духовку. Тут важно помнить о том, что черный противень нагревается быстрее, чем белый, поэтому при его использовании необходимо снизить температуру на 25 °C.

Противень с изделием нужно поставить на самую верхнюю полку. После того как поделка немного подрумянится, противень перемещают на среднюю полку. Если появились пузыри или изделие стало вздуваться, температуру необходимо немедленно уменьшить, иначе на поделке появятся трещины.

При сушке изделия толщиной 5 мм в электрической духовке температура в первый час должна быть на уровне 75 °C, в следующие 30 мин – 100 °C, в течение следующих 30 мин – 125 °C, а в последний час ее необходимо увеличить до 150 °C. Если же толщина изделия меньше 5 мм, то на последнем этапе работы поделку сушат только 30 мин.

Если ваша поделка большого размера, то после сушки на открытом воздухе в течение 2–3 дней поставьте изделие в духовку, прогретую до 50 °C, на 1 ч. В последующие 2–3 ч увеличьте температуру до 75 °C, а потом выключите духовку и оставьте в ней изделие на 10–12 ч. Затем переверните фигурки и продолжите их выпекание по той же схеме. Можно вынуть немного лишнего теста из изделия при его переворачивании, но не стоит увлекаться этим слишком сильно, иначе ваша поделка станет очень хрупкой. При сушке изделий из цветного теста не поднимайте температуру выше 125 °C.


В современных электрических печах есть вентилятор, благодаря которому можно ставить в духовку сразу два противня с изделиями: один – на верхнюю полку, другой – на нижнюю. Если же вы сушите только на одном противне, следует немного уменьшить температуру нагрева духовки.


В газовой духовке поделки сушат точно так же, как и в электрической, только время необходимо увеличить в 2 раза. Кроме того, при сушке в газовой духовке дверцу следует всегда держать приоткрытой.

Подрумянить поделки можно при температуре 180–200 °C. При этом нужно учитывать, что на верхней полке выпуклые поверхности быстрее приобретут золотисто-коричневый цвет, а на самой нижней – быстро подрумянятся тонкие детали. Зная это, можно подрумянить только отдельные части изделия, добиваясь тем самым особого декоративного эффекта. На этом этапе работы следует очень внимательно следить, чтобы поделки не подгорели.

Высушенное изделие издает звонкий звук при постукивании по нему, а глухой звук означает, что поделка изнутри сырая.

ХРАНЕНИЕ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Все соленые изделия не выносят влаги, поэтому их нельзя хранить во влажных и сырых помещениях, на кухне, в ванной комнате. Кроме того, помните, что краски со временем выгорают на солнце, поэтому старайтесь не располагать поделки так, чтобы на них падали солнечные лучи. С течением времени изделия из соленого теста становятся хрупкими, соответственно с ними следует бережнее обращаться.

ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ

Для защиты от влаги изделия необходимо покрыть лаком или грунтовкой.

Поделки для этого разложить на основе, к которой они не прилипнут, например на смятой фольге (так они меньшей площадью коснутся ее поверхности). Затем мягкой кисточкой с хорошей щетиной покрыть все изделие защитным слоем, нанося его равномерно по всей поверхности.

Грунтовка придаст поделке бархатистый вид, а краски станут более насыщенными и глубокими.

Пpu создании композиции помните, что большее количество различных оттенков сделает вашу работу более живописной.

СКЛЕЙКА ДЕТАЛЕЙ

Отдельные детали композиции можно скрепить между собой с помощью зубочистки, которую используют как небольшими кусочками, так и целиком, и воды. Для этого вставьте один конец зубочистки в крупную деталь, на другой конец очень аккуратно наденьте вторую деталь. Мелкие части изделия можно склеить, смочив прилегающие друг к другу поверхности водой. При этом необходимо следить за тем, чтобы вода не попала на лицевую поверхность изделия, так как от нее могут остаться пятна.

СБОРКА И ОФОРМЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ

С поделками из соленого теста хорошо сочетаются различные натуральные материалы: веточки, мох, семена, ягоды, соломка, сухоцветы, колосья, ракушки, камешки и т. д. Кроме того, изделие можно украсить кружевом, мешковиной, бусинами, нитками, пряжей. Для оформления фона можно взять кусочки ткани или цветной бумаги, а края самого изделия легко оформить тесьмой. Но необходимо помнить о том, что первостепенную роль играет изделие из соленого теста, а остальное должно только дополнять его, поэтому постарайтесь не перегружать работу лишними деталями.

Для приклеивания изделия к основе воспользуйтесь клеем ПВА, им также можно приклеить к основе рамку и ткань. Тесьму, ракушки, веточки, листочки и т. д. лучше присоединять с помощью клея «Момент».

Рекомендации по приготовлению соленого теста

Соленое тесто – очень доступный материал для лепки, для приготовления которого требуются самые простые продукты: мука и соль.

Качество муки всегда различно, ведь оно напрямую зависит от погодных условий, в которых созревало зерно, и от степени его размола. В связи с этим рецепт теста практически всегда приходится корректировать. Например, можно добавить немного ржаной муки; правда, тут главное – не переборщить, так как ржаное тесто более липкое и пористое, а потому его труднее сушить.

Соль можно использовать любую, нужно только чтобы она не была слишком крупной; впрочем, в этом случае ее легко измельчить в кофемолке. Сначала ее можно растворить в воде и только потом смешать с мукой, тогда тесто получится более эластичным, а значит, и более удобным в работе. Количество соли не должно быть слишком большим, иначе изделия получатся ломкими и хрупкими.

В качестве добавок можно использовать картофельный крахмал или готовый клейстер, который требуется сварить по следующему рецепту: в 0,5 стакана холодной воды растворите 1 ст. л. крахмала. В кастрюльке 1 стакан воды доведите до кипения и влейте растворившийся крахмал, постоянно помешивая, варите несколько минут, пока раствор не загустеет. Затем уберите кастрюлю с огня и остудите. Добавьте клейстер вместо воды в смесь из муки и соли.

Соленое тесто для изготовления изделий должно быть достаточно густым. Чтобы добиться хорошего результата, сначала налейте в миску воды, растворите в ней соль, а после этого постепенно всыпьте просеянную муку. Перед этим добавьте в нее все дополнительные ингредиенты.

На первом этапе тесто можно мешать с помощью миксера, далее его нужно разминать уже на специальной доске на столе, а не в миске. Вымешивайте его тщательно, чтобы оно получилось однородным и эластичным. При этом необходимо регулировать его густоту – в слишком мягкое тесто добавьте еще соли и муки; если же оно начинает крошится, вам следует влить еще немного воды.

Мешать тесто надо до тех пор, пока оно не станет податливым и мягким. Затем поместите его в пакет и положите в холодильник не менее, чем на 2 ч, благодаря чему оно станет более однородным и пластичным.


Пpu вымешивании теста поверхность стола следует время от времени посыпать мукой, чтобы оно не прилипало к столешнице.

Секреты работы с соленым тестом

Здесь перечислим наиболее важные моменты работы с соленым тестом, которые помогут избежать возможных трудностей при выполнении даже самых первых изделий. Что-то из этого так или иначе было упомянуто выше, однако предлагаем вам еще раз перечитать эти рекомендации, так как они очень важны для получения прекрасного результата.

1. Тесто следует хранить в плотно закрытой емкости или полиэтиленовом пакете в холодильнике в течение 1–2 дней, но не более.

2. Если тесто прилипает к рукам, в него необходимо добавить немного муки.

3. В тесто можно добавить пряности (карри, тмин, перец, корицу, мускатный орех) или ароматические масла. Это придаст ему аромат, который сохранится и после выпечки.

4. При изготовлении цветного теста нужно оставить небольшой кусочек неокрашенного теста, чтобы легко было получить различные оттенки используемых цветов.

5. Можно приготовить красивое мраморное тесто. Для этого в белое тесто надо добавить немного краски и не размешивать ее до конца.

6. Если собираетесь лепить из соленого теста вместе с детьми, добавьте в него немного растительного масла – этот нехитрый прием упростит процесс лепки.

7. Перед работой смажьте стол, руки и скалку растительным маслом, и тесто не будет к ним липнуть.

8. Если на высушенном изделии появились трещины, следует развести клей ПВА небольшим количеством воды и втереть эту смесь в трещину.

9. В тесто для изготовления мелких деталей добавьте немного клея ПВА, тогда части композиции будет легче склеивать между собой.

10. Если после хранения тесто стало мягким, в него необходимо добавить немного муки.

11. Тесто, пролежавшее сутки в холодильнике, будет отличаться от только что приготовленного, особенно после сушки. Это можно использовать при изготовлении поделки. Если же вы не хотите, чтобы разные детали отличались друг от друга, вложите старый кусочек теста внутрь изделия.

12. Если тесто подсохло, в него требуется добавить немного растительного масла – это вернет ему эластичность.

13. Тесто лучше использовать на следующий день после приготовления, так как его качества при хранении улучшаются.

14. Старайтесь приготовить все дополнительные материалы (картон, кисточки, бусины, инструменты и т. д.) заранее, чтобы не пришлось отвлекаться во время лепки.

15. Лепка из соленого теста немного похожа на лепку из пластилина, но вместе с этим при работе с тестом есть некоторые особенности: детали надо склеивать между собой, смазав их водой, тогда как при работе с пластилином детали соединяют примазыванием.

16. Если после сушки от изделия отделилась какая-то часть, ее легко приклеить с помощью клея ПВА.

17. Чтобы овладеть основными приемами лепки, потренируйтесь на небольшом кусочке теста.

18. Тесто можно раскатать в пласт толщиной 0,5–1 см, а затем с помощью стеки или ножа вырезать детали нужной формы. Чтобы при этом по краям изделия не пошли трещины, ведите нож медленным плавным движением.

19. Подготовленные детали помещают на противень, покрытый фольгой, и скрепляют между собой. При изготовлении картины все детали следует сразу же помещать на подрамник.

20. Далее на деталях можно рисовать, писать, вылепливать с помощью различных приспособлений всевозможные изображения.

21. Рельеф необходимо выполнять сразу после раскатывания, иначе в пласте теста останутся провалы. Для выполнения рельефных узоров доступно использовать самые разные предметы. Например, одной стороной колпачка от фломастера вы можете делать небольшие кружки, а другой – изобразить снежинки.

22. Если вы делаете подвеску, то еще в сыром изделии следует сделать отверстие с помощью соломки для коктейля. В высушенной поделке выполнить это уже не получится.

23. Помните, что на лицевой стороне поделки не должно быть ни трещин, ни морщинок.

24. На тесте можно сделать красивые отпечатки, вдавливая в его пласт пуговицы, колоски, травы, рельефные ткани или кружева. Для этих целей можно сделать специальный валик и вырезать на нем нужный вам узор. Также легко положить на тесто травинку или колосок, прокатать сверху валиком и осторожно с помощью пинцета убрать предмет. Тесто должно быть эластичным и плотным. В мягком тесте четкие отпечатки не получатся.


Некоторые мастера, добавляют в тесто 1 ст. л. крема для рук, что так же, как и растительное масло, придает тесту пластичности.


25. Выпуклые рельефы можно получить, вдавив тесто в форму с углублением, предварительно посыпав ее поверхность мукой, чтобы тесто не прилипло к ней. Вынимайте из формы деталь очень осторожно, чтобы не повредить ее.

26. Многие сложные изделия состоят из простых деталей, поэтому, если вы впервые работаете с соленым тестом, попробуйте сначала сделать жгутики, лепешки и шарики.

27. Шарик получают, раскатывая кусочек теста круговыми движениями между ладонями.

28. Расплющив шарик, вы получите лепешку. Выполнить это можно прямо на поделке.

29. Из лепешки получают кулечки, также необходимые для изготовления некоторых сувениров.

30. Если шарик защипнуть с одной стороны и вытянуть этот выступ, слегка поворачивая заготовку, вы получите каплю.

31. Жгут формируют, прокатывая тесто между ладонями. Если при этом надавливать на один конец немного сильнее, вы получите конус.

32. Чтобы сделать ленту, нужно прокатать жгут карандашом или расплющить его пальцами. Ленту можно собрать в спираль или красивую рюшу.

33. Пальчики на ручках и ножках фигурок можно сделать, выдавив ножом прямые линии, глаза – при помощи остро отточенного карандаша, улыбку – чайной ложкой или приложенным под углом колпачком от авторучки.

34. Если хотите вставить в изделие бисер, он обязательно должен быть стеклянным, так как пластмассовые бисеринки расплавятся при сушке в духовом шкафу.

35. Если вам нужно соединить детали, одна из которых уже подсохла, для начала ее необходимо смочить водой с помощью мягкой кисточки.

36. Внутри крупных изделий можно сделать каркас, с ролью которого успешно справятся шарики из скомканной фольги, стянутой скотчем, или баночки и стаканчики.

37. Некоторым изделиям необходим внешний каркас. Например, сидящего человечка помещают в коробку для обуви, покрытую изнутри фольгой, которую можно закрепить с помощью скотча. Перед сушкой в духовке следует убрать скотч, иначе он расплавится и придаст вашей поделке некрасивый вид.

38. Тонкие высокие детали можно сделать без каркаса двумя обжигами. Для этого вылепленные детали положите плашмя на противень с фольгой и осуществите предварительный обжиг. Затем выньте их из духовки и остудите. Прикрепите детали к изделию и выполните заключительный обжиг всей поделки.

39. Если главная деталь изделия представляет собой толстую большую лепешку, поделка получится очень тяжелой и будет плохо пропекаться. Кроме того, ее поверхность довольно трудно сделать ровной. Чтобы избежать всех этих проблем, сомните кусок фольги (можно взять фольгу, бывшую в употреблении) и положите его внутрь большого куска соленого теста. Затем покатайте в руках и сплющите, сделав лепешку. После этого раскатайте вторую лепешку – в 1,5 раза больше первой и толщиной 3–4 мм. Первую лепешку смочите водой и оберните второй лепешкой – ваша основа готова.


Если после изготовления изделия у вас осталось немного теста, можно вылепить из него детали, которые часто используются в различных изделиях: листочки, мелкие цветы, серединки роз и пр.


40. Иногда сначала необходимо вылепить отдельные детали и немного подсушить их, а только потом изготовить все остальное. Тогда подсушенные детали приклеивают ко всему изделию позже с помощью воды.

41. Если деталь не должна прикасаться к противню, вы можете сделать из фольги специальные подпорки, которые легко убрать после сушки.